Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (13.00.01)

Работа №4409

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы44стр.
Год сдачи2000
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
719
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена тем, что на развитие образования и наук о нем активно влияют эмпирические знания, житейские представления, свойственные обыденному педагогическому сознанию, под которым мы понимаем способность человека к восприятию, пониманию и осмыслению явлений в образовательном процессе и себя в этом процессе на основе представлений, знаний, установок и стереотипов, свойственных повседневному опыту людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. В результате образование следует за общественным развитием, а для того чтобы созидающий потенциал образования использовался в полной мере, оно должно носить опережающий характер. Обыденное педагогическое сознание способно отражать бытие, но творить новую педагогическую реальность может только научное педагогическое сознание — способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений в образовательном процессе и себя в этом процессе на основе представлений, знаний, установок, базирующихся на изучении свойств, законов и закономерностей возникновения и развития явлений в образовании.
Педагогические учения, созданные на основе обыденного педагогического сознания, преимущественно объясняли и толковали явления образовательного процесса, но оказались не в состоянии сформировать целостный взгляд на образование, позволяющий предопределять его развитие. С их помощью пока не удается развить научное педагогическое сознание у большинства будущих учителей. Сегодня требуются метатеории, которые способны разрешить назревшие проблемы в образовании и в науках о нем и на этой основе реализовать опережающее образование. Метатеории могут быть разработаны только на базе научного педагогического сознания. Для того чтобы следовать какой-либо методике, вполне достаточно обыденного педагогического сознания, а для того чтобы осмысленно выбирать из существующих и создавать новые педагогические технологии, учителю необходимо научное педагогическое сознание, поскольку педагогическая технология предусматривает достижение заранее заданных результатов, а обыденному сознанию доступно лишь вероятностное предсказание. Обоснованным прогноз становится только благодаря научному сознанию
Методика предусматривает реализацию отдельных этапов деятельности по принципу «черного ящика», а педагогическая технология — осмысление каждого этапа образовательного процесса, возможное только на основе научного педагогического сознания. Кроме того, методика невоспроизводима, а педагогическая технология воспроизводима, но только в том случае, если педагоги в состоянии осмыслить алгоритм деятельности, предложенный другим педагогом. Наконец, научное педагогическое сознание способствует целостному восприятию образовательного процесса, а это позволяет снизить вероятность ошибок в педагогической технологии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется противоречиями между:
• необходимостью в опережающем образовании и недостаточной
профессионально-педагогической компетентностью многих учителей;

• возрастающей потребностью в повышении профессионально¬педагогической компетентности учителей и несовершенством ее формирования в высшем педагогическом образовании,
• приоритетностью научного педагогического сознания в становлении профессионально-педагогической компетентности и остаточным положением, которое занимает его формирование в высшем педагогическом образовании,
• потребностями высшего педагогического образования в теории, раскрывающей закономерности формирования научного педагогического сознания, и неразработанностью ее методологических, теоретических и практических оснований,
• уровнем исследованности обшей теории сознания в философии, психологии, антропологии, культурологии и изученностью педагогического сознания в науках об образовании,
• расширяющимся теоретическим анализом и «свернутой» практикой формирования целостного научного сознания будущих учителей, приводящей к тому, что в сознании студентов отражаются лишь отдельные и разрозненные элементы процесса формирования и мотивы развития научного педагогического сознания, порой в противоречии с закономерностями его становления,
• узкопредметным характером педагогического образования, препятствующим развитию у студентов способности решать проблемы, возникающие на стыке различных видов педагогической деятельности, и необходимостью интеграции обшекультурного, фундаментального психолого¬педагогического, предметного и профессионального компонентов процесса формирования научного педагогического сознания,
• наличием представлений о необходимости научного педагогического сознания и почти полным отсутствием практических методик и технологий, обеспечивающих его формирование у будущих педагогов до сих пор неизвестен его генезис
— происхождение и последующий процесс развития, приведший к современному состоянию, определяющий сущность, структуру, содержание, функции, уровни развития и факторы формирования в процессе фундаментального психолого¬педагогического образования. СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые наличие педагогического сознания в структуре общественного сознания было отмечено В А Демичевым только в 1969 г Различные аспекты педагогического сознания как явления действительности и категории науки изучались И Я Лернером и В А Сластениным Философские и социальные аспекты развития и становления педагогического сознания исследованы В Н Филипповым и Л А Беляевой Однако мы не нашли в названных публикациях исчерпывающих ответов на вопросы о сущности педагогического сознания Имеется большое число публикаций по смежным отраслям знаний, в которых в скрытой форме содержатся сведения, помогающие дать ответы на интересующие нас вопросы Эти публикации с определенной долей условности можно разделить на четыре основные группы историческую, философскую, психологическую и педагогическую Их изучение позволило сделать выводы о методологических и теоретических ориентирах исследования Важнейшей интеграционной основой для него стало гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике Психолого-педагогический анализ процесса появления и развития педагогического сознания сделан на базе культурно-исторического подхода Л С Выготского и

А Р Лурии, продолженного А Н Леонтьевым, А В Запорожцем, П Я Гальпериным, Л И Божович, В В Давыдовым, В П Зинченко, А В Петровским и В А Петровским Педагогические аспекты сознания при анализе соотношения философии и педаго¬гики рассматривали Н А Горбачева, М С Кобзева, М К Мамардашвили, К Шварцман Философские проблемы воспитания, в которых также отражены проблемы развития педагогического сознания, исследовали Г С Батищев, Л А Воло-вич, В В Давыдов, В Т Ефимова, В Д Клементьева, Е Ф Сулимова, С Г Спасибенко, В Н Турченко «Опредмеченное» и «воплощенное» педагогическое сознание — педагогическую культуру изучали А В Барабанщиков, В Л Бенин, Е В Бондаревская, Л А Терехина Соотношение сознания, мышления и речи исследовали А В Ерахтин, А М Маликов, Л В Юрчик Проблему соотношения сознания и бессознательного в человеческой деятельности рассматривали Г Н Велиев, И О Джиоева, Е Б Маслова Роль сознания в саморегуляции деятельности изучали А Н Арлычев, Т П Воробьева, И М Евсеева, структуру и уровни сознания


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ