Взаимосвязь эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подростков, занимающихся вне учебной деятельности (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула. Выборка: 40 детей старшего подросткового возраста – от 15 до 16 лет, из них 22 девочки и 18 мальчиков.
В приложениях результаты исследования в виде таблиц.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подростков, занимающихся вне учебной деятельности 6
1.1 Мотивация успеха у старших подростков 6
1.2 Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект 11
1.3 Понятие внеучебной деятельности и психологические особенности старших подростков вовлеченных во внеучебную деятельность 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подростков 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования результатов 26
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список литературы 38
Приложения 41
Актуальность исследования обусловлена совершенствованием системы образования, острой социальной необходимостью создания целостной системы, направленной на формирование у подрастающего поколения способности самостоятельно приобретать знания, устойчивости жизненной позиции, в преобладании у них мотивации достижения успеха. Практика показывает, что люди неуспешные и мотивированные на избегание неудач не находят или мало находят самостоятельно такую сферу активности, где можно было бы реализовать свои потенциальные возможности. Тогда как человек, оказавшийся в ситуации успеха, ощущает эмоциональный подъем, у него создается ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих безграничных возможностях, такой человек стремится снова оказаться в ситуации успеха. Он стремится добиваться успеха в любой деятельности, повышать все возможные уровни, превосходить существующие нормы. Мотивация достижения успеха влияет не только на успешность обучения, но и на всю дальнейшую профессиональную деятельность человека. Особенно важно развивать мотивацию успеха у детей старшего подросткового возраста.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития мотивации успеха раскрыта в научных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Сазонова и др. Сущность понятия «мотивация успеха» раскрыта в ряде зарубежных и отечественных исследованиях – И.И. Вартанова, В.К. Вилюнас, Т. Элерса и др. Проблема развития эмоционального интеллекта у детей старшего подросткового возраста проанализирована в работах И.Н. Андреевой, А.Н. Крайторова и др. Возможности внеурочной деятельности в развитии старших подростков определены в исследованиях Б.В. Куприянова, И.В. Муштавинской и др.
Цель исследования – изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подростков, занимающихся внеучебной деятельности.
Объект исследования – эмоциональный интеллект и мотивация к успеху у старших подростков.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подростков, занимающихся внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: существуют взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и уровнем развития мотивации к успеху: старшим подросткам с низким уровнем мотивации к успеху свойственно проявление негативизма. Старшим подросткам со средним уровнем мотивации успеха характерно умение управлять своими эмоциями, старшим подросткам с высоким уровнем мотивации достижения характерны эмоциональная осведомленность, умение управлять своими эмоциями, эмпатия.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические подходы к изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подростков, занимающихся вне учебной деятельности.
2. Определить в эмпирическом исследовании особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подростков, занимающихся внеучебной деятельности.
3. Разработать программу внеурочной деятельности по развитию мотивации успеха у старших подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (тестирование), метод математической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла.
2. Методика самооценки эмоциональных состояний А.Д. Андреевой.
3. Мотивация к достижению успеха» Т. Элерса.
4. «Мотивация избегания неудач» (Т. Элерс).
Выборка: 40 детей старшего подросткового возраста – от 15 до 16 лет, из них 22 девочки и 18 мальчиков.
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера, направленных на развитие мотивации у старших подростков во внеурочной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и мотивации к успеху у старших подрсотков. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Необходимость развития мотивации достижения успеха старших подростков обусловлена потребностью современного общества в активных, целеустремленных, инициативных, конкурентоспособных людях, обладающих компетенциями инновационной деятельности. Процесс развития мотивации достижения успеха старших подростков связан с оптимизацией его личностного становления, оказании ему помощи в развитии активной жизненной позиции, обучении применять полученные знания, умения, навыки, компетенции в реальных жизненных ситуациях и значимых видах деятельности.
В ходе эмпирического исследования посредством применения корреляционного анализа была подтверждена гипотеза о том, что существуют взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и уровнем развития мотивации к успеху: старшим подросткам с низким уровнем мотивации к успеху свойственно проявление негативизма. Старшим подросткам со средним уровнем мотивации успеха характерно умение управлять своими эмоциями, старшим подросткам с высоким уровнем мотивации достижения характерны эмоциональная осведомленность, умение управлять своими эмоциями, эмпатия. Также подросткам, у которых диагностируется негативизм, характерна склонность к риску.
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И.Н. Андреева. – Новополоцк, 2011. – 388 с.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова. – Москва : Просвещение, 2013. – 177 с.
3. Байкова, Л. А Методика воспитательной работы : Учебное пособие [Текст] / А. Л. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина. – Москва : Академия, 2015. – 144 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 400 с
5. Вартанова, И. И. Особенности взаимосвязей учебной мотивации и локуса контроля в гимназии и школе [Текст] / B. B. Вартанова, А. В. Юдина // Ананьевские чтения-2015 (20-22 октября 2015 г.) / Отв. ред. В. М. Аллахвердов. – Санкт-Петербург :Скифия, 2015. – 225 с.
6. Вартанова, И. И. Специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов учебной мотивации [Текст] / И. И. Вартанова// Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. № 2. – С. 182.
7. Вартанова, И. И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников [Текст] / И. И. Вартанова // Психолого-педагогические исследования. – 2012. – № 2. – С. 114-116
8. Вилюнас, В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко. – Москва : Изд-во МГУ, 1983. – 369 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1983. – 367 с.
10. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Горский. – Москва : Просвещение, 2011 – 111 с.
11. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман : пер. с англ. – Москва : Аст Москва, 2009. – 478 с.
12. Дегтярёв, А .В. Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте [Текст] / А. В. Дегтярев, Д. И. Дегтярева // Психология и право. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 44-62.
13. Домбровскис, В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков [Текст] / В. Домбровскис, С. Гусева, С. Чапулис. // Известия Саратовского ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 3. – С. 210-214
14. Иванов, A. B. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности учащихся в условиях школьной среды [Текст] / А. В. Иванов // Научные труды государственного НИИ семьи и воспитания. – 2014. – Т.1. – С.83-87.
15. Крайторов, А. Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта [Текст] / А. Н. Крайторов // Научный альманах. – 2017. – № 4-2 (30). – С. 212-215.
16. Кузнецов, К. С. Модель педагогического сопровождения школьников в процессе развития эмоционального интеллекта [Текст] / К. С. Кузнецов // Вестник ПАГС. – 2011. – № 4. – С. 125-130.
17. Кулагина, И. Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития [Текст] / И. Ю. Кулагина // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. – № 3. – С. 100-109.
18. Куприянов, Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : проблемы взаимодействия и интеграции [Текст] / Б. В. Куприянов // Воспитание школьников. – 2012. – №6. – С. 3 – 7.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. – 304 с.
20. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. – 511 с
21. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект [Текст] / Д. В. Люсин. – Санкт-Петербург : СПбГУ. Скифия-принт, 2015. – 412 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : Высшая школа, 2009. – 436 с.
23. Муштавинская, И. В. Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации [Текст] / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : Каро, 2016. – 340 с.
24. Рожкова, Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности [Текст] / Е. М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. –2014. №5. – С. 21-26
25. Рубцов, В. В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л. С. Выготский [Текст] / В. В. Рубцов // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 3. – С. 4-14.
26. Славутская, Е. В. Словесно-логическое мышление и структурирование личностных черт в предподростковом возрасте [Текст] / Е. В. Славутская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – № 3. – С. 203-207
27. Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе [Текст] / В. П. Созонов – Москва : Центр «Педагогический поиск», 2016. – 160 с.
28. Теория, измерение, исследования эмоционального интеллекта [Текст] / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. − Москва : Институт психологии РАН, 2004. – 174 с.
29. Шулева, Е. И. Изучение социально-психологических факторов влияющих на формирование профессиональных предпочтений подростков [Текст] / Е. И. Шулева // Мир науки. – 2017. – Т. 5. № 3. –С. 59.
30. Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития [Текст] / Е. Л. Яковлева// Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 20–27.