Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития в современной логопедии
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 6
1.2 Развитие фонематического восприятия у детей 9
Выводы по I главе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
2.1 Организация исследования особенностей фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 18
2.2 Анализ результатов исследования фонематического восприятия у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 20
Выводы по II главе 26
Глава 3. Специфика коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
3.1 Организация коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 27
3.2 Анализ результатов коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
Выводы по III главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 46
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается рост детей с нарушениями речи, в том числе и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Так, по данным ВОЗ в России в 2017 -2018 гг. наблюдается 48% детей старшего дошкольного возраста, у которых по тем или иным причинам диагностируются фонетико-фонематические нарушения, хотя до 2005 года этот процент составлял 29%.
Главным нарушением при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФН) выступают недостатки произносительной стороны речи и фонематического восприятия. Изучением фонематических процессов в логопедии занимались такие исследователи, как Р.Е. Левина [1], М.Ф. Фомичева [32], Г.В. Чиркина [19], Т.Б. Филичева [30], В.К. Орфинская и др.Они отмечали, что нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что дети испытывают трудности не только в процессе овладения звуко-произношением, но и в процессе звукового анализа слов, и при подготовке к овладению чтением и письмом.
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является одним из условий эффективной коррекции всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, а также является профилактикой дисграфии и дислексии в школе. При своевременном развитии фонематического восприятия, у детей легче корректируется звукопроизношение.
На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования фонематического восприятия является дидактическая игра, так как именно игра - ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста, она способствует развитию высших психических функций, переключает внимание, снимает утомление, позволяет детям приобретать знания в
атмосфере радости и удовлетворения, служит толчком для самостоятельной деятельности.
Цель исследования: определение эффективности развития
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с помощью логоритмических занятий.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи в современной логопедии
2) Провести эмпирическое исследование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
3) Определить особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
4) Провести коррекционную работу с дошкольниками с фонетикофонематическим недоразвитием речи по развитию фонематического восприятия и определить степень ее эффективности.
Гипотеза исследования: использование логоритмики как средства развития фонематического восприятия позволит развить у детей такие умения, как слышать и называть звуки, выделять их из потока речи, ритмизировать речь, владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза - все это необходимо дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием для подготовки к обучению грамоте. Занимательность и необычность логоритмических занятий по развитию фонематических процессов будет способствовать активности дошкольников, более быстрому достижению положительных результатов.
Объект исследования: особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: фонематическое восприятие у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной [1] о недоразвитии речи, концепция Т.Б. Филичевой [30] о психолого-педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием, взгляды Т.А. Ткаченко [27] на речевые возможности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, положение М.Ф. Фомичевой [32] на развитие фонематических процессов в онтогенезе и у детей с нарушениями произношения, взгляды А.Н. Корнева [9] на этапы формирования фонематического восприятия, концепция Е.И. Тихеевой [26] о причинах нарушения фонематического слуха, взгляды Т.В. Ахутиной [33], Л.С. Цветковой [35] на развитие фонематического восприятия с точки зрения нейропсихологии.
Практическая значимость: составленная программа коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников может быть использована в работе учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: МБДОУ «Красносельский детский сад
«Рябинушка» Высокогорского района РТ и МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» пгт Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 38 источников, и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами
Развитие фонематического слуха начинается в раннем детстве в тот, момент, когда дети начинают слышать: сначала происходит развитие неречевого слуха, который является основой для формирования фонематического слуха и восприятия. Фонематическое восприятие - это более сложная операция в отличие от фонематического слуха, оно заключается в специальных умственных действиях, направленных на установление звуковой структуры слова и дифференциацию фонем.
Для составления качественной коррекционной работы первоначально мы провели диагностику фонематических процессов дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Данная работа проводилось на базе МБДОУ «Красносельский детский сад «Рябинушка» Высокогорского муниципального района РТ и МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» пгт Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ по методике Н.Б. Покровского и Г.В. Чиркиной.
По результатам диагностики мы выяснили, что у 33,3% детей не сформирован сенсорно-перцептивный уровень восприятия речи. А 66,7% детей обладают только средним уровнем, т.е. дети не различают звуки в словах и слогах, отличающихся по звонкости-глухости, в парах соноров, свистящих и шипящих. Также мы выяснили, что 40% детей с фонетико-онематическим недоразвитием не владеют фонематическим представлениями: не могут подбирать слова на заданный звук, отбирать картинки с оппозиционными звуками. 66,7% детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием не владеет фонематическим анализом: у них не сформировано умение выделять первый согласный звук, определять место и количество звуков в слове. А фонематический синтез несформирован у всех детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что у большинства детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (86,7%) наблюдается низкий уровень развития фонематических процессов, поэтому они нуждаются в специализированной помощи.
Для этого нами были разработаны и проведены 16 логоритмических занятий, имеющих четкую структуру и позволяющие формировать фонематическую функцию у детей от простого к сложному.
В задачи работы по формированию фонематических процессов на логоритмических занятиях входило:
1) Развитие слухового внимания и памяти;
2) Развитие фонематического восприятия и формирование четких
фонематических представлений;
3) Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Этапы работы включали упражнения и игры с неречевыми звуками и ритмом, работа над различением силы, высоты и тембра голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и фраз. Также проводилась работа по различению слогов и слов, близких по своему звуковому составу, затем по различению звуков и развитию навыков звукового анализа и синтеза.
По окончании работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что:
1) У 46,7% детей экспериментальной группы стал наблюдаться высокий сенсорно-перцептивный уровень развития.
2) 46,7% дошкольников экспериментальной группы научились различать звуки в слогах и словах, которые отличаются по твердости - мягкости, звонкости-глухости, а также в парах свистящих и шипящих, и соноров.
3) Все дошкольники экспериментальной группы стали владеть фонематическими представлениями
4) 93,3% детей экспериментальной группы стали обладать высоким уровнем развития фонематического анализа: дети научились выделять первый звук в словах, определять количество и место звука в слове, задания выполняли в полном объеме и без ошибок.
5) Для 26,7% детей экспериментальной группы стал доступен фонематический синтез: дошкольники научились составлять слова из заданных звуков.
Таким образом, специальные логоритмические занятия по развитию фонематического восприятия позволили улучшить данный процесс у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, 40% детей стали обладать высоким уровнем развития фонематических процессов: дети овладели сенсорно-перцептивным уровнем восприятия речи, фонематическими представлениями, фонематическим анализом и частично фонематическим синтезом.
Гипотеза нашего исследования подтверждена.
1. Вопросы логопедии [Текст]/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: ВЛАДОС, 2009 - 322с.
2. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Союз, 2017. - 245с.
3. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]/ О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 96с.
4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: пособие для логопеда / Г.А.Каше. - М.: Просвещение, 2015. - 207 с.
5. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков [Текст] : методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков.- СПб.: КАРО, 2016. - 128 с.
6. Козина, И.Б. Коррекция фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст]/ И.Б. Козина, Д.А. Кошкина // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. - Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ». - 2017. - С. 153-155
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 416с.
8. Конова, В.И. Исследование особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) [Текст]/ В.И. Конова // Психологопедагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: материалымеждународной научно-практической конференции. - Оренбург: ООО «Агенство международных исследований (Уфа) - 2017. - С.174-178
9. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей[Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: Гиппократ, 2015. - 330с.
10. Лебедева, О.С. Значение фонематического восприятия для развития речевой функции у детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Лебедева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012.- №1. - С. 138-143
11. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст]/ А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. - 254с.
12. Логопедия [Текст]/ под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 680с.
13. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: ВЛАДОС - 480с.
14. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст]/ А.И. Максаков — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 64 с.
15. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]/ А.И. Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 152с.
16. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]/ С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 192с.
17. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) [Текст]: методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. — М.: АРКТИ, 2013. — 32 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению[Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 200 с.
19. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 240с.
20. Пузанова, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и
воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 189с.
21. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 5-е изд., испр. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 223 с.
22. Садовникова, Н.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]/ Н.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 149с.
23. Селиверстов, В.И. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И, Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2017. - 400с.
24. Специальная дошкольная педагогика [Текст]/ Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 312с.
25. Спирова, Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой // Логопедия.- Кн 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- С. 10-18
26. Тихеева, Е.И. Развитие речи дошкольника [Текст]/ Е.И. Тихеева - М.: Академия. - 2012. - 76с.
27. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2017. - 112с.
28. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 144с.
29. Тюрина, Л.Н. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст]/ Л.Н. Тюрина, В.Н. Кондратьева // Психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы,
технологии: материалы участников V Международной научно -практической конференции ФГБОУ ВО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С.ТУРГЕНЕВА». - Орел: ООО «Модуль-К». -
2018. - С.126-128
30. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: Академия, 2013. - 72с.
31. Филичева, Т.Б. Устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М., 2014. - 278с.
32. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]/ М.Ф. Фомичева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 239с.
33. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]/ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2012. - 136с.
34. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст]/ М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 2009. - Кн.1. - 272 с.
35. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С.Цветкова. - М.: ТЦ «Сфера». 2015. - 256 с.
36. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие/Г.Р. Шашкина, Л.П Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 240с.
37. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи [Текст]: автореферат кандидата
пед.наук: (13.00.03) / Шашкина Гульнара Рустэмовна. - Москва, 1995, 163с.
38. Шкатула, М.Ф. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики [Текст]/ М.Ф. Шкатула, Л.К. Фортова // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 352354.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]/ Д.Б. Эльконин.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 384с.