Введение Стр.
Глава 1. История развития представлений о микромире в учебном курсе физики
1.1. История формирования представлений о строении атома. 6-12
1.2. Открытие протона и нейтрона. Опыты Резерфорда и Чедвика.
1.3. Модель Иваненко-Гейзенберга. 14-16
1.4. Открытие элементарных частиц. Современные представления об элементарных частиц. Структура микромира.
Глава 2. Методика изучения развития представлений о микромире в школьном курсе физики.
2.1. Место вопросов истории развития представлений о микромире в
школьном курсе физики
2.2. Изучение исторических вопросов при изучении структуры
атома и атомного ядра в учебном процесс
2.3. Урок на тему «Открытие строения атомного ядра» с использованием исторических сведений
2.4. Внеклассное мероприятие на физический «Своя игра» на тему
«Строение атома»
Заключение 50-51
Список использованных библиографических источников. 52
Главной задачей учителя физики всегда было дать учащимся систему знаний, включающую основы физики на современном уровне ее развития: описание физических явлений; важнейшие законы, касающиеся различных форм движения материи; главные физические теории; фундаментальные опыты и факты, подтверждающие их; сведения из истории физики о развитии основных представлений и главнейших открытиях; методы исследования физических явлений и, наконец, практические применения рассматриваемых закономерностей.
Важность изучения микромира в школьном курсе физики побудили многих учителей заняться разработкой методики его изучения в школе.
Тем не менее, объем учебного материала, последовательность его изложения и методика изучения требуют дальнейшего совершенствования.
Актуальность работы. Главная задача общеобразовательной школы - воспитать, развить и обучить подрастающее поколение так, чтобы они не только уверенно адаптировались в быстро изменяющемся обществе, но также могли самостоятельно изменять происходящие вокруг события. Во все времена физика как учебный предмет являлась средством создания научных знаний о природе и выполняла как познавательную, так и развивающую, и воспитывающие функции. При усвоении основ физической науки в средней школе решаются определенные задачи образования, происходит развитие школьников, подготовки их к труду. На это направлена реализация принципа обобщения учебного материала, такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории, таким образом, физика элементарных частиц определяет основные черты современной физической картины мира, следовательно, для ознакомления с элементами этой картины необходимо сформировать понятие об элементарных частицах уже в основной школе.
Цель работы: изучить историю развития представлений о микромире в школьном курсе физики.
Для успешного достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• Ознакомиться со структурами и свойствами атомных ядер, методами их исследования и историей открытия.
• Методикой преподавания физики атомного ядра в школьном курсе физики.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, философской и научно - методической литературы; анализ содержания учебников для основной и средней школы, программ, дидактического материала по физике; изучение состояния проблемы исследования в практике преподавания; системный анализ и синтез; моделирование.
2. Эмпирические: наблюдения за ходом учебного процесса.
Новизна исследования: Определены и обоснованы теоретические положения методической системы формирования понятия об элементарных частицах в основной школе, Разработан план урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Теоретическая значимость исследования: Доказана потребность формирования понятия об элементарных частицах в основной школе о строении атомного ядра как составляющую часть современной физической картины мира на основе анализа психолого -педагогической, научно-методической и учебной литературы.
Практическая значимость исследования: В работе основное внимание было уделено таким темам, как модели строения атома, физика атомного ядра, элементарные частицы. Учителю физики чтобы оживить урока и привлечь внимание учеников можно воспользоваться представленным материалом.
В соответствии с методами и задачами исследования работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических источников.
Материал истории физики огромен, но будущему учителю физики знание его необходимо. Чтобы «оживить урок», вызвать интерес к изучаемому предмету раздел курса общей физики «Квантовая физика» по возможности необходимо дополнить историческими сведениями. В настоящей работе основное внимание было уделено таким темам, как модели строения атома, физика атомного ядра, элементарные частицы.
Доказана потребность формирования понятия об элементарных частицах в основной школе о строении атомного ядра как составляющую часть современной физической картины мира на основе анализа психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы. В настоящее время физика элементарных частиц дает более точное представление современной физической картины мира, следовательно, для изучения элементов этой картины необходимо в первую очередь сформировать понятие об элементарных частицах уже в основной школе. Возможность формирования абстрактных понятий в основной школе, в частности понятия об элементарных частицах, определяется выводами теории развивающего обучения. Сложившаяся в конце XX века тенденция к завершению курса физики основной школы требует разработки методики формирования понятий квантовой, атомной, ядерной физики и физики высоких энергий, в частности, понятия об элементарных частицах.
Определены и обоснованы теоретические положения методической системы формирования понятия об элементарных частицах в основной школе, целью которой является формирование представлений о современной физической картине мира и методах познания природы. Понятие об элементарных частицах и строение атомного ядра являются компонентом современной физической картины мира, раскрывающим идеи единства природы и неисчерпаемости ее познания. Учебный материал, изучаемый в средней школе по теме элементарные частицы не выделяется в специальный раздел, ознакомление со свойствами частиц, историей их открытия, методами исследования и регистрации происходит поэтапно: пропедевтический — 5-6 классы, основная школа - 7, 8, 9 классы. Ведущими методами обучения являются, проблемное изложение материала, исследовательский, практический эксперимент на уроках , лабораторные работы, решение задач, тесты, моделирование атомов и ядер. Принцип выбора средств обучения определяется отбором учебного материала. Наиболее эффективными являются средства обучения, основанные на информационно - коммуникационных технологиях.
Изучена литература по методике преподавания данного раздела и составлена технологическая карта урока по теме «Строение атомного ядра», составлено внеклассное мероприятие по физике для 8 класса «Своя игра» на тему «Строение атома». Рассмотрели основные термины, характеристики атомного ядра.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.М.: Просвещение, 1989 - 558 с.
2. Бояркин О. М. Введение в физику элементарных частиц; КомКнига - М., 2016. - 264 с.
3. Бурменская Г. В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010¬159с.
4. Бунаков В. Е., Краснов Л. В. Нейронная физика. Учебное пособие; Издательство Санкт-Петербургского университета - М., 2015. - 200 с.
5. Васильев С. С., Романовский Е. А., Юрьев Б. А. Ядерные реакции при низких и средних энергиях; Просвещение - Л., 2014. - 168 с.
6. Вильф Ф. Ж. Еще раз о спине точечной частицы, формуле Эйнштейна и релятивистском уравнении Дирака; Едиториал УРСС - М., 2015. - 800 с.
7. Гинзбург В. Л., Левин Л. М., Рабинович М. С., Сивухин Д. В. Общий курс физики. Сборник задач. В 5 книгах. Книга 5. Атомная физика. Физика ядра и элементарных частиц. М.: Лань, 2006 - 184 с.
8. Гончарова Н. Г., Ишханова Б. С., Капитонов И. М. Частицы и атомные ядра. Задачи с решениями и комментариями; Физматлит - М., 2014. - 448 с.
9. Григорьев Ю. М., Кычкин И. С. Физика атома и атомных явлений;. М.: Физматлит, 2015 - 368 с.
10. Гуляев А. В., Красильников С. С., Попов А. М., Тихонов О. В., Харин В. Ю. Сто одиннадцать задач по атомной физике; Издательство МГУ - М., 2016. - 200 с.
11. Дудь Александр Петрович Лекция 7 Строение Атома и Элементарные Частицы; Гостехиздат - Москва, 2014. - 895 с.
12. Ишмухаметова К.В., История развития представлений о строении атома и атомного ядра в школьном курсе физики; Елабуга, Е(И)КФУ, 2017.- 47с.
13. Ишмухаметова К.В., История развития представлений об элементарных частицах в школьном курсе физики; Елабуга, Е(И)КФУ,2017.- 34с.
14. Калашников Н. П., Кожевников Н. М., Котырло Т. В., Спирин Г. Г. Практикум по решению задач по общему курсу физики. Основы квантовой физики. Строение вещества. Атомная и ядерная физика. Учебное пособие. М.: Лань , 2014 - 240 с.
15. Каменецкий С. Е, Пурышева Н.С. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учебное пособие для студ. пед. Вузов; М.: Академия, 2000-384 с.
16. Лаптева Н.Н., Исторический аспект в курсе физики; г. Мурома, 2008 - 21 с.
17. Рау В.Г. Основы теоретической физики. Физика атомного ядра иэлементарных частиц. М.: Высшая школа, 2005-141 с.
18. Ремизов А.Н. Курс физики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по естественнонаучным направлениям; М.: Дрофа, 2004 - 720 с.
19. Сабирова Ф.М. Лекции по курсу общей физики. Квантовая физика.Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета педвуза. Елабуга: изд-во Елабуж¬ского пед. ун-та, 2004- 75 с.
20. Сивухин Д.В. Общий курс физики.М.: Физматлит, 2006- 784с.
21. Н. К. Ханнанов. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы. М.: Эксмо, 2008 - 652 с.
22. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования.
23. Фриш С. Э., Тиморева А. В. Курс общей физики. В 3 томах. Том 3. Оптика. Атомная физика. М.:Лань , 2006 - 656c.
24. Сайт: «Открытый урок Первое сентября» URL:
http://открытыйурок.рф/статьи/596966/ (Дата обращения
30.03.2018).