Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №44332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования предикторов социальной
компетентности дошкольников с нарушениями речи 7
1.1 Содержание и структура социальной компетентности детей дошкольного возраста 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 14
1.3 Личностные особенности детей с нарушением речи как предикторы
социальной компетентности 22
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Исследование личностных особенностей детей с нарушением речи как предикторов социальной компетентности 36
2.1 Методы и этапы исследования личностных особенностей детей с
нарушением речи 36
2.2 Анализ результатов исследования личностных особенностей детей с
нарушением речи как предикторов социальной компетентности
39
Выводы по главе II 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения

Актуальность исследования. Потребность общества в существенной модернизации системы образования требует применения комплекса подходов в организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Компетентностный подход, олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании и соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта. В специальном образовании, где на первый план выдвигается проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, их успешной интеграции в общество особую значимость приобретает формирование и развитие именно социальной компетентности, как одной из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни.
Социальная компетентность, как личностное качество человека, становится востребованным во всех социальных сферах, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление.
Социальная компетентность - интегративное качество личности, формируемое в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения межличностных и внутриличностных социальных позиций. Одним из важнейших факторов формирования социальной компетентности ребенка является развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами
Несмотря на то, что проблеме социального становления и развития
дошкольников уделяют внимание в своих работах многие исследователи
аспект, связанный с определением сущности социальной компетентности,
подходов, принципов, условий ее формирования у дошкольников с ОНР в
3
специальной педагогике разработан не достаточно. В отечественной логопедии проблема овладения социальными представлениями детей с ОНР старшего дошкольного возраста рассматривалась в научных исследованиях разных авторов.
Проблема формирования социальной компетентности у дошкольников с нарушениями речи, как интегративного качества в соответствии с ФГОС, не привлекала внимания исследователей.
Решение новых, более широких задач требует оптимизации коррекционного инструментария, расширения его за счет интеграции в технологии методов, приемов, средств из смежных дисциплин, использование, которых поможет повысить эффективность коррекции коммуникативных навыков, личностных особенностей как предикторов формирования социальной компетентности детей с нарушением речи как интегративного качества личности в соответствии с ФГОС.
Цель исследования - изучить социальную компетентность и личностные особенности как предикторы социальной компетентности детей с нарушением речи.
Объект исследования- социальная компетентность дошкольников
Предмет исследования- предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями речи
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешность
формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с нарушением речи определяется личностными особенностями детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования личностных особенностей как предикторов социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, как с нормальным речевым развитием, так и с нарушением речи, их влияние на речевое и коммуникативное развитие.
2. Экспериментально изучить личностные особенности как предикторы социальной компетентности у детей с нарушением речи и возможности личностных особенностей в формировании социальной компетентности.
3. Определить и научно обосновать на основе компетентностного и деятельностного подходов содержание комплексной коррекционной работы личностных особенностей, как фактор формирования социальной компетентности.
4. Подтвердить эффективность коррекционной работы по формированию личностных особенностей как предикторов социальной компетентности и сформулировать методические рекомендации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о cyщноcти и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, A.B. Брушлинский, Ю.Н. Емельянов, И.А., Зимняя, H.B. Калинин, E.B. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, P.M. Чумичева, В.В. Цветков, М.Г. Ярошевский, W. Pfingsten, К. Rubin, L. Rose-Kresnor, и др.); о взаимосвязи формирования социальных представлений в процессе социализации ребёнка; о решающем значении общения в процессе формирования социальных представлений, (Г.М. Андреева, М.И. Лисина, С. Московичи, Е.О. Смирнова); идея внедрения проектного метода в дошкольное образование (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Н.В. Микляева, Е.А. Панько, Н.Ш. Тюрина и др.); психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.Н. Ушакова); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В. Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, С.А.Игнатьева, И.Ю.Кондратенко, О.С.Орлова, Л.Г.Соловьева, ЕЛ.Черкасова, Г.В.Чиркина и др.); методология междисциплинарного подхода в системе специального образования, определяющая принцип интегративного взаимодействия специалистов в едином коррекционно- образовательном пространстве (Т.Н.Волковская).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с нарушением речи.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос социальной компетентности детей является актуальной уже с давних времен. Данным вопросом интересовались очень много исследователей из области психологии, логопедии, педагогики, написаны большое количество трудов на данную тему. В нашей работе мы рассмотрели одну из направлений данной работы: развитие предикторов социальной компетентности детей с нарушением речи. Предикторами социальной компетентности определили: коммуникативную активность и познавательную
Первая глава была посвящена теоретическим аспектам исследования.
Социальная компетентность детей развивается в зависимости от степени дефекта. У данных детей отмечаются нарушения и в психическом развитии ребенка. Отклонения так же прослеживаются и в эмоциональных и волевых и мотивационнах сферах.
Итак, нарушения в речи влияют и на взаимоотношения ребенка с окружающими, на сформированность самооценки, самосознания. Данные дети характеризуются стеснительностью, застенчивостью.
Изучив теоретические аспекты, мы принялись к диагностическому исследованию социальной компетентности детей с нарушением речи, и личностные особенности, как предикторы социальной компетентности данной категории детей.
Целью педагогического эксперимента являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы коррекционно - развивающих занятий, обеспечивающих эффективность формирования социально - коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Показатели констатирующего этапа эксперимента таковы: дети с
нарушением речи показали низкие результаты социальной компетентности, данным детям характерны эгоцентрический тип эмпатии, у них низкий уровень способности к партнёрскому диалогу и низкий уровень коммуникативных способностей, а также их самооценка ниже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
По методике Г.М.Беспаловой у детей экспериментальной группы результаты низкие, дети контрольной группы показали результаты соответствующие возрастным нормам.
По всем остальным методикам дети экспериментальной группы так же показали низкие результаты
Далее для выявления взаимосвязи, мы использовали корреляционный анализ по Т-Критерию Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t (8.1) находится в зоне значимости.
Итак, по данным результатам, можем сделать вывод, что наша цель достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Антопольская, Т. А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей / Т. А. Антопольская, С. С. Журавлева// Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. - 2014. - №4(32). - С.178-194.
2. Белкина, В. Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: учеб. пособие / В. Н. Белкина. - Ярославль: ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 2004 -с.245
3. Белокурова, Г. В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета / Г. В. Белокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008.
- № 74-2
4. Большой психологический словарь. / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. — М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003- с.312
5. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 68 - 79.
6. Болотова, А. К. Социальные коммуникации / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М. : Издательский дом Высшей школы, 2015 - 147
7. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М. : Книголюб, 2004 -471
8. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997.
- № 4. - С.11 - 17.
9. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. н. / О. Ф. Борисова. - Челябинск, 2009 -541с
10. Волковская Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 66-72.
11. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004 -147
12. Выготский, Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л. С. Выготский // Психология личности: хрестоматия. - Самара, 1990-с.451
13. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А. Г. Гогоберидзе // Управление в дошкольном образовательном учреждении. - 2006. - № 1. - С. 10 -19.
14. Горелов, И. П. Невербальные компоненты коммуникации / И. П. Горелов. - М.: Наука, 2009-с.165
15. Гузеев, В. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / В. Гузеев // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 36 - 45.
16. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 / В. И. Даль. - М.: Академия, 1995-с.341
17. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 7780.
18. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 36- 52.
19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. / под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. - Минск : Университетская, 1997.
20. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ И. В. Дубровина. - М. , 1999-412с.
21. Егорова, М. А. Коррекционно-педагогическая работа по
социальному воспитанию дошкольников в детском доме: автореф. дис
канд. пед. наук / М. А. Егорова. — М., 1998. — 17 с.
22. Ермолова, Т. В. Развитие социальных качеств младшего школьника /
Т. В. Ермолова // Культурно-историческая психология: современное
состояние и перспективы. - М.: МГППУ, 2006-221с.
23. Ермолова, Т. В. Тезисы Международной Конференции / Т.В. Ермолова // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. - М.: МГППУ, 2006 -с.198
24. Ерофеева, Т. И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе взаимодействия старшего поколения семьи с детьми / Т. И. Ерофеева, А. Н. Дорхина // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М.: ООО «Русское слово». - 2015. - С. 34-54.
25. Жинкин, Н. И. Язык - речь - творчество. Избранные труды / Н. И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998-с.274
26. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова [и др.]. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998- с.341
27. Захаренко, Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е.Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. - М.: Азбуковник, 2003-с.147
28. Захарова, Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников / Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. 2011. - № 2. - С.113-117.
29. Зебзеева, В. А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В. А Зебзеева. - М.: Сфера, 2007. - 128 с.
30. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 22-28.
31. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретикометодологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня.
- 2006. - № 4. - С.20-27.
32. Иванова, Д. И. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции / Д. И. Иванова, К. Р. Митрофанов, О. В. Соколова - М.: АПК и ПРО, 2003 -400с.
33. Кармодонова, О. Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков: авгореф. дис. ... канд. пед. Н. / О. Ф. Кармодонова. - Новосибирск: [б. и.], 2009 - 247с.
34. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной
компетентности: дис.... канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. - СПб., 1995314с.
35. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / A. B. Козлова. - М.: Академия, 1998-247с.
36. Козлова, С. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: современный аспект / С. А. Козлова // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М.: ООО «Русское слово». - 2015. - С. 11-16.
37. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа
социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников. / Л. В. Коломийченко - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
38. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников дошк. образоват. учр./под общ. ред. Е. М. Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2002.234с.
39. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраст: науч.-метод. работ / под ред. О. В. Дыбиной [и др.
]. - Тольятти: ТГУ, 2008 - 475с.
40. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебнометодическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997 -324с.
41. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - - Издательский центр "Академия", 2001-600с.
42. Краткий психологический словарь / под ред. Л. А. Карпенко [и др.]. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998- 314с.
43. Кузнецова, М. И. Развитие познавательных способностей и предпосылок к учебной деятельности в предшкольный период. Ч. 1 / М. И. Кузнецова, С. В. Литвиненко. - Черноголовка, 2008-287с.
44. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - Питер, 2002 -387с.
45. Лебедева, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
46. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей/ Р. Е. Левина. - Специальная школа, 1967, вып. 2 (122) -65с.
47. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. Вузов / под. ред. Волковой Л. С. 5-е изд. - М: перераб. и доп. Изд. : ВЛАДОС, 2009 178с.
48. Морозов, Г. В. Невропатология и психиатрия / Г. В. Морозов, В. А. Ромасенко. - М. : Медгиз, 1962- 374с.
49. Немов, Р. С. Психология в 3 т / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, Владос, 1995 -547с.
50. Ожегов. С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: ИТИ технологии, 2005-627с.
51. Основы специальной психологии/ под. ред. Кузнецовой Л. В., Переслени Л. И., Солнцевой Л. И. - М.: Просвещение, 2003-579с.
52. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967- 220с.
53. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. - М.: Академия, 1995-90с.
54. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно- метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Ин-т общегум. Исследований, 2002 - 631с.
55. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.
А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011 -167с.
56. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997 -300с.
57. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - М.: Воронеж: МПСИ, НПО МОДЭК, 2004 -261с.
58. Реут, М. Н. Психологическая и психотерапевтическая коорекция при нарушениях развития детей / М. Н. Реут. - Казань: Карпол, 1997-471с.
59. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. - М.: Академия, 2009.
60. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. - Спб.: Питер, 2002 -134с.
61. Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. -№ 4. - С. 138 - 143.
62. Служба практической психологии образования Московской области [Электронный ресурс] : образовательный портал. - Электрон. дан. - режим доступа: http://www.psychologia.edu.ru/article.php?id_catalog=14&id_position=1 1 , свободный. - Загл. с экрана.
63. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебнометодическое пособие / А. М. Щетинина - Великий Новгород НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000 -263с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ