ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. «Косвенные» формы психологизма в романах О. Раина «Слева от солнца» и «Отроки до потопа» в контексте развития отечественной психологической прозы для детей 13
1.1. Развитие психологической прозы для детей в литературе XX века 13
1.2. Специфика композиции и системы образов романов О. Раина в аспекте
проявления специфики психологизма 18
1.3. Формы косвенного психологизма в романах О.Раина «Слева от солнца» и
«Отроки до потопа» 24
ГЛАВА II. «Прямые» формы психологизма в романах Олега Раина
«Слева от солнца» и «Отроки до потопа» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность обращения к теме исследования связана с необходимостью охарактеризовать процессы, которые происходят в современной литературе для детей. Одним из активно развивающихся на сегодняшний день жанров является психологические повесть и роман для подростков, которые стремятся раскрыть меняющуюся психологию современных поколений, вступивших или вступающих в активную жизнь.
Произведения этого жанра появляются в творчестве современного екатеринбургского писателя Олега Раина (псевдоним Андрея Олеговича Щупова) (р. 1964), автора более двадцати книг и двухсот публикаций в периодической печати. Следует отметить широкий творческий диапазон Раина, который пробует себя в разных сферах и жанрах: психологические и фантастические повести, детективы. Он пишет и для взрослых, и для детей. О достаточно высоком художественном уровне произведений писателя свидетельствует то, что он является лауреатом нескольких премий по детской литературе. Первой книгой, которой Олег Раин начал свой творческий путь в детской литературе, является вышедшая в 2008 году фантастическая повесть «Спасители Ураканда», в которой героям, благодаря крепкой дружбе удается победить злодеев и спасти город Ураканд. В этом же году выходит роман «Слева от солнца», за который автор получает Большую Национальную Премию «Заветная мечта». В 2010 году Олег Раин получает премию Павла Бажова за художественное осмысление проблем формирования личности современного подростка в романе «Отроки до потопа».
Существует ряд статей, посвященных оценке его творчества. Определенная часть этих работ носит методический характер. Их авторы стремятся определить место книг О. Раина в круге современного чтения подростков.
Так, Е.С. Шибанова («Книги Олега Раина в круге чтения современных школьников») рассматривает возможность использования произведений писателя в преподавании литературы у учеников 7-8-х классов. Она указывает на то, что, например, его повесть «Звук» может заинтересовать школьников и фантастическими образами, и ситуациями, и изображением мыслей и поступков героев-детей и их взаимоотношений между собой и со взрослыми. Выход на речевую характеристику героев, анализ их социального статуса и психологических особенностей, по мнению автора работы, может помочь осмыслить реалистический характер произведения Раина и подготовить учеников к восприятию «реалистических произведений высшего порядка» [Шибанова 2015: 314].
Шибанова размышляет и о возможностях, которые дает изучение другого произведения писателя - романа «Отроки до потопа», отмечая, правда, неоднозначность жанровой специфики произведения, которую сам автор определил, как роман. Критик считает, что по структуре оно больше похоже на школьную повесть, но выход сюжетных линий за пределы повествования расширяет произведение. Ею отмечены такие стороны произведения, на которые следует обратить внимание, как одиночество героя, проблемы школьной жизни, противоречия современной реальности, раскрываемые писателем. Итогом статьи становится следующее суждение:«Встречаясь на уроках или внеклассных занятиях с героями Олега Раина, размышляя над событиями, описанными в разных его книгах, встречаясь с незнакомыми предметами будущего в фантастическом повествовании, учащиеся не только знакомятся со своими сверстниками, но и подпитываются новым содержанием современной литературы, поднимающей актуальные для юного читателя проблемы и помогающей ему менее болезненно проходить сложный путь социализации в мире взрослых» [Шибанова 2015: 315].
В сходном ключе осмысливают произведения О. Раина И.А. Ишбулатова и И.В. Рогожина в статье «Система уроков внеклассного чтения в средних классах (по произведениям о современных подростках)». На основе проведенного мониторинга авторы указывают, что в ряду произведений других авторов роман О. Раина «Слева от солнца» привлек внимание школьников тем, что позволил задуматься «о сложных жизненных ситуациях, в которых оказываются дети и подростки» [Ишбулатова, Рогожина 2015: 52], о таких ценностях, как семья, дружба, любовь; о нравственном выборе, с которым можно справиться. Исследователи отмечают, что читателей должен привлечь и захватывающий сюжет, и «яркий современный язык повести (выразительные пейзажи, яркие диалоги, широкое использование юношеского и профессионального сленга программистов и пользователей Интернета)» [Ишбулатова, Рогожина 2015: 54]. И особенно актуальной в плане формирования нравственности современного подростка является четкое противопоставление в романе мира материального благополучия, эгоизма, которые доминировали в городской жизни героя, и мира нравственного здоровья, в котором он пребывает, живя в деревне.
Другие исследователи ставят своей задачей выявить основные черты поэтики прозы писателя. Так, Е.В. Харитонова в статье «Формы авторефлексии в современной детской литературе Урала» отмечает стремление автора решить задачи «формирования круга базовых ценностей, которые можно и должно передавать подрастающему поколению» [Харитонова 2016: 74]. Она пишет и о том, что Олег Раин в своем творчестве использует различные стилистические приемы: «они содержат множество направленных, осмысленных, оценочных отсылок к предшествующим текстам и литературным фактам: это цитаты, аллюзии, реминисценции» [Харитонова 2016: 74]. В статье «Ребенок и мир в прозе Олега Раина: особенности взаимодействия, типы конфликтов» та же исследовательница, анализируя повесть «Спасители Ураканда» и роман «Слева от солнца», обозначает присутствие в обоих произведениях трех типов конфликтов: столкновения ребенка со злом, межличностных конфликтов со сверстниками и взрослыми и внутриличностных конфликтов. А в статье «Современная детская книга в социокультурном пространстве Урала» она приходит к выводу о том, что в путешествии, которое проходит герой, есть не только развлекательное, но и поучительное начало.
В статье «Современная книга в жизни школьника» Ольга Брюханова отмечает, что автор продолжает традиции классической детской литературы, помогает подросткам открывать жизнь, учит мудрости, милосердию, состраданию. Образы сирот в его прозе, это образы борцов за обретение семьи, дома, друзей, а не пассивных жертв обстоятельств. Они проходят путь к людям и способны брать на себя ответственность за жизнь и здоровье друзей [Брюханова 2014].
В работе «Традиции духовно-нравственного воспитания личности читателя в современной детско-подростковой литературе» Н. Кутейникова говорит о прозе Раина, как о не идеологизированой. По ее мнению, стремление писателя избежать явного акцентирования идеологических моментов вполне осознанное.
В публикации Н.Е. Кутейниковой «Современная художественная литература для детей и подростков в социализации личности: ценности, герои, модели для подражания»указывается, что, Олег Раин, следуя реалистическим традициям, уходит от прямого дидактизма: «...современный роман для подростков и юношества как у О. Раина, так и у других авторов не так откровенно дидактичен, как в XVTTT-XX вв., хотя, как и в прошлом, “представляя культурные и духовные нормы и ценности своего времени, роман воспитания исподволь формирует общность, интегрируя их в сознание читателя”»[Кутейникова 2014: 74].
Исследовательница утверждает, что в своих произведениях Раин рисует типичных героев-подростков, с одной стороны, со свойственными во все времена возрасту комплексами и противоречиями, с другой стороны, наделенными узнаваемыми чертами, характерными для современной действительности.
И в работах Н.Е. Кутейниковой и С.П. Оробия, и в обзоре «Мир подростка в современной литературе», составленном Т.Ю. Ермолиной, указывается на следование О. Раиным традиции «романа воспитания»: остросюжетный роман «Отроки до потопа» можно назвать современным «романом воспитания»[Мир подростка в современной литературе 2013: 3].
Также существует ряд интервью и статей, в которых сам автор размышляет о своем творчестве. В своем эссе «Сюжетами и всем прочим одаривает нас жизнь!» он пишет о том, что реальная жизнь как основа творчества не менее интересна, чем самая буйная фантазия: «Я хочу сказать, что жизнь, реальная и полнокровная, всегда была и будет фееричнее любых выдумок. Дело не в конструкциях, которые можно подглядеть или кропотливо выстроить, дело - в открытиях, которые мы совершаем при этом» [Раин: http://zhivye-litsa.com/?Author=52&Essay=1].B этом же эссе писатель утверждает, что книга должна быть «диссертацией-исследованием», то есть, насыщена многослойным материалом: «многосложные характеры, загадки Вселенной, поток собственных мыслей, становление личности или напротив ее деградация» [Там же].
В интервью «Читаем, думаем и мечтаем» он пытается определить суть собственного творчества, говоря, что его произведения: «О детстве, о том лучшем, мимо чего мы проходим, к сожалению, о том, что мы можем наверстать, было бы желание» [Раин: http://a-iskra.ru/chitaem-dumaem-i- mechtaem-intervyu-s-olegom-rainyim/].
Корреспонденты при службе ВСМПО, присутствовавшие на выступлении Олега Раина и бравшие у него интервью, отмечают, что материал произведений черпается из большого жизненного опыта писателя, который, много путешествуя, «находит новые психологические и эмоциональные типы личности» [Телевидение ВСПО: https ://youtu.be/YGtdwPveeCg ].
Действительно одной из примечательных особенностей творчества Раина является обращение к внутреннему миру современного подростка. Оно определяется использованием автором, в том числе и различных форм психологического анализа. Критика обратила на это внимание. Например, в методическом пособии «Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации» Н.Е. Кутейниковой,а также в книге Н.Е. Кутейниковой и С.П. Оробия «Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века», где заостряется вопрос о роли книги в современном интернет-обществе и представляются наиболее интересные произведения современной детской литературы. Для подростков предлагаются произведения большого круга авторов, в числе которых и Олега Раина. Для анализа берутся два романа автора — «Слева от солнца» и «Отроки до потопа». Авторы утверждают важную мысль о стремлении современной подростковой прозы уйти от стереотипа положительного героя, создать образ современного подростка со всеми его приметами, жизненного и типичного одновременно с узнаваемыми и значимыми для читателей проблемами.
Исследуя специфику создания характеров главных героев, Кутейникова и Оробий выделяют авторское использование несобственно -прямой речи:«Генка высказывает собственные мысли и оценки. Но его рассуждения, рассказы о других персонажах и ситуациях незаметно переходят в речь автора - перед нами классический пример несобственно-прямой речи» [Кутейникова, Оробий 2016: 34].
Так же они констатируют и большое количество внутренних монологов: «Внутренние монологи персонажей и авторские психологические характеристики “как бы сливаются в не собственно-прямой речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, семантикой, синтаксическими конструкциями речи персонажа, его интонациями, чувствами и мыслями. В несобственно-прямой речи воссоздаются слова и речевые обороты того, о ком говорится в третьем лице. Повествователь-автор здесь как бы приспосабливает собственную манеру высказывания к речевой манере своего героя”» [Кутейникова, Оробий 2016: 35]. Указывают исследователи и на то, что портреты персонажей часто сопровождаются психологическим анализом.
Однако, как видим, это единственные авторы, которые отметили лишь некоторые особенности психологизма в произведениях О. Раина.
Новизна нашей работы проявляется в обращении к подробному исследованию специфики психологизма в романах О. Раина «Отроки до потопа» и «Слева от солнца».
Цель работы: исследовать особенности психологизма в современном психологическом романе для подростков на материале произведений Олега Раина «Отроки до потопа» и «Слева от солнца».
Задачи:
1. На основе обзора материала детской литературы ХХ века прочертить картину истории развития психологической прозы для детей.
2. Выявить особенности «косвенных» форм психологического анализа в произведениях Олега Раина.
3. Выявить особенности «прямых» форм психологического анализа в произведениях Олега Раина.
4. Соотнести формы психологического анализа в романах «Отроки до потопа» и «Слева от солнца» с целью выявить наиболее характерные для автора особенности.
5. Обозначить их связь с литературной традицией.
Предмет исследования - формы психологизма в произведениях Олега Раина.
Объект исследования - романы Олега Раина «Отроки до потопа», «Слева от солнца».
Теоретическая основа исследования: книги А.Б. Есина «Психологизм русской классической литературы», А.Н. Веселовского «Историческая поэтика», И.В. Страхова «Психологический анализ в литературном творчестве».
Изучением психологизма в литературе занимались такие ученые, как М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализев, А.П.Скафтымов, И.В. Страхов и др.
М.М. Бахтин вводит понятие «вненаходимость»,определяя при помощи этой категории позицию и автора, и читателя, которые и вживаются в предмет, и сохраняют при этом свою точку зрения на него. Бахтин пишет об этом: «Я должен вчувствоваться в этого другого человека, ценностно увидеть изнутри его мир так, как он его видит, стать на его место и затем, снова вернувшись на свое, восполнить его кругозор тем избытком видения, который открывается с этого моего места вне его, обрамить его, создать ему завершающее окружение из этого избытка моего видения, моего знания, моего желания и чувства» [Бахтин 1979:24].
Но вторым этапом, по мнению Бахтина, должно стать возвращение автора к себе: «когда мы возвращаемся в себя и на свое место вне страдающего, оформляем и завершаем материал вживания; и эти оформление и завершение происходят тем путем, что мы восполняем материал вживания, то есть страдание данного человека, моментами, трансгредиентными всему предметному миру его страдающего сознания, которые имеют теперь уже не сообщающую, а новую, завершающую функцию: положение его тела, которое сообщало нам о страдании, вело нас к его внутреннему страданию, становится теперь чисто пластической ценностью, выражением, воплощающим и завершающим выражаемое страдание, и эмоционально-волевые тона этой выраженности уже не тона страдания: голубое небо, его обрамляющее, становится живописным моментом, завершающим и разрешающим его страдание [Бахтин 1979: 26].
В процессе осмысления психологизма исследователями были выделены такие его приемы, как: авторская характеристика, само-характеристика героя, психологический портрет, описания пейзажа, соотношение внутренней и внешней речи и другие.
По А.Б. Есину «Психологизм - это принцип организации элементов художественной формы, при котором изобразительные средства направлены в основном на раскрытие душевной жизни человека в ее многообразных проявлениях» [Есин 1988: 31].
В работах И.В. Страхова выделяется две формы психологизма. Первая - это анализ «изнутри», то есть изображение внутреннего мира через внутреннюю речь, образы памяти и воображения. Вторая форма - анализ «извне», в рамках которого используются особенности речи, мимическое, жестовое поведение и другие средства внешнего проявления психического состояния человека. Третья форма была выделена Скафтымовым, ее условно называют «суммарно-обозначающая», она связана с обозначением внутренних процессов при отсутствии подробного описания.
А.Б. Есин обозначает первые две формы психологизма как прямую и косвенную. Мы в своей работе будем придерживаться этих определений.
Писатели прибегают к психологизму как средству изображения внутреннего мира персонажей, когда на первый план выходят процессы нравственного развития личности, пути становления героя в рамках анализа его миропознания и познания самого себя при абстрагировании от наслоения общественного мироощущения.
Методологическая основа исследования: структурный анализ с элементами сравнительного.
Структура исследования. Наше исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость данной работы.
Первая глава посвящена изучению внешних форм психологизма в романах Олега Раина «Отроки до потопа», «Слева от солнца», анализируемых в сопоставлении: выявлены роль композиции и специфики системы образов романов в определении психологического фона, на котором выстраиваются события, обозначены черты «романа воспитания» в произведениях. Изучение специфики этих форм разворачивается на фоне истории развития жанра психологической прозы для детей в ХХ веке, которая прослеживается в первом параграфе.
Во второй главе проанализированы внутренние формы психологизма в тех же произведениях писателя. Делаются выводы о стремлении писателя к соотношению внешних и внутренних форм психологического анализа, используемых в его романах.
В заключении подводятся итоги исследования и намечаются его перспективы.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Изучив историю становления и развития отечественной психологической прозы для детей, можно сказать, что она берет свое начало в повести о детстве, возникшей в творчестве Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова.
В дальнейшем определяется основа этой жанровой разновидности - идея драматизма взросления ребенка. Особенно явственно эта черта проявляется в психологической повести 1930-х годов, в творчестве А. Гайдара, и в дальнейшем в 1960-е - 1980-е годы в произведениях для подростков А. Рыбакова, В. Алексеева, Л. Симоновой, Ю.Вяземского, Г. Левинзона, Н. Матвеевой, С. Иванова, Э. Пашнева, Л. Исаровой, А. Лиханова, Г. Щербаковой и др. В них не только используются все формы психологизма, актуализированные в русской классической литературе, но и учитывается опыт модернизма, то есть отображаются скрытые подсознательные процессы.
В своих произведениях о подростках Олег Раин учитывает те традиции, которые сформировались в предшествующие периоды развития психологической прозы для детей. Прежде всего, он ориентируется на активно освоенный в этой прозе художественный опыт романа воспитания.
В его романах «Отроки до потопа» и «Слева от солнца» главной темой является личностное становление современных подростков, формирование характера и мировоззрения, умения преодолевать жизненные препятствия, делать выбор и отвечать за него.
Экспозиционные части романов обозначают неблагополучие окружающей героев реальности не только в локально-семейном, но в онтологическом планах: в их семьях, не принадлежащих к маргинальным, нет подлинной близости, а сама реальность несет в себе черты разрушения и болезни.
Сюжетные линии романов выстраиваются как перемещение героев в «иной» мир. Для героя романа «Слева от солнца» это связано с перемещением из городского пространства в деревенское, а в романе «Отроки до потопа» герой, оставаясь в том же пространстве, попадает кромешный мир компании криминальных подростков. Поэтому герои проходят различные пути. В романе «Слева от солнца» - это путь достаточно традиционного для отечественной детской литературы преображения эгоистичного, «компьютерного» подростка в человека, способного к доброте и альтруизму. Это опять-таки традиционно определяется через влияние мира природы, простых человеческих отношений. В романе «Отроки до потопа» - это путь борьбы с темными проявлениями человеческой натуры, на котором Сергею помогают память об отце и прочитанные им книги, с героями которых он соотносит свое поведение.
О. Раин использует «косвенные» и «прямые» формы психологизма, что позволяет раскрыть особенности прохождения героем своего пути в сложных противоречивых отношениях с окружающим миром.
В романе «Слева от солнца» в силу более традиционного его построения и особенностей героя преимущественно используются формы «косвенные» психологизма, главными из которых становятся жестовое и мимическое поведение героя. Автором подчеркивается, что из статичного мира виртуальной реальности герой перемещается в динамичный реальный мир, в котором не только обретает любовь и дружбу, но и осознает радость деятельного добра.
Значимой формой отображения внутренних изменений в герое становится акцентирование внимания на характере его речи: если в начале романа речь героя предельно редуцирована, в ней преобладает сленг, диалоги почти лишены ремарок, что подчеркивает бедность эмоционального мира героя, то во второй его половине речь становится развернутой, появляется множество ремарок.
Особенно значимыми для раскрытия становления героев становятся формы несобственно-прямой речи, которые используются в нескольких функциях: для обозначения открывающегося в герое богатства и
многообразия эмоциональной жизни, для демонстрации силы его чувств и для отображения его нравственной эволюции.
В романе «Отроки до потопа» функции несобственно-прямой речи усложняются. В начале романа она обозначает характерное для типичного подростка состояние внутренней неуравновешенности, непонимания самого себя. А в дальнейшем направлена на фиксацию процессов внутренних изменений.
В целом в аспекте психологического развития герои обоих романов проходят сходный путь: от преимущественно внешнего существования к постепенному погружению во внутреннюю жизнь. Это выражается в том, что в начале произведений доминируют «косвенные» формы психологизма, с середины начинают преобладать «прямые»: внутренние монологи, сны, символические мотивы.
Однако в романе «Отроки до потопа» образ героя предстает более сложным. Он изначально более склонен к рефлексии, но если в начале романа эта рефлексия направлена на бытовые или отвлеченные темы, то ближе к финалу мы можем наблюдать формы саморефлексии.
Поэтому и «косвенные» формы психологизма в романе «Отроки до потопа» играют иную роль. Автор использует внешнее описание переживаний героя для того, чтобы обозначить их силу и глубину.
Раскрытие героев «изнутри» наиболее полно происходит в сфере важнейших для подросткового возраста переживаний, связанных с любовью и дружбой. Благодаря вхождению в эти сферы, становятся возможны внутренние изменения в героях, так как именно чувства любви и дружбы заставляют их не только совершать благородные и важные для их становления поступки, но и глубоко осмысливать жизнь.
Приемом психологического анализа становится в романе «Отроки до потопа» и мотив солнца, так как все моменты упоминания данного явления связаны в сознании героя с глубокими внутренними переживаниями и изменениями. Итогом всего это становится важность для героя такой
категории, как время, которое автором воплощается в образе горизонта, становящимся границей между двух миров в его сознании.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности его использования в преподавании истории детской литературы в вузе и проведении уроков внеклассного чтения по творчеству О. Раина в школе.
Перспективами исследования могут стать изучение в выбранном аспекте творчества других современных детских авторов, а также исследование специфики психологизма в других произведениях писателя.
I. Источники
1. Раин О. Отроки до потопа / О. Раин. - URL:
https://www.rulit.me/books/otroki-do-potopa-read-242611-1.html/ (дата
обращения: 20.10.2018).2. Раин.
2. Раин О. Слева от солнца / О. Раин. - URL: https://www.rulit.me/books/sleva- ot-solnca-read-274332-1.html/ (дата обращения: 20.10.2018).
3. Раин О.Сюжетами и всем прочим одаривает нас жизнь! / О. Раин. -URL: http://zhivye-litsa.com/?Author=52&Essay=1/ (дата обращения: 20.10.2018).
4. Раин О. Человек дейтерия / О. Раин. - URL: https://www.rulit.me/books/chelovek-dejteriya-read-368964-1.html/ (дата обращения: 20.10.2018).
5. Телевидение ВСПО Известный писатель Олег Раин посетил Верхнюю
Салду / Телевидение ВСПО - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=YGtdwPveeCg&feature=youtu.be (дата обращения: 20.03.2019).
6. Фирсова А. Читаем, думаем и мечтаем: интервью с Олегом Раиным / А. Фирсова. - URL: http://a-iskra.ru/chitaem-dumaem-i-mechtaem-intervyu-s- olegom-rainyim/ (дата обращения: 20.03.2019).
II. Научно-теоретическая литература
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
8. Бойко М.Н. Психологическое направление в русской академической науке 19 в. / М.Н. Бойко // Проблемы методологии современного искусствознания. - М.: Наука, 1989. - С. 84-109.
9. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1940. - 405 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
11. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1971. - 463 с.
13. Джемс У. Поток сознания // Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 56-79.
14. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: учебное пособие / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2003. - 176 с.
15. Потебня А.А. Мысль и язык / Потебня А.А. // Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - 200 с.
16. Психология и литература в диалоге о человеке: Материалы Междунар. науч. конф. / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, А.А. Голзицкой.
- М.: ПИ РАО, 2015. - 171 с.
17. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч.
- Саратов: Изд-во Сарат. пед. ун-т, 1974. - 59 с.
18. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: В 4 ч.
- Саратов: Изд-во Сарат. пед. ун-т, 1976. - 84 с.
19. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы / Б.М. Теплов // Вопросы психологии. - 1971. - № 6.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Наука, 1991. - 381 с.
III. Научно-критическая литература
21. Бобина Т.О. Современная детско-подростковая литература: темы, жанры, приемы / Т.О. Бобина. - URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/ (дата обращения: 28.04.2019).
22. Брюханова О. Аксиологические основания проектно-исследовательской
деятельности школьников при изучении литературы / О. Брюханова. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18889927_25501382.pdf (дата
обращения: 20.04.2019).
23. Брюханова О. Современная книга в жизни школьника / О. Брюханова. -
URL: http://www.lgz.ru/article/-36-6478-17-09-2014/sovremennaya-kniga-v-
zhizni-shkolnika/ (дата обращения: 20.10.2018).
24. Бурдина С.В. Эволюция жанра школьной повести в русской литературе
ХХ века / С.В. Бурдина, О.А. Шумилова. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-zhanra-shkolnoy-povesti-v- russkoy-literature-hh-veka/ (дата обращения: 20.10.2018).
25. Главный приз премии «заветная мечта» поделили двое писателей / Риа «Новости». - URL: http://www.bigbook.ru/litnews/detail.php?ID=4552 (дата обращения: 16.05.2019).
26. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении: Избранное/Сост., вступит. ст. и коммент. Н. Б. Медведевой. - М.: Дет. лит., 1989. - 224 с.
27. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50 - 80-х годов XX века: автореф. дис. ... д-ра фил. наук / Л.В. Долженко. - Волгоград, 2001. - 36 с.
28. Ишбулатова И.А. Система уроков внеклассного чтения в средних классах (по произведениям о современных подростках) / И.А. Ишбулатова, И.В. Рогожина // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 1. - С. 5056.
29. Казанцев С. В Екатеринбурге в 11-й раз вручается бажовская премия / С. Казанцев. - URL: http://www.bigbook.ru/litnews/detail.php?ID=8885 (дата обращения: 16.05.2019).
30. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации / Н.Е. Кутейникова. - URL: https://docplayer.ru/58052245-Oo-assul-navigator- po-sovremennoy-otechestvennoy-detsko-podrostkovoy-i-yunosheskoy- literature.html (дата обращения: 16.05.2019).
31. Кутейникова Н.Е. Подростковый литературный мир начала XXI столетия: нравственные ориентиры современной детской литературы // Образование. Книга. Чтение: Сборник трудов. - М., 2010. - 250 с.
32. Кутейникова Н.Е. Проблемы изучения детско-подростковой литературы в контексте современного образования в школе / Н.Е. Кутейникова. URL: http://library.isu.ru/ru/resources/e-
library/conf_works_ISU/phil_soderzhanie/P15.pdf (дата обращения
15.05.2019) .
33. Кутейникова Н.Е. Традиции духовно-нравственного воспитания личности
читателя в современной детско-подростковой литературе / Н.Е. Кутейникова. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_18792219_60237405.pdf (дата
обращения 15.05.2019).
34. Кутейникова Н.Е Современная художественная литература для детей и подростков в социализации личности: ценности, герои, модели для подражания / Н. Е. Кутейникова. - URL: http://docplayer.ru/47149178- Sovremennaya-hudozhestvennaya-literatura-dlya-detey-i-podrostkov-v- socializacii-lichnosti-cennosti-geroi-modeli-dlya-podrazhaniya.html (дата обращения: 16.05.2019).
35. Кутейникова Н.Е. Формирование читательской компетенции школьника.
Детско-подростковая литература XXI века: учеб. Пособие для
общеобразоват. организаций / Н.Е. Кутейникова, С.П. Оробий. - М.: Просвещение, 2016. - 220 с.
36. Литовская М.А. Школьная повесть как инструмент анализа повседневности советской школы / М.А. Литовская // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб. ст. Пермский гос. ун-т. - Пермь, 2010. - 300 с. (дата обращения:
20.04.2019) .
37. Лойтер С. Лидия Будогоская / С. Лойтер // Детская литература. - 1969. -№7. - С.14-15.
38. Лупанова И.П. Полвека. Советская детская литература. 1917-1967 / И.П. Лупанова. - М.: Детская литература, 1969. - 671 с.
39. Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников
/ И.А. Мещерякова. - URL: http://www.bim-
bad.ru/biblioteka/artide_full.php?aid=905/ (дата обращения: 16.05.2019).
40. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX века: Проблемы поэтики / М.И. Мещерякова.
- М.: Флинта: Наука, 1997. - 382 с.
41. Мир подростков в современной литературе: Обзор литературы для подростков. - Вып. 3 / Авт.-сост. Т.Ю. Ермолина. - Петрозаводск: ДЮБ РК им. В.Ф. Морозова, 2013. - 7 с.
42. Панкова Л.И. Специфика психологического романа (по произведению Ф.М. Достоевского «Подросток») / Л.И. Панкова, С. Шурыгина // Известия ПГПУ. - Гум. науки. - 2007. - № 4 (8). - С. 65-70.
43. Созина Е. Повести о детстве в современной уральской прозе / Е. Созина // Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010.
- С. 108-115.
44. Харитонова Е.В. Ребенок и мир в прозе Олега Раина: особенности взаимодействия, типы конфликтов / Е.В. Харитонова // Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - С. 101108.
45. Харитонова Е.В Современная детская книга в социокультурном
пространстве Урала / Е.В. Харитонова. - URL: https ://elibrary.ru/download/elibrary_17031228_53163583.pdf (дата
обращения: 20.10.2018).
46. Харитонова Е.В. Формы авторефлексии в современной детской
литературе Урала / Е.В. Харитонова. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4515/1/fkls-2016-02-13.pdf (дата
обращения: 20.10.2018).
47.Чич Р.Ш. Формирование личности подростка и художественное осмысление его психологии в адыгейской повести: автореф. дис. ... канд. фил. наук / Р.Ш. Чич. - Майкоп, 2005. - 22 с.
48.Чудакова М.О. Сквозь звезды к терниям (Смена литературных циклов) / М.О. Чудакова // Новый мир. - 1990. - № 4. - С. 242-262.
49. Шибанова Е.С. Книги Олега Раина в круге чтения современных школьников / Е.С. Шибанова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knigi- olega-raina-v-kruge-chteniya-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 20.10.2018).
50. Шпицберг А.И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. - 2014. - №6.2. - С. 81-83. - URL https://moluch.ru/archive/65/10857/ (дата обращения: 18.05.2019).
51. Щербакова Т.Н. Психологизм в детской художественной литературе 20-х
- 30-х годов (на материале произведений Р.И. Фраермана и М.М. Зощенко) / Т.Н. Щербакова. - URL: https://yamiki.ru/item/163722 (дата обращения: 18.05.2019).
52. Щербинина Ю. Литература как аптека / Ю. Щербинина. - URL: http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=25459 (дата обращения: 20.10.2018).
IV. Справочная и учебная литература
53. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студентов Высших пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева С.А. Николаева М.: высш. школа, 2000. - 472 с.
54. Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Е. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др. - М.: Высш. школа, 2017. - 720 с.
55. Краткая литературная энциклопедия: в 12 тт. Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 1007 стб.
56. Литературный энциклопедический словарь - М. Сов. энциклопедия, 1987.
- 752 с.
57. Мазурова Н.А. Детская литература ХХ века: учеб. пособие / Т.А. Бахор, Н.А. Мазурова, О.Н. Зырянова, В.С. Лобарева, Л.С. Шмульская. - Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск - Лесосибирск, 2017. - 90 с.
58. Сарычева А.М. Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие / А.М.
Сарычева. - URL: https://www.litres.ru/anastasiya-maksimovna-
sarycheva/russkaya-literatura-kurs-lekciy-uchebnoe-posobie/ (дата обращения
18.05.2019) .
59. Словарь литературоведческих терминов / сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Турасов. - М. НПК Интелвак, 1974. - 509 с.
60. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высш. школа, 2004. - 405 с.