Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Работа №44076

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса к
изучению французского языка 7
1.1. Психолого-дидактические характеристики познавательного интереса и
условия его формирования 7
1.2. Методические приемы формирования познавательного интереса к
изучению французского языка 15
1.3. Факторы и условия внедрения медиаобразования в учебный процесс
СОШ 21
Выводы по главе 1 27
Глава II. Формирование познавательного интереса к изучению французского языка в СОШ посредством мультимедийных технологий 29
11.1. Использование медиаобразовательных технологий в обучении
иностранным языкам 29
11.2. Электронные ресурсы и приложения как средство повышения
познавательного интереса к изучению французского языка 34
11.3. Описание опытного обучения 38
Выводы по главе II 46
Заключение 48
Библиография

Актуальность исследования. Эпоха четвертой технологической революции, которую переживает современный мир, фундаментально повлияла на наш образ жизни, изменив структуру потребления информации. Интернет и медиатехнологии присутствуют во всех сферах нашей жизни, в том числе и в сфере образования. Современные технологии открывают большие возможности для обучения: удобный доступ к большому
количеству контента, дистанционное обучение. Однако для современных учащихся большую трудность представляет именно ориентация в огромных массивах информации, ее обобщение, анализ и переработка.
Новые способы потребления информации создали еще одну проблему в образовании. Традиционные формы преподавания оказываются все менее эффективными в попытке направлять внимание учащихся и их познавательный интерес. Если на начальных этапах изучение иностранного языка не вызывает больших трудностей благодаря новизне изучаемого предмета, то на дальнейших этапах, с нарастанием у учащихся сложностей в усвоении, преподавателю зачастую становится трудно постоянно удерживать учащихся в образовательном процессе.
Таким образом, появляется необходимость создания новых методов и форм преподавания с применением новых мультимедийных и информационных технологий, обладающих большим дидактическим потенциалом при их эффективном использовании. Применение
медиаобразования в учебном процессе способствует реализации основной цели обучения иностранному языку - формированию коммуникативной компетенции. Новые возможности воссоздания виртуальной языковой среды, развитие у учащихся навыков грамотного оперирования в медиапространстве и информационной компетентности позволяет мультимедийным
технологиям стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
ФГОС требует организации такой деятельности, при которой у учащихся развиваются способности к непрерывному и самостоятельному изучению иностранного языка. Также сегодня от педагогов требуется владение медиаграмотностью, которую они должны реализовывать в рамках образовательного процесса для формирования у учащихся медиакомпетентности. Так, появляется необходимость в разработке специальных методик, поддерживающих познавательный интерес к изучению иностранного языка с применением мультимедийных технологий. Именно в необходимости создания новых способов и методов формирования познавательного интереса у учащихся к изучению иностранного языка заключается актуальность данного исследования.
Объектом исследования является формирование познавательного интереса учащихся в процессе преподавания французского языка в СОШ.
Предметом исследования являются мультимедийные технологии как средство повышения познавательного интереса к изучению французского языка.
Целью исследования является разработка дидактических заданий с использованием мультимедийных технологий для повышения познавательного интереса к изучению французского языка.
Для того, чтобы успешно достичь цели данного исследования, необходимо решить ряд задач, которые заключаются в следующем:
1. Изучить и обобщить теоретические положения по проблеме формирования познавательного интереса к изучению иностранных языков.
2. Проанализировать теорию и практику использования различных методов и приемов формирования познавательного интереса к изучению французского языка и выявить наиболее эффективные
3. Разработать и апробировать в опытном обучении комплекс интерактивных упражнений для обучения французскому языку на средней ступени СОШ, а также доказать их эффективность в повышении познавательного интереса к изучению французского языка.
Методологическую базу исследования составляют труды таких отечественных методистов, как Л.С. Рубинштейн, В.А. Возчиков, О.Л. Г орегляд, в исследованиях которых раскрываются механизмы формирования познавательного интереса, а также рассматриваются его содержательные составляющие. Кроме того, мы базировались на анализе характеристик познавательного интереса, его параметров и условий его возникновения, представленном в работах Л.А. Ивановой, В.В. Мантуленко, А.А. Новиковой. Нами также были использованы идеи, изложенные в научныхисследованиях А.В. Онковича, П.И. Пидкасистого, А.В. Соболевой, А.В. Федорова, И.В. Челышевой, Л.С. Выготского, а также различные научные журналы и тематические сайты сети Интернет.
В данном исследовании использовались такие методы исследования, как критический анализ научной литературы по проблеме исследования, общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация информации), метод педагогического наблюдения, анкетирование, метод опытной проверки теоретически полученных данных.
Этапы исследования:
1. Изучение научного материала по проблеме исследования, постановка цели и задач исследования.
2. Анализ и обобщение научных данных.
3. Разработка комплекса интерактивных упражнений для обучения французскому языку на средней ступени СОШ.
4. Опытное апробирование разработанного комплекса интерактивных упражнений.
5. Обработка полученных данных и подведение итогов исследования.
6. Техническое оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса
интерактивных упражнений по французскому языку для учащихся средней ступени средней общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в детальном анализе и обобщении педагогического знания по проблеме исследования, в обосновании использования основных мультимедийных технологий как дидактического инструмента, а также в обобщении и анализе опыта учителей по формированию познавательного интереса на уроках французского языка.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанные нами дидактические задания с использованием мультимедийных технологий могут быть использованы в процессе обучения французскому языку в СОШ в целях повышения познавательного интереса к этому учебному предмету.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в виде секционного доклада на II Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (29-30 марта 2018 г.), в сборнике материалов семинара опубликована статья на тему «Мультимедийные технологии как средство формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка». Результаты исследования также были представлены на Итоговой студенческой научной конференции (9 апреля 2018 г.), тезисы секционного доклада опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура работы. Данная работа содержит введение, две главы, заключение, библиографию и приложение. В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы исследования, раскрываются понятие «познавательный интерес», условия его повышения при изучении иностранного языка, а также проводится анализ существующих методических приемов формирования познавательного интереса. Вторая глава представляет собой практическую часть, в которой описывается экспериментальная апробация разработанных нами дидактических заданий. В Приложениях представлены примеры нестандартных уроков, задания констатирующего и контрольного срезов опытного обучения, анкета для
выявления уровня познавательного интереса, диаграммы, демонстрирующие
изменение уровня познавательного интереса после опытного обучения и динамику развития языковой компетенции учащихся до и после опытного обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в рамках данной выпускной квалификационной работы исследование позволило нам определить роль познавательного интереса в обучении французскому языку: он способствуют повышению мотивации к его изучению, расширению кругозора, развитию памяти и мышления и, наконец, формированию коммуникативной компетенции. Нами проведен теоретический анализ проблемы формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка, результаты которого позволили нам выявить такие его характеристики, как:
1) структурные компоненты (эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный, творческий);
2) параметры (сензитивность, эмоциональная модальность, многосторонность, осознанность, избирательность, устойчивость, глубина, действенность);
3) источники (новизна содержания, обновление уже усвоенных знаний, практическая необходимость);
4) условия формирования (созданию обстоятельств, способствующих возникновению потребностей в определенных знаниях для той или иной личности, усвоение определенных навыков, знаний и умений, соответствующих индивидуальным особенностям).
На основе этого анализа было выдвинуто предположение о необходимости создания и использования специальных методик и упражнений, соответствующих современным стандартам школьного обучения.
Далее мы последовательно рассмотрели практики использования различных методов и приемов формирования познавательного интереса (творческая деятельность, игровые формы, нестандартные уроки, исследовательская работа, круглый стол) и проанализировали области их применения, предпочтительную возрастную аудиторию, вывели рекомендации к их внедрению в образовательный процесс.
Мы также изучили феномен медиаобразования, как один из способов решения проблемы познавательного интереса, его функции, виды, классификации медиаобразования и его направления, проанализированы существующие концепции медиаобразования (образовательная, социальнопедагогическая, протекционистская и др.).
В практической части данного исследования нами рассмотрен такой способ повышения познавательного интереса, как мультимедийные технологии, обоснована эффективность их использования в СОШ, представлены различные формы использования мультимедийных технологий в процессе обучения иностранным языкам.
В качестве одной из форм применения мультимедийных технологий в практике преподавания французского языка в СОШ нами разработано интерактивное приложение, представляющее собой обучающий вспомогательный курс из 30 интерактивных упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции у учащихся средней ступени обучения.
Опытное обучение французскому языку с применением разработанного нами комплекса интерактивных упражнений доказало эффективность этой мультимедийной технологии в формировании познавательного интереса у учащихся к предмету, что выражалось в следующем:
1) результаты констатирующего и контрольного срезов показали улучшение у учащихся лексических, орфографических, грамматических навыков, повышение уровня речевой компетенции;
2) результаты анкетирования показали повышение познавательной мотивации учащихся в обеих группах;
3) был констатирован рост вовлеченности учащихся в учебную деятельность, активное участие в ней всего класса;
4) выявлено положительное отношение учащихся к результатам своей работы;
5) констатируется возросшая осознанность познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы, которая состояла в разработке дидактических заданий с использованием мультимедийных технологийдля повышения познавательного интереса к изучению французского языка, нами достигнута.



1. Барышева Т.А. Психология развития креативности: теория, диагностика,технологии / Т.А. Барышева. - ВВМ.: Санкт-Петербург, 2006. - 73 с.
2. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие /
БатютаМ.Б.,Князева Т.Н. - М.: Логос, 2011. - С. 123-125.
3. Беляева Е.Б. Готовность младших школьников к изучению иностранногоязыка / Е.Б. Беляева. - Челябинск, 2010. - С. 105-108.
4. Васенева И.Ю. Условия развития познавательного интереса у детей / И.Ю. Васенева. - 2017. - С. 5-8. - URL: http://росмедаль.рф/2017-04-21 (дата обращения: 17.01.2018).
5. Возчиков В.А. Медиасфера философии образования / В.А. Возчиков. - Бийск, 2007. - 212 с.
6. Волкова С.В. Становление познавательного интереса
старшеклассников средствами лингвострановедения / С.В. Волкова. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 5-6. - URL: http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stanovlenie-poznavatelnogo- interesa-starsheklassnikov-sredstvami-lingvostranovedeniya.html (дата
обращения 18.01.2018).
7. Волкова С.Л. Роль познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку / С.Л. Волкова.- Санкт-Петербург, 2008. - № 63 (2). -
С. 48-51.
8. Волкова Ю. Сущность понятия «познавательный интерес» и егоструктура/ Ю. Волкова. - URL: http://volkovajulia.blogspot.ru/p/blog- page_904.html (дата обращения: 15.01.2018).
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Габидуллина Л.Л. Развитие познавательной активности младших школьников прикоммуникативном подходе / Л.Л. Габидуллина. - Киров, 2003. - С. 17-19.
11. Горегляд О.Л. Инновационные тенденции в преподавании
иностранного языка школьникам: Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» / О.Л. Горегляд. -
URL:http://festival.1september.ru/articles/527303/ (дата обращения: 24.04.2018).
12. ГОСТ Р 7.0.83-2013. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. - М.: Стандартинформ, 2014. - 16 с.
13. Згурская Т.В. Формирование познавательных потребностей
младших школьников /Т.В. Згурская. - Новокузнецк, 2006. - С. 14-16.
14. Зиновкина М.М., Утёмов В.В. Структура креативного урока по
развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ- ТРИЗ / М.М. Зиновкина, В.В. Утёмов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 261-265. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/64054.htm (дата обращения: 20.01.2018).
15. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: книга для учителя / Ю.Б. Зотов, П. И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1987. - 373 с.
16. Иванова Л.А. Инновационные медиаобразовательные технологии как средство обновления процесса обучения немецкому языку в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Иванова, А.Е. Мальцева // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - №6. - С.67-69.
17. Коменский Я.А. Великая дидактика. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1981. - 416 с.
18. Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников / И.П. Короткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2012. - 219 с.
19. Красильникова А.Е. Познавательный интерес как психологопедагогический феномен / А.Е. Красильникова. // Вестник Шадринского университета, 2013. - №2 (18). - С. 66-72.
20. Кувалдина М.М. Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования / М.М. Кувалдина. - Киров, 2007. - С. 33-35.
21. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства / Е.А. Меньшикова. // Вестник Томского педагогического университета. - 2009. - № 1(79). - С. 88-91.
22. Онкович А.В. Медиадидактика: Масс-медиа в учебном процессе по русскому языку как иностранному / А.В. Онкович. - Saarbrucken, 2012. - 174 с.
23. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / М.А. Пастушкова. - Мурманск, 2009. - С. 30-31.
24. Петрова Н.П. Компьютерная анимация как средство
медиаобразования: результаты экспериментов / Н.П. Петрова Информатика. - 1998. - С. 27-29.
25. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев. - М.: Педагогика, 1984. - 367 с.
26. Протопопова В.В. Эффективное использование электронных медиа в образовании / В.В Протопопова // Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. - Самара, 2008. - №6. - С. 168 - 176.
27. Пустовалова Е.В., Шалимова О.А. Приёмы развития
познавательных интересов на уроках математики / Е.В. Пустовалова, О.А. Шалимова //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа, 2013. — С. 94-97.
28. Рагуда Н.В. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности /
Н.В. Рагуда. - URL: http://raguda.ru/vs/poznavatelnyj-interes-doshkolnikov.html (дата обращения: 17.01.2018).
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Санкт-Петербург, 2004. - 781 с.
30. Синякова М.Г. Дифференцированный подход в развитии познавательных интересов младших подростков / М.Г. Синякова. - Екатеринбург, 2003. - С. 10-11.
31. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Соболева // Педагогика: традиции и инновации: материалы ^междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 119-123.
32. Сущность познавательного интереса школьников. - URL: http://www.pedagogyflow.ru/flowens-246-2.html (дата обращения: 17.01.2018).
33. Утёмов В.В. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие/ Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П.М. - Киров, 2013. - 212 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования// Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. - 2009. - С. 9-10. - URL:
https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 13.03.2018).
35. Федоров А.В. Медиаобразование в ведущих странах Запада / А.В. Федоров, А.А. Новикова. - Таганрог, 2005. - 270 c.
36. Федоров А.В. Терминология медиаобразования / А.В. Федоров // Искусство и образование, Таганрог, 2000. - № 2. - С. 35.
37. Филатова Е.А. Методика обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий / Е.А. Филатова. - Курск, 2014. - С. 24-28.
38. Челышева И.В. Опыт организации медиаобразовательных занятий: теория и практика: Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» / И.В. Челышева, Е.В.
Мурюкина. - 2008. - C. 6. - URL: http://mic.org.ru/13-nomer-2015/465-opyt- organizatsii-mediaobrazovatelnykh-zanyatij-teoriya-i-praktika, (дата обращения -
29.04.2018) .
39. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт / А.В Шариков. - Москва, 1990. - 64 с.
40. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.
41. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности / М.С. Якимова. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №4. - С. 122-124.
42. Axelle Karolina L’importance de la motivation pour apprendre une langue etrangere/ Karolina Axelle. - France, 2007. - 34 c.
43. Bazalgette C., Bevort E. & Savino J. L’Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations / C. Bazalgette. - Paris-London: BFI, CLEMI, UNESCO, 1992. - 120 p.
44. Bonjour de France. Apprendre le franfais en Ligne. - URL://www.bonjourdefrance.com/#myCarousel (дата обращения - 06.04.2018).
45. Canope-academie de Lyon, Canope-academie de Toulouse. L'education aux medias et a l'information. - URL: http://www.cndp.fr/savoirscdi/cdi-outil- pedagogique/apprentissage-et-construction-des-savoirs/leducation-aux-medias-et- a-linformation.html, (дата обращения - 20.04.2018).
46. CAVILAM. Le plaisir d’apprendre. - URL: http://www.cavilam.com/ (дата обращения - 06.04.2018).
47. De Smedt, T. De la logique des medias a celle de l’education. Medias pouvoirs / T. De Smedt. - 1994. - P. 82-94.
48. IKONET.COM. Le dictionnaire visual. - URL: http://www.ikonet.com/fr/ledictionnairevisuel/ (дата обращения - 06.04.2018).
49. Vize, A. L’education aux medias : 30 activites pour comprendre les medias et developper le sens critique / A Vize. - Montreal, Quebec: Cheneliere Education, 2010. - 123 p.
50. L'Histoire eclaire le present. Actualites et medias. - URL: https://www.herodote.net/, (дата обращения - 14.04.2018).
51. Renira Rampazzo Gambarato Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations / Renira Rampazzo Gambarato. - Moscow, Higher school of economics, 2013. - p. 87-91.
52. TV5MONDE. Apprendre le franfais. - URL: http://apprendre.tv5monde.com/ (дата обращения - 06.04.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ