АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена тем, что на развитие образования и наук о нем активно влияют эмпирические знания, житейские представления, свойственные обыденному педагогическому сознанию, под которым мы понимаем способность человека к восприятию, пониманию и осмыслению явлений в образовательном процессе и себя в этом процессе на основе представлений, знаний, установок и стереотипов, свойственных повседневному опыту людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. В результате образование следует за общественным развитием, а для того чтобы созидающий потенциал образования использовался в полной мере, оно должно носить опережающий характер. Обыденное педагогическое сознание способно отражать бытие, но творить новую педагогическую реальность может только научное педагогическое сознание — способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений в образовательном процессе и себя в этом процессе на основе представлений, знаний, установок, базирующихся на изучении свойств, законов и закономерностей возникновения и развития явлений в образовании.
Педагогические учения, созданные на основе обыденного педагогического сознания, преимущественно объясняли и толковали явления образовательного процесса, но оказались не в состоянии сформировать целостный взгляд на образование, позволяющий предопределять его развитие. С их помощью пока не удается развить научное педагогическое сознание у большинства будущих учителей. Сегодня требуются метатеории, которые способны разрешить назревшие проблемы в образовании и в науках о нем и на этой основе реализовать опережающее образование. Метатеории могут быть разработаны только на базе научного педагогического сознания. Для того чтобы следовать какой-либо методике, вполне достаточно обыденного педагогического сознания, а для того чтобы осмысленно выбирать из существующих и создавать новые педагогические технологии, учителю необходимо научное педагогическое сознание, поскольку педагогическая технология предусматривает достижение заранее заданных результатов, а обыденному сознанию доступно лишь вероятностное предсказание. Обоснованным прогноз становится только благодаря научному сознанию
Методика предусматривает реализацию отдельных этапов деятельности по принципу «черного ящика», а педагогическая технология — осмысление каждого этапа образовательного процесса, возможное только на основе научного педагогического сознания. Кроме того, методика невоспроизводима, а педагогическая технология воспроизводима, но только в том случае, если педагоги в состоянии осмыслить алгоритм деятельности, предложенный другим педагогом. Наконец, научное педагогическое сознание способствует целостному восприятию образовательного процесса, а это позволяет снизить вероятность ошибок в педагогической технологии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется противоречиями между:
• необходимостью в опережающем образовании и недостаточной
профессионально-педагогической компетентностью многих учителей;
• возрастающей потребностью в повышении профессионально¬педагогической компетентности учителей и несовершенством ее формирования в высшем педагогическом образовании,
• приоритетностью научного педагогического сознания в становлении профессионально-педагогической компетентности и остаточным положением, которое занимает его формирование в высшем педагогическом образовании,
• потребностями высшего педагогического образования в теории, раскрывающей закономерности формирования научного педагогического сознания, и неразработанностью ее методологических, теоретических и практических оснований,
• уровнем исследованности обшей теории сознания в философии, психологии, антропологии, культурологии и изученностью педагогического сознания в науках об образовании,
• расширяющимся теоретическим анализом и «свернутой» практикой формирования целостного научного сознания будущих учителей, приводящей к тому, что в сознании студентов отражаются лишь отдельные и разрозненные элементы процесса формирования и мотивы развития научного педагогического сознания, порой в противоречии с закономерностями его становления,
• узкопредметным характером педагогического образования, препятствующим развитию у студентов способности решать проблемы, возникающие на стыке различных видов педагогической деятельности, и необходимостью интеграции обшекультурного, фундаментального психолого¬педагогического, предметного и профессионального компонентов процесса формирования научного педагогического сознания,
• наличием представлений о необходимости научного педагогического сознания и почти полным отсутствием практических методик и технологий, обеспечивающих его формирование у будущих педагогов до сих пор неизвестен его генезис
— происхождение и последующий процесс развития, приведший к современному состоянию, определяющий сущность, структуру, содержание, функции, уровни развития и факторы формирования в процессе фундаментального психолого¬педагогического образования. СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые наличие педагогического сознания в структуре общественного сознания было отмечено В А Демичевым только в 1969 г Различные аспекты педагогического сознания как явления действительности и категории науки изучались И Я Лернером и В А Сластениным Философские и социальные аспекты развития и становления педагогического сознания исследованы В Н Филипповым и Л А Беляевой Однако мы не нашли в названных публикациях исчерпывающих ответов на вопросы о сущности педагогического сознания Имеется большое число публикаций по смежным отраслям знаний, в которых в скрытой форме содержатся сведения, помогающие дать ответы на интересующие нас вопросы Эти публикации с определенной долей условности можно разделить на четыре основные группы историческую, философскую, психологическую и педагогическую Их изучение позволило сделать выводы о методологических и теоретических ориентирах исследования Важнейшей интеграционной основой для него стало гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике Психолого-педагогический анализ процесса появления и развития педагогического сознания сделан на базе культурно-исторического подхода Л С Выготского и
А Р Лурии, продолженного А Н Леонтьевым, А В Запорожцем, П Я Гальпериным, Л И Божович, В В Давыдовым, В П Зинченко, А В Петровским и В А Петровским Педагогические аспекты сознания при анализе соотношения философии и педаго¬гики рассматривали Н А Горбачева, М С Кобзева, М К Мамардашвили, К Шварцман Философские проблемы воспитания, в которых также отражены проблемы развития педагогического сознания, исследовали Г С Батищев, Л А Воло-вич, В В Давыдов, В Т Ефимова, В Д Клементьева, Е Ф Сулимова, С Г Спасибенко, В Н Турченко «Опредмеченное» и «воплощенное» педагогическое сознание — педагогическую культуру изучали А В Барабанщиков, В Л Бенин, Е В Бондаревская, Л А Терехина Соотношение сознания, мышления и речи исследовали А В Ерахтин, А М Маликов, Л В Юрчик Проблему соотношения сознания и бессознательного в человеческой деятельности рассматривали Г Н Велиев, И О Джиоева, Е Б Маслова Роль сознания в саморегуляции деятельности изучали А Н Арлычев, Т П Воробьева, И М Евсеева, структуру и уровни сознания