Введение 5
1 ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИЕ ТРЕНАЖЁРЫ 9
1.1 Обзор зарубежных работ по описанию медицинских тренажеров 10
1.2 Современное состояние медицинских тренажеров на российском
и зарубежном рынке 19
2 РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОГО
ТРЕНАЖЕРА И ПОДБОР ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ 25
2.1 SD-моделирование корпуса тренажера 27
2.2 Технология изготовления корпуса тренажера 35
2.3 Экструзия с раздувом 39
2.4 Вакуумная формовка 44
2.5 Литье пластмассы под давлением 51
3 ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЛЯ СМОДЕЛИРОВАННОГО ТРЕНАЖЕРА 60
3.1 Модель лапароскопического тренажера 60
3.2 Электронные компоненты для тренажера 62
Заключение 64
Список использованных источников
Лапароскопия - это малотравматичная операция, которую проводят для диагностирования или лечения многих заболеваний. Для проведения данной процедуры используют специальные инструменты, с помощью которых через маленькие отверстия проникают в брюшину, руками и глазами хирурга выступает лапароскоп, который вводят в полость через эти отверстия [1].
Главными частями лапароскопа являются: телескопическая трубка; набор линз; видеокамера; оптический кабель с подсветкой (в ее качестве выступает миниатюрная галогеновая или ксеноновая лампочка). Трубка служит своеобразным первопроходцем, который осторожно вводят в брюшную полость. Через нее хирург смотрит, что делается во внутреннем царстве живота, через еще одно отверстие вводит хирургический инструментарий, с помощью которого выполняет в брюшной полости ряд хирургических манипуляций. На том конце трубки лапароскопа, которая вводится в брюшную полость, крепится маленькая видеокамера. С ее помощью изображение брюшной полости изнутри передается на экран.
При лапароскопии алгоритм манипуляций существенно упрощается. Не нужно выполнять сложный, как при открытом методе операции, доступ в брюшную полость (при традиционном хирургическом вмешательстве он часто затягивается по времени из-за необходимости останавливать кровотечение из поврежденных сосудов, из-за наличия рубцов, спаек и так далее). Также не нужно тратить время на послойное зашивание послеоперационной раны [2].
Схема лапароскопии следующая:
• обработка операционного поля;
• прокалывание передней брюшной стенки троакаром;
• введение в брюшную полость лапароскопа;
• нагнетание в полость живота сухих газов, благодаря чему передняя брюшная станка поднимается над внутренними органами, обзор их становится лучше;
• осмотр органов брюшной полости; введение в полость манипулятора (инструментария);
• выполнение нужных манипуляций;
• извлечение лапароскопа и инструментария;
• зашивание отверстий;
• наложение асептической повязки.
Так как, в отличие от открытого метода хирургического вмешательства, для осмотра и манипуляций в животе не нужно делать большие разрезы, «плюсы» лапароскопии - существенные (рисунок 1):
• снижение травматизации передней брюшной стенки (при обычной операции разрез может достигать 25-30 сантиметров в длину, а в некоторых случаях и больше);
• снижение травматизации органов брюшной полости (трубка лапароскопа, имея небольшой диаметр, может аккуратно «заглянуть» в самые удаленные уголки и «карманы» — чего не наблюдается при открытом методе, когда ради лучшей визуализации орган приходится теребить, крутить в руках и смещать);
• улучшенная визуализация (в отличие от человеческого глаза, который способен разве что менять фокус, лапарокопическая система может увеличивать изображение до 40 раз);
• благодаря уменьшению травматизации - сокращение сроков пребывания пациентов в стационаре (в среднем до 1 недели, тогда как при открытом методе длительность пребывания в клинике может растянуться до нескольких недель);
• почти идеальный косметический эффект - после лапароскопии остаются небольшие (максимум до 1,5 сантиметра) рубчики, тогда как после обычной операции могут оставаться неэстетические толстые рубцы, не говоря о том, что иногда послеоперационная рана заживает дольше обычного [3].
Лапароскопический метод сделал революционный переворот в хирургии брюшной полости. Тем не менее, он не идеален на 100% и имеет ряд недостатков.
Основные недостатки лапароскопии, следующие:
• из-за наблюдения через оптику восприятие глубины искажается, и нужен существенный опыт, чтобы мозг хирурга правильно вычислил истинную глубину внедрения лапароскопа;
• трубка лапароскопа не обладает такой гибкостью, как пальцы хирурга, лапароскоп в определенной мере неповоротлив, а это ограничивает диапазон манипуляций;
• из-за отсутствия тактильного ощущения невозможно вычислить силу давления аппарата на ткани (например, захват тканей зажимом);
• невозможно определить некоторые характеристики внутренних органов - к примеру, консистенцию и плотность тканей при опухолевом заболевании, которые можно оценить только при ощупывании пальцами;
• наблюдается точечность картины - в какой-то конкретный момент хирург видит в лапароскопе только конкретный участок пространства брюшной полости и не может визуализировать ее в целом, как при открытом методе.
Целью работы является моделирование и разработка медицинского тренажера для освоения мануальных навыков при проведении лапароскопических операций, себестоимость производства которого будет дешевле зарубежных аналогов. Задачи, которые были поставлены:
• изучение зарубежных аналогов лапароскопических тренажеров, проведение литературного обзора современных работ по данной теме;
• подбор технологии изготовления корпуса медицинского тренажера;
• моделирование тренажера и подбор электронных компонентов к нему.
При проведении лапароскопических операций врач-хирург должен обладать навыками, которые не связаны с проведением “открытых” операций. Такие навыки возможно получить, применяя современные методики обучения. На данный момент в России лапароскопические операции только начинает развиваться, а обучение студентов и переподготовка врачей проводиться на устаревшем оборудовании.
В данной работе проведён не только анализ существующих медицинских тренажеров, но и методик обучения курсантов-медиков. Выявленные недостатки возможно устранить путем разработки медицинского тренажера для освоения мануальных навыков при проведении лапароскопических операций.
Медицинский тренажер разработан в программе трехмерного моделирования «КОМПАС 3D» с заданными свойствами материала.
Проведенный анализ технологий изготовления пластиковых изделий, позволил подобрать наиболее выгодную технологию изготовления медицинского тренажера - вакуумное формование.
Вакуумная формовка в отличие от других технологий имеет ряд преимуществ:
1) Дешевая себестоимость изготовления;
2) Простота конструкции вакуумной машины;
3) Быстрое изготовление продукции.
Результатом проведенной работы является медицинский тренажер, который имеет обширный функционал для подготовки медиков, а стоимость данного изделия в разы меньше зарубежных аналогов.
1. Никитенко, А.И. Сравнение затрат: обучение на лабораторных животных и компьютерном тренажере [Текст] / А.И. Никитенко, М.Д. Горшков.- Материалы IX Съезда Российского общества эндоскопических хирургов.- Москва, 2006. - с. 55-65.
2. Протасов, А.В. К вопросу об образовательных стандартах в эндохирургии [Текст] / А.В. Протасов, Н.Л. Матвеев.- Материалы Международной конференции «Проблемы обучения, безопасности и стандартизации в хирургии».- Санкт-Петербург, 2007. - с. 12-19.
3. Матвеев, Н.Л. Роль симуляторов в совершенствовании хирургических навыков [Текст] / Н.Л. Матвеев, С.И. Емельянов, Д.Ю. Богданов.- Материалы Международной конференции «Проблемы обучения, безопасности и стандартизации в хирургии».- Санкт-Петербург, 2007. - с. 22-25.
4. Петров, С.В. Первый опыт использования виртуальных тренажеров [Текст] / С.В. Петров, В.В. Стрижелецкий, А.Б. Гуслев, М.Д. Горшков, Е.В. Шмидт.- Материалы Международной конференции «Проблемы обучения, безопасности и стандартизации в хирургии».- Санкт-Петербург, 2007. - с. 43-55.
5. Борисов, А.Е. Опыт последипломной подготовки врачей по эндовидеохирургии в санкт-петербургской медицинской академии последипломного образования [Текст] / А.Е. Борисов, К.Г. Кубачев, С.Е. Мишин, Л.А. Левин, С.И. Пегиехонов.- Материалы Международной конференции «Проблемы обучения, безопасности и стандартизации в хирургии».- Санкт-Петербург, 2007. - с. 33-45.
6. Стрижелецкий, В.В. Вопросы организации специализированных центров по обучению эндовидеохирургическим технологиям [Текст] / В.В. Стрижелецкий, Б.М. Тайц, Г.М. Рутенбург, А.П. Михайлов.- Материалы Международной конференции «Проблемы обучения, безопасности и стандартизации в хирургии».- Санкт-Петербург, 2007. - с. 4-15.
7. Никитенко, А.И. Целесообразность использования виртуальных лапароскопических симуляторов для подготовки эндохирургов [Текст] /
А.И. Никитенко, М.Д. Горшков.- Сборник материалов межрегиональной конференции хирургов «Современные вопросы хирургии - 2007».- Москва, Ремедиум, 2007. - с. 41-45.
8. Петров, С.В. Первый опыт использования виртуальных тренажеров [Текст] / С.В. Петров.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (1).¬2009.- с. 4-6.
9. Гуннар, А. Отработка эндохирургических практических навыков с использованием виртуальных технологий [Текст] / А. Гуннар.- Виртуальные технологии в медицине. - №1 (1).- 2009.- с. 7-8.
10. Горшков, М.Д. Применения виртуальных симуляторов в обучении эндохирургов - обзор российского и мирового опыта [Текст] / М.Д. Горшков, А.И. Никитенко.- Виртуальные технологии в медицине. - №1 (1).- 2009.- с. 15-18.
11. Федоров, А.В. Результаты двухлетнего опыта использования виртуальных тренажеров-симуляторов при обучении эндоскопических хирургов [Текст] / А.В. Федоров, М.Д. Горшков.- Эндоскопическая хирургия.- №5.- 2009.- с. 48-50.
12. Перечень Учебных Центров, использующих виртуальные симуляторы и манекены в России и Казахстане - по состоянию на 2009 год - [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.medsim.ru/file/2009-1/virtualnye-technologii-v-medicine-2009- 1.pdf .
13. Кристиан, Л. Эффект обучения лапароскопической хирургии в виртуальной реальности: рандомизированное контролируемое исследование [Текст] / Л. Кристиан.- Виртуальные технологии в медицине. - №2 (2).¬2009.- с. 4-15.
14. Гуннар, А. Отработка базовых эндохирургических навыков на виртуальных тренажерах: систематический обзор мировой литературы [Текст] / А. Гуннар.- Виртуальные технологии в медицине. - №2 (2).- 2009.- с. 16-28.
15. Федоров, А.В. Предварительная отработка абдоминальных и
гинекологических лапароскопических вмешательств на виртуальных тренажерах: систематический обзор мировой литературы [Текст] /
A. В. Федоров, М.Д. Горшков.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (3).- 2010.- с. 9-18.
16. Жумадилов, Ж.Ш. Использование виртуального лапароскопического симулятора «lapsim» в программе последипломного эндохирургического обучения врачей [Текст] / Ж.Ш. Жумадилов.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (3).- 2010.- с. 23-24.
17. Горшков, М.Д. Экономический эффект виртуального обучения эндохирургии [Текст] / М.Д. Горшков, А.В. Федоров.- Виртуальные технологии в медицине.- №2 (4).- 2010.- с. 8-11.
18. Филатов, В.Б. Интервью с Теодором Гранчаровым, директором симуляционного центра университета Торонто, Канада [Текст] /
B. Б. Филатов.- Виртуальные технологии в медицине.- №2 (6).- 2011.- с. 9-10.
19. Ковченко, Г.А. Лапароскопический тренажер своими руками [Текст] / Г.А. Ковченко.- Виртуальные технологии в медицине.- №2 (6). .- 2011.- с. 10-11.
20. Горшков, М.Д. Окупаемость виртуального обучения лапароскопии [Текст] / М.Д. Горшков, А.В. Федоров.- Медицинское образование и профессиональное развитие.- №3.- 2011.- с.136-141.
21. Горшков, М.Д. Выбор учебного оборудования для подготовки эндохирургов [Текст] / М.Д. Горшков, А.В. Федоров.- Эндоскопическая хирургия.- №1.- 2012.- с. 28-29.
22. Горшков, М.Д. Симуляционное обучение в России: проблемы и их решение [Текст] / М.Д. Горшков, А.В. Федоров, А.Ю Мамаев.- Материалы Конференции «Медицинское образование».- Москва.- 2012.- с. 423-429.
23. Найговзина, Н.Б. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении [Текст] / Н.Б. Найговзина, В.Б. Филатов, М.Д. Горшков, Е.Ю. Гущина, А.Л. Колыш.- Москва.- 2012.- с.56.
24. Свистунов, А.А. Оптимизация обучения лапароскопической хирургии в условиях центра непрерывного профессионального образования [Текст] /
A. А. Свистунов.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (7).- 2012.- с. 27-34.
25. Горшков, М.Д. Классификация по уровням реалистичности оборудования для обучения эндохирургии [Текст] / М.Д. Горшков, А.В. Федоров.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (7).- 2012.- с.35-36.
26. Жу, М. Роль тактильной чувствительности в практическом обучении лапароскопической хирургии [Текст] / М. Жу.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (9).- 2013.- с. 33-38.
27. Галлямов, Э.А. Первый шаг к созданию доступной программы по развитию базовых лапароскопических навыков [Текст] / Э.А. Галлямов,
B. А. Рубанов, М.П. Толстых, К.А. Шемятовский, А.В. Коваленко.- Материалы Второго Съезда Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД-2013).- Москва.-2013.- с. 23-29.
28. Федоров, А.В. Преимущества короткого интенсивного курса профессиональной подготовки в эндоскопической хирургии [Текст] / А.В. Федоров, А.И. Хрипун, А.А. Иванов, А.В. Гущин, М.Л. Таривердиев, А.В. Сажин.- Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова.- №11.- 2013.- с. 69.
29. Коссович, М.А. Обучение лапароскопической хирургии в системе послевузовского профессионального образования врачей [Текст] / М.А. Коссович.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (9).- 2013.- с. 21-24.
30. Дземешкевич, С.Л. Концепция обучения лапароскопической хирургии в системе послевузовского профессионального образования врачей [Текст] /
C. Л. Дземешкевич, О.Г. Скипенко, А.А. Свистунов, М.А. Коссович, Л.Б. Шубина, Д.М. Грибков, М.В. Васильев.- Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова.- №11.- 2013.- с.72-77.
31. Федоров, А.В. Пути реализации образовательного симуляционного курса [Текст] / А.В. Федоров, С.А. Совцов, М.Л. Таривердиев, М.Д. Горшков.- Москва.- 2014.- с. 332.
32. Горшков, М.Д. Объективная оценка базовых навыков лапароскопии [Текст] / М.Д. Горшков, А.В. Федоров.- Эндоскопическая хирургия.- №4.-2014.- с.28-30.
33. Луцевич, О.Э. Метод эффективного обучения интракорпорального шва [Текст] / О.Э. Луцевич, Э.А. Галлямов, В.А. Рубанов, Р.Р. Харчилава, А.В. Коваленко, К.А. Шемятовский, Т.Г. Михайликов.- Материалы Третьего Съезда Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД-2013).-Москва.-2014.
34. Емельянов, С.И. Симуляционное обучение по хирургии [Текст] /
С.И Емельянов, М.Д. Горшков, ред. Кубышкин В.А.- ГЭОТАР-Медиа: РОСОМЕД.- Москва.- 2014.- с.264.
35. Горшков, М.Д. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии [Текст] / М.Д. Горшков, ред. Мороз В.В., Евдокимов Е.А.- ГЭОТАР-Медиа: РОСОМЕД.- Москва.- 2014.- с.312.
36. Горшков, М.Д. Принципы построения обучающего симуляционного курса по основам лапароскопической хирургии [Текст] / М.Д. Горшков, Ю.И. Логвинов.- Виртуальные технологии в медицине.- №1 (13).- 2015.- с. 16-23.
37. Горшков, М.Д. «Водительские права» по эндохирургии [Текст] / М.Д. Горшков.-Анестезиология и реаниматология, Журнал Доктор.Ру.- №15-16 (116-117).- 2015.- с. 24.
38. Горшков, М.Д. Эндохирургический базовый симуляционный тренинг и аттестация [Текст] / М.Д. Горшков, С.А. Совцов, Н.Л. Матвеев.- Виртуальные технологии в медицине.- №2 (14).- 2015.-с. 12-17.
39. Горшков, М.Д. Симуляционное обучение: акушерство, гинекология, перинатология, педиатрия [Текст] / М.Д. Горшков, ред. Сухих Г.Т.- Москва.- 2015.- с. 232.
40. Спиридонова, Н.В. Симуляционное обучение эндохирургической и эндоскопической гинекологии [Текст] / Н.В. Спиридонова, Е.П. Шатунова, К.А. Угнич, М.А. Каганова, Е.С. Каторкина, Ю.В. Щукин.- Москва.- 2015.- с. 232.
41. Горшков, М.Д. Умение - раньше опыта: допуск к обучению операционной [Текст] / М.Д. Горшков, С.А. Совцов, Н.Л. Матвеев.- Тезисы XIX Съезда Общества эндоскопических хирургов России.- Москва.- №1.-2016.- с.124.
42. Горшков, М.Д., Обоснование выбора базовых упражнений при обучении эндохирургии [Текст] / М.Д. Горшков, С.А. Совцов, Н.Л. Матвеев.- Тезисы XIX Съезда Общества эндоскопических хирургов России.- Москва.- №1.-2016.- с.171.
43. Луцевич, О.Э. Интракорпоральный шов - ключ к увеличению спектра выполняемых лапароскопических операций [Текст] / О.Э. Луцевич, Э.А. Галлямов, А.Е. Жаугашев.- Тезисы XIX Съезда Общества эндоскопических хирургов России.- Москва.- №1.-2016.- с.377.
44. Сажин, В.П. Факторы, влияющие на кривую обучения хирургов практическим навыкам [Текст] / В.П. Сажин, Д.А. Хубезов, В.А. Юдин, И.А. Подъяблонская.- Тезисы XIX Съезда Общества эндоскопических хирургов России.- Москва.- №1.-2016.- с.505.
45. Горшков, М.Д. Допуск ординаторов в эндохирургическую операционную. Какие базовые лапароскопические навыки можно освоить на доклиническом этапе — вне операционной [Текст] / М.Д. Горшков,
С.А. Совцов, Н.Л. Матвеев.- Эндоскопическая хирургия.- №1.- 2016.- с.38-45.
46. Avital, S. Curve of training in laparoscopic colorectal surgery: our first 100 patients [Text] / S. Avital, H. Hermon, R. Greenberg, E. Karin, Y. Skornick.- Isr Honey Doz.- 2006. .- р. 45-87.
47. Tsai, C.L. Acquisition of eye-hand coordination skills for video endoscopic surgery [Text] / C.L. Tsai, W.L Heinrichs.- Am Assoc Gynecol Laparosc.- 1(4 part 2).-1994.- р. 37.
48. Watterson, J.D. A randomized, prospective blinded study validating the acquisition of ureteroscopy skills using a computer based virtual reality endourological simulator [Text] / J.D. Watterson, D.T. Beiko, J.K. Kuan.- Urol.- 2002.-p. 168.
49. Gallagher, A.G. Discriminative validity of the Minimally Invasive Surgical Trainer in Virtual Reality (MIST-VR) using criteria levels based on expert performance [Text] / A.G. Gallagher, A.B. Lederman.- Surg Endosc.-№18(4).- 2004.-P. 660-665.
50. Matsumoto, E.D. The effect of bench model fidelity on endourological skills: a randomized controlled study [Text] / E.D. Matsumoto, S.J. Hamstra,
S.B. Radomski.- Urol.- 2002.-р. 167.
51. Grantcharov, T.P. Randomized clinical trial of virtual reality simulation for laparoscopic skills training [Text] / T.P. Grantcharov, V.B. Kristiansen,
J. Bendix.- Surg.- 2004.-р. 91.
52. Green, C.S. Action video game modifies visual selective attention [Text] /
C. S. Green, D. Bavelier.- Nature.- 2003.-р. 423-534.
53. Subramonian, K. Acquiring surgical skills: A comparative study of open versus laparoscopic surgery [Text] / K. Subramonian, S. DeSylva, P. Bishai.- Urol.- 2004.-P. 45-346.
54. Gettman, M.T. Assessment of basic human performance resources predicts operative performance of laparoscopic surgery [Text] / M.T. Gettman, G.V. Kondraske, O. Traxer.- Am Coll Surg.- 2003.- p. 197-489.
55. Traxter, O. The impact of intense laparoscopic skills training on the operative performance of urology residents [Text] / O. Traxter, M.T. Gettman, C.A. Napper.- Urol.- 2001.- p. 166.
56. Whitted, R.W. A retrospective study evaluating the impact of formal laparoscopic training on patient outcomes in a residency program [Text] / R.W. Whitted, P.A. Pietro, G. Martin.- Am Assoc Gynecol Laparosc.- 2003.- р. 10-484.
57. Kuo, R.L. Virtual reality: current urologic applications and future developments [Text] / R.L. Kuo, F.C. Delvecchio, G.M. Preminger.- Endourol.- 2001.- p. 15-117.
58. Хандожко, В.А. Азбука КОМПАС-График V13 [Текст] / В.А. Хандожко.- Москва, АСКОН.- 2011.-С. 248.
59. Потемкин А.А. Твердотельное моделирование в системе КОМПАС-3D [Текст] / А.А. Потемкин.- Москва, Лори.- 2005.-с. 442.
60. Бочков А.Л. Трехмерное моделирование в системе Комnаc-3D [Текст] / А.Л. Бочков.- Санкт-Петербург, СПбГУ ИТМО,.- 2007.-с. 312.