ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Изучение развития мелкой моторики детей в работах отечественных
и зарубежных исследователей 7
1.2. Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста 11
1.3. Виды и техники нетрадиционного рисования для детей среднего
дошкольного возраста и ее влияние на развитие мелкой моторики 16
Вывод по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей
среднего дошкольного возраста 24
2.2. Разработка и апробация исследования развития мелкой моторики
средствами нетрадиционных техник рисования 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
на контрольном этапе 39
Вывод по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дошкольный возраст, сензитивный период для развития многих психологических и физиологических особенностей ребенка. Развитие мелкой моторики, тому не исключение. Педагогами и психологами неоднократно подчеркивается об интенсивном развитии структуры и функции головного мозга детей именно в период дошкольного детства, что позволяет расширить возможности в познании окружающей действительности. О всестороннем развитии окружающего мира, невозможно говорить, без развития тактильно - двигательного восприятия, а именно мелкой моторки, так как оно заложено в основу чувственного познания. При своевременном развитии тактильно - двигательного восприятия ребенок познает форму, величину предметов, их расположенность в пространстве. В связи с этим очень важно своевременно развивать мелкую моторику детей, чтобы в дальнейшем так же не отставало и его интеллектуальное развитие.
К проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, обращались такие педагоги и психологи, как В.А.Сухомлинский, М.М.Кольцова, М.Монтессори, А.В.Запорожец и многие другие. Ими были изучены и разработаны пособия для педагогов и родителей, а также множество программ и проектов по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, которые популярны и актуальны и на сегодняшний день.
Развитие движения пальцев рук, стимулируют развитие многих других психических функций, таких как, мышление, память, речь, внимание. А уровень развития мелкой моторики, является показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе. Поэтому, актуальность работы и заключается в необходимости развития мелкой моторики уже с раннего дошкольного детства, для предотвращения серьезных трудностей в школьном обучении.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально доказать и обосновать, что нетрадиционная техника рисования является средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики.
Предмет исследования: нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития мелкой моторики будет эффективным при использовании в работе с детьми среднего дошкольного возраста нетрадиционной техники рисования.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать план исследования развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования для детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести анализ опытно - экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Эмпирический (эксперимент, наблюдение, беседа);
3. Метод математической обработки данных.
Методологическая основа исследования: исследования таких ученых, как Владимир Михайлович Бехтерев, Лев Семенович Выготский, Мария Монтессори, Иван Петрович Павлов, Василий Александрович Сухомлинский, Валерия Сергеевна Мухина, Ильва Эллнеби, Жан Пиаже, Максимовна Кольцова Кольцова, Владимирович Запорожец Запорожец и многих других.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут эффективно использоваться в дошкольных организациях, а особенно могут быть полезными для воспитателей при подготовке к групповым, индивидуальным занятиям, профилактическим работам по развитию мелкой моторики у детей.
Данные исследования легли в основу статей:
- «Выявление общего уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» (Официальный веб-сайт Всероссийского издания «Альманах педагога»);
- Развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста» (Евразийской научный журнал г. Санкт-Петербург).
База исследования: МБДОУ «Детский сад №1 «Дюймовочка» Елабужского муниципального района» и МБДОУ «Детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района». Экспериментальная группа «Гномики» состояла из 22 детей, контрольная группа Растишка» также состояла из 22 детей. Возраст детей 4-5 лет.
Исследование состояло из 3-х этапов:
1. Констатирующий этап.
Цель: выявить общий уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
2. Формирующий этап.
Цель: повысить уровень развития мелкой моторики детей, через использования нетрадиционной техники рисования.
3. Контрольный этап.
Цель: определить эффективность работы проведенной на формирующем этапе.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Библиография включает список литературы из 36 наименований. В работе имеется 11 таблиц и 6 графических рисунков.
Человек выполняет в день огромное количество действий мелкой моторики, даже не замечая этого, например, застегивая пуговицу, манипулируя с каким-либо мелким предметом, выполняя письменные или художественные работы и многое другое. Сензитивным периодом для развития мелкой моторики, как и многих других психологических и физиологических особенности является дошкольный возраст. Развитие движения пальцев рук, стимулируют развитие многих других психических функций, таких как, мышление, память, речь, внимание. А уровень развития мелкой моторики, является неотъемлемым показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе. В связи с этим большую роль в развитии мелкой моторики имеет организация работы по повышению уровня моторики детей уже в дошкольных организациях.
Заглянув в историю изучения развития мелкой моторики, можно отметить о том, что ученые считали, что на развитие движения ребенка влияет его наследственность. Одним из самых первых ученых, который смог научно опровергнуть теорию наследственной предопределенности развития движения ребенка, был выдающийся российский ученый Иван Михайлович Сеченов. В дальнейшем и по сегодняшний день, данной проблемой заинтересовались такие ученые, как В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, В.С.Мухина, Ж.Пиаже, М.Монтессори, И.П.Павлов, В.А.Сухомлинский, М.М.Кольцова и многие другие. Изучив их исследования, мы определили, что под понятием мелкой моторики понимается развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Ученые сумели объяснить и практически доказать, что развитие мелкой моторики не происходит само по себе, а это планомерная работа по ее развитию и усовершенствованию детей с рождения начинает развиваться, можно сказать невзначай. Дети с рождения махают ручкой, перебирают у себя на руке пальчиками, играют в «Сороку - белобоку», показывают «Козу - рогатую» и даже такие простые движения и игры помогают им уже тренировать руку. Ильва Эллнеби подробно описывала в своих работах этапы развития моторки, а для того чтобы ребенок благоприятно прошел через все эти этапы, необходима регулярная и комплексная работа, в которую вовлечены, как родители, так и педагоги ДОО. Заинтересованность всех участников обучения и развития детей стимулирует работоспособность, повышает их интерес к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
Известно, что рисование - одно и самых любимых детских занятий, которое помогает воспитывать в ребенке множество положительных качеств, таких как усидчивость, терпение, внимательность, воображение, способность разносторонне мыслить, выстраивать логические цыпочки и многое другое. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки, тем самым, уже самостоятельно включаясь в технику нетрадиционного рисования, даже не задумываясь об этом. Таким образом, на основе личного опыта, ребенок сам начинает развивать моторику рук, ведь кроме традиционных предметов для рисования: кисти и карандаша, ребенок использует для создания изображения свои собственные ладошки, различные печатки пальчиками, а так же может использовать вместо кисточки колосок или листик березы. Поэтому стоит отметить, что важным компонентом включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу благодаря работе с разными живописными материалами.
Экспериментальную часть нашей работы мы начали с констатирующего этапа, на котором мы выявили уровень развития мелкой моторики, проведя исследование с воспитанниками МБДОУ «Детский сад №1 «Дюймовочка» ЕМР» средней группы «Гномики» и МБДОУ «Детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида ЕМР» средней группы «Растишка». Количество детей составило 44 человека. Для исследования мы применили методику «Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 4-5 лет», разработанная А.В.Артемьевой. Для того чтобы выявить к какому уровню соответствует развитие мелкой моторики, ребенку предлагалось выполнить три игровых задания. За каждое правильно выполненное задание ребенок получал от 1 до 3 баллов, в зависимости от числа не правильно выполненных действий. В конце подсчитывалось число набранных баллов, и определялся уровень развития мелкой моторики - низкий, средний, высокий. Методика проводилась без учета времени, индивидуально с каждым ребенком. Все результаты ребенка фиксировались в бланке результатов правильно выполненных заданий. По полученным данным, мы определи, что в обеих группах, есть дети с разными уровнями развития мелкой моторики. В группе «Гномики» преобладает низкий у 12 детей (54%) и средний у 9 детей (41%) уровень, а высокий лишь у 1 ребенка (5%). В группе «Растишка», преобладает так же низкий уровень у 11 детей (50%), чуть меньше средний уровень у 8 детей (36%) и у 3 детей выявлен высокий уровень (14%).
Следующий этап нашего исследования - формирующий. Группа «Гномики» была определена нами, как экспериментальная группа, а группа «Растишка», как контрольная группа. С экспериментальной группой, нами была проведена работа по повышению уровня развития мелкой моторики, по средствам нетрадиционной техники рисования. Все виды техник подбирались в соответствии с возрастом детей и проводились посредством образовательной деятельности. С каждой техникой знакомили на отдельном занятии, всего было проведено 12 ОД по всем 7 видам техники. Каждая техника нетрадиционного рисования закреплялась с детьми и применялась в изготовлении различных поделок и подарков.
Последний этап нашего исследования - контрольный. На данном этапе мы оценивали эффективность проделанной нами работы на формирующем этапе. Нами была повторно проведена «Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 4-5 лет», разработанная А.В.Артемьевой. Проанализировав полученные результаты обеих групп, нами был сделан анализ результатов развития мелкой моторики у детей. В экспериментальной группе «Гномики», сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа, мы отметили положительную динамику. Значительно снизилось число детей от 12 (54%) до 4 (18%), обладающих низким уровнем развития мелкой моторики. Средний уровень выявлен также, хоть и не на много, но уже у меньшего количества детей, всего у 7 (32%), хотя изначально был у 9 детей (41%). А высокий уровень значительно изменился в показателях, и был выявлен на контрольном этапе уже у 11 детей (50%), хотя на констатирующем этапе, данным уровнем обладал лишь 1 ребенок (5%). Сравнивая констатирующий и контрольный этап исследования в контрольной группе «Растишка», отмечается значительное падение низкого уровня у детей, из 11 детей (50%), на контрольном этапе, выявился низкий уровень лишь у 8 (36%). Незначительно изменился показатель среднего уровня, число детей, обладающих данным уровнем, стало 7 человек (32%), а изначально было 8 человек (36%). Изменение отмечается и на высоком уровне, показатели контрольного этапа изменились на 4 человека больше, чем на констатирующем этапе, и детей с данным уровнем стало так же как и среднем 7 человек (32%), хотя было всего 3 ребенка (14%). Тем самым, мы можем сказать, что между констатирующим и контрольным этапом есть явные различая. Положительная динамика развития мелкой моторики есть, как у экспериментальной, так и у контрольной группы, но существенные изменения мы видим в экспериментальной группе, с которой в течение года проводилась дополнительная работа по развитию мелкой моторики, посредством нетрадиционной техники рисования.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что использование нетрадиционной техники рисования оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного года. Гипотеза нашего исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2014. - 204 с.
2. Баренцова, Н. Готовим руку к письму / Н. Баренцова. - М.: Дошкольное воспитание. - 2013. - 89 с.
3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. - М.: Астрель. - 2015. - 46 с.
4. Вавилова, М. А. Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / М.А. Вавилова // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 3 (6). - С. 60 - 62.
5. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: Лакоценин, 2014. - 91 с.
6. Гаврилина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврилина. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 192с.
7. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: часть 2 / Г.Н. Давыдов. - М.: Скрипторий, 2016. - 72 с.
8. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: часть 1 / Г.Н. Давыдов. - М.: Скрипторий, 2012. - 80 с.
9. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Захарюта, Н. // Дошкольное воспитание. - 2016.- №9. - С. 7-13.
10. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. - М.: Просвещение, 2016. - 110 с.
11. Исследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Банк рефератов [Сайт]. - URL: http://www.bestreferat.ru/referat- 182881.html(дата обращения: 17.11.2017 г.)
12. Казакова, М. А. Современные методы работы с детьми
дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. - 60 с.
13. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2013. - 152 с.
Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду / Е. А. Короткова - М.: Академия развития, 2013. -105 с.
14. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 2013. - 380 с.
15. Любина, Г. Рука развивает мозг // Дошкольное воспитание №4. СПб.: Заневская площадь - 2017. - С. 32 - 36.
16. Махова, Т. Л. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования / Т. Л. Махова // Научный поиск. - 2015.- № 3.5.- С. 14 - 15.
17. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М.Монтессори.
- М.: Карапуз, 2000. - 272 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина - М.: Академия, 2011. - 456 с.
19. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА, 2013. - 160 c.
20. Петровский, А.В. Психологический словарь / А.В. Петровский.
— М.: Просвещение, 2013. - 494 с.
21. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 724 с.
22. Пузанов, Б. П. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Б. П. Пузанов, В. И.
Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова. - М.: Академия, 2015. - 160 с.
23. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования [Электронный ресурс] // Инфоурок [Сайт]. - URL: https://infourok.ru/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-
doshkolnogo-vozrasta-cherez-netradicionnuyu-tehniku-risovaniya- 1384010.html (дата обращения: 12.10.2017 г.)
24. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду:
пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.:
Просвещение, 2012.- 208 с.
25. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2011. - 480 c.
26. Сиротюк, Л.С. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие / Л.С. Сиротюк. - М.: АРКТИ, 2017. - 60 с.
27. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учебный курс / В.А. Сластёнин. - М.: Юрайт, - 2013. - 543 c.
28. Строгонова, И.А. Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка / И.А. Строгонова. - М.: 2016. - 398 с.
29. Утробина, К. К. Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка / К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин. - М.: Гном, 2017. - 48с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
31. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 2016. - 211 с.
32. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. - М.: Сфера, 2012. - 288 с.
33. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Хардфорд, 2013. - 32 с.
34. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Инфра, 2015. - 381 с.
35. Эллнеби, И. Право детей на развитие [Текст] / И. Эллнеби, К. Роббинг. - М.: Технопринт, 2014. - 124 с.
36. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. - М.: Владос. - 2015. - С. 2.