Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения музыки в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Особенности эмоциональной сферы дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня с помощью музыки 21
Выводы по I главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня
2.1 Подготовка к проведению исследования эмоциональной сферы
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.2 Анализ проведения исследования эмоциональной сферы
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 30
Выводы по II главе 37
Глава 3. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях
3.1 Программа коррекционной работы по развитию эмоциональной
сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях 38
3.2 Эффективность предложенной программы по развитию
эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях 42
Выводы по III главе
Заключение 48
Список использованной литературы
Проблема эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной психологии и логопедии разработана существенно меньше, чем другие области. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Г оворя о многих детях дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоциональноволевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность.
Психологи и педагоги В.А. Калягин [13], А.Н. Леонтьев [19], Е.И. Рогов [31], О.В. Трошин [33], Н.С. Жукова [7], Т.Б. Филичева [35] и др. отмечают особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи III уровня: у них затруднено социальное развитие, они безынициативны, импульсивны, тревожны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выражать свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Без специальной коррекционной педагогической помощи дети с общим недоразвитием речи III уровня оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.
Одним из вариантов развития эмоциональной сферы является музыка. Как любое искусство, музыка рассказывает о чувствах, переживаниях, настроении, эмоциях человека. Музыка обладает возможностями изобразительности, она может с огромной непосредственностью и силой
передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
В музыке скрыт большой потенциал воздействия на чувства человека, его душу. Иногда музыка оказывает большее влияние не только на эмоции человека, но и на его чувства и разум, чем словесная речь. Дети познают мир чувственным путем. Прежде всего им нужно потрогать, попробовать, почувствовать и через это они познают окружающую среду, приобретают умения, навыки, накапливают опыт. Музыка - это естественная среда для полноценного развития ребенка [3].
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования использования музыки на логопедических занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи с целью развития эмоциональной сферы. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.
Цель исследования: выявить эффективность использования музыки при коррекции эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Использование музыки при коррекции эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня позволит снизить уровень тревожности детей, сформирует способность к выражению ими собственных эмоций и понимание эмоциональных состояний других людей.
Объект исследования: коррекция эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: использование музыки при коррекции
эмоциональной сферы на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ работ, посвященных использованию музыки в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2) Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня.
3) Провести коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью музыки на логопедических занятиях и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы
2) Эмпирические: наблюдение, эксперимент: констатирующий,
формирующий, контрольный
Методологическая база исследования: теория музыкального
воспитания Н.А. Ветлугиной [4], положение Е.П. Ильина [11] об эмоциональном развитии дошкольников, концепция И.О. Карелиной [14] об эмоциональном мире детей, положение Г.П. Новиковой [27] о музыкальном воспитании дошкольников на занятиях, положение Н.С. Жуковой [7] об эмоциональном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, диагностика эмоционального развития Е.М. Листик [20], программа музыкальных занятий С.И. Мерзляковой [37], концепция М.И. Чистяковой
[38] о проведении занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
База исследования: дошкольные группы МАДОУ №5 Приволжского района г. Казани. В эксперименте принимали участие дети старших групп.
Практическая значимость: подобран комплекс диагностик для исследования эмоциональной сферы дошкольников, подготовлена программа по развитию эмоциональной сферы на логопедических занятиях с помощью музыки, которые могут быть использованы педагогами, учителями- логопедами, психологами.
Общее недоразвитие речи - это различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что важную роль в развитии личности дошкольников играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эмоциональное развитие ребенка пяти-шестилетнего возраста способствует развитию способности и умения человека неравнодушно смотреть на мир, способности радоваться и огорчаться.
Анализ научных исследований показал, что исследований в области изучения эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР не проводилось. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также ребенку с речевой патологией присущи: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними.
Для изучения эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня нами было проведено специальное исследование, в котором приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и 15 детей без речевых нарушений.
Благодаря данному исследованию, мы выяснили, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характерны высокий и средний уровни тревожности, эмоциональная нестабильность, низкий уровень эмоционального развития, не способность многих детей распознавать такие эмоции, как удивление, страх, злость, недостаточное понимание детьми эмоциональных состояний людей, узнавание только графического изображения радости и грусти, источником тревожности у этих детей являются другие дети или взрослые.
Полученные данные свидетельствовали о необходимости проведения специальной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР III уровня. Для этого была составлена и реализована программа коррекционной работы с использованием музыки в течение 6 месяцев (с ноября 2017 по апрель 2018 года). Работа проводилась по трем блокам, каждый из которых преследовал цель способствовать эмоциональному развитию, снятию тревожности, эмоциональной нестабильности, страхов, повышению выразительности речи с помощью музыки (как восприятия, так и сопровождения, и непосредственного участия)
По окончании данной коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, который доказал, что использование музыки играет важную роль в эмоциональном развитии дошкольников с ОНР Шуровня, так как по результатам исследования у детей повысился уровень эмоционального развития, дети научились выражать свои эмоции, определять эмоции сверстников и взрослых, стали более спокойны, эмоционально стабильны, у них снизилась тревожность.
1. Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт // Психологический журнал. - 1997 - № 2.
- С.112-117.
2. Асафьев Б.Р. Русская музыка о детях и для детей / Б.Р. Астафьев М.: Просвещение, 2010. - 123 с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.
4. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. - М.: Просвещение, 2013. - 268с.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - М.: Просвещение, 2016. - 345 с.
6. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- 320 с.
7. Жукова Н.С Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 2 изд., перераб.
- М.: Просвещение, 2010. - 239 с.
8. Закаблук А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации / А. Г. Закаблук // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях.
- Л., 2015. - С.30-39.
9. Закаблук А.Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: автореф. дис. ...канд. психол. наук / А. Г. Закаблук. - Л., 2006. - 110 с.
10. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. - М.: Просвещение, 2010. - 260 с.
11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
12. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 174 с.
13. Калягин В.А. Логопсихология./ ВА. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - С. 151-153.
14. Карелина И.О. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка / И.
О. Карелина. - М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2011. - 220 с.
15. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка / А. Д. Кошелева // Психолог в детском саду. - 2013. - № 2-3. - С.128-132.
16. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 160 с.
17. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.: Изд. Союз, 2011. - 224с.
18. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64 с.
19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - М.: Знание, 2003. - 210 с.
20. Листик Е.М. Изучение условий становления способности к распознаванию эмоций по выражению лица у детей старшего дошкольного возраста/ Е.М. Листик // Психология в детском саду. - 2004. - №1. - С.67-69.
21. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 680с.
22. Лук А.Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. - М.: Знание, 2012. - 175 с.
23. Махмудова В.В. Эмоциональное развитие старших дошкольников в процессе формирования иноязычных речевых умений.// Детский сад от А до Я. - 2007. - №1. С. 111-113.
24. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В. Н. Мясищев // Психология отношений. - Москва - Воронеж, 1995. - 435 с.
25. Немов Р.С. Психология./ Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2004. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. -
С. 246, 147-148.
26. Немов Р.С. Психология./ Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1995. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 546с.
27. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.П. Новикова — М.: «Академия», 2010. - 368с.
28. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С.12-
18.
29. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова — М., 2008. — С. 168—182.
30. Рейковский Я.К. Исследования выражения эмоций / Я. Рейковский //
Психология мотивации и эмоций: Учебное пособие для студентов,
обучающихся по направлению и специальностям психологии / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - 751 с.
31. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Академия, 2006. - 370 с.
32. Социально-эмоциональное развитие ребенка в младшем школьном периоде / Материалы международного семинара. - СПб.: РГПУ им. А. И. Г ерцена, 2009. - 390 с.
33. Трошин О.В. Логопсихология./ О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 256с.
34. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение - Владос, 1995.
35. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Айрисс-пресс,
2015. - 224 с.
36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008
37. Фольклор—музыка—театр: Программы и конспекты занятий для
педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С.И. Мерзляковой. — М., 1999. - 246с.
38. Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - М: Просвещение, 1990. - 235 с.
39. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р.
Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 240 с.
40. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Е.И. Юдина — М., 1997. - 118с.