Плавное течение научной мысли только кажется нам таковым. Находясь в самом потоке, постоянно ощущая непрерывность времени, мы не замечаем те скачки и повороты, которые совершает процесс научного мышления. Только оглядываясь назад, пристально рассматривая последовательность этапов развития науки, мы обнаруживаем то, что потом называем революцией, что оказывается определяющим для научного познания на столетия вперед.
Согласно концепции Томаса Куна, развитие науки проходит ряд последовательных состояний. Начальная стадия характеризуется наличием различных точек зрения, отсутствием фундаментальных теорий, общепринятых методов и ценностей. Затем возникает консенсус членов научного сообщества и создается единая парадигма -система взглядов и установок, ценностей и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества. На её основе осуществляется нормальное развитие науки, накапливаются факты, совершенствуются теории и методы. В процессе такого развития возникают аномальные факты, приводящие к кризису, а затем и к научной революции. В результате революции возникает новая парадигма и весь процесс повторяется снова.
Одной из таких революций является тот поворот в мышлении, который произошел в европейской науке в XVII веке. Он послужил причиной становления так называемой "классической науки",то есть тех представлений в математике, физике, астрономии, связанных с именами Галилея, Декарта, Ньютона, которые адекватны способу мышления человека, имеющего дело с обычными размерностями, скоростями, временем. Понятия классической науки достаточны для повседневной, обыденной жизни. Они легко доступны пониманию и входят в нашу жизнь с раннего школьного возраста. В отличии от релятивистских построений Эйнштейна их можно проверить в любой момент.
Галилей добился прогресса,изменив известные связи между словами, путем введения новых понятий; между словами и чувственными впечатлениями, путем введения новых естественных интерпретаций; используя новые необычные принципы, такие, как закон инерции и принцип универсальной относительности. Галилей победил благодаря своему стилю и блестящей технике убеждения,благодаря тому,что писал на итальянском, а не на латинском языке, а также благодаря тому, что обращался к людям, протестующим против старых идей и связанных с ними канонов обучения. При этом он проявил тонкий вкус, чувство юмора, гибкость,изящество -качества, которые с такой силой никогда уже не проявлялись в истории науки.
Все это привело, согласно теории научных революций Т.Куна,к появлению новой парадигмы, качественно отличающейся от прежней и полностью с ней несоизмеримой.Она не только включила в себя принципиально новые проблемы, методы, оценки, критерии, стандарты и ценности, но и совершенно по-новому представила картину изучения природы. И тут, как и при политической революции, основным являлось оперирование не логическими доказательствами, а убеждениями, верованиями, групповым согласием. "Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, - утверждает Кун, - выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества". И эта новая модель, возникшая в начале XVII века,определила путь развития мировой науки до сегодняшних дней.
1. Г а л и л е й. Избр. труды в 2-х томах. М.,1964. 2. Гайденко П.П.
Эволюция понятия науки(XVII-XVIII вв.). М., 1987. 3. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. 4. Критика современных немарксистских концепций философии науки.Ред. А.И.Ракитов.М., 1987. 5. Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе(с 1300 по 1900 гг.). М.-Л.,1934. 6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 7. Фуко М. Слова и вещи.М., 1977. _