Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с задержкой психического развития с разным уровнем прогнозирования

Работа №44126

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
381
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы прогностической деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития.. .7
1. 1. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего возраста с задержкой психического развития 7
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения
дошкольников с задержкой психического развития 13
1.3. Антиципация и способность к прогнозированию дошкольников с
задержкой психического развития 18
Выводы по главе I 22
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня прогнозирования и особенностей поведения у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Исследование уровня развития эмоциональной сферы и поведения
у старших дошкольников с задержкой психического развития 28
2.3. Выявление способности к прогнозированию у старших
дошкольников с задержкой психического
развития 31
2.4. Взаимосвязь уровня прогнозирования и особенностей поведения у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по главе II 38
Глава III. Программа коррекции поведения дошкольников с задержкой психического развития 39
3.1. Цели, задачи и планируемые результаты применения программы.39
3.2. Содержание воспитательно-образовательной работы 41
Выводы по главе III 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения


В настоящее время неуклонно растет число детей, страдающих задержкой психического развития - нестойким снижением темпа и уровня развития психических процессов. Все чаще педагоги начальной школы сталкиваются с эмоциональной и интеллектуальной неподготовленностью детей к школьному обучению. Проблеме изучения и коррекции задержки психического развития посвящено множество научных трудов. Изучались закономерности развития таких детей, методы их обучения и воспитания. Несмотря на богатый опыт исследований в данной области, проблема выявления и коррекции задержки психического развития различного генеза изучена не полностью, и в науке появляются все новые предметы для изучения. В последние годы особое внимание ученых привлекает антиципационная состоятельность детей данной группы.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание) - способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным прогнозировании в отношении ожидаемых событий [35].
Феномен антиципации стал широко изучаться в 50х годах ХХ века. Основоположниками в этом направлении стали Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Е.А. Сергиенко и др. Их научные публикации посвящены рассмотрению механизмов антиципации, установлению связи между антиципацией и деятельностью и мышлением человека [24].
Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них [5]. Согласно данной концепции, индивид, который обладает более совершенной способностью к прогнозированию событий, имеет меньше тревожных, невротических проявлений в поведении [30].
Изучением антиципационной состоятельности в условиях аномального развития занимались В.Д. Менделевич, Л.Ф. Чупров, А.И. Ахметзянова. Было установлено, что отклонения в психофизическом развитии напрямую влияют на способность индивида к прогнозированию, предвосхищению событий [30]. В основу данного утверждения легла концепция Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики, которая подразумевает, что мышление, как и другие высшие психические функции, развивается в ходе усвоения и присвоения социально-исторического опыта, а так же опосредованно через речь и знаковые системы.
В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития т.к. формирование прогностических компетенций может рассматриваться как способ развития их интеллектуальных возможностей.
Задержка психического развития означает замедленный темп формирования всех высших психических функций, в том числе и мышления. Таким образом, появляется необходимость более детального изучения феномена прогностической компетенции у данной категории детей.
Цель исследования: Выявить эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с задержкой психического развития, в зависимости от уровня прогнозирования.
Объект исследования - эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с ЗПР с разным уровнем прогнозирования.
Гипотеза исследования - существует прямая взаимосвязь между антиципационными способностями и эмоциональным состоянием у детей с задержкой психического развития: чем больше эмоционально-поведенческих проблем испытывают дети данной группы, тем ниже их способность к прогнозированию ситуаций будущего.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме поведения и развития механизмов антиципации в дошкольном возрасте;
2) Подобрать и модифицировать методики диагностики уровня прогнозирования и выявления эмоционального неблагополучия у детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями;
3) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи антиципационных способностей и эмоционально-поведенческих проблем детей данной категории нарушения;
4) Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление поведенческих проблем и формирование прогнозирования у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого
педагогической литературы; практические: анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент с применением методик: шкала
эмоционального неблагополучия А.М. Kазьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой; методики «Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобеда, наблюдение, методы количественной и качественной обработки информации, статистический анализ (ранговый коэффициент корреляции Спирмена).
Теоретико-методологической базой исследования явились положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, который свойственен всем психическим функциям человека, и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; концепция неврозогенеза В.Д. Менделевича.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми с задержкой психического развития при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы;
Апробация: результаты исследования обобщены и представлены в виде статьи «Взаимосвязь эмоционально-поведенческих проблем и уровня прогнозирования у детей с задержкой психического развития»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети с задержкой психического развития обнаруживают нарушения в формировании всех сторон психики. Выделяется 4 формы ЗПР, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. Одним из наиболее важных направлений в коррекции развития детей с ЗПР является развитие эмоционально-волевой сферы и поведения. Детям данной группы свойственно проявлять дезадаптивное поведение, что является следствием присущего им психологического инфантилизма. Дети не способны к выстраиванию эффективных взаимоотношений со сверстниками, склонны проявлять агрессию, либо наоборот, стремятся к одиночеству, испытывают тревогу, страхи, фобии. Все вышеописанные особенности затрудняют социализацию детей, соответственно, препятствуют их полноценному всестороннему развитию.
В ходе проведения экспериментального исследования было выявлено, что всем детям, принимавшим участие в диагностике, свойственны те или иные поведенческие проблемы. Большинство детей группы обнаруживают гиперактивность и расторможенность, что обусловлено особенностями задержки развития произвольного внимания и регуляции поведения. Многие дети испытывают тревожность, страхи, фобии. Это объясняется с одной стороны стилем воспитания, с другой - проявлением психологического инфантилизма и невроза.
Выдвинув гипотезу о том, что между эмоционально-поведенческими проблемами детей с задержкой психического развития и уровнем развития прогностических способностей существует прямая взаимосвязь, мы провели исследование антиципационной функции с помощью методики «Угадайка». Ее результаты наглядно демонстрируют корреляцию между этими двумя параметрами. Детям с выраженными отклонениями в эмоциональном благополучии свойственна низкая скорость прогнозирования, что выражается
в большом количестве ошибочных предсказаний, появлении «ошибок отвлечения», и невыстраивании логической последовательности символов.
На основе данных проведенного исследования нами была составлена программа, которая направлена на коррекцию дезадаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Она составлена с учетом ведущего дефекта, с опорой на индивидуальные особенности детей исследованной группы, имеет гибкую структуру, позволяющую педагогам реализовывать ее в принципе вариантивности.
В ходе освоения программы дети научатся различать эмоции, понимать эмоциональное состояние близких, эффективно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, выражать эмоции, преодолевать страхи, выражать тревогу в творческой деятельности. Мы предполагаем, что в случае применения данной программы у детей с задержкой психического развития улучшится так же способность к осуществлению прогноза ситуаций будущего, вследствие снижения общей тревожности.
Статистически значимость исследования была проверена методом ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета показали, что полученный коэффициент находится в зоне значимости, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что между поведенческими проблемами детей с задержкой психического развития и уровнем развития у них прогнозирования существует прямая взаимосвязь. Таким образом, гипотеза была подтверждена, цель исследования достигнута.



1. Андреенко, Т. А., Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников [Текст]: монография / Т. А Андреенко., О. В Алекинова. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс». -2014. - 96 с
2. Анохина, И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ [Текст] / И.А. Анохина // Начальная школа. -
2013. - № 6. - С.3
3. Астапов В.М. Исследование особенностей прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / В.М. Астапов // Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии.- М.: Международ. пед. Академия, 1994.- С.152 -163.
4. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.,
2011. - 256 с.
5. Ахметзянова А.И. Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция казанской школы) [Текст] / А.И. Ахметзянова // Практическая медицина. - 2015. - №5 (90). -
С. 42-45.
6. Ахметзянова А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] / А.И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки. - №3. - 2015. - С. 233249.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Блинова. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
9. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие /Н.Ю. Борякова. - М.: Астрель, 2008 - 113 с.
10. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико
психологический анализ) [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979.230 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - 361. - (Собр. соч.: В 6 т. Т.2)
12. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977.- 391 с
13. Граница А.С. Особенности взаимосвязей антиципационной состоятельности, тревожности и агрессии у больных с невротическими расстройствами [Текст] / А.С. Граница // Практическая медицина. - 2014. - №2 (78). - С.67-69
14. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: пособие для практических работников ДОУ /Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с
15. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т.А. Власовой. М., 1984.
16. Иванова Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2011. - 112 с.
17. Исаев А.В. Теоретичекие подходы антиципации в психологии и физиологии человека [Текст] / А.В. Исаев // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6 (49). - С. 247- 249.
18. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 208 с.
19. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Ю. А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. - 432с.
20. Кузнецова, Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность: материалы междунар, науч. конференции, посвящ. проблемам и перспективам развития образования [Текст]. - Пермь / Т. Д. Кузнецова // Молодой ученый. - 2013.
- Т. 1. - С. 77-80.
21. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с. - Рез.: англ. - Библиогр.: С. 191-194.
22. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 232с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев.
- М.: Прогресс, 1975. - 340 с.
24. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности [Текст]
- М.: Наука, 1980. - 280 с.
25. Ломов Б.Ф. Память и антиципация [Текст] / Б.Ф. Ломов // Исследования памяти / Отв. Ред. Н.Н. Корж; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука,
1990. - С. 45 - 53.
26. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
27. Майер И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.П. Майер //Психолог в детском саду.-2012. - № 1.- Обнинск. -
С. 65-69.
28. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: монография . - СПб.; "Речь", 2004. - 400 с.
51
29. Менделевич В.Д. Невротические мнестические феномены в структуре антиципационных механизмов неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич,
B. Т. Плещинская // Российский психиатрический журнал. - 2000.- № 1. -
C. 18 - 21.
30. Менделевич В.Д. Антиципационная концепция неврозогенеза [Текст] /
В.Д. Менделевич // Неврозология и психосоматическая медицина. - 2002. - С.45-98.
31. Менделевич В.Д. Антиципационный механизм неврозогенеза [Текст]
В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2009. -№ 4. - С. 107-114.
32. Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / В.Д. Менделевич, Н.П. Ничипоренко // Психологический журнал. - 2010. - №5. - С. 50-59.
33. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
34. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие. - Абакан, АГПИ, 1990. - 68 с.
35. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст] / Е.А. Сергиенко. - М.: Наука, 1992.- 138 с.
36. Солобутина М.М., Изучение влияния антиципационных способностей на речевое прогнозирование [Текст] / М.М. Солобутина, А.В. Фролова // Вестник ТГГПУ. - 2010. - №1 (18). - С. 1-5.
37. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. - М.: Академия, 2011. - 312 с
38. Степанова А.А. Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида
[Текст] / А.А. Степанова // Специальное образование: материалы XI международной научной конференции. - 2015. - С: 246-250.
39. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2014. - 68 с.
40. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст] / И.А. Фурманов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 211

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ