Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников 6
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни» с учетом возрастных
особенностей детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Содержание понятия «дидактические игры» 14
1.3. Роль дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе
жизни у старших дошкольников 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр 25
2.1. Выявление исходного уровня знаний о здоровом образе жизни детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Разработка и апробация комплекса дидактических игр, как средство
формирования знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования по
формированию здорового образа жизни посредством дидактических игр.... 47
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников 6
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни» с учетом возрастных
особенностей детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Содержание понятия «дидактические игры» 14
1.3. Роль дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе
жизни у старших дошкольников 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр 25
2.1. Выявление исходного уровня знаний о здоровом образе жизни детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Разработка и апробация комплекса дидактических игр, как средство
формирования знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования по
формированию здорового образа жизни посредством дидактических игр.... 47
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Приложения
Будущее государства, экономическое процветание зависит от здоровья молодого поколения. Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников объявлено одним из стратегических направлений модернизации образования, стало атрибутом образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из задач, для решения которой является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является: защита и укрепление физического, психического здоровья и физического развития детей [1].
В то же время в детских садах за последнее десятилетие наблюдается неуклонное ухудшение здоровья детей. В современных условиях дошкольного образования состояние здоровья дошкольников недостаточно учтено. В большинстве детских садов, работа по сохранению и укреплению здоровья, формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников является спонтанным, эпизодическим.
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами и правилами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дидактические игры являются эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают укрепить детский организм, предотвращать отклонения в здоровье, развивать независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формировать здоровый образ жизни.
Сегодня центр проблем здорового образа жизни направлен на интегральное развитие личности. В этих условиях возрастает социально-педагогическая значимость формирования знаний о здоровом образе жизни среди старших дошкольников, что в будущем будет определять полноту реализации их жизненных целей и значений. В то же время, несмотря на повышенный интерес к изучаемому вопросу, недостаточно внимания уделяется его педагогическим аспектам, главным образом медицинским и гигиеническим проблемам, недвусмысленным подходам к оздоровительным технологиям, привычкам здорового образа жизни.
Степень разработанности проблемы. Проблемой формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: Г.Ю. Байкова [6], М. Н. Кузнецова [16], М.А. Рунова [27, 42]. И. Д. Махавева [22] конкретизировали методы, формы, приемы проведения дидактических игр по формированию здорового образа жизни старших дошкольников. В научных трудах В.К. Бальсевич [7, 8], И.И. Брехман [9], И.М. Воротилкиной [15], З.И. Ермаковой [17], В.Н. Шебеко [31] делается акцент на психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни.
Цель исследования: изучить влияние дидактической игры на процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Предмет исследования: знания о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников будет успешным, если использовать дидактические игры.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использование дидактических игр, как средства формирования знания дошкольников о здоровом образе жизни;
2) раскрыть содержание понятия «дидактические игры»;
3) изучить роль дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников;
4) разработать и апробировать план использования дидактических игр;
5) провести опытно-экспериментальную работу знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме); эмпирические методы (беседа; наблюдение; анализ и интерпретация результатов; педагогический эксперимент); методы математической обработки данных.
Методологическую основу работы исследования составляют научные труды по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр С. Шармановой [30], Н.Н. Кожуховой [20], Ю.Ф. Лури [21], М.А. Руновой [27, 42].
Практическая значимость работы: разработанный комплекс
дидактических игр может быть использован методистами и воспитателями в формировании знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В то же время в детских садах за последнее десятилетие наблюдается неуклонное ухудшение здоровья детей. В современных условиях дошкольного образования состояние здоровья дошкольников недостаточно учтено. В большинстве детских садов, работа по сохранению и укреплению здоровья, формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников является спонтанным, эпизодическим.
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами и правилами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дидактические игры являются эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают укрепить детский организм, предотвращать отклонения в здоровье, развивать независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формировать здоровый образ жизни.
Сегодня центр проблем здорового образа жизни направлен на интегральное развитие личности. В этих условиях возрастает социально-педагогическая значимость формирования знаний о здоровом образе жизни среди старших дошкольников, что в будущем будет определять полноту реализации их жизненных целей и значений. В то же время, несмотря на повышенный интерес к изучаемому вопросу, недостаточно внимания уделяется его педагогическим аспектам, главным образом медицинским и гигиеническим проблемам, недвусмысленным подходам к оздоровительным технологиям, привычкам здорового образа жизни.
Степень разработанности проблемы. Проблемой формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: Г.Ю. Байкова [6], М. Н. Кузнецова [16], М.А. Рунова [27, 42]. И. Д. Махавева [22] конкретизировали методы, формы, приемы проведения дидактических игр по формированию здорового образа жизни старших дошкольников. В научных трудах В.К. Бальсевич [7, 8], И.И. Брехман [9], И.М. Воротилкиной [15], З.И. Ермаковой [17], В.Н. Шебеко [31] делается акцент на психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни.
Цель исследования: изучить влияние дидактической игры на процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Предмет исследования: знания о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников будет успешным, если использовать дидактические игры.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использование дидактических игр, как средства формирования знания дошкольников о здоровом образе жизни;
2) раскрыть содержание понятия «дидактические игры»;
3) изучить роль дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников;
4) разработать и апробировать план использования дидактических игр;
5) провести опытно-экспериментальную работу знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме); эмпирические методы (беседа; наблюдение; анализ и интерпретация результатов; педагогический эксперимент); методы математической обработки данных.
Методологическую основу работы исследования составляют научные труды по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр С. Шармановой [30], Н.Н. Кожуховой [20], Ю.Ф. Лури [21], М.А. Руновой [27, 42].
Практическая значимость работы: разработанный комплекс
дидактических игр может быть использован методистами и воспитателями в формировании знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Таким образом, здоровый образ жизни - это система поддержки жизни, которая поддерживает полное физическое, умственное и социальное благополучие детей, а не только отсутствие болезней или недугов. Показателями здорового образа жизни являются: уровень физической активности и морфологическое развитие; наличие хронических заболеваний, физические недостатки, ограничивающие социальный потенциал; умственного и социального благополучия, умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды. Основными компонентами здорового образа жизни являются: рациональный способ работы и отдыха; физическая активность; полноценная пища; соблюдение личной гигиены, упрочнение и массаж; культура межличностного общения и психофизического регулирования; отсутствие вредных привычек у родителей. Эффективные способы укрепления здорового образа жизни: личная гигиена; закалка (воздух, солнечная энергия, вода); массаж; культура межличностного общения и психофизического регулирования.
Дидактическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой учащиеся более глубоко и ярче узнают о феномене окружающей действительности и узнают мир.
В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются следующие задачи: фиксируются правила поведения в опасных ситуациях; формируется идея об органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются спортивные состязания; правила поведения фиксируются на солнце, на воде; идея состоит из дыхательных, пищеварительных, выделительных систем и их функционирования; формируется идея микробов; концепция определенных заболеваний и методы их профилактики; фиксируется знание о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); навыки фиксированы: проанализируйте внешние различия между человеком и животными, дайте краткое описание человеческого тела. Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с когнитивным развитием детей, что помогает обогатить знания детей новым содержанием, систематизировать приобретенные и накопленные знания о детях, помочь в развитии логического мышления, творчества и позитивные эмоции.
Исследование формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательное учреждение №12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшей группе №4 и №5. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования сформированности знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников:
1) Диагностическая методика «Закончи предложения» (Е.А. Терпугова).
2) Беседа «Сформированность навыков здорового образа жизни» (И.М. Новикова).
3) Беседа «Навыки здоровьесберегающего поведения дошкольников в окружающей среде» (Н.И. Зеленская).
Критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни:
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- навыки здорового образа жизни;
- навыки здоровьесберегающего поведения.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что и у экспериментальной и у контрольной группы уровень сформированности здорового образа жизни находится, на среднем уровне.
Далее, на формирующем этапе эксперимента нами был комплекс дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Комплекс дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни состоял из 13 дидактических игр. 1) Игры на формирование представлений о правильном питании: «Полезности и вредности», , «Продукты, которые помогают нам». 2) Игры формирующие интерес к спорту: «Угадай спортсмена». 3) Игры на ознакомление с лекарственными растениями: «Вредные или полезные», «Природная здравница». 4) Игры на формирование представлений о теле человека, его системах, органах и их свойствах: «Здоровое сердце», «Мой организм». 5) Игры на знание правил личной гигиены: «Мойдодыр». 6) Игры на знание режима дня: «Режим дня». 7) Игры на формирование здоровьесберегающего поведения: «Опасные вещи»,
«Правила здорового образа жизни», «Оденемся по погоде». 8) Игра на формирование представлений о первой необходимой помощи при болезни, несчастном случае: «Домашняя аптечка».
Результаты контрольного этапа эксперимента доказали эффективность проделанной работы: уровень сформированности здорового образа жизни у экспериментальной группы вырос до высокого уровня, а у контрольной группы остался на среднем уровне. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр - эффективна.
Гипотеза исследования: формирование знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников будет успешным, если задействовать дидактические игры - подтвердилась.
Дидактическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой учащиеся более глубоко и ярче узнают о феномене окружающей действительности и узнают мир.
В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются следующие задачи: фиксируются правила поведения в опасных ситуациях; формируется идея об органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются спортивные состязания; правила поведения фиксируются на солнце, на воде; идея состоит из дыхательных, пищеварительных, выделительных систем и их функционирования; формируется идея микробов; концепция определенных заболеваний и методы их профилактики; фиксируется знание о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); навыки фиксированы: проанализируйте внешние различия между человеком и животными, дайте краткое описание человеческого тела. Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с когнитивным развитием детей, что помогает обогатить знания детей новым содержанием, систематизировать приобретенные и накопленные знания о детях, помочь в развитии логического мышления, творчества и позитивные эмоции.
Исследование формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательное учреждение №12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшей группе №4 и №5. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования сформированности знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников:
1) Диагностическая методика «Закончи предложения» (Е.А. Терпугова).
2) Беседа «Сформированность навыков здорового образа жизни» (И.М. Новикова).
3) Беседа «Навыки здоровьесберегающего поведения дошкольников в окружающей среде» (Н.И. Зеленская).
Критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни:
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- навыки здорового образа жизни;
- навыки здоровьесберегающего поведения.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что и у экспериментальной и у контрольной группы уровень сформированности здорового образа жизни находится, на среднем уровне.
Далее, на формирующем этапе эксперимента нами был комплекс дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Комплекс дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни состоял из 13 дидактических игр. 1) Игры на формирование представлений о правильном питании: «Полезности и вредности», , «Продукты, которые помогают нам». 2) Игры формирующие интерес к спорту: «Угадай спортсмена». 3) Игры на ознакомление с лекарственными растениями: «Вредные или полезные», «Природная здравница». 4) Игры на формирование представлений о теле человека, его системах, органах и их свойствах: «Здоровое сердце», «Мой организм». 5) Игры на знание правил личной гигиены: «Мойдодыр». 6) Игры на знание режима дня: «Режим дня». 7) Игры на формирование здоровьесберегающего поведения: «Опасные вещи»,
«Правила здорового образа жизни», «Оденемся по погоде». 8) Игра на формирование представлений о первой необходимой помощи при болезни, несчастном случае: «Домашняя аптечка».
Результаты контрольного этапа эксперимента доказали эффективность проделанной работы: уровень сформированности здорового образа жизни у экспериментальной группы вырос до высокого уровня, а у контрольной группы остался на среднем уровне. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр - эффективна.
Гипотеза исследования: формирование знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников будет успешным, если задействовать дидактические игры - подтвердилась.



