ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ 6
1.1 Психолого-педагогические исследования формирования
элементарных математических представлений у детей пятого года жизни 6
1.2. Методы формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста 15
1.3. Дидактическая сказка и ее возможности в развитие элементарных
математических представлений детей 5 лет 21
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ 35
2.1. Выявление исходного уровня развития математических
представлений у детей 5 года жизни 36
2.2. Использование дидактических сказок в процессе формирования
элементарных математических представлений у детей 5 года жизни 52
2.3. Анализ результатов работы с детьми 5 года жизни по
формированию ФЭМП с использованием дидактических сказок 55
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ 6
1.1 Психолого-педагогические исследования формирования
элементарных математических представлений у детей пятого года жизни 6
1.2. Методы формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста 15
1.3. Дидактическая сказка и ее возможности в развитие элементарных
математических представлений детей 5 лет 21
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ 35
2.1. Выявление исходного уровня развития математических
представлений у детей 5 года жизни 36
2.2. Использование дидактических сказок в процессе формирования
элементарных математических представлений у детей 5 года жизни 52
2.3. Анализ результатов работы с детьми 5 года жизни по
формированию ФЭМП с использованием дидактических сказок 55
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов и детей.С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Дидактические сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, формируют умения импровизации.
Сюжет математической сказки разрешает объединить в самом ребенке сказку и проблемные условия, а жанр и волшебные персонажи притягивают воспитанников [36].
Присутствие сказочного героя на занятиях по формированию элементарных математических представлений придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить.
Возможно поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети очень любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
Распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, мы не только знакомим их с математикой, но и воспитываем доброту, любовь, взаимовыручку, доверие к миру. Развиваем умение преодолевать трудности, любознательность.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние дидактических сказок на развитие математических представлений у детей пятого года жизни.
Объект-процесс развития математических представлений посредством дидактических сказок как фактор.
Предмет - дидактические сказки при развитие элементарных математических представлений у детей пяти лет.
Гипотеза исследования: применение дидактических сказок способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу согласно данной проблеме.
2. Выявить и охарактеризовать влияние дидактических сказок на развитие элементарных математических представлений у детей пятого года жизни.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность развития математических представлений у детей пятого года жизни.
4. Подобрать ряд дидактических сказок для использования по развитию элементарных математических представлений.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
-наблюдение;
-беседа;
-экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
-математическая обработка данных.
Методологическая основа:
- идеи и возможности формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина и др.);
- возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста (В.В. Данилова, Л.И. Ермолаева, Е.А. Тарханова).
Практическая значимость состоит в том, что были подобраны дидактические сказки для занятий по математическому развитию дошкольников которые могут быть использованы в работе воспитателей и родителей с детьми. Нами был разработан план по использованию дидактических сказок который существенно поможет в развитие элементарных математических представлений у детей пятого года жизни.
База опытно-экспериментального исследования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» пос.Трудовой» Нижнекамский Муниципальный район (НМР) РТ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций и списка используемой литературы, приложение.
Сюжет математической сказки разрешает объединить в самом ребенке сказку и проблемные условия, а жанр и волшебные персонажи притягивают воспитанников [36].
Присутствие сказочного героя на занятиях по формированию элементарных математических представлений придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить.
Возможно поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети очень любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
Распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, мы не только знакомим их с математикой, но и воспитываем доброту, любовь, взаимовыручку, доверие к миру. Развиваем умение преодолевать трудности, любознательность.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние дидактических сказок на развитие математических представлений у детей пятого года жизни.
Объект-процесс развития математических представлений посредством дидактических сказок как фактор.
Предмет - дидактические сказки при развитие элементарных математических представлений у детей пяти лет.
Гипотеза исследования: применение дидактических сказок способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу согласно данной проблеме.
2. Выявить и охарактеризовать влияние дидактических сказок на развитие элементарных математических представлений у детей пятого года жизни.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность развития математических представлений у детей пятого года жизни.
4. Подобрать ряд дидактических сказок для использования по развитию элементарных математических представлений.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
-наблюдение;
-беседа;
-экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
-математическая обработка данных.
Методологическая основа:
- идеи и возможности формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина и др.);
- возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста (В.В. Данилова, Л.И. Ермолаева, Е.А. Тарханова).
Практическая значимость состоит в том, что были подобраны дидактические сказки для занятий по математическому развитию дошкольников которые могут быть использованы в работе воспитателей и родителей с детьми. Нами был разработан план по использованию дидактических сказок который существенно поможет в развитие элементарных математических представлений у детей пятого года жизни.
База опытно-экспериментального исследования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» пос.Трудовой» Нижнекамский Муниципальный район (НМР) РТ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций и списка используемой литературы, приложение.
Современная система образования пришла к выводу, что обучение математическим знаниям во многом зависит от того, насколько был интеллектуально развит ребёнок в дошкольном возрасте. Эффективность преподавания обусловливается соотношением методов и содержания в соответствии возрасту детей, когда ребёнок понимает материал своеобразный для детей 5 лет в наглядно - действенной форме, с опорой на игровые или практические действия. По этой причине дидактическая сказка считается незаменимым методом формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Чтобы организовать эффективно процесс изучения окружающего мира важное значение имеет формирование мыслительной деятельности, которая опирается на эмоционально - чувственную область мышления, что подразумевает применение методов и средств обучения максимально приближенных к использованию дидактичексих сказок - основной деятельности дошкольников, в том числе занимательных задач. Они помогают развивать творчество и самостоятельность мышления, рефлексию, а в итоге - развитию интеллектуальной готовности обучения в школе. Сказка в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она проходит через всю их жизнь, является источником информации, способом воспитания и обучения.
Главная отличительная особенность дидактической сказки в том, что задание дается в игровой форме, состоящая из воспитательного и познавательного содержания. Познавательное и воспитательное содержание создаются как цель, т. е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего воспитатель организует игру. Цель побуждает вопрос «Как это сделать?» Педагог организует и направляет, выступает в роли помощника в верном подборе, положительного влияния друг на друга. Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических сказок в целях воспитания умственной активности и самостоятельности. Так, отмечается, что дидактические сказки представляют собой действенное средство воспитания умственной активности у детей дошкольного возраста. Таким образом, в процессе дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии в этих навыков ребёнку помогают близкие людальной работы можно утверждать, что цель исследования достигнута, положения гипотезы доказаны.
Главная отличительная особенность дидактической сказки в том, что задание дается в игровой форме, состоящая из воспитательного и познавательного содержания. Познавательное и воспитательное содержание создаются как цель, т. е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего воспитатель организует игру. Цель побуждает вопрос «Как это сделать?» Педагог организует и направляет, выступает в роли помощника в верном подборе, положительного влияния друг на друга. Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических сказок в целях воспитания умственной активности и самостоятельности. Так, отмечается, что дидактические сказки представляют собой действенное средство воспитания умственной активности у детей дошкольного возраста. Таким образом, в процессе дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии в этих навыков ребёнку помогают близкие людальной работы можно утверждать, что цель исследования достигнута, положения гипотезы доказаны.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



