ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗОВАННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ГРУПП ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
|
Введение 3
Глава 1. Организованные вооруженные группы как участники вооруженного конфликта немеждународного характера 15
§ 1. Немеждународный вооруженный конфликт: понятие, виды, субъектный состав и источники правового регулирования 15
§ 2. Понятие организованных вооруженных групп и их виды 28
Глава 2. Применимость норм международного права прав человека и норм международного гуманитарного права о защите прав человека в отношении организованных вооруженных групп в ситуации немеждународного вооруженного конфликта 38
§1. Возложение обязательств по соблюдению прав человека на
организованные вооруженные группы: теоретические аспекты и проблемы 38
§2. Возложение обязательств по соблюдению прав человека на
организованные вооруженные группы: практические аспекты и проблемы 60
§3. Международно-правовые механизмы обеспечения соблюдения
организованными вооруженными группами обязательств по защите прав человека в ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера 68
Заключение 84
Список использованной литературы и источников 89
Глава 1. Организованные вооруженные группы как участники вооруженного конфликта немеждународного характера 15
§ 1. Немеждународный вооруженный конфликт: понятие, виды, субъектный состав и источники правового регулирования 15
§ 2. Понятие организованных вооруженных групп и их виды 28
Глава 2. Применимость норм международного права прав человека и норм международного гуманитарного права о защите прав человека в отношении организованных вооруженных групп в ситуации немеждународного вооруженного конфликта 38
§1. Возложение обязательств по соблюдению прав человека на
организованные вооруженные группы: теоретические аспекты и проблемы 38
§2. Возложение обязательств по соблюдению прав человека на
организованные вооруженные группы: практические аспекты и проблемы 60
§3. Международно-правовые механизмы обеспечения соблюдения
организованными вооруженными группами обязательств по защите прав человека в ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера 68
Заключение 84
Список использованной литературы и источников 89
На сегодняшний день в мире зафиксировано около 55 вооруженных конфликтов, из них 17 международных вооруженных конфликтов и 38 конфликтов немеждународного характера, происходящих на территориях 21 государства. К сожалению, практически каждый вооруженный конфликт сопровождается грубыми нарушениями международного гуманитарного права и международного права прав человека. В контексте международных вооруженных конфликтов, происходящих между государствами, не возникает проблем вменения нарушений норм международного гуманитарного права и права прав человека (большая часть государств является участниками международных договоров в данных областях, и если даже не является, то государства связаны положениями данных отраслей международного права, носящих обычно-правовой характер). Однако в международной практике особые вопросы вызывает проблема установления наличия или отсутствия обязательств по правам человека у негосударственных акторов, в частности, у организованных вооруженных групп. Данные группы не являются участниками международных договоров по правам человека, не участвуют в формировании практики, позволяющей установить обычно-правовой характер той или иной нормы, не дают своего согласия быть связанными нормами права прав человека. Можно ли тогда требовать от них соблюдения международных стандартов в области прав человека? Если да, то на основании чего? Существуют ли механизмы, позволяющие обеспечить соблюдение такими группами своих обязательств? На эти вопросы в международно-правовой доктрине и практике до сих пор нет однозначных ответов, но они, безусловно, требуются.
Актуальность исследования диссертационного исследования обусловлена тем, что сегодня наблюдается более динамичное, чем в предыдущие годы увеличение количества организованных вооруженных групп, являющихся сторонами в 38 немеждународных вооруженных конфликтах. Именно организованные вооруженные группы зачастую нарушают установленные стандарты в области международного права прав человека, совершая зверские убийства людей (Ливия, Сирия), похищая их (Колумбия), насилуя и пытая (Ирак, Сирия, Украина, Йемен). Однако имеющаяся на сегодняшний день проблема установления наличия у организованных вооруженных групп обязательств по правам человека во многих случаях позволяет членам таких групп оставаться безнаказанными, а жертв нарушений оставляет без какого-либо возмещения. В этой связи настоящая работа является актуальной, поскольку в ней предпринимается попытка анализа имеющихся позиций российских и зарубежных ученых по данному вопросу, международной практики, а также предлагаются механизмы обеспечения исполнения организованными вооруженными группами обязательств по правам человека.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы на основе анализа действующих норм международного права прав человека и норм международного гуманитарного права, практики их применения и научной доктрины выявить наличие, объем и характер обязательств организованных вооруженных групп по правам человека в ситуации немеждународного вооруженного конфликта, а также механизмы обеспечения соблюдения стандартов международного права прав человека.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
определить понятие, особенности, виды немеждународного вооруженных конфликтов;
- выявить международные нормативные акты и решения Трибуналов ad hoc,необходимые для установления понятия организованной вооруженной группы, ее признаков и видов;
- выявить круг теоретических проблем в контексте возложения на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека, имеющихся в международно-правовой доктрине;
- выявить круг практических проблем в части возложения на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека, имеющихся в международно-правовой доктрине;
- установить обоснованность аргументации по каждой установленной теоретической и практической проблеме возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы;
- разработать возможные варианты вменения организованным вооруженным группам указанных обязательств по правам человека, подтвердив это аргументами;
- выявить международно-правовые механизмы обеспечения соблюдения организованными вооруженными группами обязательств по защите прав человека и выделить наиболее эффективные.
Объектом данного исследования являлись обязательства организованных вооруженных групп по соблюдению стандартов международного права прав человека в ситуации немеждународных вооруженных конфликтов.
Предмет исследования составляли международные договоры и нормы международного обычного права, регулирующие защиту прав человека в ситуации вооруженных конфликтах немеждународного характера, решения международных судебных и квазисудебных органов по правам человека, российские и зарубежные научные исследования в области международного права прав человека и международного гуманитарного права.
Степень научной разработанности предмета исследования
Как показывает анализ научной литературы, вопрос о том, связаны ли организованные вооруженные группы обязательствами международного права прав человека во время вооруженного конфликта немеждународного характера, вызывает повышенный интерес зарубежных ученых уже достаточно длительный период времени. За последние два десятилетия по этой тематике зарубежными учеными было написано более десятка научных статей и несколько книг. Наиболее релевантными представляются статьи и книга Э. Клэпхема «Обязательства негосударственных акторов по правам человека» (2006 год), статья М. Сассоли «Вовлечение организованных вооруженных групп в разработку права», статья С. Сивакумарана «связывающие вооруженные оппозиционные группы» (2006 год), статья С. Рейнгарта «Возложение международных обязанностей на негосударственных субъектов и легитимность международного права» (2010 год), книга Д. Мюррея «Обязательства негосударственных вооруженных групп в области прав человека» (2016 год).
Среди российских ученых данная проблематика лишь частично была затронута в кандидатской диссертации С.Х. Глухенького «Негосударственные субъекты в современном международном праве» (2011 год) и докторской диссертации В.Н. Русиновой «Права человека в вооруженных конфликтах: соотношение норм международного гуманитарного права и международного права прав человека» (2015 год).
Вместе с тем до настоящего момента не было опубликовано ни одной научной работы на русском языке по указанному вопросу, в которой были бы раскрыты: 1) теоретическая основа возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы с анализом всех возможных теорий такого возложения в международном праве, 2) практические проблемы возложения обязательств по международному праву прав человека на организованные вооруженные группы с учетом практики Совета Безопасности, гуманитарных и правозащитных организаций и 3) механизмы, обеспечивающие соблюдение вооруженными группами обязательств по правам человека.
Указанный факт предопределил необходимость проведения научного исследования, нацеленного на детальный анализ как всех имеющихся на сегодняшний день теорий, концепций, подходов к проблеме возложения на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека во время вооруженного конфликта немеждународного характера, так и на выявление механизмов, обеспечивающих соблюдение вооруженными группами прав человека, и направлений дальнейшего развития правового регулирования в этой сфере.
Методологическая основа научного исследования
Результаты проведенного научного исследования были получены в результате комплексного применения общих и специальных методов научного познания. Применялись такие общие теоретические методы, как метод системного анализа и синтеза, конкретизации, обобщения, формализации и аналогии. Кроме того, применялся общенаучный диалектический метод познания. Применена логическая последовательность изложения материала.
Основным эмпирическим методом, использованным в диссертации, является метод изучения и обобщения опыта, который применялся в отношении решений международных организаций, международных органов по защите прав человека и докладов правозащитных организаций.
Среди специальных методов, использованных в диссертационном исследовании, следует отметить методы формально-юридического, сравнительно-правового, историко-правового анализа, а также правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база исследования
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, правозащитников, юристов- международников, посвященных вопросам возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы во время вооруженного конфликта немеждународного характера.
Нормативная база исследования
Нормативная база диссертационного исследования состоит из международно-правовых актов, в том числе Женевских конвенций 1949 года, Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов, 1977 года; резолюций Совета Безопасности ООН, докладов Комиссий по расследованию ситуаций или установлению фактов, созданные под эгидой ООН.
Эмпирическая база исследования
Эмпирической базой диссертационного исследования является правоприменительная практика Международного суда ООН,
Международного Трибунала по Бывшей Югославии, резолюции Совета Безопасности ООН и доклады Комиссий по расследованию ситуаций или установлению фактов, а также деятельность международных организаций, включая неправительственные организации, работа которых частично или полностью связана с проблемой возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы.
Научную новизну диссертационного исследования предопределяет то, что среди немногочисленных публикаций российских ученых, в которых затрагивался вопрос об обязательствах негосударственных акторов по соблюдению прав человека, до сих пор отсутствовала научная работа, непосредственным предметом исследования которой являлась бы проблематика установления обязательств негосударственных акторов, в частности, организованных вооруженных групп, в области защиты прав человека в ситуации немеждународного вооруженного конфликта. Данная диссертация является первым научным трудом, в котором проанализированы теории возложения указанных обязательств на организованные вооруженные группы, практические сложности такого возложения и предложены механизмы, наиболее эффективно обеспечивающие соблюдение вооруженными группами обязательств по правам человека.
Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. На основе анализа норм международного права, практики их применения делается вывод о том, что положения норм международного права не всегда могут в должной мере охватить все многообразие современных вооруженных конфликтов, и в связи с этим зачастую приходится обращаться к стандартам, выработанным судебными и квазисудебными органами, что также обусловлено чрезвычайно сложным характером и природой современных вооруженных конфликтов немеждународного характера. При этом необходимо учитывать понятие и критерии немеждународного вооруженного конфликта, установленные Международным Трибуналом по Бывшей Югославии в деле Prosecutor v. Dusko Tadic 1995 года, которые международные юрисдикционные органы используют в своей практике. Кроме того, важно иметь ввиду, что во время вооруженных конфликтов немеждународного характера действует не только международное гуманитарное право, но и международное право прав человека, как это было установлено Международным судом ООН, а, следовательно, на сторонах вооруженного конфликта лежат обязательства по соблюдению прав человека.
2. Благодаря, прежде всего, судебной практике Трибуналов ad hocи Международного уголовного суда критерии отнесения вооруженной группы к организованным группам, установленные в статье 1 Дополнительного протокола II 1977 года, были конкретизированы, что позволяет ООН, судебным органам и правозащитным организациям правильно квалифицировать сущность группы и определять наличие или отсутствие вооруженного конфликта, а, следовательно, и объем обязательств его сторон. Судебная практика Трибуналов выработала также полезные критерии, которые позволяют проверить факты контроля (общего, эффективного или строгого) какого-либо государства (иностранного или участвующего в конфликте) над организованной вооруженной группой. В случае его установления изменится природа и квалификация вооруженного конфликта.
3. Несмотря на то, что доктринальные подходы к проблеме наличия у организованных вооруженных групп обязательств по правам человека остаются дискуссионными, и ни одна из имеющихся в международном праве теорий не является совершенной, тем не менее, предпочтительным представляется обращение к теории de facto контроля, поскольку она устанавливает, что вооруженные группы могут быть связанными международным правом в отсутствие прямого регулирования их деятельности со стороны международного договора. Важно, что ставя применение международного права в зависимость от смещения государственной власти, теория de factoконтроля рассматривает негосударственного актора в качестве вертикальной власти. Это позволяет сохранить установленную иерархию международно-правового регулирования. Кроме того, теория de factoконтроля может быть использована для определения объема международного права, применимого к вооруженной группе, уже обладающей правосубъектностью, и к вооруженной группе, правосубъектность которой установлена вследствие применения теории de factoконтроля. Теория de facto контроля устанавливает, что в дополнение к тому, что вооруженная группа связана международным обычным правом и применимым правом международных договоров, такая вооруженная группа связана также международными договорами, применяемыми на территории государства контроля, такими как локальные договоры, договоры в области международного права окружающей среды и международного права прав человека.
4. В настоящее время ввиду складывающейся в мире ситуации должна произойти трансформация международного права - из классической модели «государства - человек» в модель «государство или негосударственный актор (в лице вооруженной группы) - человек». На сегодняшний день, когда организованные вооруженные группы совершают такое количество нарушений прав человека на подконтрольных территориях, государствам непозволительно придерживаться позиции о недопущении наделения таких групп обязанностями по соблюдению прав человека, которые могут быть только у государств, поскольку это дает им власть. Когда страдает и гибнет гражданское население, необходимо это пресечь, и никакие политические мотивы и аргументы государств не должны этому препятствовать.
5. Среди механизмов обеспечения соблюдения обязательств по права человека со стороны организованных вооруженных групп наиболее эффективным является включение таких групп в процесс создания норм права, которое, на наш взгляд, выражается в 1) принятии кодексов поведения организованных вооруженных групп; 2) односторонних обязательствах; 3) двусторонних соглашениях с государствами или другими вооруженными группами. Когда норма, содержащая определенные обязательства в области международного гуманитарного права или права прав человека, исходит от самой организованной вооруженной группы, это вызывает у нее чувство «собственности», уважительного отношения к ней, а, следовательно, ее соблюдение. Однако нельзя не отметить особую роль таких гуманитарных и правозащитных организаций, как Human Rights Watch, Amnesty International, Международный Комитет Красного Креста, Geneva Call, пользующихся авторитетом среди государств и большинства вооруженных групп, а также Международного уголовного суда.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования
Основными результатами данного научного исследования являются решение важной научной проблемы и расширение теоретических представлений о содержании международно-правовых норм и практики ООН и международных судебных органов, направленных на возложение на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека во время вооруженного конфликта немеждународного характера. Эти выводы должны способствовать более эффективному решению возникающих в условиях современных конфликтов вопросов, связанных с совершением негосударственными акторами нарушений норм международного права прав человека во время вооруженного конфликта.
Полученные в ходе проведения исследования результаты могут быть учтены международными гуманитарными и правозащитными организациями, во время вооруженного конфликта непосредственно контактирующими с организованными вооруженными группами и способными оказать влияние на их поведение по отношению к населению, находящемуся под их контролем и властью (предупредить нарушения прав человека). Кроме того, положения данной работы также могут быть использованы сторонами по делам, рассматривающимся в международных судебных и квазисудебных органах, при аргументации их позиций, а также судами или квазисудебными органами при обосновании выносимого по делу решения.
Теоретические разработки и выводы автора могут быть использованы в ходе дальнейших научно-теоретических исследований в области международного права и применены в образовательных целях при разработке и проведении курсов лекций по международному праву, международному гуманитарному праву, международному праву прав человека, международному уголовному праву и другим дисциплинам в процессе осуществления профессиональной подготовки юристов, военнослужащих и специалистов в области международных отношений.
Степень достоверности и апробация результатов исследования
Достоверность результатов диссертационного исследования базируется на значительном количестве проанализированных источников, среди которых 13 международных договоров, 34 акта международных правительственных организаций, а также 25 решений международных судебных и квазисудебных органов. Сделанные в диссертации выводы сопоставлены со всеми основными доктринальными разработками как российской, так и зарубежной науки международного права.
Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию в ходе обсуждения подготовленных диссертантом докладов и сообщений на международных и российских научных конференциях и семинарах. Среди них - I Международный научно-практический Конвент студентов и аспирантов: «Юридическая наука и практика 2.0.: взгляд в будущее» (г. Казань 2016 год), IX Международная конференция молодых ученых по международному гуманитарному праву (г. Ереван, 2016 год), XIX Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Норма. Закон. Законодательство. Право» (г. Пермь, 2017 год).
Благодаря Консорциуму университетов России, совместно реализующих магистерскую программу «Международная защита прав человека», и прохождению весной 2018 года стажировки на Юридическом факультете Грацского университета имени Карла и Франца, результаты проводимого автором исследования были представлены и прошли обсуждение на научном семинаре.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава - из трех параграфов, а также заключения и списка использованной литературы и источников.
Актуальность исследования диссертационного исследования обусловлена тем, что сегодня наблюдается более динамичное, чем в предыдущие годы увеличение количества организованных вооруженных групп, являющихся сторонами в 38 немеждународных вооруженных конфликтах. Именно организованные вооруженные группы зачастую нарушают установленные стандарты в области международного права прав человека, совершая зверские убийства людей (Ливия, Сирия), похищая их (Колумбия), насилуя и пытая (Ирак, Сирия, Украина, Йемен). Однако имеющаяся на сегодняшний день проблема установления наличия у организованных вооруженных групп обязательств по правам человека во многих случаях позволяет членам таких групп оставаться безнаказанными, а жертв нарушений оставляет без какого-либо возмещения. В этой связи настоящая работа является актуальной, поскольку в ней предпринимается попытка анализа имеющихся позиций российских и зарубежных ученых по данному вопросу, международной практики, а также предлагаются механизмы обеспечения исполнения организованными вооруженными группами обязательств по правам человека.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы на основе анализа действующих норм международного права прав человека и норм международного гуманитарного права, практики их применения и научной доктрины выявить наличие, объем и характер обязательств организованных вооруженных групп по правам человека в ситуации немеждународного вооруженного конфликта, а также механизмы обеспечения соблюдения стандартов международного права прав человека.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
определить понятие, особенности, виды немеждународного вооруженных конфликтов;
- выявить международные нормативные акты и решения Трибуналов ad hoc,необходимые для установления понятия организованной вооруженной группы, ее признаков и видов;
- выявить круг теоретических проблем в контексте возложения на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека, имеющихся в международно-правовой доктрине;
- выявить круг практических проблем в части возложения на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека, имеющихся в международно-правовой доктрине;
- установить обоснованность аргументации по каждой установленной теоретической и практической проблеме возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы;
- разработать возможные варианты вменения организованным вооруженным группам указанных обязательств по правам человека, подтвердив это аргументами;
- выявить международно-правовые механизмы обеспечения соблюдения организованными вооруженными группами обязательств по защите прав человека и выделить наиболее эффективные.
Объектом данного исследования являлись обязательства организованных вооруженных групп по соблюдению стандартов международного права прав человека в ситуации немеждународных вооруженных конфликтов.
Предмет исследования составляли международные договоры и нормы международного обычного права, регулирующие защиту прав человека в ситуации вооруженных конфликтах немеждународного характера, решения международных судебных и квазисудебных органов по правам человека, российские и зарубежные научные исследования в области международного права прав человека и международного гуманитарного права.
Степень научной разработанности предмета исследования
Как показывает анализ научной литературы, вопрос о том, связаны ли организованные вооруженные группы обязательствами международного права прав человека во время вооруженного конфликта немеждународного характера, вызывает повышенный интерес зарубежных ученых уже достаточно длительный период времени. За последние два десятилетия по этой тематике зарубежными учеными было написано более десятка научных статей и несколько книг. Наиболее релевантными представляются статьи и книга Э. Клэпхема «Обязательства негосударственных акторов по правам человека» (2006 год), статья М. Сассоли «Вовлечение организованных вооруженных групп в разработку права», статья С. Сивакумарана «связывающие вооруженные оппозиционные группы» (2006 год), статья С. Рейнгарта «Возложение международных обязанностей на негосударственных субъектов и легитимность международного права» (2010 год), книга Д. Мюррея «Обязательства негосударственных вооруженных групп в области прав человека» (2016 год).
Среди российских ученых данная проблематика лишь частично была затронута в кандидатской диссертации С.Х. Глухенького «Негосударственные субъекты в современном международном праве» (2011 год) и докторской диссертации В.Н. Русиновой «Права человека в вооруженных конфликтах: соотношение норм международного гуманитарного права и международного права прав человека» (2015 год).
Вместе с тем до настоящего момента не было опубликовано ни одной научной работы на русском языке по указанному вопросу, в которой были бы раскрыты: 1) теоретическая основа возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы с анализом всех возможных теорий такого возложения в международном праве, 2) практические проблемы возложения обязательств по международному праву прав человека на организованные вооруженные группы с учетом практики Совета Безопасности, гуманитарных и правозащитных организаций и 3) механизмы, обеспечивающие соблюдение вооруженными группами обязательств по правам человека.
Указанный факт предопределил необходимость проведения научного исследования, нацеленного на детальный анализ как всех имеющихся на сегодняшний день теорий, концепций, подходов к проблеме возложения на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека во время вооруженного конфликта немеждународного характера, так и на выявление механизмов, обеспечивающих соблюдение вооруженными группами прав человека, и направлений дальнейшего развития правового регулирования в этой сфере.
Методологическая основа научного исследования
Результаты проведенного научного исследования были получены в результате комплексного применения общих и специальных методов научного познания. Применялись такие общие теоретические методы, как метод системного анализа и синтеза, конкретизации, обобщения, формализации и аналогии. Кроме того, применялся общенаучный диалектический метод познания. Применена логическая последовательность изложения материала.
Основным эмпирическим методом, использованным в диссертации, является метод изучения и обобщения опыта, который применялся в отношении решений международных организаций, международных органов по защите прав человека и докладов правозащитных организаций.
Среди специальных методов, использованных в диссертационном исследовании, следует отметить методы формально-юридического, сравнительно-правового, историко-правового анализа, а также правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база исследования
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, правозащитников, юристов- международников, посвященных вопросам возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы во время вооруженного конфликта немеждународного характера.
Нормативная база исследования
Нормативная база диссертационного исследования состоит из международно-правовых актов, в том числе Женевских конвенций 1949 года, Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов, 1977 года; резолюций Совета Безопасности ООН, докладов Комиссий по расследованию ситуаций или установлению фактов, созданные под эгидой ООН.
Эмпирическая база исследования
Эмпирической базой диссертационного исследования является правоприменительная практика Международного суда ООН,
Международного Трибунала по Бывшей Югославии, резолюции Совета Безопасности ООН и доклады Комиссий по расследованию ситуаций или установлению фактов, а также деятельность международных организаций, включая неправительственные организации, работа которых частично или полностью связана с проблемой возложения обязательств по правам человека на организованные вооруженные группы.
Научную новизну диссертационного исследования предопределяет то, что среди немногочисленных публикаций российских ученых, в которых затрагивался вопрос об обязательствах негосударственных акторов по соблюдению прав человека, до сих пор отсутствовала научная работа, непосредственным предметом исследования которой являлась бы проблематика установления обязательств негосударственных акторов, в частности, организованных вооруженных групп, в области защиты прав человека в ситуации немеждународного вооруженного конфликта. Данная диссертация является первым научным трудом, в котором проанализированы теории возложения указанных обязательств на организованные вооруженные группы, практические сложности такого возложения и предложены механизмы, наиболее эффективно обеспечивающие соблюдение вооруженными группами обязательств по правам человека.
Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. На основе анализа норм международного права, практики их применения делается вывод о том, что положения норм международного права не всегда могут в должной мере охватить все многообразие современных вооруженных конфликтов, и в связи с этим зачастую приходится обращаться к стандартам, выработанным судебными и квазисудебными органами, что также обусловлено чрезвычайно сложным характером и природой современных вооруженных конфликтов немеждународного характера. При этом необходимо учитывать понятие и критерии немеждународного вооруженного конфликта, установленные Международным Трибуналом по Бывшей Югославии в деле Prosecutor v. Dusko Tadic 1995 года, которые международные юрисдикционные органы используют в своей практике. Кроме того, важно иметь ввиду, что во время вооруженных конфликтов немеждународного характера действует не только международное гуманитарное право, но и международное право прав человека, как это было установлено Международным судом ООН, а, следовательно, на сторонах вооруженного конфликта лежат обязательства по соблюдению прав человека.
2. Благодаря, прежде всего, судебной практике Трибуналов ad hocи Международного уголовного суда критерии отнесения вооруженной группы к организованным группам, установленные в статье 1 Дополнительного протокола II 1977 года, были конкретизированы, что позволяет ООН, судебным органам и правозащитным организациям правильно квалифицировать сущность группы и определять наличие или отсутствие вооруженного конфликта, а, следовательно, и объем обязательств его сторон. Судебная практика Трибуналов выработала также полезные критерии, которые позволяют проверить факты контроля (общего, эффективного или строгого) какого-либо государства (иностранного или участвующего в конфликте) над организованной вооруженной группой. В случае его установления изменится природа и квалификация вооруженного конфликта.
3. Несмотря на то, что доктринальные подходы к проблеме наличия у организованных вооруженных групп обязательств по правам человека остаются дискуссионными, и ни одна из имеющихся в международном праве теорий не является совершенной, тем не менее, предпочтительным представляется обращение к теории de facto контроля, поскольку она устанавливает, что вооруженные группы могут быть связанными международным правом в отсутствие прямого регулирования их деятельности со стороны международного договора. Важно, что ставя применение международного права в зависимость от смещения государственной власти, теория de factoконтроля рассматривает негосударственного актора в качестве вертикальной власти. Это позволяет сохранить установленную иерархию международно-правового регулирования. Кроме того, теория de factoконтроля может быть использована для определения объема международного права, применимого к вооруженной группе, уже обладающей правосубъектностью, и к вооруженной группе, правосубъектность которой установлена вследствие применения теории de factoконтроля. Теория de facto контроля устанавливает, что в дополнение к тому, что вооруженная группа связана международным обычным правом и применимым правом международных договоров, такая вооруженная группа связана также международными договорами, применяемыми на территории государства контроля, такими как локальные договоры, договоры в области международного права окружающей среды и международного права прав человека.
4. В настоящее время ввиду складывающейся в мире ситуации должна произойти трансформация международного права - из классической модели «государства - человек» в модель «государство или негосударственный актор (в лице вооруженной группы) - человек». На сегодняшний день, когда организованные вооруженные группы совершают такое количество нарушений прав человека на подконтрольных территориях, государствам непозволительно придерживаться позиции о недопущении наделения таких групп обязанностями по соблюдению прав человека, которые могут быть только у государств, поскольку это дает им власть. Когда страдает и гибнет гражданское население, необходимо это пресечь, и никакие политические мотивы и аргументы государств не должны этому препятствовать.
5. Среди механизмов обеспечения соблюдения обязательств по права человека со стороны организованных вооруженных групп наиболее эффективным является включение таких групп в процесс создания норм права, которое, на наш взгляд, выражается в 1) принятии кодексов поведения организованных вооруженных групп; 2) односторонних обязательствах; 3) двусторонних соглашениях с государствами или другими вооруженными группами. Когда норма, содержащая определенные обязательства в области международного гуманитарного права или права прав человека, исходит от самой организованной вооруженной группы, это вызывает у нее чувство «собственности», уважительного отношения к ней, а, следовательно, ее соблюдение. Однако нельзя не отметить особую роль таких гуманитарных и правозащитных организаций, как Human Rights Watch, Amnesty International, Международный Комитет Красного Креста, Geneva Call, пользующихся авторитетом среди государств и большинства вооруженных групп, а также Международного уголовного суда.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования
Основными результатами данного научного исследования являются решение важной научной проблемы и расширение теоретических представлений о содержании международно-правовых норм и практики ООН и международных судебных органов, направленных на возложение на организованные вооруженные группы обязательств по правам человека во время вооруженного конфликта немеждународного характера. Эти выводы должны способствовать более эффективному решению возникающих в условиях современных конфликтов вопросов, связанных с совершением негосударственными акторами нарушений норм международного права прав человека во время вооруженного конфликта.
Полученные в ходе проведения исследования результаты могут быть учтены международными гуманитарными и правозащитными организациями, во время вооруженного конфликта непосредственно контактирующими с организованными вооруженными группами и способными оказать влияние на их поведение по отношению к населению, находящемуся под их контролем и властью (предупредить нарушения прав человека). Кроме того, положения данной работы также могут быть использованы сторонами по делам, рассматривающимся в международных судебных и квазисудебных органах, при аргументации их позиций, а также судами или квазисудебными органами при обосновании выносимого по делу решения.
Теоретические разработки и выводы автора могут быть использованы в ходе дальнейших научно-теоретических исследований в области международного права и применены в образовательных целях при разработке и проведении курсов лекций по международному праву, международному гуманитарному праву, международному праву прав человека, международному уголовному праву и другим дисциплинам в процессе осуществления профессиональной подготовки юристов, военнослужащих и специалистов в области международных отношений.
Степень достоверности и апробация результатов исследования
Достоверность результатов диссертационного исследования базируется на значительном количестве проанализированных источников, среди которых 13 международных договоров, 34 акта международных правительственных организаций, а также 25 решений международных судебных и квазисудебных органов. Сделанные в диссертации выводы сопоставлены со всеми основными доктринальными разработками как российской, так и зарубежной науки международного права.
Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию в ходе обсуждения подготовленных диссертантом докладов и сообщений на международных и российских научных конференциях и семинарах. Среди них - I Международный научно-практический Конвент студентов и аспирантов: «Юридическая наука и практика 2.0.: взгляд в будущее» (г. Казань 2016 год), IX Международная конференция молодых ученых по международному гуманитарному праву (г. Ереван, 2016 год), XIX Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Норма. Закон. Законодательство. Право» (г. Пермь, 2017 год).
Благодаря Консорциуму университетов России, совместно реализующих магистерскую программу «Международная защита прав человека», и прохождению весной 2018 года стажировки на Юридическом факультете Грацского университета имени Карла и Франца, результаты проводимого автором исследования были представлены и прошли обсуждение на научном семинаре.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава - из трех параграфов, а также заключения и списка использованной литературы и источников.
Негосударственные акторы в лице организованных вооруженных групп во время вооруженных конфликтов оказывают огромное влияние на жизни бесчисленного количества людей по всему миру. Однако, на сегодняшний день международный правовой порядок не полностью регулирует поведение организованных вооруженных групп, порождая существование правового вакуума в области защиты прав отдельного человека. В данной магистерской диссертации была предпринята попытка устранить данный дисбаланс, задавшись следующим вопросом, действительно ли последние изменения в международном праве позволяют говорить, что организованные вооруженные группы являются носителями прямых международных обязательств, и в частности, обязательств в области международного права прав человека. Ответ на данный вопрос был дан, исходя из анализа теоретических концепций и проблем по данной проблеме, практических проблем при обосновании наличия у организованных вооруженных групп обязательств по правам человека и международно-правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение вооруженными группами прав человека во время вооруженных конфликтов.
В первой главе данной работы были исследованы основные понятия, имеющие значение для раскрытия заявленной темы: «вооруженный конфликт немеждународного характера», «негосударственный актор» и «организованная вооруженная группа». Во второй главе было исследовано правовое основание возложения на организованные вооруженные группы прямых обязательств в области защиты прав человека. В частности, был сделан вывод о том, что принцип pacta tertiisне применяется к вооруженным группам (на основании их статуса как негосударственных субъектов международного права), и, следовательно, согласия вооруженных групп быть связанными международными договорами не требуется. Теория законодательной (нормативной) юрисдикции является наиболее эффективным средством возложения обязательств по правам человека на вооруженные группы, устанавливая, что договоры, обязательства по которым государство приняло на себя на международном уровне, применяются на всей его территории и в отношении всего его населения. Конечно, связывание такими обязательствами вооруженные группы требует ратификацию международного договора: на сегодняшний день вооруженным группам прямо адресованы очень ограниченное количество международных договоров, применение которых зависит от квалификации вооруженной группы в качестве стороны немеждународного вооруженного конфликта. Однако, несмотря на то, что данная теория является правовым основанием для будущих международных договоров, относящихся к регулированию поведения вооруженных групп, возможность непосредственной общей защиты гражданского населения, затронутого действиями вооруженных групп, является ограниченной. Теория международного обычного права также объясняет наличие обязательств по правам человека у вооруженных групп. Однако ее применение ограничено, поскольку она применяется только к группам, правосубъектность которых уже установлена, и включает применение лишь части потенциально применимого международного права. Следовательно, данная теория имеет ограниченное действие по отношению к защите прав человека со стороны вооруженных групп.
Теория de factoконтроля, изложенная во второй главе, в этом отношении предлагает решение, поскольку она устанавливает, что вооруженные группы могут быть связанными международным правом в отсутствие прямого регулирования их деятельности со стороны международного договора. Это имеет большое значение, так как позволяет международному праву эффективно реагировать на фактически происходящую ситуацию и распространяет международную правовую защиту на лиц, затронутых деятельностью вооруженных групп. Теория de factoконтроля применяется к вооруженным группам, которые существует независимо, и это доказано путем смещения государственной власти. Данное требование будет считаться выполненным, если вооруженная группа является стороной вооруженного конфликта, или если вооруженная группа установит контроль над территорией или населением вне вооруженного конфликта. Смещение власти в данной ситуации будет подтверждать осуществление исключительного территориального контроля со стороны вооруженной группы. В ситуациях, где контроль осуществляется, но не исключительно, о независимом существовании вооруженной группы может свидетельствовать совершение актов, запрещенных международных правом, совместно с неспособностью государства реагировать на это; факторы, имеющие значение, включают в себя: совершение актов на
широкомасштабной основе, временные рамки деятельности вооруженной группы и осуществление элементов “традиционного” контроля над территорией или населением.
Важно, что ставя применение международного права в зависимость от смещения государственной власти, теория de factoконтроля рассматривает негосударственного актора в качестве вертикальной власти. Это позволяет сохранить установленную иерархию международно-правового регулирования.
Кроме того, теория de factoконтроля может быть использована для определения объема международного права, применимого к вооруженной группе, уже обладающей правосубъектностью, и к вооруженной группе, правосубъектность которой установлена вследствие применения теории de factoконтроля. Теория de factoконтроля устанавливает, что в дополнение к тому, что вооруженная группа связана международным обычным правом и применимым правом международных договоров, такая вооруженная группа связана также международными договорами, применяемыми на территории государства контроля, такими как локальные договоры, договоры в области международного права окружающей среды и международного права прав человека.
Установив, что международное право прав человека связывает организованные вооруженные группы, в параграфе 3 главы 2 мы предприняли попытку подвергнуть анализу имеющиеся в международном праве механизмы, обеспечивающие соблюдение права прав человека со стороны вооруженных групп, и оценить их эффективность. Думается, что наиболее действенным механизмом является участие самих организованных вооруженных групп в разработке правил, которые будут являться для них обязательными. Они должны быть включены в процесс создания таких норм, поскольку, сформулировав правила поведения для себя, вооруженные группы будут понимать, что это было сделано по их воле, и что они должны исполнять данные правила. Это может выражаться в принятии Кодексов поведения вооруженных групп, односторонних обязательствах или двусторонних соглашениях (с государством, другой вооруженной группой или организацией Geneva Call посредствам подписания Обязательственных актов). Не менее важным в вопросе обеспечения соблюдения прав человека со стороны вооруженных групп является участие правозащитных и гуманитарных организаций в контроле за соблюдением прав человека. В этом же контексте нельзя не сказать о роли МУС в проблеме защиты прав человека во время вооруженных конфликтов, являющегося карательным и превентивным механизмом в области нарушений прав человека и международного гуманитарного права.
В завершение отметим, что сегодня внимание Совета Безопасности ООН, правительственных и правозащитных организаций сосредоточено на серьезных нарушениях, совершаемых вооруженными группами, такими, например, как ИГИЛ. Зверства, совершаемые вооруженными формированиями, явно противоречат международному праву прав человека, и их действия - это не простые “злоупотребления” или “посягательства на осуществление” прав человека. Ежедневные издевательства и пытки, с которыми сталкиваются те, кто находится во власти ИГИЛ, многими учеными и органами ООН квалифицируются как нарушения прав человека. Подход в международном праве, который отрицал бы, что ИГИЛ или любая друга вооруженная группа совершает нарушения международного права прав человека, сегодня является неприемлемым. Правозащитное движение сегодня все чаще вынуждено обращать внимание на ужасные нарушения прав человека, совершаемые организованными вооруженными группами во время немеждународных вооруженных конфликтов. Эти нарушения необходимо остановить. И сделать это можно, разработав теоретическую основу возложения обязательств по правам человека на негосударственных акторов, проанализировав практические сложности имплементации теоретических положений в отношении вооруженных групп и выделив международно-правовые механизмы, способные обеспечить соблюдение данными группами международного права прав человека. В связи с этим, думается, что данная магистерская диссертация является одним из шагов к разрешению данной проблемы.
В первой главе данной работы были исследованы основные понятия, имеющие значение для раскрытия заявленной темы: «вооруженный конфликт немеждународного характера», «негосударственный актор» и «организованная вооруженная группа». Во второй главе было исследовано правовое основание возложения на организованные вооруженные группы прямых обязательств в области защиты прав человека. В частности, был сделан вывод о том, что принцип pacta tertiisне применяется к вооруженным группам (на основании их статуса как негосударственных субъектов международного права), и, следовательно, согласия вооруженных групп быть связанными международными договорами не требуется. Теория законодательной (нормативной) юрисдикции является наиболее эффективным средством возложения обязательств по правам человека на вооруженные группы, устанавливая, что договоры, обязательства по которым государство приняло на себя на международном уровне, применяются на всей его территории и в отношении всего его населения. Конечно, связывание такими обязательствами вооруженные группы требует ратификацию международного договора: на сегодняшний день вооруженным группам прямо адресованы очень ограниченное количество международных договоров, применение которых зависит от квалификации вооруженной группы в качестве стороны немеждународного вооруженного конфликта. Однако, несмотря на то, что данная теория является правовым основанием для будущих международных договоров, относящихся к регулированию поведения вооруженных групп, возможность непосредственной общей защиты гражданского населения, затронутого действиями вооруженных групп, является ограниченной. Теория международного обычного права также объясняет наличие обязательств по правам человека у вооруженных групп. Однако ее применение ограничено, поскольку она применяется только к группам, правосубъектность которых уже установлена, и включает применение лишь части потенциально применимого международного права. Следовательно, данная теория имеет ограниченное действие по отношению к защите прав человека со стороны вооруженных групп.
Теория de factoконтроля, изложенная во второй главе, в этом отношении предлагает решение, поскольку она устанавливает, что вооруженные группы могут быть связанными международным правом в отсутствие прямого регулирования их деятельности со стороны международного договора. Это имеет большое значение, так как позволяет международному праву эффективно реагировать на фактически происходящую ситуацию и распространяет международную правовую защиту на лиц, затронутых деятельностью вооруженных групп. Теория de factoконтроля применяется к вооруженным группам, которые существует независимо, и это доказано путем смещения государственной власти. Данное требование будет считаться выполненным, если вооруженная группа является стороной вооруженного конфликта, или если вооруженная группа установит контроль над территорией или населением вне вооруженного конфликта. Смещение власти в данной ситуации будет подтверждать осуществление исключительного территориального контроля со стороны вооруженной группы. В ситуациях, где контроль осуществляется, но не исключительно, о независимом существовании вооруженной группы может свидетельствовать совершение актов, запрещенных международных правом, совместно с неспособностью государства реагировать на это; факторы, имеющие значение, включают в себя: совершение актов на
широкомасштабной основе, временные рамки деятельности вооруженной группы и осуществление элементов “традиционного” контроля над территорией или населением.
Важно, что ставя применение международного права в зависимость от смещения государственной власти, теория de factoконтроля рассматривает негосударственного актора в качестве вертикальной власти. Это позволяет сохранить установленную иерархию международно-правового регулирования.
Кроме того, теория de factoконтроля может быть использована для определения объема международного права, применимого к вооруженной группе, уже обладающей правосубъектностью, и к вооруженной группе, правосубъектность которой установлена вследствие применения теории de factoконтроля. Теория de factoконтроля устанавливает, что в дополнение к тому, что вооруженная группа связана международным обычным правом и применимым правом международных договоров, такая вооруженная группа связана также международными договорами, применяемыми на территории государства контроля, такими как локальные договоры, договоры в области международного права окружающей среды и международного права прав человека.
Установив, что международное право прав человека связывает организованные вооруженные группы, в параграфе 3 главы 2 мы предприняли попытку подвергнуть анализу имеющиеся в международном праве механизмы, обеспечивающие соблюдение права прав человека со стороны вооруженных групп, и оценить их эффективность. Думается, что наиболее действенным механизмом является участие самих организованных вооруженных групп в разработке правил, которые будут являться для них обязательными. Они должны быть включены в процесс создания таких норм, поскольку, сформулировав правила поведения для себя, вооруженные группы будут понимать, что это было сделано по их воле, и что они должны исполнять данные правила. Это может выражаться в принятии Кодексов поведения вооруженных групп, односторонних обязательствах или двусторонних соглашениях (с государством, другой вооруженной группой или организацией Geneva Call посредствам подписания Обязательственных актов). Не менее важным в вопросе обеспечения соблюдения прав человека со стороны вооруженных групп является участие правозащитных и гуманитарных организаций в контроле за соблюдением прав человека. В этом же контексте нельзя не сказать о роли МУС в проблеме защиты прав человека во время вооруженных конфликтов, являющегося карательным и превентивным механизмом в области нарушений прав человека и международного гуманитарного права.
В завершение отметим, что сегодня внимание Совета Безопасности ООН, правительственных и правозащитных организаций сосредоточено на серьезных нарушениях, совершаемых вооруженными группами, такими, например, как ИГИЛ. Зверства, совершаемые вооруженными формированиями, явно противоречат международному праву прав человека, и их действия - это не простые “злоупотребления” или “посягательства на осуществление” прав человека. Ежедневные издевательства и пытки, с которыми сталкиваются те, кто находится во власти ИГИЛ, многими учеными и органами ООН квалифицируются как нарушения прав человека. Подход в международном праве, который отрицал бы, что ИГИЛ или любая друга вооруженная группа совершает нарушения международного права прав человека, сегодня является неприемлемым. Правозащитное движение сегодня все чаще вынуждено обращать внимание на ужасные нарушения прав человека, совершаемые организованными вооруженными группами во время немеждународных вооруженных конфликтов. Эти нарушения необходимо остановить. И сделать это можно, разработав теоретическую основу возложения обязательств по правам человека на негосударственных акторов, проанализировав практические сложности имплементации теоретических положений в отношении вооруженных групп и выделив международно-правовые механизмы, способные обеспечить соблюдение данными группами международного права прав человека. В связи с этим, думается, что данная магистерская диссертация является одним из шагов к разрешению данной проблемы.
Подобные работы
- Защита прав человека в ситуации вооруженных конфликтов»
(на примере Ирака)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Вооруженные конфликты современности: проблемы квалификации и применения норм международного гуманитарного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОМБАТАНТОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



