ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III уровня
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения музыки в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Особенности эмоциональной сферы дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня с помощью музыки 21
Выводы по I главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня
2.1 Подготовка к проведению исследования эмоциональной сферы
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.2 Анализ проведения исследования эмоциональной сферы
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 30
Выводы по II главе 37
Глава 3. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях
3.1 Программа коррекционной работы по развитию эмоциональной
сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях 38
3.2 Эффективность предложенной программы по развитию
эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях 42
Выводы по III главе
Заключение 48
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения музыки в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Особенности эмоциональной сферы дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня с помощью музыки 21
Выводы по I главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня
2.1 Подготовка к проведению исследования эмоциональной сферы
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.2 Анализ проведения исследования эмоциональной сферы
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 30
Выводы по II главе 37
Глава 3. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях
3.1 Программа коррекционной работы по развитию эмоциональной
сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях 38
3.2 Эффективность предложенной программы по развитию
эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях 42
Выводы по III главе
Заключение 48
Список использованной литературы
Проблема эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной психологии и логопедии разработана существенно меньше, чем другие области. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Г оворя о многих детях дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоциональноволевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность.
Психологи и педагоги В.А. Калягин [13], А.Н. Леонтьев [19], Е.И. Рогов [31], О.В. Трошин [33], Н.С. Жукова [7], Т.Б. Филичева [35] и др. отмечают особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи III уровня: у них затруднено социальное развитие, они безынициативны, импульсивны, тревожны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выражать свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Без специальной коррекционной педагогической помощи дети с общим недоразвитием речи III уровня оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.
Одним из вариантов развития эмоциональной сферы является музыка. Как любое искусство, музыка рассказывает о чувствах, переживаниях, настроении, эмоциях человека. Музыка обладает возможностями изобразительности, она может с огромной непосредственностью и силой
передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
В музыке скрыт большой потенциал воздействия на чувства человека, его душу. Иногда музыка оказывает большее влияние не только на эмоции человека, но и на его чувства и разум, чем словесная речь. Дети познают мир чувственным путем. Прежде всего им нужно потрогать, попробовать, почувствовать и через это они познают окружающую среду, приобретают умения, навыки, накапливают опыт. Музыка - это естественная среда для полноценного развития ребенка [3].
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования использования музыки на логопедических занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи с целью развития эмоциональной сферы. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.
Цель исследования: выявить эффективность использования музыки при коррекции эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Использование музыки при коррекции эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня позволит снизить уровень тревожности детей, сформирует способность к выражению ими собственных эмоций и понимание эмоциональных состояний других людей.
Объект исследования: коррекция эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: использование музыки при коррекции
эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ работ, посвященных использованию музыки в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2) Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня.
3) Провести коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы
2) Эмпирические: наблюдение, эксперимент: констатирующий,
формирующий, контрольный
Методологическая база исследования: теория музыкального
воспитания Н.А. Ветлугиной [4], положение Е.П. Ильина [11] об эмоциональном развитии дошкольников, концепция И.О. Карелиной [14] об эмоциональном мире детей, положение Г.П. Новиковой [27] о музыкальном воспитании дошкольников на занятиях, положение Н.С. Жуковой [7] об эмоциональном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, диагностика эмоционального развития Е.М. Листик [20], программа музыкальных занятий С.И. Мерзляковой [37], концепция М.И. Чистяковой
[38] о проведении занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
База исследования: дошкольные группы МАДОУ №5 Приволжского района г. Казани. В эксперименте принимали участие дети старших групп.
Практическая значимость: подобран комплекс диагностик для исследования эмоциональной сферы дошкольников, подготовлена программа по развитию эмоциональной сферы на логопедических занятиях с помощью музыки, которые могут быть использованы педагогами, учителями- логопедами, психологами.
Психологи и педагоги В.А. Калягин [13], А.Н. Леонтьев [19], Е.И. Рогов [31], О.В. Трошин [33], Н.С. Жукова [7], Т.Б. Филичева [35] и др. отмечают особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи III уровня: у них затруднено социальное развитие, они безынициативны, импульсивны, тревожны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выражать свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Без специальной коррекционной педагогической помощи дети с общим недоразвитием речи III уровня оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.
Одним из вариантов развития эмоциональной сферы является музыка. Как любое искусство, музыка рассказывает о чувствах, переживаниях, настроении, эмоциях человека. Музыка обладает возможностями изобразительности, она может с огромной непосредственностью и силой
передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
В музыке скрыт большой потенциал воздействия на чувства человека, его душу. Иногда музыка оказывает большее влияние не только на эмоции человека, но и на его чувства и разум, чем словесная речь. Дети познают мир чувственным путем. Прежде всего им нужно потрогать, попробовать, почувствовать и через это они познают окружающую среду, приобретают умения, навыки, накапливают опыт. Музыка - это естественная среда для полноценного развития ребенка [3].
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования использования музыки на логопедических занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи с целью развития эмоциональной сферы. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.
Цель исследования: выявить эффективность использования музыки при коррекции эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Использование музыки при коррекции эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня позволит снизить уровень тревожности детей, сформирует способность к выражению ими собственных эмоций и понимание эмоциональных состояний других людей.
Объект исследования: коррекция эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: использование музыки при коррекции
эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ работ, посвященных использованию музыки в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2) Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня.
3) Провести коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы
2) Эмпирические: наблюдение, эксперимент: констатирующий,
формирующий, контрольный
Методологическая база исследования: теория музыкального
воспитания Н.А. Ветлугиной [4], положение Е.П. Ильина [11] об эмоциональном развитии дошкольников, концепция И.О. Карелиной [14] об эмоциональном мире детей, положение Г.П. Новиковой [27] о музыкальном воспитании дошкольников на занятиях, положение Н.С. Жуковой [7] об эмоциональном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, диагностика эмоционального развития Е.М. Листик [20], программа музыкальных занятий С.И. Мерзляковой [37], концепция М.И. Чистяковой
[38] о проведении занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
База исследования: дошкольные группы МАДОУ №5 Приволжского района г. Казани. В эксперименте принимали участие дети старших групп.
Практическая значимость: подобран комплекс диагностик для исследования эмоциональной сферы дошкольников, подготовлена программа по развитию эмоциональной сферы на логопедических занятиях с помощью музыки, которые могут быть использованы педагогами, учителями- логопедами, психологами.
Общее недоразвитие речи - это различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что важную роль в развитии личности дошкольников играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эмоциональное развитие ребенка пяти-шестилетнего возраста способствует развитию способности и умения человека неравнодушно смотреть на мир, способности радоваться и огорчаться.
Анализ научных исследований показал, что исследований в области изучения эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР не проводилось. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также ребенку с речевой патологией присущи: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними.
Для изучения эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня нами было проведено специальное исследование, в котором приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и 15 детей без речевых нарушений.
Благодаря данному исследованию, мы выяснили, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характерны высокий и средний уровни тревожности, эмоциональная нестабильность, низкий уровень эмоционального развития, не способность многих детей распознавать такие эмоции, как удивление, страх, злость, недостаточное понимание детьми эмоциональных состояний людей, узнавание только графического изображения радости и грусти, источником тревожности у этих детей являются другие дети или взрослые.
Полученные данные свидетельствовали о необходимости проведения специальной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня. Для этого была составлена и реализована программа коррекционной работы с использованием музыки в течение 6 месяцев (с ноября 2017 по апрель 2018 года). Работа проводилась по трем блокам, каждый из которых преследовал цель способствовать эмоциональному развитию, снятию тревожности, эмоциональной нестабильности, страхов, повышению выразительности речи с помощью музыки (как восприятия, так и сопровождения, и непосредственного участия)
По окончании данной коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, который доказал, что использование музыки играет важную роль в эмоциональном развитии дошкольников с ОНР Шуровня, так как по результатам исследования у детей повысился уровень эмоционального развития, дети научились выражать свои эмоции, определять эмоции сверстников и взрослых, стали более спокойны, эмоционально стабильны, у них снизилась тревожность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что важную роль в развитии личности дошкольников играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эмоциональное развитие ребенка пяти-шестилетнего возраста способствует развитию способности и умения человека неравнодушно смотреть на мир, способности радоваться и огорчаться.
Анализ научных исследований показал, что исследований в области изучения эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР не проводилось. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также ребенку с речевой патологией присущи: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними.
Для изучения эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня нами было проведено специальное исследование, в котором приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и 15 детей без речевых нарушений.
Благодаря данному исследованию, мы выяснили, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характерны высокий и средний уровни тревожности, эмоциональная нестабильность, низкий уровень эмоционального развития, не способность многих детей распознавать такие эмоции, как удивление, страх, злость, недостаточное понимание детьми эмоциональных состояний людей, узнавание только графического изображения радости и грусти, источником тревожности у этих детей являются другие дети или взрослые.
Полученные данные свидетельствовали о необходимости проведения специальной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня. Для этого была составлена и реализована программа коррекционной работы с использованием музыки в течение 6 месяцев (с ноября 2017 по апрель 2018 года). Работа проводилась по трем блокам, каждый из которых преследовал цель способствовать эмоциональному развитию, снятию тревожности, эмоциональной нестабильности, страхов, повышению выразительности речи с помощью музыки (как восприятия, так и сопровождения, и непосредственного участия)
По окончании данной коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, который доказал, что использование музыки играет важную роль в эмоциональном развитии дошкольников с ОНР Шуровня, так как по результатам исследования у детей повысился уровень эмоционального развития, дети научились выражать свои эмоции, определять эмоции сверстников и взрослых, стали более спокойны, эмоционально стабильны, у них снизилась тревожность.
Подобные работы
- Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБРЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



