ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования предикторов социальной
компетентности дошкольников с нарушениями речи 7
1.1 Содержание и структура социальной компетентности детей дошкольного возраста 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 14
1.3 Личностные особенности детей с нарушением речи как предикторы
социальной компетентности 22
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Исследование личностных особенностей детей с нарушением речи как предикторов социальной компетентности 36
2.1 Методы и этапы исследования личностных особенностей детей с
нарушением речи 36
2.2 Анализ результатов исследования личностных особенностей детей с
нарушением речи как предикторов социальной компетентности
39
Выводы по главе II 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования предикторов социальной
компетентности дошкольников с нарушениями речи 7
1.1 Содержание и структура социальной компетентности детей дошкольного возраста 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 14
1.3 Личностные особенности детей с нарушением речи как предикторы
социальной компетентности 22
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Исследование личностных особенностей детей с нарушением речи как предикторов социальной компетентности 36
2.1 Методы и этапы исследования личностных особенностей детей с
нарушением речи 36
2.2 Анализ результатов исследования личностных особенностей детей с
нарушением речи как предикторов социальной компетентности
39
Выводы по главе II 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения
Актуальность исследования. Потребность общества в существенной модернизации системы образования требует применения комплекса подходов в организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Компетентностный подход, олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании и соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта. В специальном образовании, где на первый план выдвигается проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, их успешной интеграции в общество особую значимость приобретает формирование и развитие именно социальной компетентности, как одной из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни.
Социальная компетентность, как личностное качество человека, становится востребованным во всех социальных сферах, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление.
Социальная компетентность - интегративное качество личности, формируемое в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения межличностных и внутриличностных социальных позиций. Одним из важнейших факторов формирования социальной компетентности ребенка является развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами
Несмотря на то, что проблеме социального становления и развития
дошкольников уделяют внимание в своих работах многие исследователи
аспект, связанный с определением сущности социальной компетентности,
подходов, принципов, условий ее формирования у дошкольников с ОНР в
3
специальной педагогике разработан не достаточно. В отечественной логопедии проблема овладения социальными представлениями детей с ОНР старшего дошкольного возраста рассматривалась в научных исследованиях разных авторов.
Проблема формирования социальной компетентности у дошкольников с нарушениями речи, как интегративного качества в соответствии с ФГОС, не привлекала внимания исследователей.
Решение новых, более широких задач требует оптимизации коррекционного инструментария, расширения его за счет интеграции в технологии методов, приемов, средств из смежных дисциплин, использование, которых поможет повысить эффективность коррекции коммуникативных навыков, личностных особенностей как предикторов формирования социальной компетентности детей с нарушением речи как интегративного качества личности в соответствии с ФГОС.
Цель исследования - изучить социальную компетентность и личностные особенности как предикторы социальной компетентности детей с нарушением речи.
Объект исследования- социальная компетентность дошкольников
Предмет исследования- предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями речи
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешность
формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с нарушением речи определяется личностными особенностями детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования личностных особенностей как предикторов социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, как с нормальным речевым развитием, так и с нарушением речи, их влияние на речевое и коммуникативное развитие.
2. Экспериментально изучить личностные особенности как предикторы социальной компетентности у детей с нарушением речи и возможности личностных особенностей в формировании социальной компетентности.
3. Определить и научно обосновать на основе компетентностного и деятельностного подходов содержание комплексной коррекционной работы личностных особенностей, как фактор формирования социальной компетентности.
4. Подтвердить эффективность коррекционной работы по формированию личностных особенностей как предикторов социальной компетентности и сформулировать методические рекомендации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о cyщноcти и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, A.B. Брушлинский, Ю.Н. Емельянов, И.А., Зимняя, H.B. Калинин, E.B. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, P.M. Чумичева, В.В. Цветков, М.Г. Ярошевский, W. Pfingsten, К. Rubin, L. Rose-Kresnor, и др.); о взаимосвязи формирования социальных представлений в процессе социализации ребёнка; о решающем значении общения в процессе формирования социальных представлений, (Г.М. Андреева, М.И. Лисина, С. Московичи, Е.О. Смирнова); идея внедрения проектного метода в дошкольное образование (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Н.В. Микляева, Е.А. Панько, Н.Ш. Тюрина и др.); психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.Н. Ушакова); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В. Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, С.А.Игнатьева, И.Ю.Кондратенко, О.С.Орлова, Л.Г.Соловьева, ЕЛ.Черкасова, Г.В.Чиркина и др.); методология междисциплинарного подхода в системе специального образования, определяющая принцип интегративного взаимодействия специалистов в едином коррекционно- образовательном пространстве (Т.Н.Волковская).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с нарушением речи.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Социальная компетентность, как личностное качество человека, становится востребованным во всех социальных сферах, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление.
Социальная компетентность - интегративное качество личности, формируемое в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения межличностных и внутриличностных социальных позиций. Одним из важнейших факторов формирования социальной компетентности ребенка является развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами
Несмотря на то, что проблеме социального становления и развития
дошкольников уделяют внимание в своих работах многие исследователи
аспект, связанный с определением сущности социальной компетентности,
подходов, принципов, условий ее формирования у дошкольников с ОНР в
3
специальной педагогике разработан не достаточно. В отечественной логопедии проблема овладения социальными представлениями детей с ОНР старшего дошкольного возраста рассматривалась в научных исследованиях разных авторов.
Проблема формирования социальной компетентности у дошкольников с нарушениями речи, как интегративного качества в соответствии с ФГОС, не привлекала внимания исследователей.
Решение новых, более широких задач требует оптимизации коррекционного инструментария, расширения его за счет интеграции в технологии методов, приемов, средств из смежных дисциплин, использование, которых поможет повысить эффективность коррекции коммуникативных навыков, личностных особенностей как предикторов формирования социальной компетентности детей с нарушением речи как интегративного качества личности в соответствии с ФГОС.
Цель исследования - изучить социальную компетентность и личностные особенности как предикторы социальной компетентности детей с нарушением речи.
Объект исследования- социальная компетентность дошкольников
Предмет исследования- предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями речи
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешность
формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с нарушением речи определяется личностными особенностями детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования личностных особенностей как предикторов социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, как с нормальным речевым развитием, так и с нарушением речи, их влияние на речевое и коммуникативное развитие.
2. Экспериментально изучить личностные особенности как предикторы социальной компетентности у детей с нарушением речи и возможности личностных особенностей в формировании социальной компетентности.
3. Определить и научно обосновать на основе компетентностного и деятельностного подходов содержание комплексной коррекционной работы личностных особенностей, как фактор формирования социальной компетентности.
4. Подтвердить эффективность коррекционной работы по формированию личностных особенностей как предикторов социальной компетентности и сформулировать методические рекомендации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о cyщноcти и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, A.B. Брушлинский, Ю.Н. Емельянов, И.А., Зимняя, H.B. Калинин, E.B. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, P.M. Чумичева, В.В. Цветков, М.Г. Ярошевский, W. Pfingsten, К. Rubin, L. Rose-Kresnor, и др.); о взаимосвязи формирования социальных представлений в процессе социализации ребёнка; о решающем значении общения в процессе формирования социальных представлений, (Г.М. Андреева, М.И. Лисина, С. Московичи, Е.О. Смирнова); идея внедрения проектного метода в дошкольное образование (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Н.В. Микляева, Е.А. Панько, Н.Ш. Тюрина и др.); психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.Н. Ушакова); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В. Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, С.А.Игнатьева, И.Ю.Кондратенко, О.С.Орлова, Л.Г.Соловьева, ЕЛ.Черкасова, Г.В.Чиркина и др.); методология междисциплинарного подхода в системе специального образования, определяющая принцип интегративного взаимодействия специалистов в едином коррекционно- образовательном пространстве (Т.Н.Волковская).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с нарушением речи.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Вопрос социальной компетентности детей является актуальной уже с давних времен. Данным вопросом интересовались очень много исследователей из области психологии, логопедии, педагогики, написаны большое количество трудов на данную тему. В нашей работе мы рассмотрели одну из направлений данной работы: развитие предикторов социальной компетентности детей с нарушением речи. Предикторами социальной компетентности определили: коммуникативную активность и познавательную
Первая глава была посвящена теоретическим аспектам исследования.
Социальная компетентность детей развивается в зависимости от степени дефекта. У данных детей отмечаются нарушения и в психическом развитии ребенка. Отклонения так же прослеживаются и в эмоциональных и волевых и мотивационнах сферах.
Итак, нарушения в речи влияют и на взаимоотношения ребенка с окружающими, на сформированность самооценки, самосознания. Данные дети характеризуются стеснительностью, застенчивостью.
Изучив теоретические аспекты, мы принялись к диагностическому исследованию социальной компетентности детей с нарушением речи, и личностные особенности, как предикторы социальной компетентности данной категории детей.
Целью педагогического эксперимента являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы коррекционно - развивающих занятий, обеспечивающих эффективность формирования социально - коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Показатели констатирующего этапа эксперимента таковы: дети с
нарушением речи показали низкие результаты социальной компетентности, данным детям характерны эгоцентрический тип эмпатии, у них низкий уровень способности к партнёрскому диалогу и низкий уровень коммуникативных способностей, а также их самооценка ниже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
По методике Г.М.Беспаловой у детей экспериментальной группы результаты низкие, дети контрольной группы показали результаты соответствующие возрастным нормам.
По всем остальным методикам дети экспериментальной группы так же показали низкие результаты
Далее для выявления взаимосвязи, мы использовали корреляционный анализ по Т-Критерию Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t (8.1) находится в зоне значимости.
Итак, по данным результатам, можем сделать вывод, что наша цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Первая глава была посвящена теоретическим аспектам исследования.
Социальная компетентность детей развивается в зависимости от степени дефекта. У данных детей отмечаются нарушения и в психическом развитии ребенка. Отклонения так же прослеживаются и в эмоциональных и волевых и мотивационнах сферах.
Итак, нарушения в речи влияют и на взаимоотношения ребенка с окружающими, на сформированность самооценки, самосознания. Данные дети характеризуются стеснительностью, застенчивостью.
Изучив теоретические аспекты, мы принялись к диагностическому исследованию социальной компетентности детей с нарушением речи, и личностные особенности, как предикторы социальной компетентности данной категории детей.
Целью педагогического эксперимента являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы коррекционно - развивающих занятий, обеспечивающих эффективность формирования социально - коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Показатели констатирующего этапа эксперимента таковы: дети с
нарушением речи показали низкие результаты социальной компетентности, данным детям характерны эгоцентрический тип эмпатии, у них низкий уровень способности к партнёрскому диалогу и низкий уровень коммуникативных способностей, а также их самооценка ниже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
По методике Г.М.Беспаловой у детей экспериментальной группы результаты низкие, дети контрольной группы показали результаты соответствующие возрастным нормам.
По всем остальным методикам дети экспериментальной группы так же показали низкие результаты
Далее для выявления взаимосвязи, мы использовали корреляционный анализ по Т-Критерию Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t (8.1) находится в зоне значимости.
Итак, по данным результатам, можем сделать вывод, что наша цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДИКТОРЫ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с комплексными нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Выявление предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня (нейропсихологический подход)
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ЛИЦ
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК
ПРЕДИКТОРА РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА
КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



