Ни одна модель системы управления не является идеальной, ибо заложенные в ней концепции нуждаются в периодической смене форм, средств и методов, обеспечивающих прогресс познания и практической деятельности людей в конкретных условиях. Реформы в социальной сфере различных стран всегда специфичны, так как они оказывают частное влияние на практику общественных явлений в целом, их виды и отдельные составляющие через оптимизацию отношений между государством, его экономическими, политическими, социальными структурами и личностью. Любое государственное решение должно приниматься с полной социальной ответственностью за его последствия. Отстаивая принцип научного обоснования решений, Н.Амосов констатирует: "Любые эксперименты на обществе в наш век опасны. Поэтому модели необходимы. Ни панацея и ни спасение не могут дать дополнительный материал для принятия решений"
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в системе образования и воспитания, труда и отдыха человека, внедрением в социально-педагогическую практику организационных принципов, соответствующих тенденциям развития общества, для которого сегодня характерны процессы социального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, обострения демографической ситуации, снижения общенародной доступности сфер культуры.
Одним из направлений психолого-педагогической помощи населению в этих обстоятельствах следует признать целесообразную организацию его свободного времени, позволяющую решить широкий комплекс образовательных, воспитательных и адаптационных задач, направленных на
1) Г.В.Осшюв. Социология и политика. М., 1995, с.35
обогащение духовного облика и реализацию принципов здорового образа жизни человека.
Именно проблемы развития нравственности физического и психического статуса человека, его патриотических чувств определили на государственном уровне Японии, Китая, Республики Корея признание значимости физической культуры, как одного из важнейших средств образования и воспитания.
В связи с осуществлением в различных странах социально-экономических реформ, созданием нового типа физкультурно-оздоровительных, реабилитационных центров, спортивных обществ, ассоциаций, клубов, широким внедрением профессионализма в систему спортивных отношений анализ зарубежных моделей менеджмента, в которых аккумулируется многолетний опыт управления социальными системами, представляет особый интерес.
Индустриализация и урбанизация современного общества, многогранность социальных явлений вызывает стремительное уменьшение полноценно здорового жизненного пространства человека, увеличение семейных и подростковых проблем, рост болезней "взрослого человека". Вместе с тем деятельность индивида не должна нарушать определенные нормы социального поведения, законы, регулирующие общественно-экономическую жизнь страны и культурные традиции, моральные правила и обычаи, исторически сложившиеся в различных этнических коллективах, что очень важно для поддержания цивилизованных, межкультурных и межличностных отношений (С.В.Калмыков, 1994). Представленное направление научного поиска позволяет определить общее и особенное в развитии теории и практики управления физической
1) по фундаментальному Оксфордскому словарю английского языка: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) органы управления, административная единица.
культурой населения стран Дальне-Восточной Азии, что может быть, естественно, учтено и в других странах мира.
В настоящее время в Японии, Китае, Республике Корея немало сделано для развития на современном уровне системы физической культуры (особенно спорта высших достижений), использования национальных достижений в интересах воспитания патриотических чувств, сплочения нации. Можно сказать, что в странах Востока лозунг "Духовная и физическая сила - мощь нации" реально является ведущим принципом построения системы управления физической культурой всех слоев населения, подчеркивая демократизм и гуманность правительственных решений в этой сфере развития государства.
Таким образом, проблема состоит в противоречии между существующим положительным опытом деятельности отдельных государств Востока (Япония, Китай, Корея) в развитии физической культуры, спорта высших достижений и отсутствием научного анализа управленческих решений, позволяющего использовать частные явления социума для оптимизации структуры, содержания и алгоритма их реализации в других странах.
Содержание исследований по теме диссертации соответствует Федеральному плану культурно-образовательных контактов России и Республики Корея по программе "Международное сотрудничество" (русско-корейское заявление, принятое во время визита Б.Н.Ельцина в Сеул в ноябре 1992 г.), а также связано с первым приоритетным направлением научных исследований в Российской Федерации, предусмотренных в отрасли физическая культура, туризм, спорт, физкультурно¬оздоровительный комплекс на 1996-2000 годы (комплексная тема НИР РГПУ им.А.И.Герцена "Развитие двигательных способностей в процессе физкультурно¬спортивной деятельности").