Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников 6
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни» с учетом возрастных
особенностей детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Содержание понятия «дидактические игры» 14
1.3. Роль дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе
жизни у старших дошкольников 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр 25
2.1. Выявление исходного уровня знаний о здоровом образе жизни детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Разработка и апробация комплекса дидактических игр, как средство
формирования знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования по
формированию здорового образа жизни посредством дидактических игр.... 47
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Приложения
Будущее государства, экономическое процветание зависит от здоровья молодого поколения. Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников объявлено одним из стратегических направлений модернизации образования, стало атрибутом образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из задач, для решения которой является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является: защита и укрепление физического, психического здоровья и физического развития детей [1].
В то же время в детских садах за последнее десятилетие наблюдается неуклонное ухудшение здоровья детей. В современных условиях дошкольного образования состояние здоровья дошкольников недостаточно учтено. В большинстве детских садов, работа по сохранению и укреплению здоровья, формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников является спонтанным, эпизодическим.
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами и правилами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дидактические игры являются эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают укрепить детский организм, предотвращать отклонения в здоровье, развивать независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формировать здоровый образ жизни.
Сегодня центр проблем здорового образа жизни направлен на интегральное развитие личности. В этих условиях возрастает социально-педагогическая значимость формирования знаний о здоровом образе жизни среди старших дошкольников, что в будущем будет определять полноту реализации их жизненных целей и значений. В то же время, несмотря на повышенный интерес к изучаемому вопросу, недостаточно внимания уделяется его педагогическим аспектам, главным образом медицинским и гигиеническим проблемам, недвусмысленным подходам к оздоровительным технологиям, привычкам здорового образа жизни.
Степень разработанности проблемы. Проблемой формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: Г.Ю. Байкова [6], М. Н. Кузнецова [16], М.А. Рунова [27, 42]. И. Д. Махавева [22] конкретизировали методы, формы, приемы проведения дидактических игр по формированию здорового образа жизни старших дошкольников. В научных трудах В.К. Бальсевич [7, 8], И.И. Брехман [9], И.М. Воротилкиной [15], З.И. Ермаковой [17], В.Н. Шебеко [31] делается акцент на психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни.
Цель исследования: изучить влияние дидактической игры на процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Предмет исследования: знания о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников будет успешным, если использовать дидактические игры.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использование дидактических игр, как средства формирования знания дошкольников о здоровом образе жизни;
2) раскрыть содержание понятия «дидактические игры»;
3) изучить роль дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников;
4) разработать и апробировать план использования дидактических игр;
5) провести опытно-экспериментальную работу знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме); эмпирические методы (беседа; наблюдение; анализ и интерпретация результатов; педагогический эксперимент); методы математической обработки данных.
Методологическую основу работы исследования составляют научные труды по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр С. Шармановой [30], Н.Н. Кожуховой [20], Ю.Ф. Лури [21], М.А. Руновой [27, 42].
Практическая значимость работы: разработанный комплекс
дидактических игр может быть использован методистами и воспитателями в формировании знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Таким образом, здоровый образ жизни - это система поддержки жизни, которая поддерживает полное физическое, умственное и социальное благополучие детей, а не только отсутствие болезней или недугов. Показателями здорового образа жизни являются: уровень физической активности и морфологическое развитие; наличие хронических заболеваний, физические недостатки, ограничивающие социальный потенциал; умственного и социального благополучия, умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды. Основными компонентами здорового образа жизни являются: рациональный способ работы и отдыха; физическая активность; полноценная пища; соблюдение личной гигиены, упрочнение и массаж; культура межличностного общения и психофизического регулирования; отсутствие вредных привычек у родителей. Эффективные способы укрепления здорового образа жизни: личная гигиена; закалка (воздух, солнечная энергия, вода); массаж; культура межличностного общения и психофизического регулирования.
Дидактическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой учащиеся более глубоко и ярче узнают о феномене окружающей действительности и узнают мир.
В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются следующие задачи: фиксируются правила поведения в опасных ситуациях; формируется идея об органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются спортивные состязания; правила поведения фиксируются на солнце, на воде; идея состоит из дыхательных, пищеварительных, выделительных систем и их функционирования; формируется идея микробов; концепция определенных заболеваний и методы их профилактики; фиксируется знание о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); навыки фиксированы: проанализируйте внешние различия между человеком и животными, дайте краткое описание человеческого тела. Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с когнитивным развитием детей, что помогает обогатить знания детей новым содержанием, систематизировать приобретенные и накопленные знания о детях, помочь в развитии логического мышления, творчества и позитивные эмоции.
Исследование формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательное учреждение №12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшей группе №4 и №5. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования сформированности знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников:
1) Диагностическая методика «Закончи предложения» (Е.А. Терпугова).
2) Беседа «Сформированность навыков здорового образа жизни» (И.М. Новикова).
3) Беседа «Навыки здоровьесберегающего поведения дошкольников в окружающей среде» (Н.И. Зеленская).
Критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни:
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- навыки здорового образа жизни;
- навыки здоровьесберегающего поведения.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что и у экспериментальной и у контрольной группы уровень сформированности здорового образа жизни находится, на среднем уровне.
Далее, на формирующем этапе эксперимента нами был комплекс дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Комплекс дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни состоял из 13 дидактических игр. 1) Игры на формирование представлений о правильном питании: «Полезности и вредности», , «Продукты, которые помогают нам». 2) Игры формирующие интерес к спорту: «Угадай спортсмена». 3) Игры на ознакомление с лекарственными растениями: «Вредные или полезные», «Природная здравница». 4) Игры на формирование представлений о теле человека, его системах, органах и их свойствах: «Здоровое сердце», «Мой организм». 5) Игры на знание правил личной гигиены: «Мойдодыр». 6) Игры на знание режима дня: «Режим дня». 7) Игры на формирование здоровьесберегающего поведения: «Опасные вещи»,
«Правила здорового образа жизни», «Оденемся по погоде». 8) Игра на формирование представлений о первой необходимой помощи при болезни, несчастном случае: «Домашняя аптечка».
Результаты контрольного этапа эксперимента доказали эффективность проделанной работы: уровень сформированности здорового образа жизни у экспериментальной группы вырос до высокого уровня, а у контрольной группы остался на среднем уровне. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр - эффективна.
Гипотеза исследования: формирование знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников будет успешным, если задействовать дидактические игры - подтвердилась.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Система ГАРАНТ. Режим доступа:
http://base.gara№t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk
Учебники, монографии, диссертации.
2. Амосов М.Н. Страна детства: Сборник. / М.Н. Амосов. - М.: Знание, 2015. - 288 с.
3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. / Е.А. Аркин. - М.: Академия, 2014. - 218 с.
4. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. / И.А. Аршавский. - М.: Академия, 2016. -30 с.
5. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 2016. - 270 с.
6. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. / Р. М. Баевский. - М.: [Б. и.], 2017. - 89 с.
7. Байкова Г.Ю. Физическое развитие. Реализация образовательной области ФГОС. ДО. - М.: Учитель, 2015. - 171 с.
8. Бальсевич В.К. Физическая активность человека. / В.К. Бальсевич. - М.: Владос, 2014. - 223 с.
9. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. / В.К. Бальсевич. - М.: ФкиС, 2015. - 208 с.
10. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя / А. К. Бондаренко. - М.: Педагогика, 2016. - 101 с.
11. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. / И.И. Брехман. - 2-е изд., доп., перераб. -М,;ФКиС, 2014. - 208 с.
12. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. / П.П. Буцинская. - М: Академия, 2013. - 136 с.
13. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. / Е.Н. Вавилова.
- М.: Академия, 2013. - 312 с.
14. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. / Е.Н. Вавилова. - М.: Академия, Просвещение, 2015. - 128 с.
15. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. / Е.Н. Вавилова. - М.: Академия, Просвещение. 2014. - 144 с.
16. Ведрашко, Ф.Ф. Питание в детском саду. / В.Ф. Ведрашко, В.Г. Кисляковская, Е.В. Русакова. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014. - 192 с.
17. Воротилкина И.М. Физическое развитие и методика физической подготовленности дошкольников: Метод, пособие. / И.М. Воротилкина. - М.: Эксмо, 2015. - 125 с.
18. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. / И.М. Воротилкина. - Биробиджан: БГПИ, 2017. - 114 с.
19. Зайцева О.Ю. и др. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. / О.Ю. Зайцева, В.В. Канащенкова - 2-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2015. - 248 с.
20. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста. / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева - М.:
Просвещение, 2015. - 271 с.
21. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей: (Методическое пособие) / Р. И. Айзман и др. - М.: АСТШ, 2016. - 166 с.
22. Лури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. / Ю.Ф. Лури. - М.: Просвещение, 2015. - 211 с.
23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. - М.: Академия, Просвещение, 2016. - 303 с.
24. Махавева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. / М.Д. Махавева. - М.: АРКТИ, 2015. - 88 с.
25. Мелихова А.Б. Нетрадиционные методы оздоровления в детских дошкольных учреждениях. / А.Б. Мелихова. /Дети и здоровье: Сборник
научных трудов. - Омск: 2013. - С.79 - 81.
26. Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. / Т.И. Осокина. - М.: Академия, 2015. - 181 с.
27. Рунова М.А. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни ребенка в детском саду. 5 -7 лет. / М. Рунова. - М.: Академия, 2013. - 248 с.
28. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е.И. Удальцова. - М.: Педагогика, 2016. - 356 с.
29. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. / В.Н. Шебеко. - М: Академия, 2013. - 176 с.
Статьи из периодических изданий.
30. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2016. - №17-24.
31. Гелецкий В.М. О комплексном развитии физических качеств у детей 3-7 лет в режиме детского сада. / В.М. Гелецкий. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2015. - №4. - С. 52-60.
32. Деркунская В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? / В. Деркунская, Н. Поведенок, Н. Тимофеева // Дошкольное воспитание. - 2017.
- № 11. - С. 12-15
33. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа
(сокращенный вариант). / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 6. - С. 11-17
34. Исакова Е. Возлюби ближнего как самого себя: формирование у детей здорового образа жизни / Е. Исакова, Т. Смородина // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 3.- С. 13-16
35. Князева О.Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 32-40.
36. Ковалева Т. Витамины и минералы - незаменимые компоненты питания / Т. Ковалева // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 3. - С. 96-101.
37. Колесникова Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым / Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С. 83¬87.
38. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка: Психолого-педагогические основы / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 25-27.
39. Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги проблемного Научного совета по физической культуре РАО). / В.В. Кузин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 2 -5.
40. Нестерова З.Г. Заботиться о своем здоровье. / З.Г. Нестерова. //Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. - С. 103-114.
41. Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима ценностного
отношения к здоровью и здоровому образу жизни / М. Рунова.
//Дошкольное воспитание.- 2015.- №6. - С. 81-86.
42. Щербак А. К гармонии через движение! / А. Щербак. //Дошкольное
воспитание. - 2015. - №6. -С. 56-62.
Интернет ресурсы.
43. Быкова Н.Г. Направление деятельности «открытого» дошкольного
образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.Г. Быкова / www.privateweekly.ru. - Режим доступа: http://www.privateweekly.ru,
свободный.
44. Зеленская Н.И. Занятия по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Методическое пособие для педагогов ДОУ / Н.И. Зеленская, В.В. Леонтьева / ivalex.vistcom.ru. - Режим доступа: http://ivalex.vistcom.ru, свободный. -
45. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Электронный ресурс] / В.Т. Кукдрявцев / dob.1september.ru. - Режим доступа: http://dob.1september.ru, свободный.
46. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы [Электронный ресурс] / В.И. Ковалько - Электрон. текстовые данные. - М.: ВАКО, 2015. - 176, с. - Режим доступа: http:ZZwww.iprbookshop.ru/26266. - ЭБС «IPRbooks», по паролю.
47. Ошкина, А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших
дошкольников как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / А.А. Ошкина / dob.1 september.ru. - Режим доступа:
http://dob.1september.ru, свободный.
48. Потребич А.В. Основы анатомии и физиологии центральной нервной
системы [Электронный ресурс]: учебное пособие. / А.В. Потребич. - Электрон. текстовые данные. - Калининград: Российский государственный университет им. Иммануила Канта, 2016. - 114, с. - Режим доступа:
http:ZZwww.iprbookshop.ru/23861. - ЭБС «IPRbooks», по паролю.
49. Соколова Л.А. Физическое воспитание детей 3-7 лет [Электронный ресурс].
- Электрон. текстовые данные. / Л.А. Соколова. - СПб.: КАРО, 2016. - 152, с.
- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26787. - ЭБС «IPRbooks», по паролю.
50. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов [Электронный ресурс]: учебник. / А.М. Столяренко.
- Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2016. - 463, с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15490. - ЭБС «IPRbooks», по паролю.