Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический мониторинг развития представлений о величинах у детей 5-6 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №44177

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 8

1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 8

1.2. Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 13

1.3. Анализ подходов по развитию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 16

Выводы по первой главе 21

Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет 22

2.1. Модель педагогического мониторинга по развитию представлений о величинах у детей 5-6 лет 22

2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет 28

2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет 32

Выводы по второй главе 35

Заключение 36

Список литературы 39

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. На ступени дошкольного образования ведущим методом оценки качества образовательного результата был и остается мониторинг.
Согласно статье 64 Закона «Об образовании в РФ», освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся [26]. Согласно большинству мнений педагогов, неправильно требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных результатов по образовательной программе. Эффективнее предоставить возможность для развития личности ребенка дошкольного возраста в своем ритме с учетом своих склонностей, качеств и т.д. Однако Закон не запрещает проведение педагогического мониторинга, с помощью которого можно просто фиксировать уровень развития ребенка, его состояние. Мониторинг служит для педагогов дошкольной организации и родителей основанием для выявления тех способов, с помощью которых ребенок способен развиваться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы, что также не противоречит требованиям нового федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДОО) [22].
В связи с чем, педагогу необходимо обучить детей основам социального взаимоотношения, общим представлениям о явлениях, объектах, вещах и их свойствах. Поэтому на выходе из дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности, арифметических показателей, как число, форма и величина. Таким образом, формирование у дошкольников представлений о величине является важнейшей частью подготовки детей к школе. Эта работа начинается со второй младшей группы и продолжается в течении всего дошкольного обучения. Прочные представления о величине являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: время, величина и др., которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, а также способствуют формированию понятий.
Педагогические исследования в области содержания и методов работы по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста уделяют внимание в основном обучению измерения. Усвоению величины посвящались немногие работы методического характера. Так, например, Е.И. Тихеева (в 30-40-е гг.), предлагала уделять внимание ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними (больше-меньше, шире-уже, длиннее-короче и др.), А.М. Леушина (в 50-60-е гг.), разработала дидактическую систему формирования представлений о величине, а Л.С. Метлина (в 90-е гг.) разработала задачи по формированию у детей представлений о величине.
Современные педагоги также уделяют внимание проблеме формирования представлений о величине в старшем дошкольном возрасте, к ним относится В.В. Данилова, которая считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы и явления. В свою очередь Т.И. Ерофеева предлагает развивать данные представления для старшей группы в основном во время режимных моментов, а именно в подвижных играх. В.П. Новикова, предлагает методику ознакомления детей с величиной, а З.А. Михайлова – игровую технологию, для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине. Вместе с тем учеными, методистами и в образовательных программах не уделяется внимания методике изучения объема и его измерения в старшем дошкольном возрасте. Лишь в некоторых учебных пособиях по математике для детей 5-6 лет присутствует изучение данной величины, но система заданий к ней очень бедная.
Исходя из вышесказанного имеет место противоречия между:
 социальной потребностью в развитии представлений об объеме в старшем дошкольном возрасте и недостаточным уровнем развития умений работы именно с величинами у детей;
 потребностью воспитателей в технологии формирования понятия объема у старших дошкольников и разрозненностью ее теоретических обоснований, отсутствием единой методики работы.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг развития представлений о величинах у детей 5-6 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг развития представлений о величинах у детей 5-6 лет».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет.
Объектом исследования является процесс развития математических представлений у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс развития представлений о величинах у старших дошкольников более эффективным если:
– под представлениями о величинах у детей 5-6 лет понимается умение сравнивать величины и выполнять их измерение;
– разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
– определена критериально-уровневая характеристика развития представлений о величинах у детей 5-6 лет;
– разработан проект педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга развития представлений о величинах в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень развития представлений о величинах у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет.
4. Разработать проект педагогического мониторинга развития представлений о величинах у детей 5-6 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь - октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования: работы по изучению педагогического мониторинга (А.С. Белкин, А.И. Кукуев, А.Н. Майоров, А.А. Орлов, О.С. Островерх, А.И. Пульбере, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.); по методике формирования элементарных математических представлений (А.В. Белошистая, В.В. Данилова, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, М.А. Габовой, Е.И. Щербаковой и др.); по формированию представлений о величине (М.А. Габова, А.В. Белошистая, Е.И. Щербакова и др.).
Практическая значимость состояла в том, что была разработана модель педагогического мониторинга развития представлений о величинах для детей 5-6 лет, которая может быть использована педагогами ДОО.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ДС №47 «Гнездышко» г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети старшей группа (20 человек), родители, 6 воспитателей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогический мониторинг является современной тенденцией образовательного процесса. Анализ литературы выявил, что мониторинг – это специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных организаций, позволяющее отслеживать как отклонения от ФГОС, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения на основе выделенных показателей и индикаторов.
Понятие величины и ее измерения является основообразующим в системе математических знаний. Степень сформированности математических представлений у дошкольников, умение оперировать ими, владение измерительными навыками обусловливает необходимую математическую подготовку дошкольника, его готовность к школе.
Методическое аспекты изучения величин представлены в работах А.В. Белошистой, М.М. Глазыриной, Н.Н. Паболковой, А.В. Тихоненко и др. Ряд педагогов считают, что вне специального обучения дошкольники не вполне овладевают общепринятыми способами измерения. Вышесказанное влечет за собой необходимость целенаправленного и систематического формирования данного понятия в дошкольном возрасте.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. В основу исследования, для выявления сформированности представлений о величине (объем) у старших дошкольников, положены критерии и показатели Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, которые определяют полноту, действенность и осознанность представлений об объеме. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно – диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить, что большинство детей (75%) старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности представлений обо объеме. Высокий уровень сформированности представлений об объеме показали 2 дошкольника (10%). Средний уровень сформированности представлений об объеме показали 3 дошкольника (15%). Большинство обследованных детей даже с помощью взрослого не могут различить признак объема, не могут самостоятельно обосновать свои суждения, не умеют самостоятельно обобщать, находить общее в частном, выявлять причинно-следственные связи, не умеет определить объем сыпучих веществ и измерять объем жидкостей.
В целом имеющиеся представления о величине старших дошкольников недостаточны для создания «правдивой», целостной картины. Выявляя причины наличия такого низкого уровня сформированности представлений о величине, мы провели анкетирование воспитателей и родителей, проанализировали рабочие программы и состояние развивающей пространственной среды в группах. Результаты показали, что, ни в одной рабочей программе не выделяется задача по формированию объема и его измерения, а уделяется внимание формированию понятий длины и ширины.
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии по формированию представлений о величине (объеме) детей старшего дошкольного возраста. Содержание материала представлено блоками: «Что такое объем?», с целью формирования представлений детей об объеме; «Как измерить объем?», с целью формирования умений измерять объем; «Сравнение объемов», с целью формирования умения сравнивать объемы.
Данная педагогическая технология предполагает формирование представлений о величине (объеме) у детей старшего дошкольного возраста.



1. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 592 с.
2. Бажан З.И., Ивахненко А.В. Технология формирования навыков измерительной деятельности у старших дошкольников в процессе изучения основных величин // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №53-1. – С. 27-36.
3. Белкина В.Н., Тимофеева Н.А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 2. - №4. – С. 65-69.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 400 с.
5. Воронин С.А. Сравнение и анализ понятий: мониторинг, эксперимент и диагностика в образовании / С.А. Воронин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anone.ru/news/1/2013-04-09-145 (Дата обращения: 15.02.2018).
6. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии: Учебное пособие / М.А. Габова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 534 с.
7. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
8. Дидковская Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 29-36.
9. Егорова Е.Л., Ткачук Т.А. Особенности организации мониторинга и педагогической диагностики в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. - №5 (14). – С. 59-62.
10. Золотухина О.С. Педагогический мониторинг как эффективный способ управления качеством образования в дошкольной образовательной организации / О.С. Золотухина // Психология, педагогика, образование: актуальные исследования и разработки. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – Барнаул: НОО «Профессиональная наука», 2017. – С. 247-254.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
12. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10000 единиц / С.А. Кравченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 512 с.
13. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: дис. к.п.н.: 13.00.01 / Кукуев Александр Иванович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/kukuev-pedagogicheskij-monitoring-lichnostno-orientirovannogo-obrazovatelnogo-processa.html (Дата обращения: 15.02.2018).
14. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе образования / Н.А. Кулемин // Педагогика. – 2001. - № 3. – С. 16-20.
15. Минибаева Е.Р. Проблема развития математических представлений детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург, 2017. – С. 2884-2888.
16. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64 с.
17. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: 2014. – 368 с.
18. Пальчик К.В. Обучение дошкольников величинам средствами дидактических игр // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. – Вологда: Маркер, 2016. – С. 165-168.
19. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. – 3-е изд., перераб. – М.: Ювента, 2017. – 68 с.
20. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 6-7 лет. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М.: Ювента, 2017. – 64 с.
21. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз. федер. ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/6:0 (Дата обращения: 150.2018).
23. Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 480 с.
24. Рыленко Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОУ // Молодой ученый. – 2015. - №17. – С. 565-568.
25. Словарь иностранных слов современного русского языка / Составитель: Т.В. Егорова. – М.: «Аделант», 2014. – 800 с.
26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 15.02.2018).
27. Чурина Л.А. Мониторинг учебной деятельности в инновационном образовательном учреждении как фактор рефлексивного управления: дис. к.п.н.: 13.00.01 / Чурина Любовь Александровна. – Киров, 2001. – 183 с.
28. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ