Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование учебной мотивации к изучению математики учащихся 1 класса (Методика преподавания математики в начальной школе)

Работа №44321

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы36
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Сыктывкар, Республика Коми.
Выборка: 10 учащихся 1-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Есть приложения.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы повышения учебной мотивации к изучению математики у первоклассников 5
1.1 Сущность понятия «учебная мотивация» 5
1.2 Способы повышения мотивации к изучению математики у первоклассников 11
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей сформированности мотивации к изучению математики у первоклассников 21
2.1 Процедура и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложения 32


Актуальность исследования. Глобальные изменения в сфере образования кардинально изменили представления о целях образования и путях их достижения. Сегодня цель обучения – это формирование умения учиться, формирование умений организовывать учебную деятельность и осмысливать её. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей становится повышение учебной мотивации младших школьников как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
В работе по формированию учебной мотивации младших школьников главную роль выполняет учитель. Он осуществляет управление процессом обучения и воспитания младших школьников. Учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Поэтому современному педагогу необходимо искать новые подходы к работе по формированию учебной мотивации младших школьников, используя различные методики и технологии обучения.
Новые требования к сформированности учебной деятельности младших школьников требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения. Основу учебной деятельности младших школьников согласно ФГОС НОО составляет устойчивая учебная мотивация [31]. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования учебной мотивации первоклассников.
Цель исследования – изучить условия повышения учебной мотивации к изучению математики у первоклассников.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «учебная мотивация».
2. Охарактеризовать особенности повышения учебной мотивации к изучению математики у первоклассников.
3. Выявить особенности сформированности учебной мотивации к изучению математики у первоклассников в экспериментальном исследовании.
Объект исследования – процесс формирования учебной мотивации к изучению математики у первоклассников.
Предмет исследования – условия формирования учебной мотивации к изучению математики у первоклассников.
Гипотеза: мы предполагаем, что высокий уровень учебной мотивации к изучению математики оптимально обеспечивают умение первоклассников учиться, развивает способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, методы классификации; эмпирические – наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные положения системно-деятельностного подхода, который предполагает развитие учебной мотивации на уроках математики в начальной школе на основе использования приемов занимательности – А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин и др.;
- теория формирования учебной мотивации – Н.Ф. Виноградова, Е.В. Губанов, и др.;
- концепция формирования учебной мотивации к изучению математики в начальной школе – М.А. Кирилина, Д.А. Маловичко и др.);
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В образовательном аспекте, под мотивацией понимают процесс, побуждающий обучающихся к продуктивной познавательной деятельности и активному освоению предмета изучения. Учебная мотивация является частным видом мотивации и включена в определённую деятельность. Она определяется рядом факторов. Во-первых, самой образовательной системой, учреждением, во вторых – организацией процесса обучения, в третьих – личностными особенностями обучаемого, в четвёртых – личностными особенностями педагога и его системы отношений с учениками, и наконец – спецификой самого предмета изучения. Деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которых могут доминировать как внутренние мотивы, связанные с содержанием ученической деятельности, так и мотивы социальные, связанные с потребностью обучаемого занять определённый социальный статус.
Мотивация к изучению математики у первоклассников может быть относительно устойчива, и связана с определённым кругом предметом, заданий. Уровень устойчивости интереса характерен для большинства учащихся 1-го класса. Мотивация первоклассника к изучению математики складывается из постоянно меняющихся и вступающих во взаимодействие побуждений.
В ходе проведенного экспериментального исследования было установлено, что у учащихся 1-го класса учебные мотивы к изучению математики еще не сформированы, не развита познавательная активность. Согласно результатам, полученным по методике Н.Г. Лускановой, у 40% первоклассников учебная мотивация сформирована на низком уровне, у 30% на среднем уровне. У первоклассников, в соответствии с результатами, полученными по методике Ю. Белополовой, в основном на низком (40%) и среднем (20%) уровнях сформирована познавательная активность применительно к урокам математики.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики в процессе проведения самостоятельной работы [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 52-55.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2012. – 151 с.
3. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : Курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2005. – 455 с.
4. Бормотова, М. М. Повышение мотивации младших школьников к изучению математики [Текст] / М. М. Бормотова // Начальная школа. – № 9. – 2005. – С. 34-35
5. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В. К. Буряк. – Волгоград : Учитель, 2013. – 224 с.
6. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
7. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н. М. Горленко, О .В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
8. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / А. Градова // Учитель. – 2018. – № 6. – С. 76-80.
9. Губанов, Е. В. Новый стандарт начального общего образования : оцениваем результаты, инновации, риски [Текст] / Е. В. Губанов, С. А. Веревко // Педагогическая диагностика : науч.-практ. журн. – Москва : Школьные технологии, 2011. – № 2. – С. 52-62.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Москва : АСТ, 2015. – 456 с.
11. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
12. Истомина, Н. Б. Математика. 1 класс [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 202 с.
13. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся [Текст] / В. А. Карносов // Школьные технологии. – 2017. – №5. – С. 125-126.
14. Кирилина, М. А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения [Текст] / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1(9). – С. 31–35.
15. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
16. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения [Текст] / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
17. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2012. – № 4. – С. 33-47.
18. Маловичко, Д. А. Учебная мотивация как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – №1. – С. 61–67.
19. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности младшего школьника [Текст] / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
20. Математика. Программа по математике 1-4 классы [Текст] / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – Москва : Вентана-граф, 2010. – 155 с.
21. Математика. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2.ч. ч. 1 [Текст] / В. Н. Рудницкая. – Москва : Вентана-граф, 2009. – 112 с.
22. Моро, М. И. Программа по математике 1-4 классы [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 101 с.
23. Моро, М. И. Математика. 1 класс : 1 часть [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2016. –198 с.
24. Морозова, И. С. Учебная мотивация младших школьников [Текст] / И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – С. 122-125.
25. Николау, Л. Л. Стимулирование младших школьников к изучению математики [Текст] / Л. Л. Николау // Начальная школа До и После. – 2014. – №9. – С. 27-31.
26. Перевозный, А. В. Педагогические основы дифференциации современного образования [Текст] / А. В. Перевозный. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 518 с.
27. Рослякова, С. В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / С. В. Рослякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – №10. – С. 36–38.
28. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников [Текст] / Г. Семенова // Начальная школа До и После. – 2014. – №4. – С. 58-59.
29. Терентьева, Ю. В. Приемы повышения учебной мотивации первоклассников [Текст] / Ю. В. Терентьева // Современные психологические исследования. – 2013. – №4. – С. 45-48.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
31. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 745 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ