ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития в современной логопедии
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 6
1.2 Развитие фонематического восприятия у детей 9
Выводы по I главе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
2.1 Организация исследования особенностей фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 18
2.2 Анализ результатов исследования фонематического восприятия у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 20
Выводы по II главе 26
Глава 3. Специфика коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
3.1 Организация коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 27
3.2 Анализ результатов коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
Выводы по III главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 46
Глава 1. Теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития в современной логопедии
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 6
1.2 Развитие фонематического восприятия у детей 9
Выводы по I главе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
2.1 Организация исследования особенностей фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 18
2.2 Анализ результатов исследования фонематического восприятия у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 20
Выводы по II главе 26
Глава 3. Специфика коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
3.1 Организация коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 27
3.2 Анализ результатов коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
Выводы по III главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 46
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается рост детей с нарушениями речи, в том числе и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Так, по данным ВОЗ в России в 2017 -2018 гг. наблюдается 48% детей старшего дошкольного возраста, у которых по тем или иным причинам диагностируются фонетико-фонематические нарушения, хотя до 2005 года этот процент составлял 29%.
Главным нарушением при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФН) выступают недостатки произносительной стороны речи и фонематического восприятия. Изучением фонематических процессов в логопедии занимались такие исследователи, как Р.Е. Левина [1], М.Ф. Фомичева [32], Г.В. Чиркина [19], Т.Б. Филичева [30], В.К. Орфинская и др.Они отмечали, что нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что дети испытывают трудности не только в процессе овладения звуко-произношением, но и в процессе звукового анализа слов, и при подготовке к овладению чтением и письмом.
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является одним из условий эффективной коррекции всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, а также является профилактикой дисграфии и дислексии в школе. При своевременном развитии фонематического восприятия, у детей легче корректируется звукопроизношение.
На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования фонематического восприятия является дидактическая игра, так как именно игра - ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста, она способствует развитию высших психических функций, переключает внимание, снимает утомление, позволяет детям приобретать знания в
атмосфере радости и удовлетворения, служит толчком для самостоятельной деятельности.
Цель исследования: определение эффективности развития
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с помощью логоритмических занятий.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи в современной логопедии
2) Провести эмпирическое исследование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
3) Определить особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
4) Провести коррекционную работу с дошкольниками с фонетикофонематическим недоразвитием речи по развитию фонематического восприятия и определить степень ее эффективности.
Гипотеза исследования: использование логоритмики как средства развития фонематического восприятия позволит развить у детей такие умения, как слышать и называть звуки, выделять их из потока речи, ритмизировать речь, владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза - все это необходимо дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием для подготовки к обучению грамоте. Занимательность и необычность логоритмических занятий по развитию фонематических процессов будет способствовать активности дошкольников, более быстрому достижению положительных результатов.
Объект исследования: особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: фонематическое восприятие у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной [1] о недоразвитии речи, концепция Т.Б. Филичевой [30] о психолого-педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием, взгляды Т.А. Ткаченко [27] на речевые возможности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, положение М.Ф. Фомичевой [32] на развитие фонематических процессов в онтогенезе и у детей с нарушениями произношения, взгляды А.Н. Корнева [9] на этапы формирования фонематического восприятия, концепция Е.И. Тихеевой [26] о причинах нарушения фонематического слуха, взгляды Т.В. Ахутиной [33], Л.С. Цветковой [35] на развитие фонематического восприятия с точки зрения нейропсихологии.
Практическая значимость: составленная программа коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников может быть использована в работе учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: МБДОУ «Красносельский детский сад
«Рябинушка» Высокогорского района РТ и МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» пгт Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 38 источников, и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами
Главным нарушением при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФН) выступают недостатки произносительной стороны речи и фонематического восприятия. Изучением фонематических процессов в логопедии занимались такие исследователи, как Р.Е. Левина [1], М.Ф. Фомичева [32], Г.В. Чиркина [19], Т.Б. Филичева [30], В.К. Орфинская и др.Они отмечали, что нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что дети испытывают трудности не только в процессе овладения звуко-произношением, но и в процессе звукового анализа слов, и при подготовке к овладению чтением и письмом.
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является одним из условий эффективной коррекции всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, а также является профилактикой дисграфии и дислексии в школе. При своевременном развитии фонематического восприятия, у детей легче корректируется звукопроизношение.
На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования фонематического восприятия является дидактическая игра, так как именно игра - ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста, она способствует развитию высших психических функций, переключает внимание, снимает утомление, позволяет детям приобретать знания в
атмосфере радости и удовлетворения, служит толчком для самостоятельной деятельности.
Цель исследования: определение эффективности развития
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с помощью логоритмических занятий.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи в современной логопедии
2) Провести эмпирическое исследование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
3) Определить особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
4) Провести коррекционную работу с дошкольниками с фонетикофонематическим недоразвитием речи по развитию фонематического восприятия и определить степень ее эффективности.
Гипотеза исследования: использование логоритмики как средства развития фонематического восприятия позволит развить у детей такие умения, как слышать и называть звуки, выделять их из потока речи, ритмизировать речь, владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза - все это необходимо дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием для подготовки к обучению грамоте. Занимательность и необычность логоритмических занятий по развитию фонематических процессов будет способствовать активности дошкольников, более быстрому достижению положительных результатов.
Объект исследования: особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: фонематическое восприятие у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной [1] о недоразвитии речи, концепция Т.Б. Филичевой [30] о психолого-педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием, взгляды Т.А. Ткаченко [27] на речевые возможности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, положение М.Ф. Фомичевой [32] на развитие фонематических процессов в онтогенезе и у детей с нарушениями произношения, взгляды А.Н. Корнева [9] на этапы формирования фонематического восприятия, концепция Е.И. Тихеевой [26] о причинах нарушения фонематического слуха, взгляды Т.В. Ахутиной [33], Л.С. Цветковой [35] на развитие фонематического восприятия с точки зрения нейропсихологии.
Практическая значимость: составленная программа коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников может быть использована в работе учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: МБДОУ «Красносельский детский сад
«Рябинушка» Высокогорского района РТ и МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» пгт Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 38 источников, и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами
Развитие фонематического слуха начинается в раннем детстве в тот, момент, когда дети начинают слышать: сначала происходит развитие неречевого слуха, который является основой для формирования фонематического слуха и восприятия. Фонематическое восприятие - это более сложная операция в отличие от фонематического слуха, оно заключается в специальных умственных действиях, направленных на установление звуковой структуры слова и дифференциацию фонем.
Для составления качественной коррекционной работы первоначально мы провели диагностику фонематических процессов дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Данная работа проводилось на базе МБДОУ «Красносельский детский сад «Рябинушка» Высокогорского муниципального района РТ и МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» пгт Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ по методике Н.Б. Покровского и Г.В. Чиркиной.
По результатам диагностики мы выяснили, что у 33,3% детей не сформирован сенсорно-перцептивный уровень восприятия речи. А 66,7% детей обладают только средним уровнем, т.е. дети не различают звуки в словах и слогах, отличающихся по звонкости-глухости, в парах соноров, свистящих и шипящих. Также мы выяснили, что 40% детей с фонетико-онематическим недоразвитием не владеют фонематическим представлениями: не могут подбирать слова на заданный звук, отбирать картинки с оппозиционными звуками. 66,7% детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием не владеет фонематическим анализом: у них не сформировано умение выделять первый согласный звук, определять место и количество звуков в слове. А фонематический синтез несформирован у всех детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что у большинства детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (86,7%) наблюдается низкий уровень развития фонематических процессов, поэтому они нуждаются в специализированной помощи.
Для этого нами были разработаны и проведены 16 логоритмических занятий, имеющих четкую структуру и позволяющие формировать фонематическую функцию у детей от простого к сложному.
В задачи работы по формированию фонематических процессов на логоритмических занятиях входило:
1) Развитие слухового внимания и памяти;
2) Развитие фонематического восприятия и формирование четких
фонематических представлений;
3) Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Этапы работы включали упражнения и игры с неречевыми звуками и ритмом, работа над различением силы, высоты и тембра голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и фраз. Также проводилась работа по различению слогов и слов, близких по своему звуковому составу, затем по различению звуков и развитию навыков звукового анализа и синтеза.
По окончании работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что:
1) У 46,7% детей экспериментальной группы стал наблюдаться высокий сенсорно-перцептивный уровень развития.
2) 46,7% дошкольников экспериментальной группы научились различать звуки в слогах и словах, которые отличаются по твердости - мягкости, звонкости-глухости, а также в парах свистящих и шипящих, и соноров.
3) Все дошкольники экспериментальной группы стали владеть фонематическими представлениями
4) 93,3% детей экспериментальной группы стали обладать высоким уровнем развития фонематического анализа: дети научились выделять первый звук в словах, определять количество и место звука в слове, задания выполняли в полном объеме и без ошибок.
5) Для 26,7% детей экспериментальной группы стал доступен фонематический синтез: дошкольники научились составлять слова из заданных звуков.
Таким образом, специальные логоритмические занятия по развитию фонематического восприятия позволили улучшить данный процесс у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, 40% детей стали обладать высоким уровнем развития фонематических процессов: дети овладели сенсорно-перцептивным уровнем восприятия речи, фонематическими представлениями, фонематическим анализом и частично фонематическим синтезом.
Гипотеза нашего исследования подтверждена.
Для составления качественной коррекционной работы первоначально мы провели диагностику фонематических процессов дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Данная работа проводилось на базе МБДОУ «Красносельский детский сад «Рябинушка» Высокогорского муниципального района РТ и МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» пгт Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ по методике Н.Б. Покровского и Г.В. Чиркиной.
По результатам диагностики мы выяснили, что у 33,3% детей не сформирован сенсорно-перцептивный уровень восприятия речи. А 66,7% детей обладают только средним уровнем, т.е. дети не различают звуки в словах и слогах, отличающихся по звонкости-глухости, в парах соноров, свистящих и шипящих. Также мы выяснили, что 40% детей с фонетико-онематическим недоразвитием не владеют фонематическим представлениями: не могут подбирать слова на заданный звук, отбирать картинки с оппозиционными звуками. 66,7% детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием не владеет фонематическим анализом: у них не сформировано умение выделять первый согласный звук, определять место и количество звуков в слове. А фонематический синтез несформирован у всех детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что у большинства детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (86,7%) наблюдается низкий уровень развития фонематических процессов, поэтому они нуждаются в специализированной помощи.
Для этого нами были разработаны и проведены 16 логоритмических занятий, имеющих четкую структуру и позволяющие формировать фонематическую функцию у детей от простого к сложному.
В задачи работы по формированию фонематических процессов на логоритмических занятиях входило:
1) Развитие слухового внимания и памяти;
2) Развитие фонематического восприятия и формирование четких
фонематических представлений;
3) Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Этапы работы включали упражнения и игры с неречевыми звуками и ритмом, работа над различением силы, высоты и тембра голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и фраз. Также проводилась работа по различению слогов и слов, близких по своему звуковому составу, затем по различению звуков и развитию навыков звукового анализа и синтеза.
По окончании работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что:
1) У 46,7% детей экспериментальной группы стал наблюдаться высокий сенсорно-перцептивный уровень развития.
2) 46,7% дошкольников экспериментальной группы научились различать звуки в слогах и словах, которые отличаются по твердости - мягкости, звонкости-глухости, а также в парах свистящих и шипящих, и соноров.
3) Все дошкольники экспериментальной группы стали владеть фонематическими представлениями
4) 93,3% детей экспериментальной группы стали обладать высоким уровнем развития фонематического анализа: дети научились выделять первый звук в словах, определять количество и место звука в слове, задания выполняли в полном объеме и без ошибок.
5) Для 26,7% детей экспериментальной группы стал доступен фонематический синтез: дошкольники научились составлять слова из заданных звуков.
Таким образом, специальные логоритмические занятия по развитию фонематического восприятия позволили улучшить данный процесс у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, 40% детей стали обладать высоким уровнем развития фонематических процессов: дети овладели сенсорно-перцептивным уровнем восприятия речи, фонематическими представлениями, фонематическим анализом и частично фонематическим синтезом.
Гипотеза нашего исследования подтверждена.



