Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности нарушений морфологического компонента речевой деятельности и методы его преодоления при общем недоразвитии речи второго уровня

Работа №44335

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей морфологического компонента речевой деятельности у детей с ОНР II уровня 6
1.1 Овладение морфологической системой языка в ходе речевого
онтогенеза 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи II уровня 13
1.3 Особенности морфологической системы у детей с ОНР II уровня 19
Выводы по Главе 1 22
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию и развитию морфологического компонента речевой деятельности у детей с ОНР II
уровня 24
2.1 Организация и методика исследования морфологического компонента
речевой деятельности у детей с ОНР II уровня 24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3 Методические рекомендации по преодолению нарушения
морфологического компонента речевой деятельности у детей с ОНР II
уровня 34
Выводы по Главе II 40
Заключение 42
Список литературы

Актуальность исследования: на сегодняшний день является
актуальным вопрос изучения грамматического строя речи в целом, и выявление закономерностей грамматического строя языка у детей, страдающих таким недугом как общее недоразвитие речи. Все это позволяет сформулировать основные постулаты для реализации программы коррекционно-педагогического воздействия. Данная проблема приобретает все новые и новые обороты поскольку по статистике с каждым годом таких детей становится больше и им труднее дается обучение в целом и в грамматике русского языка в частности.
Что представляет собой морфологический компонент - это не что иное как изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.п.) без изменения при этом основного значения слова. Такие навыки по умолчанию должны быть усвоены ребенком еще до школы в младшем и среднем возрасте.
Вопрос сформированности морфологического компонента важен поскольку, даже имея большой словарный запас, но не умея им грамотно пользоваться и апеллировать новыми словами, произнося при этом несвязанную речь, ребенок, во-первых, будет иметь проблемы в школе в части успеваемости, во-вторых, будет иметь комплекс неполноценности, испытывая на себе насмешки сверстников, одноклассников.
Все это позволяет сделать вывод о том, что вопрос грамматической системы словоизменения в речи дошкольников с ОНР является значимым и актуальным на сегодняшний день.
Цель исследования: выявить особенности нарушений
морфологического компонента речи и определить методы их преодоления у детей с общим недоразвитием речи второго уровня.
Объектом исследования является грамматический строй у детей с общим недоразвитием речи второго уровня.
Гипотеза исследования: учитывая системный характер нарушений речевого развития у детей с ОНР 2 уровня, можно предположить, что у этой категории детей уровень морфологического компонента речевой деятельности находится на начальном этапе.
Задачи исследования:
1 Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2 Провести экспериментальное исследование детей с общим недоразвитием речи второго уровня и детей с нормальным речевым развитием по выявлению уровня сформированности морфологического компонента речевой деятельности.
3 Выявить особенности нарушений.
4 Определить основные методы коррекционной работы по устранению нарушений морфологической системы при общем недоразвитии речи 2 уровня.
Методологическая основа исследования:
- положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Т.Б.Филичева, Р.Е. Левина, А.Р.,Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович );
- научные представления о симптоматике, механизмах и структуре речевого дефекта при ОНР (Н.С. Жукова , Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина и др.),
- положения и исследования процессов формирования грамматического строя, а также его нарушений (А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, А.М.Шахнарович,);
- методики коррекционно-развивающей деятельности и диагностики (О.А.Новиковская, И.А.Зимняя др.).
Методы исследования: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме, методы качественной и количественной обработки, метод математической статистики.
Практическая значимость исследования: данная работа может представлять интерес для логопедов, психологов, педагогов и других специалистов массовых и специальных (коррекционных) учреждений, занимающихся изучением теоретической и практической сторонами проблемы, а также для родителей, имеющих детей с нарушениями речи. Материалы выпускной квалификационной работы , в частности пособие по развитию грамматического строя речи для детей с ОНР 2 уровня, внедрены в практическую деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Дошкольного отделения г. Казани.
Апробация: результаты исследования были представлены на V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», г. Казань, 2018 год.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из важнейших задач воспитания дошкольников , является развитие речи.
В соответствии с целями и задачами изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Выяснили , что морфологическая составляющая речи - наиболее важная форма развития речи , так как именно в грамматических категориях проявляется связь окружающего мира.
Развитие речи в норме предполагает, что к 5 годам дети усваивают склонения существительных всех типов, процесс развития системы словоизменения подходит к завершению.
Правильная речь способствует более логичным мыслям, обобщать , анализировать, выражать свои мысли, усваивают более абстрактные понятия. Законы и категории морфологии дети познают в играх , в общении со взрослыми, в процессе их жизнедеятельности.
Учитывая психолого- педагогические особенности детей с ОНР 2 уровня и этапы развития грамматического строя в онтогенезе, гипотеза дипломной работы предполагала , что у этой категории детей уровень морфологического компонента речевой деятельности находится на начальном этапе.
На данный момент существует необходимость в установлении достоверных данных обследования развития морфологического компонента детей с ОНР 2 уровня.
Гипотеза была доказана , в ходе выпускной квалификационной работы. В рамках решения второй задачи, был проведён констатирующий эксперимент, в котором участвовали 30 детей. Первую группу составили дети с ОНР 2 уровня, вторую группу составили дети с речевым развитием в норме. Обследование проводилось по методике разработанной на основе работ Г.В. Чиркиной, Р.И.Лалаевой и О.Б.Иншаковой.
В результате проведенного обследования и последующего анализа, сделали вывод , что уровень усвоения морфологической системы языка, соответствует начальному этапу.
Проделанная нами работа позволила уточнить структуру и механизм речевого дефекта, при ОНР второго уровня.
Итогом работы стала разработка пособия для развития морфологического компонента у детей с ОНР 2 уровня с учетом их когнитивных и речевых особенностей.
Цели и задачи были выполнены.


1. Артеменко, О.Н. Формирование диалогической речи у детей с ОНР/ О.Н. Артеменко, Н.И. Семернина // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8.- С. 42-43.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева , В.И. Яшина. - М., 2000.- 400 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 296 с.
4. Василенко, А.П. Теория и практика по курсу "Введение в языкознание": материалы для самостоятельной работы бакалавров 1 курса факультета иностранных языков / А.П. Василенко. - Брянск: РИО БГУ, 2013.- 32 с.
5. Венгер, Л.А. Психология: учеб. пособ. для пед. Училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М., 2005.-215 с.
6. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада: программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 97 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / книга для педагогов. - М.: Детство-Пресс, 2007.- 472 с.
8. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Просвещение, 2000.- 281 с.
9. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова.- М.: Просвещение, 2010.- 52 с.
10. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие / В.П. Глухов. - М., 2004.- 78 с.
11. Денисова, О.А. Детская логопсихология: учебник для студентов вузов /
O. А. Денисова, Т.В. Захарова, О.Л. Леханова. - М.: Владос, 2015.- 159 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): кн. для логопеда / Л.Н.Ефименкова - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016.- 174 с.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб .-метод. пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005.- 238, 320 с.
14. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений: учебное пособие/ А.Г. Зикеев.- М.: Академия, 2007.- 210 с.
15. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд. исправленное и дополненное.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 276 с.
16. Камынина, А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов / А.А. Камынина .- М.: Изд-во МГУ, 2007.- 53 с.
17. Корнев, А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у
детей (нейропсихологические аспекты). Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник /
А.Н.Корнев. - МПГУ, 2005.- 43-47 с.
18. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева.- М., 2004.- 103 с.
19. Лалаева , Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников /
P. И Лалаева , Н.В. Серебрякова. - СПб., 2014.- 160 с.
20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Книга по требованию , 2012.- 98 с.
21. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 480 с.
22. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
23. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб.:, 2004.528 с.
24. Новиковская, О. А. Логопедическая грамматика для малышей: пособие для занятий с детьми 2-х - 4-х лет / О.А. Новиковская. - СПб.: КОРОНА,
2004.
25. Основы теории и практики логопедии: учеб. пособие / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2009.- 367 с.
26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2004.- 287 с.
27. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин. - М., 2002.- 42-55 с.
28. Столярова, А.Л. Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и у дошкольников с ОНР / А.Л. Столярова. - 2012.- 121 с.
29. Судакова, В.Е. Этапы обучения речи-рассуждению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.Е. Судакова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1.- С.134-136
30. Тамбовцева, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Тамбовцева // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 2001.- №12.- С. 105-123
31. Тенкачева, Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2014. - № 1.- С. 82-92
32. Тихонова, Г.А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи/ Г.А. Тихонова // Логопед в детском саду. - 2010.- С. 76-81
33. Токарев, А.А. Совместная работа педагога-психолога и учителя- логопеда с общим недоразвитием речи у детей старшего дошкольного возраста (ОНР 1 уровень) / А.А. Токарев, Е.А. Иванова // Мир современной науки. - 2012. - № 5.- С. 1-3
34. Ушакова, О.С Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2008. - 287 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155. М.: ТЦ Сфера, 2015.
36. Федоренко, Л.П. Методика развития речи: пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ / Л.П. Федоренко, Т.А. Фомичева Т.А. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
37. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Дрофа, 2011.- 362 с.
38. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. - Екатеринбург, 2000.146 с.
39. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: пособ. для студ. Дефект. факультетов, практ. работников спец. учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина - М.: Альфа,
2004. - 103 с.
40. Шахнарович, А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения: коллективная монография / А.М. Шахнарович , Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М.: Либроком, 2009.- 328 с.
41. Чуковский, К.И. От 2-х до 5-ти.../ К.И. Чуковский , 11 изд., - М., 2000.99 с.
42. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013.- 323 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ