Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности организации тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин (на примере Елабужского института (филиал) ФГАОУ ВО ’’Казанский (Приволжский) федеральный университет’’)

Работа №44164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
396
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ТЕСТОВОГО И РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ 8
1.1. Понятие контроля и его функции в образовательном процессе 8
1.2. Тестирование, как форма контроля в преподавании экономических дисциплин 14
1.3. Рейтинг, как форма контроля в преподавании экономических дисциплин 20
Выводы по главе 27
II. АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С УЧЕТОМ ТЕСТОВОГО И РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ НА КАФЕДРЕ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА ФГАОУ ВО К(П)ФУ 29
2.1. Общая характеристика образовательного потенциала кафедры экономики
и менеджмента и качество преподавания экономических дисциплин (на примере Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ) 29
2.2. Анализ эффективности применения тестового и рейтингового контроля на кафедре экономики и менеджмента Елабужского Института ФГАОУ ВОК(П)ФУ в преподавании экономических дисциплин 34
Выводы по главе 43
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ 46
3.1. Проблемы использования тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин в Елабужском Институте ФГАОУ ВО К(П)ФУ) 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию применения рейтингового и
тестового контроля на примере занятий по дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит» в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ 49
3.3. Эффект от предложенных мероприятий по применению тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин на кафедре экономики и менеджмента (на примере Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ) 55
Выводы по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Современный мир отличается подвижностью и изменчивостью всех основ общества. Как известно, основы общества на сегодняшний день прочно опираются на науку и научные достижения во всех областях жизнедеятельности человека, которые в свою очередь строятся на общественном образовании. Образование, как никогда раньше стоит во главе общественных стремлений и достижений общества. Образование раскрывает перед обществом горизонт возможностей. В связи с этим образовательному процессу уделяется достаточно большое внимание - меняются задачи обучения, пересматриваются образовательные стандарты, учебные планы, осуществляется структурирование образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Для решения подобных задач существует целый ряд педагогических средств, среди которых особое место занимают такие составные части учебного процесса, как контроль и оценивание[14, с. 56].
Педагогический контроль - один из основных факторов эффективности образовательного процесса. Достоверность оценок результатов обучения, как учебных групп, так и отдельных студентов, обоснованность методов и средств их получения всегда являлись актуальными вопросами, и по сей день вызывают, пожалуй, наиболее острые споры при объективном анализе педагогической деятельности, ее аттестации и контроле качества образовательного процесса в целом. Контроль уровня знаний и умений студента выявляет недостатки в обучении и способствует их устранению. Современная наука предлагает множество теорий, способов измерения и диагностики педагогического контроля [7, с. 65].
Степень разработанности темы обуславливается большим интересом, проявляемым в науке к особенностям организации тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин. Эту тему рассматривали видные ученые: Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина, К. Лоренц, Т.В. Купцова, А.А. Реан, С.Н. Ениколопов, Т.Г. Румянцева, С.Н. Ениколопов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Е. Василенко, А.В. Садовская, Г.М. Андреева, Д.В.Василенко, А. Бандура, Р. Уолтерс, Е.П. Ильин, М.С. Пономарева, С.В. Михейкина, Н.В. Тарабарина, Б.Г.Ананьев, С.Н. Дубинин и другие авторы.
Объектом исследования является использование тестового и рейтингового контроля кафедры экономики и менеджмента Елабужского Института К(П)ФУ в процессе преподавании.
Предметом исследования являются особенности организации тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин на примере Елабужского Института ФГАОУ ВО КФУ.
Целью работы является выявление особенностей организации тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин (на примере Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ) и разработка рекомендации по повышению их эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие контроля и изучить его основные функции в образовательном процессе кафедры экономики и менеджмента Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ;
2) рассмотреть тестирование и рейтинг, как форму контроля в преподавании экономических дисциплин (на примере Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ);
3) рассмотреть методику тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин (на примере Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ);
4) изучить технологию разработки тестовых и рейтинговых заданий в экономических дисциплинах;
5) провести анкетирование и тестирование среди студентов факультета экономики и управления и преподавателей кафедры экономики и менеджмента Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ и обработать результаты;
6) данные исследования проанализировать и выявить проблемы в применении тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин кафедры экономики и менеджмента;
7) разработать рекомендации по повышению эффективности применения тестового и рейтингового контроля в процессе преподавания экономических дисциплин кафедры экономики и менеджмента Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ;
8) составить программу реализации тестового и рейтингового контроля в ходе преподавания экономическим дисциплинам кафедры экономики и менеджмента Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ;
9) привести примеры и практический опыт использования тестового и рейтингового контроля в Елабужском Институте ФГАОУ ВО К(П)ФУ.
Методология исследования обусловлена его целями и задачами и включает в себя такие методы, как логический анализ, анализ литературных источников, системный, сравнительный, социологический, функциональный методы, а также общетеоретические методы, такие как синтез, анализ, системный подход, метод аналогий, психолого-педагогический и моделирование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью применения результатов исследования с целью совершенствования образовательного процесса, как в высших профессиональных учреждениях, так и в образовательной системе в целом. Также, полученные в ходе исследования рекомендации и выводы по выявлению особенностей организации контроля тестового и рейтингового контроля в преподавании экономических дисциплин могут быть применены на практике иными образовательными организациями с целью улучшения образовательного процесса, а также в целях обучения студентов экономических направлений.
Структура работы определена и обусловлена целью и задачами, состоит из введения, трех глав, включающие восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
В первой главе «Теоретические основы в области тестового и рейтингового контроля» рассмотрены понятие и общая характеристика контроля в образовательном процессе, тестирование и рейтинг, как формы контроля в преподавании экономических дисциплин.
Во второй главе «Анализ уровня преподавания экономических дисциплин с учетом тестового и рейтингового контроля на кафедре экономики и менеджмента Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ» дана общая характеристика образовательного потенциала кафедры экономики и менеджмента и качество преподавания экономических дисциплин, а также проанализирована эффективность применения тестового и рейтингового контроля на кафедре экономики и менеджмента в преподавании экономических дисциплин.
В третьей главе «Совершенствование использования рейтингового и тестового контроля в системе оценки компетенций студентов в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ» разработаны пути повышения эффективности тестового и рейтингового контроля и рекомендации по совершенствованию применения рейтингового и тестового контроля на примере занятий по дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит» в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, по первой главе можно сделать вывод, что рейтинг студента - это личный числовой показатель интегральной оценки достижений в познании, который образуется сложением рейтинговых баллов, получаемых в результате оценки отдельных учебных действий, с учетом коэффициента их значимости (весового коэффициента). Однако стоит сразу отметить, что наличие рейтингового контроля в образовательной системе также требует наличия определенных условий.
Выводы по второй главе: в процессе данного исследования нам удалось определить уровень соответствия нормативной модели системе контроля знаний реализуемой на кафедре экономики и менеджмента на факультете экономики и управления ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ. Можно сделать вывод, что в целом система оценивания кафедры и факультета соответствуют нормативной модели. Однако стоит и отметить тот факт, что представления о контроле знаний студентов и преподавателей кафедры экономики и менеджмента разнятся по нескольким приведенным выше пунктам. Преподаватели отмечают, что их действия соответствуют жесткому регламенту. Реализация тестового и рейтингового контроля на практике не отвечает в полной мере требованиям студентов. В связи с тем, что процесс оценки знаний и навыков не соответствует запросам студентов по нескольким вышеуказанным параметрам, студенты не способны своевременно корректировать свой образовательный процесс.
Выводы по третьей главе.
Выявлены следующие проблемы:
1. Слишком высокий темп образовательного процесса и большое количество контрольных мероприятий в преподавании экономических дисциплин на кафедре экономики и менеджмента Елабужского Института ФГАОУ ВО К(П)ФУ.
2. Рейтинговые оценки не предоставляют студентам разносторонней информации о качестве и результативности обучения.
3. Валидность оценки проявляется недостаточно. В большинстве случаев на одном из первых занятий преподаватель дает краткие сведения о том, что будут изучать студенты, однако не сообщают, чему они должны учиться.
4. Не своевременное выставление оценок студентам факультета экономики и управления.
Рекомендации по формированию итоговых оценок декларируются нормативными документами ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ.
Нами предложены 2 варианта формирования итоговой оценки по дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит»:
1) итоговая оценка включает в себя накопительную оценку и итоговую оценку одного периода обучения;
2) итоговая оценка формируется за несколько периодов обучения на одном курсе или на разных курсах.
Использование рейтингового тестового контроля качества знаний студентов позволяет организовать самостоятельную работу под руководством преподавателя. В то же время, выполнение независимых заданий, тестов, подготовка аналитических отчетов, таблиц, списка литературы, составление эссе, разработка планов и других форм организации учебного процесса развивает готовность к саморазвитию студентов, развивает творчество и способствует большей мотивации. Компетенции эффективной самостоятельной профессиональной деятельности формируются постепенно в процессе изучения конкретной дисциплины.
Применение рейтинга сводит к минимуму риск получения студентом незаслуженной оценки по какой-либо теме изучаемого предмета и ее влияния на итоговую оценку, так как она учитывает работу в течение семестра в целом. необходимо развивать в системе оценивания промежуточный контроль, который заключается в определении результатов части изученного студентом материала. Промежуточный контроль важен тем, что он содействует деятельности, как преподавателя, так и студента в контроле промежуточного прогресса обучения - это может происходить в конце семестра или в конце модуля, если дисциплина изучается в течение длительного периода времени. Однако не все учебные дисциплины должны предусматривать проведения промежуточного контроля. По окончанию изучения материала преимущественно осуществляются проверка в форме экзамена или зачёта, который в свою очередь подразделяется на дифференцированный (зачёт с оценкой) и недифференцированный.
Использование рейтингового и тестового контроля в ходе изучения дисциплины позволяет сделать учебный процесс интересней и позволяет целенаправленно, в соответствии со стандартом, развивать профессиональные компетенции студента.
Важным этапом и способом совершенствования рейтингового и тестового контроля является обеспечение обратной связи между студентами и преподавателями, которое позволяет урегулировать учебный процесс на основании наличия информации о результате учебной деятельности студентов. Сегодня оценка уровня знаний диктует тенденции развития системы оценивания, направленные на увеличение значимости оценок, происходит ориентация на личностные достижения обучающихся. Нельзя не отметить то, что это способствует обучению самостоятельной оценки результатов и направлено на отказ от формализованной оценки работ, а также имеет творческий характер.
Рейтинговая и тестовая системы контроля знаний является одним из главных способов эффективного контроля и оценки уровня знаний студентов. Рейтинговая и тестовая система оценки знаний призваны быть основными средствами создания рефлексии и способствовать осмыслению студентами всего образовательного процесса.
Современный студент должен обладать хорошим мышлением и современное образование должно быть направлено не только усвоение знаний студентами, но и на умение с этими знаниями работать и развиваться. Особенности процесса образования постепенно меняются в направлении оценивания знаний студентов во времена высоких технологий, которые способны дать адекватную оценку уровня подготовленности и компетентности будущих специалистов. Рейтинговый и тестовый контроль имеет существенное преимущество перед иными видами контроля - минимальное количество времени для оценивания результатов студентов. Но система рейтингового и тестового контроля будет эффективна лишь в том случае, если будут сочтены контролирующая, прогностическая и диагностическая функции. Баллы, выставляемые преподавателем студенту в процессе обучения должны соответствовать принципам оценивания, а именно должны быть объективными, понятными и эффективными. В связи с этим необходимо при внедрении рейтингового и тестового контроля обратить внимание на выполнение данных функций.



1. Аванесов, В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях / В.С. Аванесов // Образовательные технологии. - 2007. - № 4. - С. 45-68.
2. Ахмедьянова, Г.Ф. О систематизации организации обратной связи студент-преподаватель / Г.Ф. Ахмедьянова // Вестник ОГУ. - 2013. - № 2. - С. 12-17.
3. Ахмедьянова, Г.Ф. Самостоятельная работа и интерактивное
обучение - два аспекта развития творческих способностей студентов / Г.Ф. Ахмедьянова // Вопросы образования и науки: теоретический и
методический аспекты: материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Тамбов: ООО «Юком», 2012. - С. 17-19.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 95 с.
5. Васильева Д.Н., Каткова М.В., Колесниченко Ю.Ю. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения: методические рекомендации. Саратов: Изд-во СГУ, 2014. 33 с.
6. Вылегжанина как технология контроля качества самостоятельной работы студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 263.
7. Гребенев, И.В. Формирование естественнонаучного мировоззрения в условиях гуманитарного образования / И.В. Гребенев, Ю.В. Масленникова // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 64-68.
8. Дубнищева, Т.Я. Позитивная мотивация студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей к изучению курса «Концепции современного естествознания» / Т.Я. Дубнищева, А.Ю. Пигарев // Вестник ТГПУ. - 2002. - № 2. - С. 90-95.
9. Журко В.И. Методологические основания оценки качества образования в высшей школе. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2010. - № 126. - С.136-146.
10. Кабардин, О.Ф. Тесты по физике: для классов физико-математического профиля. Стандарт 2000: учебное пособие / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, С.И. Кабардина. - М.: Вербум-М, 2003. - 208 с.
11. Казакова, О.Н. Педагогическое сопровождение студентов первых курсов во взаимодействии субъектов образовательного процесса вуза / О.Н. Казакова // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 12. - С. 12-18.
12. Кирьякова, А.В. Аксиологическая парадигма современного университетского образования / А.В. Кирьякова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 1. - С. 19-21.
13. Кирьякова, А.В. Аксиологические проекции образовательной интеграции / А.В. Кирьякова //«Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры»: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 2400-2402.
14. Кобзева, Н.И. Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественнонаучного Образа мира студентов университета / Н.И. Кобзева // Молодой ученый: научный журнал. - Чита: ООО «Издательство Молодой ученый», 2012. - № 4. - С. 418-420.
15. Кобзева, Н.И. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза / Н.И. Кобзева // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2011. - № 4(08). - С. 18-22.
16. Кобзева, Н.И. Становление естественнонаучного Образа мира студентов университета: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Кобзева. - Оренбург, 2012. - 223 с.
17. Любичанковский, В.А. Естественнонаучная составляющая культуры личности как поле формирования «точек роста» новых ценностей в культуре XXI века / В.А. Любичанковский // Вестник ОГУ. - 2007. - № 1. - С. 15-21.
18. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. - М.: «Интеллект-центр», 2001. - 296 с.
19. Минько Э.В. Менеджмент качества образовательных процессов: Учебное пособие / Э.В. Минько, Л.В. Карташева и др.; Под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
20. Мукушев, Б.А. Проблемы формирования научного мировоззрения личности / Б.А. Мукушев // Alma mater : Вестник высшей школы. - 2010. - № 5. - С. 21-29.
21. Попова технологии преподавания экономических дисциплин // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2015. № 3 (5). С. 10.
22. Прусова образовательных технологий: традиционная модель или инновационный подход? // Вестник МАДИ. 2014. №4 (39). С. 3-7.
23. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения - М.- 2007. - 214 с.
24. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 95 с.
25. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ М. Б. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
26. Чупандина Е. Обеспечение качества образования в классическом университете. //Высшее образование в России. - 2008. - № 1. - С.70-74.
27. Шестакова М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования //Экология человека. - 2008. - №11. - С.23.-28.
28. Ширшова И.А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции. //Проблемы педагогики средней и высшей школы. - 2013. - № 1. - С. 205-215.
Электронные ресурсы:
29. Иванова Л.А. Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов // Социальная сеть работников образования. [электронный ресурс] - режим доступа: nsportal.ru. (Дата обращения 18.04.2018).
30. Калашникова Е. Ю., Коновалова И. А., Ловянникова В. В. Методика
преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 901-903. - URL
https://moluch.ru/archive/59/8415/(дата обращения: 17.02.2018).
31. Отчет о результатах самообследования за 2016 год ЕИ К(П)ФУ
[электронный ресурс] - режим доступа:
http://kpfu.rU/portal/docs/F1973546496/Samoobsledovanie.Elabuga.2016.g.Kratkij .variant.pdf (Дата обращения 18.02.2018).
32. Положение об организации текущего и промежуточного контроля
знаний обучающихся ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» [электронный ресурс] - режим доступа:
https://kpfu.ru/portal/docs/F778692820/Polozhenie.ob.organizacii.tekuschego.i.pro mezhutochnogo.kontrolya.znanij.pdf (Дата обращения 11.04.2018).
33. Приказ о внесении изменений в Положение об организации текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» [электронный ресурс] - режим доступа: https://kpfu.rU/portal/docs/F_434508087/Prikaz.o.vneseniiiz menenij.pdf (Дата обращения 5.03.2018).
34. Регламент о балльно-рейгинговой системе оценки знаний
обучающихся в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (в редакции принятой Учебно-методическим советом от 27 апреля 2012 года, протокол №2) [электронный ресурс] - режим доступа:
https://kpfu.ru/docs/F1908982051/brs.pdf(Дата обращения 18.03.2018).
35. Устав федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2011 г. № 1664 [электронный ресурс] - режим доступа:
http://old.kpfu.ru/ustav/index.php(Дата обращения 18.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ