КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Закономерности развития и проявления нарушений мелкой моторики
рук у детей с общим недоразвитием речи 7
1.2. Изобразительная деятельность-средство развития мелкой моторики у
детей с общим недоразвитием речи 17
Выводы по I главе 23
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи 24
2.1. Характеристика контингента участников исследования и методики
обследования мелкой моторики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 24
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития мелкой моторики у
детей с общим недоразвитием речи 27
Выводы по II главе 32
Глава III. Содержание и результаты коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи средствами
изобразительной деятельности 33
3.1 Содержание и организация формирующего эксперимента по развитию
мелкой моторики детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 33
3.2 Анализ и интерпретация результатов контрольного
эксперимента 41
Выводы по III главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Закономерности развития и проявления нарушений мелкой моторики
рук у детей с общим недоразвитием речи 7
1.2. Изобразительная деятельность-средство развития мелкой моторики у
детей с общим недоразвитием речи 17
Выводы по I главе 23
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи 24
2.1. Характеристика контингента участников исследования и методики
обследования мелкой моторики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 24
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития мелкой моторики у
детей с общим недоразвитием речи 27
Выводы по II главе 32
Глава III. Содержание и результаты коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи средствами
изобразительной деятельности 33
3.1 Содержание и организация формирующего эксперимента по развитию
мелкой моторики детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 33
3.2 Анализ и интерпретация результатов контрольного
эксперимента 41
Выводы по III главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей с общим недоразвитием речи [28]. У них вместе с речевой симптоматикой отмечаются и неречевые симптомы, к которым относятся нарушения общей и мелкой моторики. У одних детей недоразвитие речи сочетается с двигательной неловкость, вялостью движений, скованностью, малоподвижностью, замедленностью всех движений, у других - с гиперактивностью, большим количеством лишних движений, двигательным беспокойством, импульсивностью, а также наблюдаются нарушения мелкой моторики кистей и пальцев рук.
М.М. Кольцова, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова к наиболее частым нарушениям мелкой моторики у детей с нарушениями речи относят недостаточную координированность и четкость движений, трудности их переключения и автоматизации [18].
Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием речи детей [26].
Поэтому необходимо находить новые пути развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, одним из таких направлений является обучение детей средствами изобразительной деятельности. В детских садах изобразительная деятельность сводится, в основном к копированию готовых образцов, дети обучаются новым графическим элементам или образам. Сопровождая изобразительную деятельность речью, целенаправленно развивая двигательные умения, повышается уровень развития мелкой моторики, познавательной активности, усидчивости, аккуратности и пр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение путей коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: нарушения мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по
преодолению нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи средствами изобразительной деятельности
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционная работа по преодолению нарушений мелкой моторики детей с общим недоразвитие речи средствами изобразительной деятельности на логопедических занятиях в условиях единой коррекционно-образовательной среды будет способствовать повышению уровня мелкой моторики у детей с ОНР.
Задачи исследования
1) Провести теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2) Изучить особенности и выявить уровень развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи
3) Разработать, апробировать коррекционной программу по преодолению нарушений мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности в процессе логопедической работы и определить ее эффективности.
Методологической основой является теория Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, концепция М.М. Кольцовой о взаимосвязи двигательной активности и развития функций мозга ребенка, теория Р.Е. Левиной о третьем уровне речевого недоразвития, положение С.А. Мироновой о развитии речи детей с общим недоразвитием речи с помощью пальчиковых игр, концепция Т.А. Ткаченко о комплексной логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, положение Т.Б. Филичевой о психолого-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, взгляды О.А. Вепревой на художественное
развитие дошкольников, положение Н.В. Рыжовой о влиянии изобразительной деятельности на коррекцию общего недоразвития речи, концепция С.Е. Гавриной по развитию мелкой моторики с помощью рисования, положение Т.А. Добровольской об использовании различных техник рисования, теория А.Р. Лурия| о нейропсихологических основах развития речи.
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);организационные (сравнительный,
комплексный); биографические (изучение и анализ психолого-педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа); статистические (t- критерий Стьюдента)
Практическая значимость исследования заключается в том, что методы изобразительной деятельности положительно влияют на развитие мелкой моторики и могут быть использованы для улучшения эффективности работы по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи учителями - логопедами, воспитателями в детском образовательном учреждении.
Апробация работы: участие в V Международная научно -
образовательная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 г. Казань
М.М. Кольцова, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова к наиболее частым нарушениям мелкой моторики у детей с нарушениями речи относят недостаточную координированность и четкость движений, трудности их переключения и автоматизации [18].
Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием речи детей [26].
Поэтому необходимо находить новые пути развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, одним из таких направлений является обучение детей средствами изобразительной деятельности. В детских садах изобразительная деятельность сводится, в основном к копированию готовых образцов, дети обучаются новым графическим элементам или образам. Сопровождая изобразительную деятельность речью, целенаправленно развивая двигательные умения, повышается уровень развития мелкой моторики, познавательной активности, усидчивости, аккуратности и пр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение путей коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: нарушения мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по
преодолению нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи средствами изобразительной деятельности
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционная работа по преодолению нарушений мелкой моторики детей с общим недоразвитие речи средствами изобразительной деятельности на логопедических занятиях в условиях единой коррекционно-образовательной среды будет способствовать повышению уровня мелкой моторики у детей с ОНР.
Задачи исследования
1) Провести теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2) Изучить особенности и выявить уровень развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи
3) Разработать, апробировать коррекционной программу по преодолению нарушений мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности в процессе логопедической работы и определить ее эффективности.
Методологической основой является теория Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, концепция М.М. Кольцовой о взаимосвязи двигательной активности и развития функций мозга ребенка, теория Р.Е. Левиной о третьем уровне речевого недоразвития, положение С.А. Мироновой о развитии речи детей с общим недоразвитием речи с помощью пальчиковых игр, концепция Т.А. Ткаченко о комплексной логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, положение Т.Б. Филичевой о психолого-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, взгляды О.А. Вепревой на художественное
развитие дошкольников, положение Н.В. Рыжовой о влиянии изобразительной деятельности на коррекцию общего недоразвития речи, концепция С.Е. Гавриной по развитию мелкой моторики с помощью рисования, положение Т.А. Добровольской об использовании различных техник рисования, теория А.Р. Лурия| о нейропсихологических основах развития речи.
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);организационные (сравнительный,
комплексный); биографические (изучение и анализ психолого-педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа); статистические (t- критерий Стьюдента)
Практическая значимость исследования заключается в том, что методы изобразительной деятельности положительно влияют на развитие мелкой моторики и могут быть использованы для улучшения эффективности работы по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи учителями - логопедами, воспитателями в детском образовательном учреждении.
Апробация работы: участие в V Международная научно -
образовательная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 г. Казань
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи. Применение традиционных и нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у детей происходит всестороннее развитие.
У детей с общим недоразвитием речи проявляется нарушение мелкой моторики, заключающееся в недостаточной координации движений пальцев рук. Необходимо стремиться, чтобы развитие тонкой моторики пальцев рук было разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Для этого необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики, а также игровые приемы в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Добиться хороших результатов в данном направлении работы поможет преемственность в работе учителя- логопеда, воспитателей и других специалистов детского сада.
Для выявления особенностей развития мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы использовали методики Г.А. Волковой, С.Е. Г авриной, Н.Л. Кутявиной, Л. А. Венгера.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить несовершенство мелкой моторики, отставание в развитии. У дошкольников отмечалось:
- недостаточная координация пальцев рук
- нарушение зрительно-моторной координации,
- нарушение тонких дифференцированных движений,
-недостаточное развитие кинестетического и кинетического праксиса движений.
В связи с этим была разработана система коррекционной работы с использованием рисования, занятия которой включались в структуру логопедического занятия.
Данная работа была направлена как на развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, так и на развитие речи, внимания, воображения. Специально оборудованная предметно-пространственная коррекционная среда создавала основу для рисования детей с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики осуществлялось посредством разнообразных техник рисования: граттаж, фроттаж,
пластилинография, монотипия, рисование ватными палочками, солью, акварельными карандашами и др.
Благодаря используемым техникам рисования, которые применялись на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня:
- развилась умелость рук,
- укрепилась сила рук,
- движения рук стали более согласованными, а движения пальцев стали дифференцированными,
- развился захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью,
- улучшилась сила, длительность и направленность движений,
- движения пальцев рук стали более скоординированными, точными, плавными.
Таким образом, проведенная работа считается эффективной.
У детей с общим недоразвитием речи проявляется нарушение мелкой моторики, заключающееся в недостаточной координации движений пальцев рук. Необходимо стремиться, чтобы развитие тонкой моторики пальцев рук было разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Для этого необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики, а также игровые приемы в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Добиться хороших результатов в данном направлении работы поможет преемственность в работе учителя- логопеда, воспитателей и других специалистов детского сада.
Для выявления особенностей развития мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы использовали методики Г.А. Волковой, С.Е. Г авриной, Н.Л. Кутявиной, Л. А. Венгера.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить несовершенство мелкой моторики, отставание в развитии. У дошкольников отмечалось:
- недостаточная координация пальцев рук
- нарушение зрительно-моторной координации,
- нарушение тонких дифференцированных движений,
-недостаточное развитие кинестетического и кинетического праксиса движений.
В связи с этим была разработана система коррекционной работы с использованием рисования, занятия которой включались в структуру логопедического занятия.
Данная работа была направлена как на развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, так и на развитие речи, внимания, воображения. Специально оборудованная предметно-пространственная коррекционная среда создавала основу для рисования детей с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики осуществлялось посредством разнообразных техник рисования: граттаж, фроттаж,
пластилинография, монотипия, рисование ватными палочками, солью, акварельными карандашами и др.
Благодаря используемым техникам рисования, которые применялись на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня:
- развилась умелость рук,
- укрепилась сила рук,
- движения рук стали более согласованными, а движения пальцев стали дифференцированными,
- развился захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью,
- улучшилась сила, длительность и направленность движений,
- движения пальцев рук стали более скоординированными, точными, плавными.
Таким образом, проведенная работа считается эффективной.
Подобные работы
- ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО - ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Развитие номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня посредством создания мультипликации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи Ш уровня у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019



