Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей с с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Томский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска.
В исследовании приняли участие дети, обучающиеся в 1 классе (с диагнозом – задержка психического развития, далее ЗПР), а также педагоги, работающие с этими детьми
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного искусства 6
1.1 Особенности психофизического развития и обучения детей с ОВЗ 6
1.2 Эстетическое воспитание детей с ОВЗ 10
1.3 Декоративно-прикладное искусство и его значение в воспитании детей с ОВЗ 13
Глава 2 Экспериментальное исследование использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей с ОВЗ 21
2.1 Анализ деятельности по использованию декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей с ОВЗ 21
2.2 Рекомендации для педагогов 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
В исследовании приняли участие дети, обучающиеся в 1 классе (с диагнозом – задержка психического развития, далее ЗПР), а также педагоги, работающие с этими детьми
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного искусства 6
1.1 Особенности психофизического развития и обучения детей с ОВЗ 6
1.2 Эстетическое воспитание детей с ОВЗ 10
1.3 Декоративно-прикладное искусство и его значение в воспитании детей с ОВЗ 13
Глава 2 Экспериментальное исследование использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей с ОВЗ 21
2.1 Анализ деятельности по использованию декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей с ОВЗ 21
2.2 Рекомендации для педагогов 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Проблема эстетического воспитания – непреходящее актуальная проблема, так как каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования, или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, эстетическое воспитание выступает его последним, «собирающим» и завершающим элементом, придающим законченность всей системе. От него зависит духовная наполненность деятельности ребёнка, отношение к своему труду и труду других людей, умение видеть художественные ценности, анализировать и давать им оценку.
Эстетическое воспитание детей в таких видах декоративно-прикладного искусства как рисование, оригами, декупаж, квиллинг, силуэтное вырезание, составление коллажей смешанными техниками – несут огромный потенциал, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир.
Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями – торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования эстетического воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.
На сегодняшний день эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической информации захлестывает людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы. На сегодняшний день остаются не до конца изученными вопросы правильного подбора форм и методов использования возможностей декоративно-прикладного искусства для эстетического развития детей с ОВЗ.
Цель: охарактеризовать декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
2. Изучить особенности эстетического воспитания детей с ОВЗ.
3. Описать возможности декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей с ОВЗ.
4. Изучить опыт организации эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Объект исследования – эстетическое воспитание детей с ОВЗ.
Предмет исследования – декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования – декоративно-прикладное искусство является эффективным средством эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции: общие социально-педагогические проблемы воспитания детей с нарушениями в развитии раскрыты в трудах А.И. Арямова, П.П. Блонского, А.И. Бороздина, JI.C. Выготского, Е.К. Грачевой, И. Гуггенбюлля, О. Декроли, Ж. Демора,
Ж. Итара, В.П. Кащенко, Н.К. Крупской, А.Р. Лурии, И.В. и Е.Х. Маляревских, М. Монтессори, Э. Сегера, Г.Я. Трошина и др.; проблемы реабилитации детей в различных аспектах: медицинском, психологическом, социально-педагогическом, общепедагогическом рассматривали Н.Б. Алмазов,
H.A. Баранова, Н.П. Вайзман, Л.B. Васильченко, Н.Ф. Велиханова,
В.В. Вершинина, A.B. Гордеева, Е.А. Горшкова, М.А. Жданова, С.Н. Кошман, Н.С. Морова, В.В. Морозов, С.А. Расчетина, Г.И. Репринцева; потенциал искусства в коррекции психических процессов у детей (H.A. Ветлугина,
И.А. Грошенков, Т.А. Добровольская, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
М.В. Киселева, JI.H. Комиссарова, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева,
И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, С.Г. Рыбакова); адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования изучена С.М. Малакуцкой, И.Н. Фузейниковой, А.Б. Чистовой.
Методы исследования в данной работе: изучение теоретических источников по проблеме исследования, обобщение и классификация, реферирование и цитирование, метод педагогического эксперимента.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Проблема эстетического воспитания – непреходящее актуальная проблема, так как каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования, или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, эстетическое воспитание выступает его последним, «собирающим» и завершающим элементом, придающим законченность всей системе. От него зависит духовная наполненность деятельности ребёнка, отношение к своему труду и труду других людей, умение видеть художественные ценности, анализировать и давать им оценку.
Эстетическое воспитание детей в таких видах декоративно-прикладного искусства как рисование, оригами, декупаж, квиллинг, силуэтное вырезание, составление коллажей смешанными техниками – несут огромный потенциал, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир.
Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями – торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования эстетического воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.
На сегодняшний день эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической информации захлестывает людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы. На сегодняшний день остаются не до конца изученными вопросы правильного подбора форм и методов использования возможностей декоративно-прикладного искусства для эстетического развития детей с ОВЗ.
Цель: охарактеризовать декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
2. Изучить особенности эстетического воспитания детей с ОВЗ.
3. Описать возможности декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей с ОВЗ.
4. Изучить опыт организации эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Объект исследования – эстетическое воспитание детей с ОВЗ.
Предмет исследования – декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования – декоративно-прикладное искусство является эффективным средством эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции: общие социально-педагогические проблемы воспитания детей с нарушениями в развитии раскрыты в трудах А.И. Арямова, П.П. Блонского, А.И. Бороздина, JI.C. Выготского, Е.К. Грачевой, И. Гуггенбюлля, О. Декроли, Ж. Демора,
Ж. Итара, В.П. Кащенко, Н.К. Крупской, А.Р. Лурии, И.В. и Е.Х. Маляревских, М. Монтессори, Э. Сегера, Г.Я. Трошина и др.; проблемы реабилитации детей в различных аспектах: медицинском, психологическом, социально-педагогическом, общепедагогическом рассматривали Н.Б. Алмазов,
H.A. Баранова, Н.П. Вайзман, Л.B. Васильченко, Н.Ф. Велиханова,
В.В. Вершинина, A.B. Гордеева, Е.А. Горшкова, М.А. Жданова, С.Н. Кошман, Н.С. Морова, В.В. Морозов, С.А. Расчетина, Г.И. Репринцева; потенциал искусства в коррекции психических процессов у детей (H.A. Ветлугина,
И.А. Грошенков, Т.А. Добровольская, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
М.В. Киселева, JI.H. Комиссарова, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева,
И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, С.Г. Рыбакова); адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования изучена С.М. Малакуцкой, И.Н. Фузейниковой, А.Б. Чистовой.
Методы исследования в данной работе: изучение теоретических источников по проблеме исследования, обобщение и классификация, реферирование и цитирование, метод педагогического эксперимента.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Проблемами воспитания и обучения дошкольников и подростков с ОВЗ занимается коррекционная педагогика – наука, изучающая возможность максимально развить способности ребенка в зависимости от его уровня развития и восприятия. Обучение детей с особенностями психофизического развития происходит с использованием современных методов и техник, с привлечением педагогов и психологов, специализирующихся в решении этой проблемы.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей деятельности. Для развития эстетического восприятия действительности необходимо использовать предметы народного декоративно-прикладного искусства в оформлении помещений, студии. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Использование дидактических игр и пособий позволяет закреплять изученный материал.
Базой для нашего исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска.
В исследовании приняли участие дети, обучающиеся в 1 классе (ЗПР), а также педагоги, работающие с этими детьми.
Педагоги работают по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.1
В результате изучения классной документации, а также беседы с педагогом и наблюдения за учебным процессом и внеурочной деятельностью, мы выявили, что знакомство с декоративно-прикладным искусством происходит на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Условия, созданные педагогами, а также формы и методы работы способствуют эстетическому воспитанию детей с ОВЗ при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством.
Мы разработали конспект урокапо декоративно-прикладному творчеству для детей 1 класса. Такие уроки будут способствовать повысить познавательный интерес детей, их познавательную активность, что позволит достичь лучших результатов при ознакомлении детей с ОВЗ с декоративно-прикладным искусством.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей деятельности. Для развития эстетического восприятия действительности необходимо использовать предметы народного декоративно-прикладного искусства в оформлении помещений, студии. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Использование дидактических игр и пособий позволяет закреплять изученный материал.
Базой для нашего исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска.
В исследовании приняли участие дети, обучающиеся в 1 классе (ЗПР), а также педагоги, работающие с этими детьми.
Педагоги работают по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.1
В результате изучения классной документации, а также беседы с педагогом и наблюдения за учебным процессом и внеурочной деятельностью, мы выявили, что знакомство с декоративно-прикладным искусством происходит на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Условия, созданные педагогами, а также формы и методы работы способствуют эстетическому воспитанию детей с ОВЗ при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством.
Мы разработали конспект урокапо декоративно-прикладному творчеству для детей 1 класса. Такие уроки будут способствовать повысить познавательный интерес детей, их познавательную активность, что позволит достичь лучших результатов при ознакомлении детей с ОВЗ с декоративно-прикладным искусством.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ СИБИРИ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЭСКИЗА ЭВЕНКИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



