ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Характеристика детей с особыми образовательными потребностями... 7
1.2 Особенности обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЕПКИ КАК ВИДА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 16
2.1 Лепка из различных материалов как вид декоративно-прикладного искусства 16
2.2 Материалы и инструменты 21
2.3 Методика развития детей с особыми образовательными потребностями
на занятиях по лепке 25
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Характеристика детей с особыми образовательными потребностями... 7
1.2 Особенности обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЕПКИ КАК ВИДА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 16
2.1 Лепка из различных материалов как вид декоративно-прикладного искусства 16
2.2 Материалы и инструменты 21
2.3 Методика развития детей с особыми образовательными потребностями
на занятиях по лепке 25
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте.
Часто в силу своих заболеваний дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.
Особые образовательные потребности (ООП) - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе обучения.
Ребенок с особыми потребностями в образовании - это новое для современного общества понятие.
«Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов с взрослыми и сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в интегративной среде вырастают более общительными, более толерантными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями и индивидуальными чертами, то необходимо воспитывать в нем такое же восприятие людей.
Совместное образование здоровых детей и детей с ООП осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ООП. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ООП просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ООП прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства.
Об инклюзивном обучении сейчас много говорится и пишется, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Зная особенности конкретного нарушения, имеющегося у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании, можно приступать к организации предметно - развивающей среды.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие активности, инициативы и самостоятельности ребенка, которая обеспечивает развитие возможностей детей. Для детей с ООП обязательно нужно проводить занятия, которые способствуют развитию и формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Мы рекомендуем заниматься декоративно-прикладным творчеством, потому что оно выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие интересы ребенка.
Одним из видов декоративно-прикладного творчества для детей с ООП является лепка, которая дает детям радость творчества, позитивное послевкусие от урока.
Это и определило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Лепка как средство развития детей с особыми образовательными потребностями».
Объект исследования: процесс развития детей с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования: лепка как средство развития детей с особыми образовательными потребностями.
Цель исследования: разработка методики развития детей с особыми образовательными потребностями средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме;
2. Изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями;
3. Определить возможность декоративно-прикладного творчества в развитии детей с особыми образовательными потребностями;
4. Описать материалы и инструменты, необходимые для занятий лепкой;
5. Разработать технологические карты.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, классификация детей с особыми образовательными потребностями, сравнение, обобщение, наблюдение, моделирование.
Практическая значимость: материалы исследования можно использовать в практике педагогов дополнительного образования, учителей, которые заинтересованы в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
По материалам данного исследования опубликована статья:
Костина, Е.А. Возможности развития детей с особыми образовательными потребностями средствами декоративно-прикладного творчества [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». - Уфа: Аэтерна, 2018. - № 5. - С. 268-270.
Также результаты исследования были представлены на I Республиканском научно-практическом семинаре «Живая глина» (г. Елабуга, Елабужская детская художественная школа № 1 им. И. И. Шишкина) 13 июня 2018 года.
Структура: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Часто в силу своих заболеваний дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.
Особые образовательные потребности (ООП) - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе обучения.
Ребенок с особыми потребностями в образовании - это новое для современного общества понятие.
«Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов с взрослыми и сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в интегративной среде вырастают более общительными, более толерантными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями и индивидуальными чертами, то необходимо воспитывать в нем такое же восприятие людей.
Совместное образование здоровых детей и детей с ООП осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ООП. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ООП просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ООП прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства.
Об инклюзивном обучении сейчас много говорится и пишется, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Зная особенности конкретного нарушения, имеющегося у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании, можно приступать к организации предметно - развивающей среды.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие активности, инициативы и самостоятельности ребенка, которая обеспечивает развитие возможностей детей. Для детей с ООП обязательно нужно проводить занятия, которые способствуют развитию и формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Мы рекомендуем заниматься декоративно-прикладным творчеством, потому что оно выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие интересы ребенка.
Одним из видов декоративно-прикладного творчества для детей с ООП является лепка, которая дает детям радость творчества, позитивное послевкусие от урока.
Это и определило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Лепка как средство развития детей с особыми образовательными потребностями».
Объект исследования: процесс развития детей с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования: лепка как средство развития детей с особыми образовательными потребностями.
Цель исследования: разработка методики развития детей с особыми образовательными потребностями средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме;
2. Изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями;
3. Определить возможность декоративно-прикладного творчества в развитии детей с особыми образовательными потребностями;
4. Описать материалы и инструменты, необходимые для занятий лепкой;
5. Разработать технологические карты.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, классификация детей с особыми образовательными потребностями, сравнение, обобщение, наблюдение, моделирование.
Практическая значимость: материалы исследования можно использовать в практике педагогов дополнительного образования, учителей, которые заинтересованы в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
По материалам данного исследования опубликована статья:
Костина, Е.А. Возможности развития детей с особыми образовательными потребностями средствами декоративно-прикладного творчества [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». - Уфа: Аэтерна, 2018. - № 5. - С. 268-270.
Также результаты исследования были представлены на I Республиканском научно-практическом семинаре «Живая глина» (г. Елабуга, Елабужская детская художественная школа № 1 им. И. И. Шишкина) 13 июня 2018 года.
Структура: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического характера, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Для детей с ООП существуют различные виды занятий, которые влияют на развитие, одним из которых является лепка. Для развития мелкой моторики детей с ООП применяется развивающая лепка из глины как одно из направлений коррекционного воздействия
Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие для развития многих навыков. Мелкая моторика, творческое, образное, пространственное мышление, воображение, усидчивость, трудолюбие, сила и подвижность пальцев развивается в ненавязчивой форме у ребенка во время таких интересных занятий. Во время работы с глиной он учится координировать движения обеих рук, приобретает сенсорный опыт.
В ходе работы над практической частью нами были разработаны технологические карты для детей с разным уровнем опыта работы с лепкой, которые можно использовать в практике педагогов дополнительного образования, учителей, которые заинтересованы в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Все поставленные задачи были решены. Мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу по теме исследования и сделали выводы, что занятия лепкой совершенствуют все виды деятельности, положительно влияют на развитие личности ребенка в целом, способствуя его дальнейшей эффективной социализации.
Для детей с ООП существуют различные виды занятий, которые влияют на развитие, одним из которых является лепка. Для развития мелкой моторики детей с ООП применяется развивающая лепка из глины как одно из направлений коррекционного воздействия
Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие для развития многих навыков. Мелкая моторика, творческое, образное, пространственное мышление, воображение, усидчивость, трудолюбие, сила и подвижность пальцев развивается в ненавязчивой форме у ребенка во время таких интересных занятий. Во время работы с глиной он учится координировать движения обеих рук, приобретает сенсорный опыт.
В ходе работы над практической частью нами были разработаны технологические карты для детей с разным уровнем опыта работы с лепкой, которые можно использовать в практике педагогов дополнительного образования, учителей, которые заинтересованы в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Все поставленные задачи были решены. Мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу по теме исследования и сделали выводы, что занятия лепкой совершенствуют все виды деятельности, положительно влияют на развитие личности ребенка в целом, способствуя его дальнейшей эффективной социализации.
Подобные работы
- Искусство керамики как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в условиях ДШИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Художественно-эстетическая среда как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЦП ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ II ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Занятия бумагопластикой как средство
развитие художественно-творческих способностей детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017



