Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СКЛОННЫХ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №44258

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость5840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы саморегуляции младших школьников склонных к отклоняющемуся поведению 8
1.1. Состояние проблемы саморегуляции у младших школьников в
возрастной и специальной психологии 8
1.2. Сущность понятия отклоняющегося поведения в современных
исследованиях 16
1.3. Психологические особенности саморегуляции младших школьников с ограниченными возможностями здоровья по результатам исследований в
специальной психологии 24
Выводы по главе 1 32
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей
саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха, склонных к
отклоняющемуся поведению 33
2.1. Характеристика выборки и методов исследования саморегуляции
младших школьников с нарушениями слуха, склонных к отклоняющемуся поведению 33
2.2. Исследование склонности младших школьников с нарушениями слуха к
отклоняющемуся поведению в сравнении с нормотипичными сверстниками 37
2.3. Изучение саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха в
сравнении с нормотипичными сверстниками 41
2.4. Анализ особенностей саморегуляции младших школьников с
нарушениями слуха, склонных к отклоняющемуся поведению в сравнении с нормотипичными сверстниками 45
2.5. Рекомендации педагогам, родителям по развитию саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха, склонных к отклоняющемуся
поведению 54
Выводы по главе II 60
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 68



Актуальность исследования. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Интерес к проблеме отклоняющегося поведения и развития саморегуляции младших школьников с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования психологических особенностей саморегуляции младших школьников, склонных к отклоняющемуся поведению.
В настоящее время принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли саморегуляции сознательной активности младших школьников в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Выготского Л. С. Леонтьева А. Н. Рубинштейна С.Л. и др. В младшем школьном возрасте формирование саморегуляции выдвигается на первый план, в центр психического развития ребенка. Именно этот период психического онтогенеза связан с необходимостью подчинения требования взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность. Способность к саморегуляции играет важную роль в организации более сложных форм произвольной деятельности, к которым относится учение, произвольное поведение.
Ряд авторов (Т. С. Зыкова, Е. Г. Речицкая, Г. И. Жаренкова, С. Л. Мирский, Т. В. Туторская и другие) справедливо указывают на тот факт, что овладение детьми с особыми образовательными потребностями умением предварительно спланировать свою деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты является важным средством коррекции недостатков их общего и речевого развития и способствует тому, что деятельность ребенка становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. Большой вклад в изучение собственно психологических механизмов
саморегуляции младших школьников с ограниченными возможностями здоровья внесли такие отечественные психологи как Корсунская Б.Д. , Морозова Н.Г., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. и другие. Однако, при наличии солидного количества работ по проблеме саморегуляции у детей младшего школьного возраста, изучение специфики и формирования саморегуляции у младших школьников с сенсорными нарушениями проводится недостаточно полно (Ахметзянова А.И., 2014). В работах, посвященных изучению саморегуляции младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, она рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Егорова Т.В., Лубовский В.И., Лутонян Н.Г., Орлова О.С. и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Аксенова Е.Б., Максименко С.Д. и др.). Вместе с тем, проблема исследования саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха до сих пор остается малоизученной.
В связи с этим исследование особенностей саморегуляции детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, склонных к отклоняющемуся поведению, приобретает особую актуальность.
Цель исследования: выявить особенности саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха, склонных к отклоняющемуся поведению, и разработать психолого-педагогические рекомендации их сопровождения.
Объект исследования: регулятивная сфера личности младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: специфические особенности саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха, склонных к отклоняющемуся поведению.
Гипотеза исследования: наличие сенсорной депривации при
нарушениях слуха оказывает влияние на снижение уровня сформированности саморегуляции. Высокая степень склонности к отклоняющемуся поведению связана с низким уровнем саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной психолого-педагогический литературы по проблеме саморегуляции и нарушений поведения в младшем школьном возрасте в условиях сенсорной депривации, определить содержание понятий, используемых в исследовании.
2. Выявить особенности саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с нормотипичными сверстниками.
3. Проанализировать специфику взаимосвязи уровня саморегуляции и показателей склонности к отклоняющемуся поведению в группе школьников с нарушениями слуха в сравнении с группой нормотипичных школьников.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам, родителям по развитию саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха, склонных к отклоняющемуся поведению.
Методологические основы исследования: фундаментальные
положения отечественной психологии: о ведущей роли обучения в развитии психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, Н.А.Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); роли субъективного фактора в развитии психики ребенка; положения трудов Л. С. Выготского, В.И. Лубовского, Г.Я.Трошина, Т.А. Власовой, Ж.И. Шиф о единстве закономерностей нормального и аномального развития. Большую роль в разработке теоретических основ исследования, его организации, проведении разных видов эксперимента сыграли работы ведущих специалистов в области специальной психологии - Т.А. Власовой, Т.В. Егоровой, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усановой, Ж.И. Шиф и др. Значительную методологическую и организационно-методическую помощь оказали исследования УВ. Ульенковой и ее учеников, направленные на изучение становления саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
психологической, педагогической и медицинской литературы по теме исследования, анализ медицинской и психологической документации; метод анкетирования и тестирования респондентов, наблюдение за респондентами в процессе эмпирического исследования; сравнительный количественный и качественный анализ полученных данных, сравнительный математический и корреляционный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: Определение
взаимосвязей уровня саморегуляции и показателей склонности к отклоняющемуся поведению в группе школьников с нарушениями слуха позволяет грамотно организовать вторичную профилактическую работу в целях предотвращения нарушений поведения и снижения вероятности возникновения вторичных дефектов психического и соматического характера. Выявленные психологические особенности саморегуляции при проведении коррекционной работы должны стать отправной точкой коррекции дефекта и в дальнейшем корригироваться с акцентом на индивидуально выраженные поведенческие аспекты.
Апробация работы: Результаты данного исследования были
представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета, секции «Предпосылки и риски возникновения девиаций у лиц с ограниченными возможностями здоровья» 5 апреля 2018 года с докладом «Особенности саморегуляции младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Структура магистерской диссертации: Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 49 источников литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного нами исследования с последующим анализом результатов изучения психологических характеристик и параметров саморегуляции был сформулирован ряд выводов.
1. Младшие школьники с нарушениями слуха отличаются от своих здоровых сверстников значимо более высокими показателями тревожности, замкнутости, соматических проблем.
2. Показатели отклоняющегося поведения теснейшим образом связаны с саморегуляцией младших школьников.
3. В обеих группах младших школьников выявлены взаимосвязи между их психологическими характеристиками и параметрами сформированности саморегуляции, а именно: 1) высокая степень склонности к отклоняющемуся поведению и его различным компонентам связана с низкой степенью саморегуляции младших школьников; 2) нарушение внимания и социализации - данные показатели не связаны с саморегуляцией школьников.
В ходе анализа теоретических исследований по теме развития саморегуляции выяснилось, что регуляционная функция психики изучается в отечественной и зарубежной психологии в различных аспектах. Проведена работа по определению особенностей развития навыков саморегуляции младших школьников с умственной отсталостью.
Под саморегуляцией понимается такой вид осознанной регуляции деятельности, при котором она имеет четкие временные границы осуществления, обусловлена конкретным поведенческим актом и включается в него, заканчиваясь более или менее четким осознанием достигнутого результата деятельности. Так же определились особенности развития саморегуляции у детей с нормальным и аномальным развитием. Учеными отмечается, что познавательная деятельность детей с умственной отсталостью характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации, внимание неустойчиво, память ограничена в объеме и не прочна. Так же наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы и мотивации и несформированность произвольного поведения. Детально изучив, с помощью проведенного исследования, сформированность и особенности развития саморегуляции у младших школьников с нарушениями слуха, выяснилось, что у большинства испытуемых преобладает средний уровень сформированности саморегуляции, у трети детей уровень ниже среднего и у двух низкий. По сравнению со школьниками общеобразовательной школы, которые имеют высокий и выше среднего уровни саморегуляции, дети с нарушениями слуха имеют довольно низкие показатели, что является следствием замедленного развития и общей несформированности навыков саморегуляции деятельности.
Выдвинутое нами предположение о том, что наличие сенсорной депривации при нарушениях слуха оказывает влияние на снижение уровня сформированности саморегуляции, а высокая степень склонности к отклоняющемуся поведению связана с низким уровнем саморегуляции младших школьников с нарушениями слуха, подтвердилась.
Таким образом, проблема психической саморегуляции является одной из наиболее важных проблем психологии. Ее исследование открывает большие возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности, для исследования индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач.



1. Абульханова К.А. Идея системности в современной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 496 с.
2. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека [Электронный
ресурс]/ Адлер А.— Электрон. текстовые данные.— М.:
Академический Проект, 2014.— 248 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/36426.— ЭБС «IPRbooks»
3. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2005. - 161с.
4. Андронова Е.О. Психология и педагогика// Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии. М., 2010. С. 149 -152.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М.: Издательство Эскмо, Москва, 2010. - 177с
6. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М.: Институт психологии РАН, 2006.— 512 с.
7. Асмолов А.Г. Человек как субъект и объект медиапсихологии. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2011.— 824 с.
8. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Специфика саморегуляции в учебной деятельности младших школьников с сенсорными нарушениями // SZKO£A SPECJALNA, 4/2017, с. 277-284
9. Беличева С. А. Основы превентивной психологии - М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 224 с.
10. Бережкова Е И. Проблемы агрессивного поведения в психологии и педагогике :дис. ... канд. пед. наук : 19.00.13 / Бережкова Елена Игоревна. - М., 2003. - 149 с.
11. Богданова Т. Г., Панина В.С. Регуляция деятельности в неблагоприятных условиях детьми младшего школьного возраста с
нарушениями слуха // Специальное образование. 2015. №1. URL: https://cyberlemnka.ra/artide/n/regulyatsiya-deyatelnosti-v- neblagopriyatnyh-usloviyah-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s- narusheniyami-sluha (дата обращения: 12.05.2018).
12. Божович Л.И Развитие воли в онтогенезе // [Электронный ресурс]
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. - с. 302 - 332. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=63126.
13. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240с.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд- во Эксмо, 2005. - 1136 с.
15. Гелинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
16. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: Харвест, 1998. - 225с.
17. Дроздецкая Ирина Александровна Результаты исследования по выявлению уровня девиаций среди младших подростков общеобразовательных школ // Вестник ТГПУ 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-po-vyyavleniyu- urovnya-deviatsiy-sredi-mladshih-podrostkov-obscheobrazovatelnyh-shkol (дата обращения: 12.05.2018).
18.Зайдуллина Г.Г. Сущностная характеристика понятия «Девиантное поведение» личности // личность, семья и общество: вопросы
педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011.
19.Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 288 с.
20. Калин, В.К. Волевая регуляция деятельности [Текст] / В.К. Калин. - Тбилиси, 1989. - 85 с.
21. Камен В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. 1983.
22. Ковалев, В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков [Текст] / В.В. Ковалев // Начальная школа. - 2010. -№3.- С. 11-23.
23. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно - функциональный аспект) // Вопросы психологии.
24. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.
- 2-е изд., М: Ленанд, 2011. - 320с.
25. Кузнецова И. В., Григоренко Е. Л., Воронкова О. В. Первичная диагностика девиантного развития: опыт применения родительской формы опросника Томаса Ахенбаха// Школа здоровья. 1996. №2.
26. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологических факультетов ВУЗов. - М., 2004.
27. Леонтьев Д.А.. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. - 487с.
28. Липский И.А. Социальная педагогика для бакалавров Под ред.док. пед. наук. Липского И.А. -М.:Издательстско-торговая корпорация Дашков и Ко 2014.-280 с.
29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
- М.: Наука, 2006. - 444с.
30. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности [Электронный ресурс]: избранные труды/ Ломов Б.Ф.— Электрон. текстовые данные.
— М.: Институт психологии РАН, 2006.— 624 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15588.— ЭБС «IPRbooks»,
31. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.,
1978.
32. Лубовский В.И. Специальная психология. - М. 2003
33. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии - М., 2006. - 320 с.
34. Мазур Е.С. Смысловая регуляция деятельности. Автореф. канд. дисс., М., 1983.
35. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. - М.: МЕД-пресс, 2001. -432 с.
36. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского Университета. 2010. - №1 (14). С. 36-45.
37. Моросанова В.И. Самосознание и саморегуляция поведения.— М.: Институт психологии РАН, 2007.— 214 с.
38.Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера . - М.: ВЕЧЕ, 2002. - 1152с.
39.Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: Диссертация канд. псих. наук. - Киев, 2011. - 170 с.
40.Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъективная активность и самостоятельность человека Часть 1 // Психологические исследования. 2008- №5 (7). С. 142-151.2009.
41. Психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001. - 494 с.
42. Росин Н. Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности - Н.Новгород, Нижегородский государственный университет.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
44. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция [Электронный ресурс]/ Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В.
— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2010.
— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15541.— ЭБС «IPRbooks»
45. Слободняк Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практ. пособие / Н. П. Слободняк. М.: АйрисПресс, 2004. С. 176.
46. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 158с.
47. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
48. Ульенкова УВ., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2005.
49. Шипова Л. В. Формы нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2013. № 11. С. 288-292. №3. С. 5-12

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ