Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №44168

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
285
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы речевой коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1 Понятие речевой коммуникации 6
1.2. Характеристика детей с ТНР 8
1.3 Особенности речевой коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями
речи 16
Вывод по I главе 20
Глава II. Эмпирическое изучение речевой коммуникации детей с тяжелыми
нарушениями речи 22
2.1 Организация и методология экспериментального изучения 22
2.2 Сравнительный анализ речевой коммуникации в норме и при тяжелых
нарушениях речи 25
2.3 Методические рекомендации коррекционной программы по
формирования речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи 40
Вывод по II главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение


Актуальность темы исследования. Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее продуктивным для этого является период дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь - важное средство коммуникации, способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор ребенка. Коммуникации - смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Изучение речевой коммуникации является одной из актуальных проблем современной логопедии. Особенно вопрос трудности коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи, так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. У детей имеются трудности в связной, диалогической речи. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, у детей обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Они используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно речью. При изучении детей с тяжелыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний
детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с тяжелыми нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются, поэтому развитие речевой коммуникации является одной из главных задач речевого воспитания детей. Именно через общение реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Целью исследования: выявить трудности речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: речевая коммуникация у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности речевой коммуникации у
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: дети с тяжелыми нарушениями речи имеют трудности речевой коммуникации, характеризующиеся чередой особенностей: безынициативность, трудности формулировки фраз, ограниченность словарного запаса, нежелание выслушать собеседника, затрудняется процесс развития связной монологической и диалогической речи.
Задачи:
1. Изучить основные подходы к изучению речевой коммуникации в работах отечественных исследователей;
2. Исследовать экспериментальным путем речевую коммуникацию детей с тяжелыми нарушениями речи;
3. Выявить трудности речевой коммуникации детей с тяжелыми нарушениями речи;
4. Проанализировать полученные данные;
5. Разработать методические рекомендации по развитию
речевой коммуникации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
- эмпирические методы исследования по методикам
5
- методы математического анализа и статистической обработки
Методологической базой исследования послужили: теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально -культурной средой Л.С. Выготского [10]; концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности ( Л.С.Выготский, И.Т.Власенко Н.И.Горелов, А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин и др.), положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е.Левина В.И. Лубовский), труды самых известных отечественных ученых, занимавшихся проблемой выявления речевой коммуникации (Р.Е.Левина, Н.И. Жикнин О.Е.Грибова, М.И.Лисина, О.С.Павлова и др.).
Практическая значимость: определяется тем, что полученные нами данные исследования и предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями и педагогами для организации воспитательного, коррекционного и развивающего процесса.
Апробация работы: Результаты проведенного теоретического и констатирующего эксперимента отражены в статье: «Особенности речевой коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи» на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ 2018 года.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных данных по логопедии и психологии, посвященных исследованию речевой коммуникации детей с тяжелыми нарушениями речи, позволил сделать вывод о том, что процесс коммуникации - это способ взаимодействия между людьми с помощью речи и языка. Речь - является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.
Перед исследованием нами была поставлена цель, изучить особенности речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Для выполнения цели представили ряд задач теоретического и практического характера, подобрали соответствующие методики для успешного изучения речевой коммуникации. После исследования мы проанализировали результаты и выявили трудности речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися детьми.
В результате работы было выявлено, что способность общаться с окружающими является проблемой для детей с тяжелыми нарушениями речи. Они не могут последовательно и связно излагать свою мысль, их речь носит преимущественно ситуативный характер, не умеют ориентироваться в ситуации, у этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. В момент игры дети проявляли интерес к сверстникам, но диалог не получался, потому что каждый ребенок говорил о своем и не слышал своего напарника по игре. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость проведения целенаправленной работы и составлению программы по развитию речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом, с уверенностью говорим, что наша гипотеза нашла свое подтверждение теоретического анализа методической литературы и практического эксперимента.


1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
2. Арутюнова Л.П. Коммуникативной развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание . - № 7. - №1998. - С. 45-48.
3. Бавыкина Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г.Н. Бавыкина, М.М. Тулейкина. - Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре ГПУ,
2006. - 160 с.
4. Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» /Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В.Секачев, 1998. - 304 с.
5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с. ISBN 978-5-691-01781-0. Агентство CIP РГБ.
6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : прайм ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
7. 10Выготский Л.С.. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.
8. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995, № 6. — С. 12—19.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД,
1998. — 320 с.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой. — М.: Просвещение,
1983. - 95 с.
11. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 67 с.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
13. Крижанская, Ю. С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. - 2-е изд. - М. : Смысл; Академический проект, 1999. - 279 с.
14. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // дефектология. - 2005. - №2.
15. 10Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР // Практическая психология и логопедия. Дайжест. - 2007. - №5.- с. 23.
16. Лингвистический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 260 с.
17. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
18. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 703с. : ил. - (Коррекционная педагогика) [Глава 3]
19. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2е изд. — М.: Пресс, 1997. — 440 с.
20. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
21. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. - М. :Academia, 2005. - 144 с.
22. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 37—45.
23. Федоренко Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2003. - 192 с.
24. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем
недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред.Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240
25. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.— М.: «Ассоциация дефектологов»,
В Секачев, 2000. — 96 с.
26. Федоренко Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2003. - 192 с.
27. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.
28. Юдина Е.О. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С.17-26.
29. Юрчук, В В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук- Мн.: «Современное слово», 1998. - 768 с.
30. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей /Н.В. Яшкова. - Москва : Педагогика, 1988. - 144 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ