Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №44119

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 7
1.1 Закономерности развития речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе 7
1.2 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР 17
1.3 Развитие речи детей с общим недоразвитием речи средствами
малых фольклорных форм 24
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальная работа по изучению речи у детей стршего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.1. Организация экспериментального исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Выводы по второй главе 45
Глава III. Использование малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня 46
3.1. Коррекционно-образовательная работа по развитию речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых жанров фольклора 46
3.2. Оценка эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи средствами малых жанров фольклора 56
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список литературы 68


Актуальность исследования. Речь как высшая психическая функция является не только условием развития логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Сложность эта обусловлена, прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями таких авторов как: А.И. Баевой, Т.В. Волосовец, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левиной. Исследователи отмечают у дошкольников с ОНР неспособность к построению развернутого высказывания, недостаточное развитие чувства языка, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Все это говорит о необходимости проведения логопедичекой раоты по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Одним из более эффективных средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР являются малые формы фольклора. Т.Н. Беседина, М. Загрутдинова, Н. Гавриш, Т.В. Макарова,Т.А. Пескишева, Ж.В. Рощина и др. определяли важное значение фольклора и народных игр при психическом и умственном развитии, а также формирование познавательной деятельности, мышления и речи. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном
интеллектуальном и эмоциональном развитии.
5
Использование малых форм фольклора на занятиях с логопедом и в обыденной жизни влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих зависимость успешного преодоления ОНР от использования в качестве материала коррекционно-логопедической работы произведений малых фольклорных жанров. Не определены условия и система специальных занятий, аспекты взаимодействия в деятельности специалистов, ориентированные на преодоление ОНР средствами малых форм фольклора. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования - выявить эффективность использования малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами малых форм фольклора.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Выявить уровень сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Выявить эффективность использования малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня.
Гипотеза исследования. Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективнее, если в логопедической работе использовать малые формы фольклора.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть применены логопедами дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида в логопедической работе развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием малых форм фольклора.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы, приложения.
Объем дипломного исследования составляет 92 страниц. Всего проанализировано 60 работ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование посвящено проблеме изучения использования малых форм фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Анализ литературные данных, касающихся данной проблемы, показал, что у дошкольников с ОН3 обнаруживаются нарушения формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексикограмматического недоразвития. Это подтверждается исследованиями многочисленные авторов, таких как А.И. Баевой [5], Т.В. Волосовец [13], Б.М. Гриншпун [19], Р.Е. Левиной [31], Н.А. Нишакиной [39], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [54] и др.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику использования малых форм фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе методических рекомендаций изложенные в трудах Н.В. Бахваловой [7],Т.Н. Бесединой [9] Н.В. Гавриш [14], Н.А. Галаниной [15], Л. Клименко [25], Ю.В. Кондрашевой, Э.В. Прудских [26], Е. Кудрявцевой [28], Н.В. Кузьменковой
[29] , Л.В. Мещеряковой [37], Т.А. Пескишевой [41].
Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе МАДОУ "Детский сад № 47 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани и МАДОУ "Детский сад № 27 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г.Казани и полученные результата позволили сформулировать следующие выводы:
1. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается несформированность словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной логопедической работы по развитию данного вида о речевой деятельности.
2. В процессе опытно-экспериментальной работа мы выяснили что работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых форм фольклора имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации коррекционнологопедической работы.
3. Предложенные наш! основные направления коррекционной работы, разработанные на основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволят организовать последовательную дифференцированную работу по развитию речи у детей данной категории с использованием малые форм фольклора.
При повторном обследовании (контрольный срез) установлено, что увеличилось количество старших дошкольников с высоким уровнем, со средним и низким уровнями уменьшилось. Видна значительна! динамика в сформированности развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Выдвинутая нами в начале исследовательской работы теоретически гипотеза о том, что использование малых форм фольклора будут способствовать развитию средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, окажут влияние на развитие его личности и активизацию вербальных средств общения, повысят, эффективность логопедической работы в целом. Созданная специальная коррекционноразвивающая среда подтвердилась. Работу по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых форм фольклора необходимо расширять и совершенствовать.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение, 2009. - 365 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Просвещение, 2009. - 265 с.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи / Т.В. Ахутина. - М. : Просвещение, 2010. - 381 с.
4. Бабаева Т.И. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
5. Баева А.И. Изучение состояния речевые процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Логопед. - 2012. - № 2. -
С.43-48.
6. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе: (дошкольники и младшие школьники) / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: Школьна! Пресса, 2003. - 144 с.
7. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор / Н.И. Бахвалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С.20-23.
8. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма речевого развития / В.И. Бельтюков // Дефектология. - 2013. - № 3. - С. 24-30.
9. Беседина Т.Н Развитие речи дошкольников через малые фольклорные формы / Т.Н. Беседина // Материалы межрегиональной научно практической конференции 26-28 июня 2014 года. - Златоуст-Москва, 2014. -
С.17-23.
10. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду» / Е.Г. Боронина. - М.: «Владос»,
2009. - С.12-18.
11. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / В.П. Ватаман. - Волгоград: Учитель, 2008. - 181 с.
12. Венгер Л.А. Развитие. Примерна! основна! общеобразовательна! программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. - М. : Издательство НОУ «УД им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012. - 144 с.
13. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.В. Волосовец // Институт общегуманитарных исследований В. Секачева. - М. : Просвещение, 2012. - 165 с.
14. Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм / Н.В. Гавриш // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 16-22.
15. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Н.А. Г аланина // Дошкольна! педагогика. - 2008. - № 5. - С.32-37.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2007. - 245 с.
17. Герасимова А.С. Уникальная методика развития речи
дошкольника: формирование произношения всех звуков рус. яз. : для дошк. возраста / А.С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова. - СПб. : Нева,
2002. - 686 с.
18. Гризик Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и Р15 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
19. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - С. 63-67.
20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2011. - 257 с.
21. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // Русский язык. - 2013. - № 3. - С.12-17.
22. Загрутдинова М. Использование малые фольклорные форм / М. Загрутдинова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С.16-22.
23. Зеленская Г.П. Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях / Г.П. Зеленска! - М.: 2013. - 53 с.
24. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. -М.: Просвещение, 2015. - 127с.
25. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) / Г. Клименко // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 5. - С.34-35.
26. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2015. — С. 94-96.
27. Короткова А.В. Особенности формирования лексикограмматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - № 1. - 2014. - С.26-29.
28. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцевва // Дошк воспитание. - 2006.
- № 9. - С.23-26.
29. Кузьменкова Н.В. Приобщение к народной культуре на логопедических занятиже / Н.В. Кузьменкова // Логопед в детском саду. -
2013. - № 3. - С 76-82.
30. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. / Н.И. Кравцов, А.В. Кулагина. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 376 с.
31. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2010. - 254 с.
32. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речева! деятельность / А.А. Леонтьев.
- М. : Просвещение, 2009. - 486 с.
33. Лепска! Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 151 с.
34. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия,
2012. - 245 с.
35. Макарова Т.В. Использование фольклора как средство повышения эффективности логопедической работы / Т.В. Макарова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 5. - С. 17-31.
36. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2012. - 345 с.
37. Мещерякова Л.В. Использование устного народного творчества на логопедических занятижс в ДОУ / Л.В. Мещерякова // Логопед. - 2004. - № 1. - С 82-87.
38. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей / Н. Неганова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С.9-12.
39. Никашина Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н.А. Никашина. - М. : Просвещение, 2010. - 356 с.
40. Новицка! М.М. Программа «Наследие) / М.М. Новицкая, Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С.58.
41. Пескишева Т.А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи: дис.канд.пед.наук: спец.13.00.03 - коррекционна! педагогика (логопедия) / Т.А. Пескишева. - М. : Московский педагогический государственный институт, 2008.
42. Ревенок Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа / Т. Ревенок // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - С. 24-32
43. Рощина Ж.В. Использование элементов устного народного творчества в логопедической работе / Ж.В. Рощина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 1. - С. 68-71.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ