ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ 9
1.1 Понятие и виды родительского отношения к детям 9
1.2 Особенности родительского отношения к детям в период
дошкольного возраста 17
1.3 Понятие, классификация и функции малодетной и многодетной семьи 24
Выводы по первой главе 37
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАЛОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 39
2.1 Организация и методики исследования родительского
отношения к детям дошкольного возраста в малодетных и многодетных семьях 39
2.2 Анализ и результаты исследования родительского отношения к
детям дошкольного возраста в малодетных и многодетных семьях 43
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, в частности, родительское отношение является одним из важнейших факторов, определяющих развитие ребенка, его самооценку и личностные качества. В этой связи изучение родительского отношения является актуальным.
Значимость изучения родительского отношения является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической работы с детьми. В исследованиях родительского отношения изучается тип внутрисемейных отношений, специфика общения, определяется степень влияния на те или иные показатели. Однако в большинстве проведенных исследований рассматриваются семьи с одним ребенком или двумя детьми, что связано с преобладающим числом таких семей в нашей стране.
В семейной структуре населения России преобладающим типом является нуклеарная семья, состоящая из супружеской пары с детьми. На сегодняшний день численность многодетных семей (число детей в семье 3 и более ребенка) в России составляет около 1 млн. домохозяйств, что среди всех семейных ячеек занимает незначительную долю - 2,5%, а среди семей с детьми (включая домохозяйства с одним родителем) - 5,8%. В этой численности преобладают многодетные семьи с тремя детьми - 77,1% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации, семьи с пятью и более детьми составляют 6,6% [8].
Поскольку данная тенденция была устойчивой на протяжении последних двух десятилетий, многодетные семьи практически не становились предметом научных исследований. Между тем данный тип семьи имеет ряд отличительных и неповторимых особенностей, которые не возможны в семьях с небольшим количеством детей. Многодетные семьи в силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи выделяются среди других категорий семей по всем социально-экономическим показателям. Таким образом, при актуальности и важности рассматриваемой проблемы, можно сказать о том, что изучена она недостаточно.
В современном обществе прослеживаются неблагоприятные тенденции родительского отношения, отмечаемые многими исследователями. Одним из проявлений кризиса семьи как социального института, сопровождающегося ростом числа разводов, уменьшением рождаемости и другими негативными проявлениями, является характерная для современных семей трансформация взаимоотношений между родителями и детьми в направлении углубления изоляции и увеличения дефицита общения членов семьи, главным образом, родителей и детей.
Учитывая актуальность кризиса развития семьи (агрессивность, разводы, нестабильность семейных ценностей и др.), важность всестороннего рассмотрения родительского отношения для решения задач прикладной психологии, разработки мер по профилактике и решения проблем личностного становления детей, в рамках данной работы было проведено исследование.
Проблема исследования заключается в том, что как в малодетной, так и в многодетная семье возникают особые, специфические психологические обстоятельства, влияющие на развитие психики детей, становление их индивидуальности, и на сегодняшний день, недостаточно изученными являются вопросы влияния родительского отношения, как мамы, так и папы, на психическое развитие ребенка в малодетной и многодетной семье. Таким образом, обнаруживаются противоречия между большим количеством психолого-педагогических исследований и рекомендаций по воспитанию детей в семье, где исследуются родительско-детские отношения в малодетных семьях, с одной стороны, и проявлением специфики родительского отношения в данных видах семей.
Сложившаяся в настоящее время ситуация семейного воспитания в стране требует, с одной стороны, внимательного изучения родительского отношения к детям дошкольного возраста, его значения в системе жизненных ориентаций современных родителей, а с другой - выявления возможностей и условий психолого-педагогического сопровождения родительского отношения в целях благополучного развития психики детей, становления их индивидуальности.
Важна эта тема становится и в связи с изменениями в обществе и дошкольном образовании, введением новых федеральных государственных требований. Современное общество требует воспитания самостоятельных активных, инициативных детей. Социальная активность дошкольника начинает активно формироваться в дошкольном возрасте и подразумевает способность ребенка включаться в специфическую деятельность по решению общественных задач, получению результатов, значимых для других и для ребенка в плане становления социально значимых черт личности: исполнительность, инициативность,
ответственность и самостоятельность, активность, творческий подход к решению вопросов и возникающих трудностей.
Целью исследования является выявление особенностей родительского отношения к детям дошкольного возраста у многодетных родителей (имеющих 3-х и более детей) в сопоставлении с малодетными (имеющих 2 детей).
Для достижения поставленной цели в работе были определены и решены следующие задачи:
1 Изучить понятие и виды родительского отношения.
2 Определить особенности родительского отношения к детям
дошкольного возраста.
3 Рассмотреть характеристики малодетной и многодетной семьи.
4 Дать описание организации и методике исследования родительского отношения к детям дошкольного возраста в малодетных и многодетных семьях.
5 Провести анализ и представить результаты исследования родительского отношения к детям дошкольного возраста в малодетных и многодетных семьях.
Объект исследования: отношение родителей к ребенку дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста в малодетных и многодетных семьях.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме, общенаучные методы анализа, синтеза и обобщения, эмпирические методы: методика исследования: тест-опросник родительского отношения (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (автор Е.И. Захарова), критерий Стьюдента.
Базой исследования выступили родители (матери и отцы), имеющие в семье от 2 и более детей дошкольного возраста, проживающих в г.Набережные Челны. Из них 30 человек (15 пар) являются родителями в малодетных семьях (2 ребенка), и 30 человек (15 пар) являются родителями в многодетных семьях (3 и более детей). Критерии подбора исследуемых родителей в обе группы (1 - малодетная семья, 2 - многодетная семья) - полная семья, первый брак, все дети от этого брака, от 2 детей дошкольного возраста. Матери и отцы выделены в отдельные подгруппы.
Гипотеза исследования: отношение родителей к ребенку дошкольного возраста имеет особенности, которые взаимосвязаны с показателем детности семьи (количеством детей).
Методологической базой исследования являются труды зарубежных и российских исследователей, таких как: К.Н. Белогай, А.Я. Варга, В.Н. Мясищев, Р.В. Овчарова и др. В них рассматриваются родительские установки и стили семейного воспитания, факторы родительского отношения и т.д.
В частности, концепция отношений В.Н. Мясищева позволила рассмотреть родительское отношение как сознательную, избирательную в эмоционально-оценочном смысле, основанную на опыте психологическую связь родителя с ребенком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях родителя. Структурный подход к описанию родительского отношения представлен в трудах А.Я. Варга, Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой и др. Их исследования позволяют охарактеризовать структуру родительского отношения личности и выявлению факторов, на него влияющих.
В психологии и педагогике представлена обширная литература, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей. Однако в большинстве исследований рассматриваются семьи с одним или двумя детьми, многодетные семьи практически не становились предметом научных исследований. На сегодняшний день родительское отношение к ребенку дошкольного возраста в многодетной семье является недостаточно изученным. В научных исследованиях последнего десятилетия рассматривались внутрисемейные отношения вне связи с определенным типом семьи (Л.Л. Баландина, Е.М. Ижванова и др. ). В рамках исследований родительского отношения в основном изучались материнские позиции и установки по отношению к детям (О.А. Бенькова, Т.Ф. Герасимова, Е.И. Захарова и др.). Научных работ с комплексными исследованиями, направленными на изучение отношения родителей (матерей и отцов) к детям дошкольного возраста, не проводилось.
Научная новизна работы заключается в изучении феномена родительского отношения к детям дошкольного возраста в зависимости от детности семьи. На основе структуры родительского отношения определены и эмпирически подтверждены особенности отношения матери и отца к детям дошкольного возраста в многодетной семье в отличии от малодетной.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, полученные результаты можно рекомендовать для написания методических пособий по профилактике и психологической коррекции родительского отношения к детям дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических подходов к характеристике малодетной и многодетной семьи. Выводы и результаты работы могут использоваться специалистами в целях консультаций и разработки практических работ по теме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические положения родительского отношения к детям: определяется его понятие и виды, рассматриваются особенности родительского отношения к детям в период дошкольного возраста, что позволяет описать предмет исследования. Также даются определения малодетной и многодетной семьи, приводится классификация и функция семьи. Это позволяет выявить различия и особенности различных видов семьи.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование родительского отношения к детям дошкольного возраста в малодетных и многодетных семьях. Приводится описание организации и методики исследования, данные анализа и его результаты.
В заключении представлены основные выводы по работе, подтверждение гипотезы исследования и заключительные положения
Семья и отношения, которые в ней складываются, всегда являются предметом пристального изучения, поскольку она является первым и наиболее влиятельным институтом воспитания детей. До настоящего времени большинство исследований родительского отношения к детям проводилось в выборке традиционного для нашей страны типа семьи - нуклеарной семье. Семья многодетная имеет свои особенности и, в том числе, в психологической обстановке и отношениях. Родители в многодетных семьях испытывают большую нагрузку по воспитанию детей, что влияет на формирование их отношения к детям.
В настоящей работе была выдвинута гипотеза о том, что отношение родителей к ребенку дошкольного возраста имеет особенности, которые взаимосвязаны с показателем детности семьи (количеством детей).
Рассматривая теоретические аспекты родительского отношения было определено, что в современной науке родительское отношение рассматривается как сложное многоаспектное явление, оно не полностью изучено на данное время, и единого понятия, которое характеризует родительское отношение в полном объеме, сегодня не представлено.
Анализ теоретического материала позволил определить, что родительское отношение - это совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Родительское отношение важно для ребенка, это важнейший из факторов, который оказывает влияние на психологическое состояние ребенка, его интеллектуальное, личностное и социальное развитие.
Необходимо отметить, что в построении детско-родительского взаимодействия активной стороной являются родители. Они целенаправленно организуют взаимодействие с ребенком, направляют его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия, и, в результате, формируется определенный стиль воспитательного воздействия на ребенка. Так, в родительских отношениях условно выделяются типы и характеристики. Анализ подходов к классификации родительского отношения показал, что многие авторы в основу описания типов родительского отношения закладывают степень выраженности эмоциональной стороны общения.
Выделяют четыре основных типа воспитания, которым характерны определенные позиции по воздействию на ребенка. Для ребенка дошкольного возраста наилучшим стилем является тот, где родитель ориентируется, прежде всего, на состояние ребенка. При этом степень ориентации и учета на состояние ребенка является показателем ценностного отношения родителя к ребенку.
Результаты проведенного в работе эмпирического исследования позволяют сделать вывод, что родители в малодетной и многодетной семье имеют различия по ряду характеристик их отношения к детям. Результаты диагностики параметров родительского отношения в выборках малодетных и многодетных семей показали следующие особенности:
1 родительское отношение в малодетной семье характеризуется:
- стремлением к симбиотическим отношениям с детьми: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни;
- большей требовательностью от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, навязыванием ребенку во всем своей воли, не в принимая его точки зрения; родители пристально следят за социальными достижениями детей, их индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами;
- большей верой в удачу своих детей;
- стремлением к телесному контакту с детьми как возможность продемонстрировать ребенку готовность быть рядом, разделить трудности, оказать эмоциональную поддержку.
- более высоким уровнем умения воздействовать на эмоциональное состояние ребенка;
- более критичным к себе отношением как к родителю в сравнении с родителями многодетных семей.
2 родительское отношение в многодетной семье характеризуется:
- искренним интересом к тому, что интересует детей, поощрением самостоятельности и инициативы детей;
- более развитой такой формой сотрудничества, как кооперация, т.е. наблюдаются такие качества, как: дружелюбие, взаимопомощь, поддержка, понимание, забота к ближнему, терпеливость, толерантность;
- более выраженной межличностной дистанцией в общении с детьми, существенно более слабым стремлением к единению, к контактности со своими детьми;
- более низким уровнем контроля над действиями детей;
- более высокими показателями по эмоциональному отношению к детям и эмпатии;
- более высокими показателями по безусловному восприятию детей;
- большей ориентацией на состояние ребенка при построении взаимодействия.
В целом, можно заключить, что родители в многодетной семье имеют большее эмоциональное восприятие детей и в большей мере ориентируются на его состояние при построении взаимодействия, а родители в малодетной семье имеют стремление к телесному контакту, критичны к себе и более способны воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.
Таким образом, в ходе исследования, выдвинутая нами гипотеза, нашла свое подтверждение.
1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / Е.Е. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 286 с.
2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебник / А.И. Антонов. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2018. - 368 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология
человеческой судьбы / Э. Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. - М.: Эксмо, 2017. - 566 с.
4. Векилова, С.А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.А. Векилова. - М.: Юрайт, 2018. - 308 с.
5. Герасимова, Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя / Т.Ф. Герасимова // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2010. - № 1.- С. 54-56.
6. Горшкова, В.В. Современное семьеведение: учеб. пособие / В.В. Горшкова, О.В. Афанасьева. - СПб.: СПБГУП, 2012. - 220 с.
7. Горячев, А.П. Проблемы семейных отношений / А.П. Горячев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 124 с.
8. Дерюгина, М.В. Специализированный семантический
дифференциал для оценки детско-родительских отношений / М.В. Дерюгина // Психология. - 2013. - №2 (22). - С. 60-70.
9. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты / [сост. Т.Г. Макеева]. - 2-е изд., стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 125 с.
10. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
11. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата / О. Ю. Ермолаев- Томин. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 235 с.
12. Захарова, Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства / Е.И. Захарова // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14). - С. 97-101.
13. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник и практикум для СПО / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 219 с.
14. Ижванова, Е.М. Проблемы детско-родительских отношений / Е.М. Ижванова. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 164 с.
15. Иневаткина, С.Е. Детско-родительские отношения - основной фактора развития ребенка / С.Е. Иневаткина, Э.К. Ботова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - №1. - С.53-56.
16. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум / О.Н. Истратова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 316 с.
17. Калина, О.Г. Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. - М: Форум, 2016. - 112 с.
18. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект / О.А. Карабанова // Современная зарубежная психология. - 2017. - Том 6. - № 2. - С. 15-26.
19. Кириллова, Д.П. Детско-родительские отношения как предмет социально-педагогической деятельности / Д.П. Кириллова // Профессиональная социальная работа сегодня: результаты и перспективы: сборник научно-практических статей аспирантов // Под. ред. А.К. Быкова, Н.В. Лебедевой. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2016. - 152 с.
20. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи: учебник для академического бакалавриата / Г.И. Колесникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 397 с.
21. Лидерс, А. Психологическое обследование семьи / А. Лидерс. - М.: Академия, 2010. - 432 с.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
23. Морозова, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра / В.И. Морозова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 3. - С. 38-46.
24. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.С. Мухина. - 15-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 656 с.
25. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные
психологические труды / В.Н. Мясищев. - Воронеж: НПО «Модек», 2011.- 400 с.
26. Николаева, Е.И. Психология семьи: учебник для студентов вузов по направлению «Педагогическое образование» / Е.И. Николаева. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2017. - 366 с.
27. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Ин-ститута Психотерапии, 2013. - 319 с.
28. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.Н. Посысоева.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 327 с.
29. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / О.Г. Прохорова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 224 с.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практ. Пособие / Е.И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 412 с.
31. Родители и дети. Психология взаимоотношений / под ред. Е.О. Смирновой, Е.А. Савиной. - М.: ЛитРес, 2010. - 250 с.
32. Рубченко, А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко // Психолог в детском саду. - 2010. - №4. - С. 98-114.
33. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / под ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 379 с.
34. Синягина, Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н.Ю. Синягина. - СПб.: КАРО, 2012. - 207 с.
35. Смирнова, Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 3-14.
36. Соколова, Е.Т. Психотерапия: теория и практика / Е.Т. Соколова. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
37. Соловьева, Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие для вузов / Е.А. Соловьева. - М.: Юрайт, 2018. - 255 с.
38. Спиваковская, А.С. Клиническая психология. Программы / Ред. Е.Ю. Балашова, А.Ш. Тхостов. - М.: Акрополь, 2013. - С. 395-399.
39. Суслова, Т.Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2018. - 343 с.
40. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.
41. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. - М.: Хранитель, 2010. - 544 с.
42. Холостова, Е.И. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России: Монография / Е.И. Холостова, Т.В. Шинина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 342 с.
43. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. Эмпирические исследования: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.Б. Шнейдер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 317 с.
44. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2011.
- 256 с.
45. Якимова, Т.В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.В. Якимова. - М.: Юрайт, 2018. - 345 с
46. Указ Президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 (ред. от 25.02.2003) - Электронный ресурс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2116/(дата обращения: 12.01.2018).
47. Баландина, Л.Л. Особенности взаимоотношений с сиблингами и
сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей / Л.Л. Баландина, Е.А. Силина // Психологические исследования. - 2010. - № 14 (12). - Электронный ресурс. -
URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/344-balandina-silina12.html(дата обращения: 17.01.2018).
48. Бенькова, О.А. Отношения родителей и детей в многодетных
семьях / О.А. Бенькова. - [Электронный ресурс] - URL:
http://sch1874.ru/index/otnoshenija_roditelej_i_detej_v_mnogodetnykh_semjak h/0-773 (дата обращения: 23.01.2018).
49. Всероссийская перепись населения 2010. - Электронный ресурс.
- URL:
http: //www.gks .ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612. (дата обращения: 10.01.2018).
50. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /
П.Ф. Лесгафт. - [Электронный ресурс]. - URL: http://royallib.com/book/lesgaft_pyotr/semeynoe_vospitanie_rebenka_i_ego_zn achenie.html (дата обращения: 12.01.2018).