Эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с задержкой психического развития с разным уровнем прогнозирования
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы прогностической деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития.. .7
1. 1. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего возраста с задержкой психического развития 7
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения
дошкольников с задержкой психического развития 13
1.3. Антиципация и способность к прогнозированию дошкольников с
задержкой психического развития 18
Выводы по главе I 22
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня прогнозирования и особенностей поведения у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Исследование уровня развития эмоциональной сферы и поведения
у старших дошкольников с задержкой психического развития 28
2.3. Выявление способности к прогнозированию у старших
дошкольников с задержкой психического
развития 31
2.4. Взаимосвязь уровня прогнозирования и особенностей поведения у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по главе II 38
Глава III. Программа коррекции поведения дошкольников с задержкой психического развития 39
3.1. Цели, задачи и планируемые результаты применения программы.39
3.2. Содержание воспитательно-образовательной работы 41
Выводы по главе III 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы прогностической деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития.. .7
1. 1. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего возраста с задержкой психического развития 7
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения
дошкольников с задержкой психического развития 13
1.3. Антиципация и способность к прогнозированию дошкольников с
задержкой психического развития 18
Выводы по главе I 22
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня прогнозирования и особенностей поведения у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Исследование уровня развития эмоциональной сферы и поведения
у старших дошкольников с задержкой психического развития 28
2.3. Выявление способности к прогнозированию у старших
дошкольников с задержкой психического
развития 31
2.4. Взаимосвязь уровня прогнозирования и особенностей поведения у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по главе II 38
Глава III. Программа коррекции поведения дошкольников с задержкой психического развития 39
3.1. Цели, задачи и планируемые результаты применения программы.39
3.2. Содержание воспитательно-образовательной работы 41
Выводы по главе III 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
В настоящее время неуклонно растет число детей, страдающих задержкой психического развития - нестойким снижением темпа и уровня развития психических процессов. Все чаще педагоги начальной школы сталкиваются с эмоциональной и интеллектуальной неподготовленностью детей к школьному обучению. Проблеме изучения и коррекции задержки психического развития посвящено множество научных трудов. Изучались закономерности развития таких детей, методы их обучения и воспитания. Несмотря на богатый опыт исследований в данной области, проблема выявления и коррекции задержки психического развития различного генеза изучена не полностью, и в науке появляются все новые предметы для изучения. В последние годы особое внимание ученых привлекает антиципационная состоятельность детей данной группы.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание) - способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным прогнозировании в отношении ожидаемых событий [35].
Феномен антиципации стал широко изучаться в 50х годах ХХ века. Основоположниками в этом направлении стали Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Е.А. Сергиенко и др. Их научные публикации посвящены рассмотрению механизмов антиципации, установлению связи между антиципацией и деятельностью и мышлением человека [24].
Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них [5]. Согласно данной концепции, индивид, который обладает более совершенной способностью к прогнозированию событий, имеет меньше тревожных, невротических проявлений в поведении [30].
Изучением антиципационной состоятельности в условиях аномального развития занимались В.Д. Менделевич, Л.Ф. Чупров, А.И. Ахметзянова. Было установлено, что отклонения в психофизическом развитии напрямую влияют на способность индивида к прогнозированию, предвосхищению событий [30]. В основу данного утверждения легла концепция Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики, которая подразумевает, что мышление, как и другие высшие психические функции, развивается в ходе усвоения и присвоения социально-исторического опыта, а так же опосредованно через речь и знаковые системы.
В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития т.к. формирование прогностических компетенций может рассматриваться как способ развития их интеллектуальных возможностей.
Задержка психического развития означает замедленный темп формирования всех высших психических функций, в том числе и мышления. Таким образом, появляется необходимость более детального изучения феномена прогностической компетенции у данной категории детей.
Цель исследования: Выявить эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с задержкой психического развития, в зависимости от уровня прогнозирования.
Объект исследования - эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с ЗПР с разным уровнем прогнозирования.
Гипотеза исследования - существует прямая взаимосвязь между антиципационными способностями и эмоциональным состоянием у детей с задержкой психического развития: чем больше эмоционально-поведенческих проблем испытывают дети данной группы, тем ниже их способность к прогнозированию ситуаций будущего.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме поведения и развития механизмов антиципации в дошкольном возрасте;
2) Подобрать и модифицировать методики диагностики уровня прогнозирования и выявления эмоционального неблагополучия у детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями;
3) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи антиципационных способностей и эмоционально-поведенческих проблем детей данной категории нарушения;
4) Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление поведенческих проблем и формирование прогнозирования у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого
педагогической литературы; практические: анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент с применением методик: шкала
эмоционального неблагополучия А.М. Kазьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой; методики «Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобеда, наблюдение, методы количественной и качественной обработки информации, статистический анализ (ранговый коэффициент корреляции Спирмена).
Теоретико-методологической базой исследования явились положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, который свойственен всем психическим функциям человека, и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; концепция неврозогенеза В.Д. Менделевича.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми с задержкой психического развития при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы;
Апробация: результаты исследования обобщены и представлены в виде статьи «Взаимосвязь эмоционально-поведенческих проблем и уровня прогнозирования у детей с задержкой психического развития»
Антиципация (предвосхищение, предугадывание) - способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным прогнозировании в отношении ожидаемых событий [35].
Феномен антиципации стал широко изучаться в 50х годах ХХ века. Основоположниками в этом направлении стали Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Е.А. Сергиенко и др. Их научные публикации посвящены рассмотрению механизмов антиципации, установлению связи между антиципацией и деятельностью и мышлением человека [24].
Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них [5]. Согласно данной концепции, индивид, который обладает более совершенной способностью к прогнозированию событий, имеет меньше тревожных, невротических проявлений в поведении [30].
Изучением антиципационной состоятельности в условиях аномального развития занимались В.Д. Менделевич, Л.Ф. Чупров, А.И. Ахметзянова. Было установлено, что отклонения в психофизическом развитии напрямую влияют на способность индивида к прогнозированию, предвосхищению событий [30]. В основу данного утверждения легла концепция Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики, которая подразумевает, что мышление, как и другие высшие психические функции, развивается в ходе усвоения и присвоения социально-исторического опыта, а так же опосредованно через речь и знаковые системы.
В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития т.к. формирование прогностических компетенций может рассматриваться как способ развития их интеллектуальных возможностей.
Задержка психического развития означает замедленный темп формирования всех высших психических функций, в том числе и мышления. Таким образом, появляется необходимость более детального изучения феномена прогностической компетенции у данной категории детей.
Цель исследования: Выявить эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с задержкой психического развития, в зависимости от уровня прогнозирования.
Объект исследования - эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с ЗПР с разным уровнем прогнозирования.
Гипотеза исследования - существует прямая взаимосвязь между антиципационными способностями и эмоциональным состоянием у детей с задержкой психического развития: чем больше эмоционально-поведенческих проблем испытывают дети данной группы, тем ниже их способность к прогнозированию ситуаций будущего.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме поведения и развития механизмов антиципации в дошкольном возрасте;
2) Подобрать и модифицировать методики диагностики уровня прогнозирования и выявления эмоционального неблагополучия у детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями;
3) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи антиципационных способностей и эмоционально-поведенческих проблем детей данной категории нарушения;
4) Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление поведенческих проблем и формирование прогнозирования у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого
педагогической литературы; практические: анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент с применением методик: шкала
эмоционального неблагополучия А.М. Kазьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой; методики «Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобеда, наблюдение, методы количественной и качественной обработки информации, статистический анализ (ранговый коэффициент корреляции Спирмена).
Теоретико-методологической базой исследования явились положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, который свойственен всем психическим функциям человека, и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; концепция неврозогенеза В.Д. Менделевича.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми с задержкой психического развития при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы;
Апробация: результаты исследования обобщены и представлены в виде статьи «Взаимосвязь эмоционально-поведенческих проблем и уровня прогнозирования у детей с задержкой психического развития»
Дети с задержкой психического развития обнаруживают нарушения в формировании всех сторон психики. Выделяется 4 формы ЗПР, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. Одним из наиболее важных направлений в коррекции развития детей с ЗПР является развитие эмоционально-волевой сферы и поведения. Детям данной группы свойственно проявлять дезадаптивное поведение, что является следствием присущего им психологического инфантилизма. Дети не способны к выстраиванию эффективных взаимоотношений со сверстниками, склонны проявлять агрессию, либо наоборот, стремятся к одиночеству, испытывают тревогу, страхи, фобии. Все вышеописанные особенности затрудняют социализацию детей, соответственно, препятствуют их полноценному всестороннему развитию.
В ходе проведения экспериментального исследования было выявлено, что всем детям, принимавшим участие в диагностике, свойственны те или иные поведенческие проблемы. Большинство детей группы обнаруживают гиперактивность и расторможенность, что обусловлено особенностями задержки развития произвольного внимания и регуляции поведения. Многие дети испытывают тревожность, страхи, фобии. Это объясняется с одной стороны стилем воспитания, с другой - проявлением психологического инфантилизма и невроза.
Выдвинув гипотезу о том, что между эмоционально-поведенческими проблемами детей с задержкой психического развития и уровнем развития прогностических способностей существует прямая взаимосвязь, мы провели исследование антиципационной функции с помощью методики «Угадайка». Ее результаты наглядно демонстрируют корреляцию между этими двумя параметрами. Детям с выраженными отклонениями в эмоциональном благополучии свойственна низкая скорость прогнозирования, что выражается
в большом количестве ошибочных предсказаний, появлении «ошибок отвлечения», и невыстраивании логической последовательности символов.
На основе данных проведенного исследования нами была составлена программа, которая направлена на коррекцию дезадаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Она составлена с учетом ведущего дефекта, с опорой на индивидуальные особенности детей исследованной группы, имеет гибкую структуру, позволяющую педагогам реализовывать ее в принципе вариантивности.
В ходе освоения программы дети научатся различать эмоции, понимать эмоциональное состояние близких, эффективно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, выражать эмоции, преодолевать страхи, выражать тревогу в творческой деятельности. Мы предполагаем, что в случае применения данной программы у детей с задержкой психического развития улучшится так же способность к осуществлению прогноза ситуаций будущего, вследствие снижения общей тревожности.
Статистически значимость исследования была проверена методом ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета показали, что полученный коэффициент находится в зоне значимости, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что между поведенческими проблемами детей с задержкой психического развития и уровнем развития у них прогнозирования существует прямая взаимосвязь. Таким образом, гипотеза была подтверждена, цель исследования достигнута.
В ходе проведения экспериментального исследования было выявлено, что всем детям, принимавшим участие в диагностике, свойственны те или иные поведенческие проблемы. Большинство детей группы обнаруживают гиперактивность и расторможенность, что обусловлено особенностями задержки развития произвольного внимания и регуляции поведения. Многие дети испытывают тревожность, страхи, фобии. Это объясняется с одной стороны стилем воспитания, с другой - проявлением психологического инфантилизма и невроза.
Выдвинув гипотезу о том, что между эмоционально-поведенческими проблемами детей с задержкой психического развития и уровнем развития прогностических способностей существует прямая взаимосвязь, мы провели исследование антиципационной функции с помощью методики «Угадайка». Ее результаты наглядно демонстрируют корреляцию между этими двумя параметрами. Детям с выраженными отклонениями в эмоциональном благополучии свойственна низкая скорость прогнозирования, что выражается
в большом количестве ошибочных предсказаний, появлении «ошибок отвлечения», и невыстраивании логической последовательности символов.
На основе данных проведенного исследования нами была составлена программа, которая направлена на коррекцию дезадаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Она составлена с учетом ведущего дефекта, с опорой на индивидуальные особенности детей исследованной группы, имеет гибкую структуру, позволяющую педагогам реализовывать ее в принципе вариантивности.
В ходе освоения программы дети научатся различать эмоции, понимать эмоциональное состояние близких, эффективно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, выражать эмоции, преодолевать страхи, выражать тревогу в творческой деятельности. Мы предполагаем, что в случае применения данной программы у детей с задержкой психического развития улучшится так же способность к осуществлению прогноза ситуаций будущего, вследствие снижения общей тревожности.
Статистически значимость исследования была проверена методом ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета показали, что полученный коэффициент находится в зоне значимости, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что между поведенческими проблемами детей с задержкой психического развития и уровнем развития у них прогнозирования существует прямая взаимосвязь. Таким образом, гипотеза была подтверждена, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОГНОЗИРОBAНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Эмоционально поведенческие проблемы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с разным уровнем прогнозирования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с
диагнозом сахарный диабет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



