Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Работа №44114

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
780
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы использования малых форм фольклора как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 8
1.2 Жанры детского фольклора и их характеристика 15
1.3 Использование малых форм фольклора как средства развития речи детей
старшего дошкольного возраста в коррекционном
процессе 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Организация эксперимента по исследованию уровня развития речи детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Выявление уровня речевых умений на основе заданий с использованием
малых форм фольклора 33
Выводы по главе 2 40
Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности использования малых форм фольклора как средства развития речи детей старшего
дошкольного возраста с ОНР 42
3.1 Комплекс логопедических занятий с использованием малых фольклорных
форм для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 42
3.2 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа 46
Выводы по главе 3 55
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения


Актуальность. На сегодняшний день в современном обществе задача развития речи у детей дошкольного возраста - один из важных вопросов, которые стоят в системе образования. Многие дети испытывают значительные трудности относительно овладения правильной и четкой речи. Особенно данные трудности можно наблюдать у детей, которые имеют диагноз "общее недоразвитие речи".
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников - одна из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Эта сложность обусловлена речевым дефектом. Каков бы он ни был по степени выраженности, этот дефект никогда не существует сам по себе (Л. C. Выготский). У детей с ОНР нарушение речевой деятельности многоаспектного характера, что подтверждают многочисленные психологопедагогические исследования Р.Е. Левиной, С.С. Ляпидевского, С.А. Мироновой, Л.Ф. Спировой, Т.Е. Филичевой, С.Н. Шаховской, психолингвистические исследования В.К. Воробьевой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой и др., а также и медико-педагогические труды О.Н. Исаева, В.В. Ковалева и др. Исследователи говорят о том, что у дошкольников с ОНР имеется неспособность строить развернутое высказывание (В.К. Воробьева, Л.Р. Давидович и др.), у них несформировано чувство языка (Р.Е. Левина), а также инертность в выборе языковых средств, которая обусловлена недостатками когнитивно-речевой деятельности (Л.И. Белякова, Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский, О.В. Усанова и др.).
По мнению Р. Е. Левиной, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др., речь ребенка находится в зависимости от социальной среды, обеспечивающей речевое общение. Большая роль в развитии речи детей отводится семье, где происходит его приобщение к культуре общения. Большинство современных родителей, имея огромный выбор
художественной литературы и методических разработок ведущих педагогов- психологов, не осознают ценность народного творчества относительно развития речи, и думают, что малые фольклорные жанры предназначены для детей раннего возраста лишь в качестве забавы. Также исследователями отмечено, что в семьях в основном не знают обрядов, песен, в том числе и колыбельные. Народные произведения оказывают на детей огромное влияние. Сказки, загадки, скороговорки, пословицы, песенки, былины могут реализовать все учебные цели, которые касаются проблемы развития речи.
Практика дошкольного образования имеет тоже свои недостатки. Когда старших дошкольников знакомят с малыми формами фольклора, часто выдвигают содержательный аспект, при этом не обращают внимания на особенности жанра и языка. Их используют в основном только для заучивания скороговорок, пословиц и загадок. Педагогами не часто используются данные формы в самой образовательной деятельности.
В настоящее время существует много разных парциальных программ, где используется традиционная культура в воспитательно- образовательном процессе. Например, «Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой, «Оберег» Е. Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О. Л. Князевой и т. д.
Знакомя детей с малыми фольклорными формами, можно повлиять на понимание роли выразительных средств (сравнения, метафоры, синонимы и антонимы). Посредством фольклора решаются многие задачи методики развития речи и вместе с основными методами и приемами речевого развития детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать данный материал словесного творчества народа.
Однако, анализ специальной литературы показал, что на данный момент недостаточно исследований, которые раскрывают зависимость успешного преодоления ОНР от использования в коррекционнологопедической работе произведений малых форм фольклора. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о том, что необходимо искать пути повышения эффективности коррекционнологопедической работы со старшими дошкольниками, имеющих ОНР.
Определяется проблема: какова роль использования малых
фольклорных форм как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная проблема определила тему выпускной квалификационной работы: «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: разработка и оценка эффективности комплекса логопедических занятий с использованием малых форм фольклора для развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с помощью малых форм фольклора.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективным, если:
- изучены особенности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи;
- применяются малые формы фольклора в речевом развитии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- разработан комплекс логопедических занятий с использованием малых форм фольклора в речевом развитии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Экспериментально изучить уровень развития речи у детей с ОНР.
3. Разработать комплекс логопедических занятий, включающий в себя малые формы фольклора для развития лексико - грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Проверить эффективность разработанных логопедических занятий в условиях ДОУ
Методологические основы исследования: комплексный, системный подход в исследовании речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования. Изучение и анализ научной и педагогической литературы, опрос, наблюдение, беседа, анализ проведенной работы и результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды авторов Л.С Волковой, Ю.Ф. Гаркуша, Б.М. Гриншпун, Н.С Жуковой; Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой Л.Г. Парамоновой, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботовича, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, и др., изучающих особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Содержание и специфика малых фольклорных форм рассматриваются в работах В.П. Аникина, Б.Н. Путилова,
С.Г. Лазутина, В.А. Проппа и др. Исследования, посвященные использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: М. К. Боголюбской, А.М. Бородич, М.Г. Буняковой, С.С. Бухвостовой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Ю. Г. Илларионовой, М.Г. Кургановой, Е.М. Струниной и многих других.
Методики исследования: комплекс методик для изучения уровня развития речи, по диагностике речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной «Уровень развития речи - доказательства», «Уровень ориентировки на смысловую сторону слов», «Умение самостоятельно подбирать синонимы и
антонимы», «Уровень осознания смысловых отношений между словами» «Общий уровень развития речи».
Экспериментальная база исследования: 2 группы - по 20 детей в возрасте 6-7 лет старшей группы, воспитанники МАДОУ "Детский сад №393 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г. Казани. Дети 1 группы имеют заключение ОНР III уровня, дети второй группы - без речевой патологии.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта методика
использования малых форм фольклора в речевом развитии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в педагогами, воспитателями, логопедами в педагогическом процессе.
Апробация результатов исследования проводилась в период с сентября 2017 по апрель 2018 года.
Структура работы содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Общий объем работы составляет 60 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нарушение речи на сегодняшний день становится все более распространенным речевым отклонением у детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР III уровня, когда при тщательном исследовании можно обнаружить недоразвитие каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики, проявляющееся в основном при повествовании. Данная патология поддается коррекции посредством коррекционных логопедических сеансов. В настоящее время имеется обширный практический материал, при использовании которого происходит эффективное речевое развитие ребенка с заключением ОНР III уровня.
Неоценимую помощь детям с ОНР могут оказать логопедические занятия с применением малых форм фольклора. Малые формы фольклора являются уникальным источник знаний, способом передачи народной мудрости и воспитания детей дошкольного возраста. Малые фольклорные жанры созданы народом, основываясь на принцип подражания, что служит важным фактором воспитания и развития ребенка, а также его речевой компетенции. У дошкольников происходит обогащение и расширение словарного запаса, способности к овладению родной речью. Образность народного фольклора доносит до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом и заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира и речевого развития дошкольников. Сказки, загадки, поговорки, пословицы несут в себе народную мудрость, являются исключительными образцами языка народа.
Одна из основных характеристик коррекционной работы - это ее комплексность, которая обеспечивает возможность оказывать коррекционные воздействия на всестороннее развитие дошкольников. Комплексный характер коррекционной работы можно обеспечить, в
частности, с помощью реализации следующих принципов: принцип единства психолого-педагогических воздействий, а также принцип сотрудничества с различными специалистами дошкольного учреждения и с семьей. Комплексный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня, обеспечивает необходимые условия, способствующие достижению каждым ребенком потенциального для него уровня развития.
После того как было проведено экспериментальное исследование эффективности использования малых форм фолькора в логопедической работе по коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и проанализированы результаты исследования, выяснилось, что использования малых фольклорных оказывает эффективное влияние в речевом развитии дошкольников. Организованная работа способствовала тому, что дети смогли расширить свой словарный запас, улучшить монологическую связную речь, навыки словообразования, усовершенствовать лексику, грамматический строй экспрессивной и импрессивной речи, мыслительные процессы,
самостоятельность, целенаправленность. У детей вырабатывались
положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. Также происходит обеспечение реализации потребностей детей в активной и разноплановой деятельности.
На протяжении исследования за детьми велось наблюдение. В результатах детей с ОНР III уровня относительно их речевого развития, прошедших цикл занятий с использованием малых форм фольклора в логопедической работе по коррекции речевого развития, произошли изменения. Уровень словарного запаса увеличился, восприятие улучшилось, мыслительные процессы усовершенствовались. Комплекс занятий расширил представления об окружающем мире, способствовали развитию мелкой моторики, что оказывает положительное действие на коррекцию речи. В ходе занятий дети имели возможность общаться и обмениваться мыслями со взрослым, что ведет к развитию лексики, пониманию многих слов, а также словообразований, они учатся строить предложения в процессе диалогов.
Контрольный этап исследования позволил прийти к выводу, что эффективность использования комплекса логопедических занятий с использованием малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня обеспечивается, если происходит целесообразное и систематическое планирование занятий с включением занятий по знакомству и использованию малых форм фольклора, а также тесная взаимосвязь логопеда с родителями.
Следовательно, рассмотрев все задачи дипломной работы, мы доказали, что гипотеза полностью подтвердилась.




1. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре / М.К. Азадовский. — М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 2013,- 547 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений, 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2014. - 400 с.
3. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте развития современной культуры / Э.Е. Алексеев. М., 2015. -145 с.
4. Аникин В.П. Русский фольклор / В.П. Аникин М., 2017. - 286 с.
5. Аникин В.П. К мудрости ступенька: о русских пословицах, сказках, песнях, загадках, народном языке / В.П. Аникин М., 2012. — 174 с.
6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. М.: гос. уч-пед. изд. мин. проев. РСФСР, 2017. - 240 с.
7. Антипова, Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР/ Ж.В. Антипова, 2013 г. -205с.
8. Батурина Г.А. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина. -М.: А.П.О., 2015. 72 с.
9. Бордич, А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М..: Просвещение, 2014. - 288 с.
10. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики)/М. Г. Борисенко, Н.А. Лукина, 2013 г. 159с.
11. Василенко В.А. Об изучении современною детского фольклора. // Современный русский фольклор. М., 2016.—192 с.
12. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн. 1. Иркутск, Секция научных работников, 2014. - 231 с.
13. Вопросы жанров русского фольклора / Под ред. Н.И. Кравцова Изд. Московского университета, 2012.- С. 3-11.
14. Ворошнина Л.В. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (с элементами регионального компонента) / Л.В. Ворошнина. -Пермь «Стрелец». 2017. - 79 с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Изд-во "Лабиринт", 2014. - 352с.
16. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань.,2013. - 656с.
17. Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм / Н.В. Гавриш // Дошкольное воспитание. 2012. - № 9. — с. 16-22.
18. Глухов, В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 13-24.
19. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2013. - 240 с.
20. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение,
2014. - 112 с., ил.
21. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2015. - 320 с.
22. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи/ Н. С. Жукова, 2014 г. - 245с.
23. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2013. - 200 с.
24. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие / М.Н. Зыкова- М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.-160 с.
25. Исайкина Н.Н. Малый фольклор для
дошкольников. Методические рекомендации к проведению занятий с использованием малых фольклорных форм / Н.Н. Исайкина. Манускрипт,
2012. - С.6-8.
26. Капица О.И. Детский фольклор. М: Прибой, 2016. - 224 с.
27. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
28. Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Изд-во Ростовского ун-та, 2015. - 192 с.
29. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова СПб.: Союз, 2014. -160 с.
30. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 2013.
31. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2013. - 287 с.
32. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480 с.
33. Логопедия // Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. М.: 2014, - 215с.
34. Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 2015. - 96с.
35. Максакова А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников/А И. Максакова, 2013 г. - 216с.
36. Мартынова А.Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт./ Автореф. дисс. канд. ист.наук. -Л., 2013, - 19 с.
37. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии речи: диагностика и коррекция/ Е.М. Мастюкова, - М: Просвещение, 2014. - 268с.
38. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития // Дефектология. - 2013. - № 3. - С. 84-92.
39. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2012. - 208 с.
40. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 528.
41. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 200 с.
42. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2014. - 448 с.
43. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Г.В. Гарунтоевой. - М.: Педагогика, 2012. - 160 с.
44. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. пед - вузов. - М.: "Просвещение", 2012. - 310 с.
45. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебнометодическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2012. - 256с.
46. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с., ил., 4 л. ил.
47. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - Воронеж: "МОДЭК", 2012. - 256 с.
48. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 144 с.
49. Скворцова Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору / Л. Скворцова // Дошкольное воспитание -2013- № 5 С. 33-36.
50. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 2014. - 224 с.
51. ТихееваЮ Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
52. Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2013. - 112с.
53. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент,
2012. - 112 с.
54. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду /
А.П. Усова.— М.: Просвещение, 2012.-78 с.
55. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение,
2014. - 239 с.
56. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебнометодическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: "Гном-Пресс", 2013.-80с.
57. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с., илл.
58. Филичева, Т. Б. , Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: методич-е пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во "АРГО", 1997. - 80 с.
59. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 55с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда)
60. Цейтлин, С.Н. К вопросу о современных подходах к изучению детской речи/ С.Н. Цейтлин, - 2015. - 156с.
61. Шаховская, С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2012.
62. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие. - М.: "Академия", 2013. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ