Актуальность исследования:
Современная социокультурная ситуация, характеризующаяся сменой ценностных ориентации российского общества влечет, за собой и изменение образовательной парадигмы. Повышенный интерес общества к проблемам образований всегда возникал в период глобальных преобразований на рубеже веков. Каков будет культурный облик нашей страны в XXI веке во многом зависит от образования, которое становится важнейшей сферой жизнедеятельности, определяющим фактором развития страны. Между образованием и культурой существует неразрывная связь, так как образование наиболее эффективно выполняет функцию передачи культурного опыта между поколениями. Это обращает внимание современных педагогов, теоретиков и практиков, к культурологической проблематике в поиске методологических основ построения различных образовательных систем. Анализ педагогической практики построения разноуровневых инновационных образовательных учреждений свидетельствует о том, что их жизнеспособность зависит от специфических особенностей того конкретного территориального и культурного пространства, в котором они находятся.
Все это обусловливает необходимость теоретического осмысления возникновения, функционирования и развития гимназии провинции как особого типа образовательного учреждения, которая удовлетворяет потребности определенной части жителей провинции и соответствует современным тенденциям реализации Национальной доктрины образования Российской Федерации, отражающей интересы общества и государства. Существует хорошо разработанная теоретическая основа для разрешения данной проблемы:
• по истории образования (Аксенов М.Е., Василев И.И.,
Виноградов И.П., Егоров А. Д., Козлова Г.Н., Константинов
Н.А., Флит Н., Шперк Ф.Ф.);
• по философской культурологии (Бах гин М.М., Библер B.C., Бестужев-Лада И.В., Борев В.Ю., Гуревич П.С , Давидович В.Е.,
Данилевский Н.Я., Дробницкий О.Г., Ерасов Б.С., Каган М.С.,
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я., Кон И., Лотман Ю.М., Маркарян
Э.С., Межуев В.М.);
• по проектированию образовательных систем (Бабан¬ский Ю.К., Батракова И.С., Богданов И.М., Белухин Д.А.,
Безрукова B.C., Валицкая А.П., Воробьева С.В., Ганелин Ш.В.,
Гершунский Б.С., Гессен С.И., Заир-Бек Е.С., Зверева В.И.,
Казакова Е.И., Карстанье П., Куруленко Э.А., Крылова Н.Б.,
Максимова В.Д., Лазарев B.C., Лебедев О.Е., Поташник М.М.,
Сластенин В.А., Тряпицына. А.П., Ушакова К., Щедровицкий П.Т.,ЯмбургЕ.А.);
• психолого-педагогические идеи по развитию способ ностей личности в образовательном процессе (Богоявленская Д.Б.,
Боно Э., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Дружинин В.Н.,
Крутецкий В.А., Лейтес Н.С., Рензулли Д., Стенберг Р.Дж.,
Фримен Д., Холодная М.В., Шадриков В.Д., Юркевич B.C.);
• социологические и политологические исследования по провинциальной ментальности (Барзилов С.И., Кравченко А.И.,
Крокинская O.K., Петренко К., Полетаева М.А.,Юсупов И.М.).
Исследование гимназии как феномена провинциальной культуры позволит найти пути разрешения объективных противоречий:
• между возможностями современного научно-обосно ванного построения образовательных систем на основе существующих теоретико-методологических и частнонаучных идей и необходимостью выбора наиболее целесообразного пути построения образовательного учреждения определенного культурного пространства;
• между необходимостью сохранения лучших традиционных ментальных характеристик духовного пространства провинции и преодоления условий, препятствующих ее развитию, посредством инновационных процессов в образовании;
• между тенденцией повышения значимости образования как средства самореализации и самоопределения личности и ограниченными возможностями культурного пространства провинции;
• между необходимостью реализации идей личностно-ориентированной педагогики и недостаточной готовностью педагогов провинции к этому процессу.
Проблема исследования заключалась в обосновании путей культуросообразного построения провинциальной гимназии, что и обусловливает актуальность темы исследования "Городская гимназия как феномен провинциальной культуры".