Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №44155

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
567
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 7
1.1. Теоретические основы кейс-технологии как метода обучения 7
1.2. Технология работы с кейсом в учебном процессе 19
1.3. Конструирование урока математики с применением кейс-технологии. .. 25
1.4. Опытно-экспериментальная работа по внедрению кейс-технологий в
процесс обучения 36
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 42
2.1. Метод проектов и характеристика проектного обучения 42
2.2. Классификация проектов и требования к их использованию 50
2.3. Применение проектного обучения на уроках математики 54
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов учащихся.
В рамках данной дипломной работы рассмотрим возможности применения кейс-технологий и технологий проектного бучения в школе на уроках математики, вопросы актуальности и необходимости этих технологий в со-временной образовательной системе. Обучение с использованием кейс- технологии и технологии проектного обучения не только позволяет повысить уровень знаний обучающихся, но и способствует развитию творческого мышления, креативных способностей и творческой активности.
Ключевые слова: кейс-метод, метод проектов, технология, жизненная ситуация, современное образование, проблемная ситуация, исследование, анализ.
Все вышеизложенное позволило нам определить тему работы: «Применение кейс-технологий и проектного обучения на уроках математики».
Цель исследования: внедрить кейс-технологии и технологии проектного обучения в образовательный процесс, в рамках предмета «математика».
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих за-дач:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Рассмотреть общую структуру обучения по кейс-технологии, вы¬явить классификацию кейс-технологий;
3. Рассмотреть общую структуру обучения по технологии проектного обучения, выявить классификацию проектов;
4. Спроектировать примеры кейс-заданий по математике.
5. Разработать и реализовать урок по математике, составленный с помощью кейс-технологии.
6. Разработать и реализовать урок по математике, составленный с помощью технологии проектного обучения.
Гипотеза: систематическое применение кейс-технологий и технологий проектного обучения на уроках математики способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать возможные альтернативы решения, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления.
Объект исследования: инновационные образовательные технологии.
Предмет исследования: кейс-технологии и технологии проектного обучения.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по теме, анализ инновационных образовательных технологий, проектирование и внедрение в образовательный процесс школы технологий кейс- метода и проектного обучения в рамках предмета «математика».
Теоретическая значимость: данные исследования могут быть использованы учителями при работе с учащимися по математике.
Практическая значимость: материалы опытно-экспериментальной работы, а также готовая технологическая карта урока по математике с применением технологии проектного обучения могут быть использованы в практике учителей математики.
Апробация результатов исследования выполнялась в следующих формах:
- доклады на студенческих научных конференциях Елабужского института КФУ в 2016-2017 г.;
- урок «Линейное уравнение с двумя переменными» был реализован на базе МБОУ «СОШ №5» ЕМР РТ в 7 классе;
- урок «Значения синуса, косинуса и тангенса для углов в 30,45,60 градусов» был реализован на базе МБОУ «Гимназия № 54» Набережные Челны РТ в 8 классе;
- публикации:
1) Галиуллина Г.А. Кейс-метод в образовании /Галиуллина Г.А.// Ма-териалы II-й международной научно-практической студенческой конференции. «Развитие». (Россия, г.Липецк, 30 октября 2017г). / Отв.ред. Е.М. Мосолова. - Липецк: «РаДуши», 2017. - С. 99-103.
2) Галиуллина Г.А. Применение кейс-метода на уроках математики / Г.А. Галиуллина, Е.М. Паранина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования студентов» (14 ноября 2016 г.). - Елабуга: ЕИ КФУ. 2016. - С. 219-223.
3) Галиуллина Г.А. Технология проектного обучения на уроках математики/А.Р.Ганеева, Г.А.Галиуллина, Л.З. Шамсетдинова// Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И.Лобачесвкого в Казанском федеральном университете «Физико - математическое образование: проблемы и перспективы» (7-9 декабря,2017 г.). - Казань: Казан. Ун-та, 2017. - С. 18-22.
4) Галиуллина Г.А. Применение кейс-технологий на уроках математики/ Галиуллина Г.А // Материалы Всероссийской (заочной) студенческой конференции «Наука и молодежь» (7 декабря 2017 г.). - Елабуга: ЕИ КФУ. 2017. - С. 134-138.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний момент система образования переживает сложности в реализации ФГОС, в развитии личности ребенка, адаптированного к изменяющимся реалиям жизни. Современный человек сможет выжить в данной среде, если школа раскроет познавательный и творческий потенциал каждого ребенка. Для достижения данных целей в помощь учителю приходят инновационные технологии. Образовательные технологии позволяют эффективно организовать процесс обучения, добиться планируемого результата обучения в рамках не только предметной подготовки, но и в рамках метапредметного и личностного развития учащихся.
Современные педагогические технологии, в числе которых кейс- технологии и технология проектного обучения, направлены на главную фигуру школы - ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.
Поэтому так актуальны сегодня современные описанные в дипломной работе технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
Часто при решении математических задач школьники задают вопросы о практическом значении математики в жизни человека. Технология кейс- обучения и проектная технология в полном объеме привносят прикладную значимость в урок. Эти технологии дают возможность учащимся работать в группах, дискутировать, анализировать, планировать, осуществлять самооценку и оценивать деятельность других. Учащиеся учатся выслушивать мнение одноклассников, и аргументировать свою позицию. Тем самым, на уроке достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
В данной работе рассмотрены основные аспекты кейс-технологии и технологии проектного обучения: история их появления, характеристика, классификация, и возможности применения в обучении. Итак, в ходе рассмотрения кейс технологий и технологии проектного обучения, я убедилась, что «педагогические технологии - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике».
Но пользуясь современными технологиями, мы не должны забывать, что технологии - это просто инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели. Многие навыки, которые признаны основными для жизни и которым обучают уже давно, не заменяются технологиями, а технологии помогают обучать им более эффективно.
Будучи интерактивным методом обучения, кейс - технология завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
Кейс - технология демонстрирует теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учеников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе [6, с. 138].
Кейс-технологии выступают как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Работа по технологии проектного обучения формирует у обучающихся УУД (универсальные учебные действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия. Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то она предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей - с другой.
В заключение стоит отметить, что анализ источников показал недостаточность методической литературы по применению кейс-технологий и проектного обучения в предметных областях. Но в связи с тем, что данные технологии являются весьма эффективными методами обучения, а также в силу широкого интереса как со стороны учителей, так и стороны учащихся к данным технологиям, я считаю, эта проблема будет в скором будущем разрешена.



1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер. с макед. / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
2. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Улан-Удэ, 2002. - 195 с.
3. Величко М.В. Математика 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель. 2008. - 123 с.
4. Виневская А.В., Метод кейсов в педагогике. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 141 с.
5. Галиуллина Г.А. Применение кейс-метода на уроках математики / Г.А. Галиуллина, Е.М. Паранина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования студентов» (14 ноября 2016 г.). - Елабуга: ЕИ КФУ. 2016. - 351 с.
6. Галиуллина Г.А. Применение кейс-технологий на уроках математики/ Галиуллина Г.А // Материалы Всероссийской (заочной) студенческой конференции «Наука и молодежь» (7 декабря 2017 г.). - Елабуга: ЕИ КФУ. 2017. - 190 с.
7. Галиуллина Г.А. Кейс-метод в образовании /Галиуллина Г.А.// Мате-риалы II-й международной научно-практической студенческой конференции. «Развитие». (Россия, г.Липецк, 30 октября 2017 г). / Отв.ред. Е.М. Мосолова. - Липецк: «РаДуши», 2017. - 200 с.
8. Галиуллина Г.А. Технология проектного обучения на уроках математики / А.Р.Ганеева, Г.А.Галиуллина, Л.З. Шамсетдинова // Материалы Все-российской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачесвкого в Казанском федеральном университете «Физико-математическое образование: проблемы и перспективы (7-9 декабря,2017 г.). - Казань: Казан. ун-та, 2017. - 316 с.
9. Даутова О.Б., Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Даутова О.Б., Иванышина Е.В., Иващедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 176 с.
10. Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий /И. Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2013. - № 10. - 32 с.
11. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. - 2002. - № 10. - С. 74-82.
12. Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения). - М.: Вита пресс, 2007. - 184 с.
13. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин - М.: Наука, 2014. - 223 с.
14. Майер Р.А. Статистические методы в психолого-педагогических и социологических исследованиях: учебное пособие. Часть 1. / Р.А. Майер, Н.Р. Колмакова. - Красноярск: КГПУ, 1997. - 149 с.
15. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. Изд. 3-е. / М.И.Махмутов - Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2016. - 192 с.
16. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н. Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. - URL:http://volkov.mmm- tasty.ru/entries/31269(дата обращения: 24.05.2018).
17. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // - М.: Ладога - 100, - 2001. - 107 с.
18. Сейдниязова Н.В. Кейс-технология в деятельности учителя начальных классов // Современная педагогика. 2015. № 2. URL:
http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/4112(дата обращения: 24.05.2018).
19. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов. - URL:http://www.casemethod.ru/(дата обращения: 24.05.2018).
20. Тарарина Л.И., Тураев Р.Р., Ганеева А.Р., Дерягин А.В. Проектирование дидактического конструкта реализации проектных технологий в обра-зовательном процессе вуза. Казанский педагогический журнал. - 2016. - №1. - С. 74-76.
21. Телешева Т. Педагогическая теория Джона Дьюи. Сайт «Сайт педагога-исследователя». - URL:http://si-sv.com/publ/16-1-0-288(дата обращения: 24.05.2018).
22. Фастова Е.И., Иванова О.Л. Инновационные педагогические технологии. - Волгоград: Учитель - 2015. - 79 с.
23. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 1998. - №4. - С. 7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ