Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Работа №44271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Характеристика детей с особыми образовательными потребностями... 7
1.2 Особенности обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЕПКИ КАК ВИДА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 16
2.1 Лепка из различных материалов как вид декоративно-прикладного искусства 16
2.2 Материалы и инструменты 21
2.3 Методика развития детей с особыми образовательными потребностями
на занятиях по лепке 25
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте.
Часто в силу своих заболеваний дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.
Особые образовательные потребности (ООП) - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе обучения.
Ребенок с особыми потребностями в образовании - это новое для современного общества понятие.
«Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов с взрослыми и сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в интегративной среде вырастают более общительными, более толерантными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями и индивидуальными чертами, то необходимо воспитывать в нем такое же восприятие людей.
Совместное образование здоровых детей и детей с ООП осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ООП. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ООП просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ООП прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства.
Об инклюзивном обучении сейчас много говорится и пишется, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Зная особенности конкретного нарушения, имеющегося у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании, можно приступать к организации предметно - развивающей среды.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие активности, инициативы и самостоятельности ребенка, которая обеспечивает развитие возможностей детей. Для детей с ООП обязательно нужно проводить занятия, которые способствуют развитию и формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Мы рекомендуем заниматься декоративно-прикладным творчеством, потому что оно выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие интересы ребенка.
Одним из видов декоративно-прикладного творчества для детей с ООП является лепка, которая дает детям радость творчества, позитивное послевкусие от урока.
Это и определило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Лепка как средство развития детей с особыми образовательными потребностями».
Объект исследования: процесс развития детей с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования: лепка как средство развития детей с особыми образовательными потребностями.
Цель исследования: разработка методики развития детей с особыми образовательными потребностями средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме;
2. Изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями;
3. Определить возможность декоративно-прикладного творчества в развитии детей с особыми образовательными потребностями;
4. Описать материалы и инструменты, необходимые для занятий лепкой;
5. Разработать технологические карты.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, классификация детей с особыми образовательными потребностями, сравнение, обобщение, наблюдение, моделирование.
Практическая значимость: материалы исследования можно использовать в практике педагогов дополнительного образования, учителей, которые заинтересованы в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
По материалам данного исследования опубликована статья:
Костина, Е.А. Возможности развития детей с особыми образовательными потребностями средствами декоративно-прикладного творчества [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». - Уфа: Аэтерна, 2018. - № 5. - С. 268-270.
Также результаты исследования были представлены на I Республиканском научно-практическом семинаре «Живая глина» (г. Елабуга, Елабужская детская художественная школа № 1 им. И. И. Шишкина) 13 июня 2018 года.
Структура: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического характера, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Для детей с ООП существуют различные виды занятий, которые влияют на развитие, одним из которых является лепка. Для развития мелкой моторики детей с ООП применяется развивающая лепка из глины как одно из направлений коррекционного воздействия
Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие для развития многих навыков. Мелкая моторика, творческое, образное, пространственное мышление, воображение, усидчивость, трудолюбие, сила и подвижность пальцев развивается в ненавязчивой форме у ребенка во время таких интересных занятий. Во время работы с глиной он учится координировать движения обеих рук, приобретает сенсорный опыт.
В ходе работы над практической частью нами были разработаны технологические карты для детей с разным уровнем опыта работы с лепкой, которые можно использовать в практике педагогов дополнительного образования, учителей, которые заинтересованы в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Все поставленные задачи были решены. Мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу по теме исследования и сделали выводы, что занятия лепкой совершенствуют все виды деятельности, положительно влияют на развитие личности ребенка в целом, способствуя его дальнейшей эффективной социализации.



1. Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. - 2015. - №4 (4). - С. 3-6.
2. Богданова, Т. Г. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т. Г.Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова. - М.: ИНФА - М, 2017. - 335 с.
3. Вальдес Одриосола, М. С. Развитие творческого потенциала у лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами арттерапии: методическое пособие / М. С. Вальдес Одриосола. - М.:ИОИ, 2016. - 97 с.
4. Вист, Н. В. Лепка из глины как одно из направлений коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей с дцп / Н. В. Вист // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2016. - № 1 (7). - С. 99-100.
5. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью: пособие / М. В. Водинская, М. С. Шапиро, - 3-е изд. - М.: Теревинф, 2015. - 49 с.
6. Голишникова, Е. И. Речь педагога как источник речевого развития в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников с особыми образовательными потребностями / Е. И. Голишникова // Научные труды института непрерывного профессионального образования. - 2014. - № 4. - С. 150-156.
7. Дименштейн, М. С. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми: монография / М. С. Дименштейн, - 3-е изд. - М.: Теревинф, 2015. - 241 с.
8. Костина, Е. А. Возможности развития детей с особыми образовательными потребностями средствами декоративно-прикладного творчества [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». - Уфа: Аэтерна, 2018. - № 5. - С. 268-270.
9. Лепка как вид изобразительного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/liepka-kak-vid-izobrazitiel-nogho-iskusstva.html
10. Майер, А.А. Развитие ребёнка в системе непрерывного образования /
A. А. Майер // Вестник Сургутского государственного педагогического
университета. - 2013. - № 6 (27). - С. 242-249.
11. Малкина, Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в современном образовательном учреждении / Т. С. Малкина // Вопросы педагогики. - 2017. - № 9. - С. 42-44.
12. Материалы и оборудование для лепки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pdnr.ru/a13603.html
13. Матвеева, М. В. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения : учеб.-методич. пособие / М.В. Матвеева, С.Д. Станпакова. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 191 с.
14. Машарова, Т. В. Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / Т.В. Машарова, И.А. Крестинина, М.А. Салтыкова: ИРО Кировской области. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. - 204 с.
15. Милокумова, М. Н. Тестопластика как средство развития творчества у
детей [Электронный ресурс] / М. Н. Милокумова // V открытая городская научно-практическая конференция учащихся и педагогов учреждений дополнительного образования детей «Новое поколение». - 2016. - Режим доступа:
http://allworldart.ru/wp-content/uploads/2016/01 /Т естопластика-как-средство- развития-творчества-у-детей .pdf
16. Молотова, В. Н. Декоративно - прикладное искусство : учеб. пособие /
B. Н. Молотова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
17. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учеб. пособие для вузов / А. Г. Московкина. - М.: МИГУ. 2014. - 252 с.
18. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие по коррекционной педагогике / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова, Е. Е. Угринова. - 3-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 186 с.
19. ОВЗ - что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/310976/ovz—chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovojdenie
20. Особые образовательные потребности - что это такое [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:http://fb.ru/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-
potrebnosti---eto-chto-takoe
21. Приступа, Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е.Н.Приступа - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
22. Поляшова, Н. В. Лепка из глины как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Поляшова, П. М. Филимонова // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2016.
- № 1 (8). - С. 168-170.
23. Понятие особых образовательных потребностей [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6656832/page:10/
24. Птицына, Е. В. Особенности проведения мастер-классов в технологическом образовании // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - № 1. - С. 114-117.
25. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие / Т.А.Титова, О.В.Елецкая, М.В.Матвеева, Н. С. Куликова.
- М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192с.
26. Речицкая, Е. Г. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями: учебно-методическое пособие / Е. Г. Речицкая. - М.: МПГУ, 2014. - 184 с.
27. Ровнейко, Л. В. Лепка: учебное пособие / Л. В. Ровнейко, З. И. Помаскина. - Мн.: РИПО, 2015. - 100 с.
28. Рябова, М. С. Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изотерапии / М. С. Рябова // Инклюзивное образование: доступность, качество и эффективность в условиях реализации ФГОС : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 28 сентября 2017 г. - Тула. - 2017. - С. 37-42.
29. Селигман М. Обычные семьи, особые дети: практическое пособие / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. - 4-е изд. - М.:Теревинф, 2015. - 369 с.
30. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ОВЗ / О. В. Солодянкина. М: АРКТИ, 2007. - 247 с.
31. Ткачёва, В. В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-методич. пособие / В.В. Ткачёва, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова. - М.: ИНФРА-М, 2018. — 191 с.
32. Упоров, Д. В. Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с особыми образовательными потребностями / Д. В. Упоров // Альманах современной науки и образования. - 2009. - №4 - 1. - С. 164-165.
33. Федорцева М. Р. Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями / М. Р. Федорцева, Ю. А. Литвинова, Н. М. Кречетова, Н. В. Фрезе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №3 (75). -
С. 18-23.
34. Холостова, Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации: энциклопедия / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. - М.: Дашков и К, 2016. - 824 с.
35. Чиркова, И. А. Лепка из соленого теста как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / И. А. Чиркова // Приоритетные направления развития науки и образования - сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях, 10 февраля 2018 г. - Пенза : Издательство: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 162-166.
36. Шатунова, О. В. Артпедагогика в инклюзивном образовании / О. В. Шатунова, И. А. Талышева, Г. В.Хабибуллина // Научные обозрения: гуманитарные исследования. - 2016. - №7. - С. 33-39.
37. Шауро, Г. Ф. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство / Г. Ф. Шауро, Л. О. Малахова. - Мн.: РИПО, 2015. - 176 с
38. Яударова, Н. Ю. Организация образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования / Н. Ю. Яударова // Тенденции развития науки и образования. - 2015. - №7. - С. 56-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ