ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 7
1.1 Закономерности развития речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе 7
1.2 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР 17
1.3 Развитие речи детей с общим недоразвитием речи средствами
малых фольклорных форм 24
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальная работа по изучению речи у детей стршего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.1. Организация экспериментального исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Выводы по второй главе 45
Глава III. Использование малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня 46
3.1. Коррекционно-образовательная работа по развитию речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых жанров фольклора 46
3.2. Оценка эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи средствами малых жанров фольклора 56
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список литературы 68
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 7
1.1 Закономерности развития речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе 7
1.2 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР 17
1.3 Развитие речи детей с общим недоразвитием речи средствами
малых фольклорных форм 24
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальная работа по изучению речи у детей стршего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.1. Организация экспериментального исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Выводы по второй главе 45
Глава III. Использование малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня 46
3.1. Коррекционно-образовательная работа по развитию речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых жанров фольклора 46
3.2. Оценка эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи средствами малых жанров фольклора 56
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список литературы 68
Актуальность исследования. Речь как высшая психическая функция является не только условием развития логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Сложность эта обусловлена, прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями таких авторов как: А.И. Баевой, Т.В. Волосовец, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левиной. Исследователи отмечают у дошкольников с ОНР неспособность к построению развернутого высказывания, недостаточное развитие чувства языка, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Все это говорит о необходимости проведения логопедичекой раоты по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Одним из более эффективных средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР являются малые формы фольклора. Т.Н. Беседина, М. Загрутдинова, Н. Гавриш, Т.В. Макарова,Т.А. Пескишева, Ж.В. Рощина и др. определяли важное значение фольклора и народных игр при психическом и умственном развитии, а также формирование познавательной деятельности, мышления и речи. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном
интеллектуальном и эмоциональном развитии.
5
Использование малых форм фольклора на занятиях с логопедом и в обыденной жизни влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих зависимость успешного преодоления ОНР от использования в качестве материала коррекционно-логопедической работы произведений малых фольклорных жанров. Не определены условия и система специальных занятий, аспекты взаимодействия в деятельности специалистов, ориентированные на преодоление ОНР средствами малых форм фольклора. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования - выявить эффективность использования малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами малых форм фольклора.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Выявить уровень сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Выявить эффективность использования малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня.
Гипотеза исследования. Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективнее, если в логопедической работе использовать малые формы фольклора.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть применены логопедами дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида в логопедической работе развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием малых форм фольклора.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы, приложения.
Объем дипломного исследования составляет 92 страниц. Всего проанализировано 60 работ.
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Сложность эта обусловлена, прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями таких авторов как: А.И. Баевой, Т.В. Волосовец, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левиной. Исследователи отмечают у дошкольников с ОНР неспособность к построению развернутого высказывания, недостаточное развитие чувства языка, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Все это говорит о необходимости проведения логопедичекой раоты по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Одним из более эффективных средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР являются малые формы фольклора. Т.Н. Беседина, М. Загрутдинова, Н. Гавриш, Т.В. Макарова,Т.А. Пескишева, Ж.В. Рощина и др. определяли важное значение фольклора и народных игр при психическом и умственном развитии, а также формирование познавательной деятельности, мышления и речи. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном
интеллектуальном и эмоциональном развитии.
5
Использование малых форм фольклора на занятиях с логопедом и в обыденной жизни влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих зависимость успешного преодоления ОНР от использования в качестве материала коррекционно-логопедической работы произведений малых фольклорных жанров. Не определены условия и система специальных занятий, аспекты взаимодействия в деятельности специалистов, ориентированные на преодоление ОНР средствами малых форм фольклора. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования - выявить эффективность использования малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами малых форм фольклора.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Выявить уровень сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Выявить эффективность использования малых форм фольклора в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня.
Гипотеза исследования. Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективнее, если в логопедической работе использовать малые формы фольклора.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть применены логопедами дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида в логопедической работе развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием малых форм фольклора.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы, приложения.
Объем дипломного исследования составляет 92 страниц. Всего проанализировано 60 работ.
Наше исследование посвящено проблеме изучения использования малых форм фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Анализ литературные данных, касающихся данной проблемы, показал, что у дошкольников с ОН3 обнаруживаются нарушения формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексикограмматического недоразвития. Это подтверждается исследованиями многочисленные авторов, таких как А.И. Баевой [5], Т.В. Волосовец [13], Б.М. Гриншпун [19], Р.Е. Левиной [31], Н.А. Нишакиной [39], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [54] и др.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику использования малых форм фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе методических рекомендаций изложенные в трудах Н.В. Бахваловой [7],Т.Н. Бесединой [9] Н.В. Гавриш [14], Н.А. Галаниной [15], Л. Клименко [25], Ю.В. Кондрашевой, Э.В. Прудских [26], Е. Кудрявцевой [28], Н.В. Кузьменковой
[29] , Л.В. Мещеряковой [37], Т.А. Пескишевой [41].
Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе МАДОУ "Детский сад № 47 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани и МАДОУ "Детский сад № 27 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г.Казани и полученные результата позволили сформулировать следующие выводы:
1. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается несформированность словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной логопедической работы по развитию данного вида о речевой деятельности.
2. В процессе опытно-экспериментальной работа мы выяснили что работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых форм фольклора имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации коррекционнологопедической работы.
3. Предложенные наш! основные направления коррекционной работы, разработанные на основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволят организовать последовательную дифференцированную работу по развитию речи у детей данной категории с использованием малые форм фольклора.
При повторном обследовании (контрольный срез) установлено, что увеличилось количество старших дошкольников с высоким уровнем, со средним и низким уровнями уменьшилось. Видна значительна! динамика в сформированности развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Выдвинутая нами в начале исследовательской работы теоретически гипотеза о том, что использование малых форм фольклора будут способствовать развитию средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, окажут влияние на развитие его личности и активизацию вербальных средств общения, повысят, эффективность логопедической работы в целом. Созданная специальная коррекционноразвивающая среда подтвердилась. Работу по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых форм фольклора необходимо расширять и совершенствовать.
Анализ литературные данных, касающихся данной проблемы, показал, что у дошкольников с ОН3 обнаруживаются нарушения формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексикограмматического недоразвития. Это подтверждается исследованиями многочисленные авторов, таких как А.И. Баевой [5], Т.В. Волосовец [13], Б.М. Гриншпун [19], Р.Е. Левиной [31], Н.А. Нишакиной [39], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [54] и др.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику использования малых форм фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе методических рекомендаций изложенные в трудах Н.В. Бахваловой [7],Т.Н. Бесединой [9] Н.В. Гавриш [14], Н.А. Галаниной [15], Л. Клименко [25], Ю.В. Кондрашевой, Э.В. Прудских [26], Е. Кудрявцевой [28], Н.В. Кузьменковой
[29] , Л.В. Мещеряковой [37], Т.А. Пескишевой [41].
Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе МАДОУ "Детский сад № 47 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани и МАДОУ "Детский сад № 27 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г.Казани и полученные результата позволили сформулировать следующие выводы:
1. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается несформированность словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной логопедической работы по развитию данного вида о речевой деятельности.
2. В процессе опытно-экспериментальной работа мы выяснили что работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых форм фольклора имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации коррекционнологопедической работы.
3. Предложенные наш! основные направления коррекционной работы, разработанные на основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволят организовать последовательную дифференцированную работу по развитию речи у детей данной категории с использованием малые форм фольклора.
При повторном обследовании (контрольный срез) установлено, что увеличилось количество старших дошкольников с высоким уровнем, со средним и низким уровнями уменьшилось. Видна значительна! динамика в сформированности развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Выдвинутая нами в начале исследовательской работы теоретически гипотеза о том, что использование малых форм фольклора будут способствовать развитию средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, окажут влияние на развитие его личности и активизацию вербальных средств общения, повысят, эффективность логопедической работы в целом. Созданная специальная коррекционноразвивающая среда подтвердилась. Работу по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых форм фольклора необходимо расширять и совершенствовать.
Подобные работы
- Использование малых форм фольклора как средство развития речи
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОНР III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ
ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК-ОПИСАНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



