Введение 3
1 Теоретические аспекты системы сбалансированных показателей 5
1.1 Сущность сбалансированной системы показателей 5
1.2 Формирование стратегической карты 7
2 Использование системы сбалансированных показателей на практике 17
2.1 Опыт внедрения BSC российскими и зарубежными компаниями 17
2.2 Анализ внедрения системы сбалансированных показателей в организации 21
Заключение 26
Список использованных источников 29
Главным инструментом стратегического управления, который незаменим сегодня, является сбалансированная система показателей. В последнее время это направление особо выделяется, что привело к тому, что оно стало передовым и одним из самых основных. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) – это система стратегического управления компанией. Чтобы отразить все аспекты предприятия, система основывается на оценке и измерении эффективности показателей.
Предпосылкой появления BSC было стремление руководства компаний к усилению управленческой функции за счёт органического согласования интересов разных групп-акционеров, потребителей, партнеров, кредиторов. Для того, чтобы реализовать подобную многовекторную политику управления большим бизнесом, нужно было иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, а также хорошо организованную и сбалансированную систему стратегического измерения.
BSC – это не только система показателей, которая измеряет то, что не измеряет бухгалтерский учёт, но и инструмент, который систематически расширяет сферы измерения, которые традиционно связывали с учётом. Концепция выгодно отличается от других концепций тем, что финансовые и нефинансовые индикаторы интегрируются с учётом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под влиянием которых они формируются. BSC фактически превращает систему измерения эффективности в систему управления с прямой связью.
Итак, в связи с актуальностью темы цель представленной курсовой работы состоит в рассмотрении концепции сбалансированных показателей (BSC).
Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов системы сбалансированных показателей;
исследование опыта внедрения BSC российскими и зарубежными компаниями;
анализ внедрения системы сбалансированных показателей в организации на примере ООО «Эмар» (г. Барнаул).
Объектом исследования работы является концепция сбалансированных показателей (BSC), предметом исследования особенности внедрения системы сбалансированных показателей.
Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный и другие методы научного познания.
Научной основой работы послужили работы отечественных ученых по вопросам финансового и стратегического менеджмента.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В заключение следует сделать следующие выводы.
В настоящее время принять различные решения своевременно и точно помогает быстрое получение информации о любом виде деятельности организации. Чтобы достичь каких-либо определенных целей, компания должна направить свои действия на достижение этих самых целей. Одним из инструментов, который может помочь данном вопросе, является сбалансированная система показателей. Качество и способ внедрения системы сильно влияет на эффективность. Само внедрение можно осуществить в четыре этапа: подготовка к построению, построение, выполнение стратегии и их контроль. Необходимо всегда помнить, что рассматриваемая система имеет свой смыл, что в первую очередь это внедрение существующих стратегий, а не разработка новых. Сначала необходимо завершить разработку стратегии, над которой идет работа. Далее уже следует приступать к созданию сбалансированной системы показателей.
Здесь также важно помнить о выборе перспектив, потому что это является одним из важных мероприятий:
финансы, которые дают понятие, какое мнение о себе фирма должна создать у аукционеров для достижения финансовых успехов;
клиенты;
внутренние бизнес-процессы;
обучение и развитие, поддержка способности изменений, а также привычка совершенствоваться.
На начальном этапе построения сначала идет разработка для одной единицы. Иногда это может быть компания в целом, иногда подразделение или отдел. BSC можно построить, следуя по следующим шагам: сначала идет конкретика в стратегических целях, далее строится связь этих целей причинно-следственными цепочками. Это называется стратегической картой. В итоге осуществляется выбор показателей с определением их значений и разработка стратегических мероприятий.
Для того чтобы построить систему стратегического управления, нужно декомпозировать (структурировать или разбить) стратегию фирмы. Разбиение происходит на конкретные стратегические цели, которые очень четко и детально отображают аспекты разного рода. Если существуют какие-либо индивидуальные цели, то необходимо сразу установить причинно-следственные связи между ними. Набор целей должен отображать стратегию компании. Каждая цель всегда связана с одной из перспектив. Связи между целями видны благодаря причинно-следственной цепи. Обычно в рассмотрение не входят те, которые не вносят вклада в реализацию. Чем помогает в этом случае стратегическая карта? Она графически отображает взаимосвязь целей и перспектив. Обычно система разрабатывается на период в размере 3-5 лет. Актуальность стратегических целей, которая имеет высокую степень для фирмы, должна оцениваться ежегодно. Чтобы понять расчет фактических значений показателей, нужна их оценка. Необходимо периодически по этим значениям проводить сравнения план-факт со значениями с отклонениями.
Преимущества, которыми обладает ССП:
из-за своей заинтересованности в последнее время множество менеджеров взялись за реализацию данной системы;
ССП дала понять менеджерам, что основные финансовые показатели необходимы, но не достаточны;
в программе ССП сохраненными остаются финансовые показатели. Также они дополняются индикаторами (leading indicator), которые отражают факторы, влияющие на результаты финансовой деятельности;
руководство может наблюдать за деятельностью организации и условиями экономической среды.
Помимо этого, как и в любых системах, так и у ССП существует ряд недостатков:
нематериальные ресурсы не отражаются;
за счет роста объемов производства нет экономии;
традиционные финансовые показатели плохо подходят для управления компанией. Как правило, деятельность таких компаний очень связана со знаниями. Кроме того, использование только финансовых показателей дает лишь краткосрочные результаты;
для работы с этой системой нужно приобретать определенные программы;
отсутствие квалифицированных кадров, умеющих разрабатывать и работать с необходимыми программами, осуществлять поддержку, обновление и развитие ССП.
В целом, ССП поддерживает постоянную коммуникацию между организацией в целом, структурными подразделениями и сотрудниками, позволяет отслеживать процесс реализации стратегии, оперативно вносить изменения, которые будут максимизировать операционную эффективность предприятия и его устойчивость, что выразится в будущем удовлетворении потребностей покупателей, и как следствие – в достижении поставленных результатов.
1. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 285 c.
2. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 365 c.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2015. – 302 с.
4. Гершун А.М., Нефедьева Ю.С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. – 128 с.
5. Губанова Е.В., Орловцева О.М. Многокритериальная оценка эффективности деятельности организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. - Калуга, 2016. - 80 с.
6. Давлетова Р.С. Система сбалансированных показателей для оценки устойчивости предприятия / Р.С. Давлетова, Р.В. Файзуллин // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2017. - № 3. – С. 130-141.
7. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2016. - 528 c.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2017. - 375 c.
9. Каплан Р., Нортон, Д. Сбалансированная система показателей. - М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 206 с.
10. Козырь, Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 200 с.
11. Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин; пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 576 с.
12. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 c.
13. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2011. - 224 c.
14. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
15. Пол Р. Нивен. Диагностика сбалансированной системы показателей. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2015. – 256 с.
16. Рамперсад Хьюберт. Индивидуальная сбалансированная система показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2016. – 166 с.
17. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2015. 304 с.
18. Слиньков В.Н. Сбалансированная система показателей в менеджменте организации. Теория и практика. – М.: КТН, 2017. – 292 с.
19. Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. – М.: Дело, 2016. – 360 с.
20. Хервиг Р. Фридаг, Шмидт Вальтер. Сбалансированная система показателей. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 160 с.