Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы изучения произносительной стороны речи у слабослышащих школьников
1.1 Понятие произносительной стороны речи и ее развитие у детей в
онтогенезе 7
1.2 Особенности произносительной стороны речи у слабослышащих
школьников 17
Вывод по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников
2.1 Выявление особенностей произносительной стороны речи у
слабослышащих старшеклассников 24
2.2 Содержание и приемы коррекционной работы по
совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников 39
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 54
Заключение 67
Список литературы
Актуальность исследования. Устная речь является наиболее употребительным и экономным способом речевой коммуникации в нашей жизни, поэтому так важно формирование ее у детей с нарушениями слуха. Речь таких детей должна быть внятной, членораздельной, максимально приближаться к естественному звучанию нормально слышащих людей.
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи является одной из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдопедагогики проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или дактильном виде, но непременно в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли.
Поскольку слуховой анализатор играет первостепенную роль в развитии речи ребенка, нарушение слуха может в большей или меньшей степени препятствовать этому развитию. Последствия слухового дефекта для устной речи оказываются тем более тяжелыми, чем сильнее нарушен слух и чем раньше наступило это нарушение. Если не приняты необходимые меры, то глухота может служить не только препятствием к первоначальному развитию речи, но и причиной утраты уже сформировавшейся речи.
Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в исследованиях Р.И. Аванесова, В.И. Белльтюкова, Л.В. Бондарко, Л.А. Гараниной, Н.И. Жинкина, А.И. Максакова, Е.Н. Российской, С.Н. Цейтлин и др.
Большинство авторов (И.Г. Багрова, Р.М. Боскис, Н.Ю. Донская, А.Г. Зикеев, К.Л. Каплинская, Е.П. Кузмичева, Э.И. Леонгард, Л.Г. Парамоновой, Ф.Ф. Рау, Я.Х. Яхнина и др.) отмечают что, в зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение произносительной
стороны речи. У детей с нарушением слуха наблюдаются искажения,
3
пропуск, замена, иногда перестановка звуков. Типичным для слабослышащего является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками. Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения.
Как отмечает Ф.Ф. Рау, от качества фонетического оформления речи слабослышащего ребенка зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь ребенка с нарушением слуха была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Кроме того, для подлинного развития устной речи, и в частности ее фонетической стороны у слабослышащего школьника необходимо его специальное обучение. Практикой уже давно доказано, что в результате обучения дети с нарушением слуха способны усвоить словесную речь не только в более доступном им письменном и дактильном виде, но и в виде устного слова.
Цель исследования - выявление состояния произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников и определение основных направлений коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников.
Объект исследования - произносительная сторона речи у слабослышащих старшеклассников.
Предмет исследования - коррекционная работа по
совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников.
Гипотеза исследования. Эффективность целенаправленной
коррекционной работы повысится при условии учета индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития слабослышащих старшеклассников, а также при соблюдении педагогических условий, представленных в виде модели коррекционной работы, включающая различные разделы по совершенствованию произносительной стороны речи: развитие речевого дыхания, работа над голосом, работа над звуками, работа над ритмико- интонационационной структурой речи, работа над словом, работа над фразами.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать проблему изучения произносительной стороны речи у слабослышащих.
2. Выявить состояние произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников.
3. Определить и апробировать на практике содержание и приемы коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников
4. Оценить эффективность коррекционной работы по
совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что
результаты исследования могут быть применены логопедами специальных
5
(коррекционных) общеобразовательных учреждений, в частности составленная организационно- методическая модель коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи, включающая в себя шесть разделов: развитие речевого дыхания, работа над голосом, работа над звуками, работа над ритмико-интонационной структурой речи; работа над словом, работа над фразой.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Объем дипломного исследования составляет 76 страниц. Всего проанализировано 75 работ.
Обобщенный анализ специальной литературы и результатов проведенного экспериментального исследования позволяет сделать следующее заключение.
Одну из важных и наиболее сложных проблем сурдопедагогики составляет совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников. Важность этой проблемы определяется той ролью, которая принадлежит устной речи для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, налаживания взаимодействия, интеграции и социализации лиц с нарушениями слуха в общество слышащих. Внятность и членораздельность устной речи составляет необходимое условие для того, чтобы устная речь неслышащего по своему фонетическому оформлению была доступна пониманию окружающих. Данные, полученные в результате теоретического анализа, проблемы формирования устной речи неслышащих учащихся свидетельствуют о том, что представленные в специальной литературе исследования, а также современное научно-методическое обеспечение специальных (коррекционных) школ II вида не решают в полной мере проблемы повышения качества произношения у слабослышащих старшеклассников.
С целью исследования особенностей произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников было проведено экспериментальное исследование на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями зоровья» г. Казани. Для эксперимента нами были отобраны 20 детей слабослышащих школьников.
Методика исследования особенностей произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников включала пять серий заданий, направленных на исследование анатомического строения артикуляционного аппарата, речевого дыхания, артикуляционной моторики,
звукопроизношения, просодической стороны речи.
68
В ходе анализа результатов, полученных при обследовании детей, можно сделать вывод о том, что у слабослышащих старшеклассников выявлены нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения, просодической стороны речи. Нарушения артикуляционной моторики выражались в трудностях выполнения артикуляционных проб, ограниченности объема движений, снижении тонуса мускулатуры, недостаточной точности. Нарушения речевого дыхания проявлялись в преобладании у детей верхнеключичного типа дыхания, укороченного выдоха, в невозможности говорения фразы на выдохе. Нарушения звукопроизношения выражались в отсутствии, заменах и искажениях звуков. Нарушения просодической стороны речи проявлялись в недостаточном развитии темпа, ритма речи, высоты, силы голоса, логического ударения, интонации.
Результаты констатирующего исследования, анализ литературных источников позволили разработать и апробировать коррекционную работу по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников.
Содержание коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников включала в себя следующие направления: 1) развитие речевого дыхания; 2) работа над голосом; 3) работа над звуками и их сочетаниями; 4) работа над ритмико-интонационной структурой речи; 5) работа над словами; 6) работа над фразами.
Контрольный эксперимент выявил у многих слабослышащих детей, принимающих участие в обучающем эксперименте качественно более высокие показатели артикуляционного аппарата, речевого дыхания, артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодической стороны речи. Однако, необходима дальнейшая разработка методических приемов, направленных на совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников.
Таким образом, полученные положительные результаты эксперимента в процессе разработанной и апробированной методики коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих старшеклассников подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования.
1. Аванесов Р.И., Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - М.: Просвещение, 2002. - 234 с.
2. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2010. - 400 с.
3. Антипова А.М., Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А.М. Антипова // Вопросы языкознания. - 2006. - № 1. - С.34-39.
4. Багрова И.Г., Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Багрова. - М. : Просвещение, 2013. - 243 с.
5. Базжина Т.В., Становление речи и усвоение языка ребенком / Т.В. Базжина // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 2015. - 240 с.
6. Байдина Ю.Э., Коррекция произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников / Ю.Э. Байдина, З.А. Репина / Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30639849 (дата обращения: 10.04.2018)
7. Бахтина Н.Ю., Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка) / Н.Ю. Бахтина. - СПб.; Акцидент, 2000. - 318 с.
8. Беккер К.П., Логопедия: пер. с нем. / К.П. Беккер, К.П. Совак. - М.: Просвещение, 1991. - 365 с.
9. Белисова А.А., Особенности произносительной стороны речи у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста [Электронный ресурс] /
А.А. Белисова, Е.А. Кронштатова // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32245940 (дата обращения: 11.04.2018)
10. Бельтюков В.И., Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельютюков. - М.: Просвещение, 1964. - 91с.
11. Бельтюков В.И., Закономерности овладения произношением слышащими детьми / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Дефектология. - 2009. - № 5. - С.34-39.
12. Богданова Т.Г., Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
13. Бондарко Л.В., Звуковой строй речи современного русского языка / Л.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 2007. - 345 с.
14. Бородич А.М., Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
15. Боскис Р.М., Особенности овладения тугоухими детьми звуковым составом слова / Р.М. Боскис // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М.: Учпедгиз, 2013. - Вып. 1. - С.123-130.
16. Брызгунова Е.А., Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. - М. : Русский язык, 2013. - 280 с.
17. Будникова Т. К., Особенности развития речи у детей младшего возраста [Электронный ресурс] / Т. К. Будникова, А. Зильмухамедова // Научно-практические конференции ученых и студентов. Публикации Scopus и Web of Science. Авторские и коллективные монографии. - Режим доступа: https://sibac.info/shcoolconf/hum/ix/33966 (дата обращения: 10.04.2018)
18. Буланин Л.Л., Фонетика современного русского языка / Л.Л. Буланин. - М.: Высшая школа, 2010. - 206 с.
19. Быков Л.М., Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей: учебное пособие для студентов / Л.М. Быков, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова.- М.: ВЛАДОС, 2012. - 123 с.
20. Василенко Ю.С., Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. - М.: Владос, 2012. - 345 с.
21. Винарская Е.Н., Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е.Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С.55-62.
22. Волкова К.А., Методика обучения глухих детей произношению / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 234 с.
23. Гаранина Л.А., Произносительная сторона речи: практический курс / Л.А. Гаранина, Е. Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2013. - 104 с.
24. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.
: Просвещение, 1991. - 367 с.
25. Г ойхман О.Я., Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА, 2007. - 272 с.
26. Громова О.Е., Формирование начального детского лексикона /
О.Е. Громова // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 41-47.
27. Денисова И.А., Дифференцированный подход в формировании произносительной стороны речи учащихся с нарушениями слуха младшего школьного возраста: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И.А. Денисова. - СПб., 2012. - 304 с.
28. Донская Н.Ю., Исследование слуха и речи слабослышащих детей, обучающихся в массовой школе / Н.Ю. Донская // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. Всесоюзные педагогические чтения. - М.: Изд-во «Педагогика». - 2010. - С. 51-52.
29. Жинкин Н.И., Общие контуры механизма речи / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1998. - 256 с.
30. Ивановская Ф.А., Профилактика голосовых расстройств / Ф.А. Ивановская // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - Т. 1. - С. 302-306.
31. Исенина Е.И., Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза / Е.И. Исенина. - Иваново : Изд-во Ивановского ун-та, 2003. - 78 с.
32. Зикеев А.Г., Развитие речи слабослышащих учащихся (I-VI
классы 2-го. отделения) / А.Г. Зикеев. - М.: Просвещение, 2006. - С. 12-40.
73
33. Зимняя И.А., Смысловое восприятие речевого общения / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2006. - 332 с.
34. Каплинская К.П., Использование слухового восприятия в работе над исправлением недостатков произношения у тугоухих детей / К.П. Каплинская // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М.: Учпедгиз, 2007. - Вып. 6. - С. 54-73.
35. Козлова Ю.Г., Закономерности развити язвуокпроизношения в
норме [Электронный ресурс] / Ю.Г. Козлова // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25984699 (дата обращения: 11.04.2018)
36. Козлянинова И.П., Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Черали. - М.: Просвещение, 2015. - 268 с.
37. Комаров К.В., Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: учеб. пособие для вузов / К.В. Комаров. - М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 234 с.
38. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 132 с.
39. Коровин К.Г., Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
40. Кудилова А.А., К вопросу о формировании звукопроизношения в
онтогенезе [Электронный ресурс] / А. А. Кудилова / Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26840404 (дата обращения: 11.04.2018)
41. Кузьминова С.А., Коррекционная работа по совершенствованию произносительной стороны речи неслышащих старшеклассников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /
С.А. Кузьминова. - М. : Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова, 2010. - 270 с.
74
42. Кузьмичева Е.П., Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 классы: пособие для учителя / Е.П. Кузьмичева. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.
43. Кузьмичева Е.П., Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина. - М.: Академия, 2011. - 232 с
44. Кузьмичева Е.П., Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, О.В. Шевцова Е.З. Яхнина. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 165 с.
45. Леонгард Э.И. ,Устная речь глухих и слабослышащих детей /
Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 2015. - 234 с.
46. Линникова Н.И., Особенности речи слабослышащего ребенка, обучавшегося в массовой школе / Н.И. Линникова // Опыт обучения слабослышащих детей. Педагогические чтения / под ред. А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, Л.И. Тиграновой. - М.: Просвещение. - 2014. - С. 33-40.
47. Львов М.Р., Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2010. - 247 с.
48. Максаков А.И., Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи / А.И. Максаков. - М. : Просвещение, 2000. - 134 с.
49. Назарова Н.М., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Н.М. Назарова. - М.: Просвещение, 2011. - 287 с.
50. Нушикян Э.А., Типология интонации эмоциональной речи / Э.А. Нушикян. - Киев - Одесса: Вища школа, 1996. - 157 с.
51. Панов М.В., Русская фонетика / М.В. Панов. - М.:
Просвещение,1997. - 345 с.
52. Парамонова Л.Г., Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения / Л.Г. Парамонова. - Л.: Лен. отделение Наука, 1991. - С.6-10.
53. Пелымская Т.В., Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 224 с.
54. Пелымская Т.В., Методические рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. - М.: Советский спорт, 2014. - 28 с.
55. Петрянкина В.И., Интонация / В.И. Петрянкина // Современный русский язык: учебник / под ред. Л.А. Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань»,
2009. - С. 122-147.
56. Радионова Ю.Н., Развитие интонационной выразительности речи дошкольников / Ю.Н. Радионова // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. -
С. 7-13.
57. Рау Ф.Ф., Методика обучения произношению в школе глухих / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 2011. - 235 с.
58. Pay Ф.Ф., Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау. - М.: Педагогика, 2011. - 168 с.
59. Светозарова Н.Д., К вопросу о функциях интонации / Н.Д. Светозарова // Звуковой строй языка. - М.: Наука, 1999. - С. 252-255.
60. Слезина Н.Ф., Формирование произношения у глухих школьников / Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 2014. - 216 с.
61. Соловьева И.И., О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей / И.И. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012. - 372 с.
62. Тимошенко И.В., Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в разных условиях обучения / И.В. Тимошенко: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 269 с
63. Тонкова-Ямпольская Р.В., Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 24-29.
64. Торсуева И.Г., Современная проблематика интонационных исследований / И.Г. Торсуева // Вопросы языкознания. - 1994. - № 1. - С. 116-126.
65. Ушакова А.С., Роль логопеда в реабилитации детей после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] / А.С. Ушакова // Научнопрактические конференции ученых и студентов. Публикации Scopus и Web of Science. Авторские и коллективные монографии. - Режим доступа: https://sibac.info/studconf/hum/xlvi/61141 (дата обращения: 10.04.2018)
66. Феклистова С.Н., Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учебно-методическое пособие / С.Н. Феклистова. - Мн.: БГПУ, 2008. - 66 с.
67. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного
звукопроизношения: практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2009. - 239 с.
68. Цейтлин С.Н., Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
69. Черемисина Н.В., Законы и правила русской интонации: учеб. пособие / Н.В. Черемисина. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 520 с.
70. Черкасова Е.Л., Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции / Е.Л. Черкасова. - М. ,2001. - 232 с.
71. Шахнарович А.М., Проблемы формирования языковой
способности / А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - М.: Наука, 2011. - С. 185-220.
72. Шелгунова Н.И., Работа над произношением в школе для
слабослышащих детей / Н.И. Шелгунова. - М.: Просвещение, 2009. - 189 с.
73. Шестакова Н.А., Для чего ребенку фонематический слух? / Н.А. Шестакова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - с.34-38.
74. Янушко Е., Развитие речевого дыхания / Е. Янушко //
Практическая психология и логопедия. - 2009. - № 3. - С. 39-51.
77