Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №44330

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
900
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Закономерности развития и проявления нарушений мелкой моторики
рук у детей с общим недоразвитием речи 7
1.2. Изобразительная деятельность-средство развития мелкой моторики у
детей с общим недоразвитием речи 17
Выводы по I главе 23
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи 24
2.1. Характеристика контингента участников исследования и методики
обследования мелкой моторики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 24
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития мелкой моторики у
детей с общим недоразвитием речи 27
Выводы по II главе 32
Глава III. Содержание и результаты коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи средствами
изобразительной деятельности 33
3.1 Содержание и организация формирующего эксперимента по развитию
мелкой моторики детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 33
3.2 Анализ и интерпретация результатов контрольного
эксперимента 41
Выводы по III главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы

Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей с общим недоразвитием речи [28]. У них вместе с речевой симптоматикой отмечаются и неречевые симптомы, к которым относятся нарушения общей и мелкой моторики. У одних детей недоразвитие речи сочетается с двигательной неловкость, вялостью движений, скованностью, малоподвижностью, замедленностью всех движений, у других - с гиперактивностью, большим количеством лишних движений, двигательным беспокойством, импульсивностью, а также наблюдаются нарушения мелкой моторики кистей и пальцев рук.
М.М. Кольцова, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова к наиболее частым нарушениям мелкой моторики у детей с нарушениями речи относят недостаточную координированность и четкость движений, трудности их переключения и автоматизации [18].
Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием речи детей [26].
Поэтому необходимо находить новые пути развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, одним из таких направлений является обучение детей средствами изобразительной деятельности. В детских садах изобразительная деятельность сводится, в основном к копированию готовых образцов, дети обучаются новым графическим элементам или образам. Сопровождая изобразительную деятельность речью, целенаправленно развивая двигательные умения, повышается уровень развития мелкой моторики, познавательной активности, усидчивости, аккуратности и пр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение путей коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: нарушения мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по
преодолению нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи средствами изобразительной деятельности
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционная работа по преодолению нарушений мелкой моторики детей с общим недоразвитие речи средствами изобразительной деятельности на логопедических занятиях в условиях единой коррекционно-образовательной среды будет способствовать повышению уровня мелкой моторики у детей с ОНР.
Задачи исследования
1) Провести теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2) Изучить особенности и выявить уровень развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи
3) Разработать, апробировать коррекционной программу по преодолению нарушений мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности в процессе логопедической работы и определить ее эффективности.
Методологической основой является теория Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, концепция М.М. Кольцовой о взаимосвязи двигательной активности и развития функций мозга ребенка, теория Р.Е. Левиной о третьем уровне речевого недоразвития, положение С.А. Мироновой о развитии речи детей с общим недоразвитием речи с помощью пальчиковых игр, концепция Т.А. Ткаченко о комплексной логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, положение Т.Б. Филичевой о психолого-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, взгляды О.А. Вепревой на художественное
развитие дошкольников, положение Н.В. Рыжовой о влиянии изобразительной деятельности на коррекцию общего недоразвития речи, концепция С.Е. Гавриной по развитию мелкой моторики с помощью рисования, положение Т.А. Добровольской об использовании различных техник рисования, теория А.Р. Лурия| о нейропсихологических основах развития речи.
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);организационные (сравнительный,
комплексный); биографические (изучение и анализ психолого-педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа); статистические (t- критерий Стьюдента)
Практическая значимость исследования заключается в том, что методы изобразительной деятельности положительно влияют на развитие мелкой моторики и могут быть использованы для улучшения эффективности работы по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи учителями - логопедами, воспитателями в детском образовательном учреждении.
Апробация работы: участие в V Международная научно -
образовательная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 г. Казань



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи. Применение традиционных и нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у детей происходит всестороннее развитие.
У детей с общим недоразвитием речи проявляется нарушение мелкой моторики, заключающееся в недостаточной координации движений пальцев рук. Необходимо стремиться, чтобы развитие тонкой моторики пальцев рук было разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Для этого необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики, а также игровые приемы в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Добиться хороших результатов в данном направлении работы поможет преемственность в работе учителя- логопеда, воспитателей и других специалистов детского сада.
Для выявления особенностей развития мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы использовали методики Г.А. Волковой, С.Е. Г авриной, Н.Л. Кутявиной, Л. А. Венгера.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить несовершенство мелкой моторики, отставание в развитии. У дошкольников отмечалось:
- недостаточная координация пальцев рук
- нарушение зрительно-моторной координации,
- нарушение тонких дифференцированных движений,
-недостаточное развитие кинестетического и кинетического праксиса движений.
В связи с этим была разработана система коррекционной работы с использованием рисования, занятия которой включались в структуру логопедического занятия.
Данная работа была направлена как на развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, так и на развитие речи, внимания, воображения. Специально оборудованная предметно-пространственная коррекционная среда создавала основу для рисования детей с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики осуществлялось посредством разнообразных техник рисования: граттаж, фроттаж,
пластилинография, монотипия, рисование ватными палочками, солью, акварельными карандашами и др.
Благодаря используемым техникам рисования, которые применялись на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня:
- развилась умелость рук,
- укрепилась сила рук,
- движения рук стали более согласованными, а движения пальцев стали дифференцированными,
- развился захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью,
- улучшилась сила, длительность и направленность движений,
- движения пальцев рук стали более скоординированными, точными, плавными.
Таким образом, проведенная работа считается эффективной.



1. Абиджанова, С.О. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера // М.: Интор, 1996. - 71-78с.
2. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учении нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
3. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и
упражнения / С.Е. Большакова // М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
4. Буре, Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре // М.: Просвещение, 2007.96 с.
5. Вепрева, О.А. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5 -7 лет: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / О.А. Вепрева // М., 2011. - 149 с.
6. Веракса, Н.Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста/ Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. -14-27с.
7. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский, Выготский Л.С. Психология // М.:Изд-во ЭКСО-Пресс, 2002. -512-755с.
8. Г аврина, С.Е. Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топорокова // Ярославль: Академия развития, 2007.-192 с.
9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // М.: Просвещение, 2008. - 320 с.
10. Гросул, Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: автореф. дис. канд. пед. Наук /Н.В. Гросул // М.: ВЛАДОС, 2011. -23-25с
11. Дернова, Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с
общим недоразвитием речи / Л.П. Дернова // Актуальные проблемы
50
специальной педагогики и специальной психологии. -М.:Знание, 2008. - 440 с.
12. Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Добровольская, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова // М : ИЦ "Академия", 2011 .
13. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 / Е.А. Екжанова // М., 2013. - 372 с.
14. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // М.: Просвещение, 2007. - 315 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // М.: Знание, 2010. - 340 с.
16. Игнатьев, Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника/ Е.И. Игнатьев // Психология младшего школьника / под ред. Игнатьева Е.И // М.: ВЛАДОС, 2010. - 283-303с.
17. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше // М.: Просвещение, 2010. - 425 с.
18. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова // М.: Просвещение, 2009. - 212 с.
19. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание - 2005, №2, 80-87с.
20. Короткова, Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду / Е.А. Короткова // Ярославль: Академия развития, 2012.-128 с.
21. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина // М.: Знание, 2008. - 415 с.
22. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой // М.: Знание, 2010. - 215с.
23. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие / А.Р. Лурия // М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 384с.
24. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская // М.: Просвещение. - 2008. - 235с.
25. Мещеряков, В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы / В.Н. Мещериков // М.: Флинта: Наука, 2009. - 320 с.
26. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова // М.: Академия, 2011. - 180с.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина // М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
28. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. Преодоление ОНР / Н.В. Новоторцева // М.: Знание, 2009. - 260 с.
29. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец // М.: Знание, 2017. - 420 с.
30. Рыжова, Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Рыжова // СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 160 с.
31. СаккулинаН.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Саккулина // М. : ГУМАНИТ, 2009. - 340 с.
32. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи / Ф.А. Сохин // М.: Знание, 2009. - 315с.
33. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин // М.: Знание, 2007. - 325 с.
34. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко // СПб.: Дана, 2013. - 550 с.
35. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина // М.: Знание, 2008. - 335 с.
36. Филичева, Т. Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше // М.: Знание, 2009. - 280 с.
37. Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с ОНР / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // М.: Знание, 2009. - 440 с.
38. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // М.: Знание, 2012. - 425 с.
39. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В, Чиркина // М.: Знание 2009. - 415 с.
40. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // М.: Знание, 2009. - 315 с.
41. Хархан, Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования / Г.В. Хархан //Логопед - 2004, №5, 94-96с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ