Введение
1. Географическая характеристика Арктики 5
1.1. Физико-географическое положение 5
1.2. Природа Арктики 11
1.3. Люди и хозяйственная деятельность 22
2. Современное состояние и перспективы развития Арктики 29
2.1. Современное экологичское состояние 29
2.2. Современное политическое состояние 36
2.3. Перспективы освоения и развития Арктики 58
3. Анализ методов и средств формирования знаний обучающихся по теме
«Арктика» на уроках географии 64
3.1. Методы и приемы реализации экспериментальной работы обучающихся
в изучении географии 64
3.2. Разработка элективного курса с использованием информационных
технологий 71
Заключение
Список использованных источников 78
Приложение
Актуальность исследования. Во времена обострений отношений между двумя странами США и России, когда все совместные проекты замораживаются, а большинство договоров разрываются, находится место для сотрудничество в Арктической зоне.
«Совместное предложение России и США о передвижении судов в Беринговом проливе утверждено международными экспертами [1]. Как сообщает пресс-служба Минтранса [2], Комитет по безопасности в море Международной морской организации (ИМО) утвердил схему,
предложенную двумя странами в начале декабря 2017 года».
С одной стороны, рациональный подход к проблемам Севера заставляет рассматривать арктическую зону, как регион стратегического партнёрства входящих в неё государств; в том числе в рамках сотрудничества в межправительственном Арктическом совете [3], других международных организациях, деятельность которых направлена на согласованные действия по эксплуатации природных богатств наряду с защитой среды и содействие в обмене позитивным опытом в выполнении задач, связанных с устойчивым развитием всей Арктики. С другой стороны, этот процесс принимает формы конкурентной борьбы за лидерство на Севере в его различных аспектах. Это и геологические приоритеты, и технические открытия, и технологические патенты, и правовые преимущества, и национальные амбиции, и транспортные возможности.
Актуальность исследования определяется возрастающей значимостью международного сотрудничества в сфере дорогостоящего и технически сложного освоения природных ресурсов, а также всеобщим вниманием к освоению Арктики как одной из важнейших перспективных задач России.
Дети - наше будущее, и все направленные изменения будут касаться, прежде всего, их. Для того, чтобы стать профессионалом своего дела, быть гражданином своей страны, необходимо иметь представление о становлении и развитии страны, состоянии экономики и искать решения сложившихся проблем.
В связи с тем, что южная часть страны изучена многими исследователями намного лучше, чем её северная (несмотря на то, что вся экономика держаться на Арктике) мы сначала должны оценить знания, получаемые в школе. Образование в школе дает необходимую базу знаний об особенностях северного региона, ее проблематике и уровне развития. Получая необходимую информацию, будущие специалисты могут найти решение по освоению региона, расширению спектра социальноэкономических задач и достижению финансовой стабильности сурового региона.
Цель работы: анализ состояния, проблемы и перспективы развития Арктики
Задачи исследования:
- дать физико-географическую характеристику региона;
- осветить современные экологические и политические проблемы Арктики;
- рассмотреть с точки зрения современных технологий методику преподавания Арктики.
Объект исследования - Арктика - северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан и окружающие его окраины материков Евразия и Северная Америка.
Предмет исследования - изучение преподавания «Региона Арктики» в школьном курсе географии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической глав, заключения, списка использованных источников, приложения
Арктика привлекает большее внимание, как основных региональных инвесторов, так и всего мира. Здесь сосредоточены огромные природные богатства, от разумной эксплуатации которых зависит будущее всего человечества. Регион имеет перспективу превратиться в важный транспортный коридор мирового значения. Повышенный интерес к региону обусловлен, в первую очередь, возможностями добычи руд и углеводородного сырья. Через полвека Арктика может стать самой крупной кладовой энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты.
Международно-правовой статус пространств Арктики во многом определяется его особым географическим положением, резко отличным от положения всех других морских пространств. Столкновение интересов в Арктике связано с потенциальными стратегическими выгодами, которые определяются географическим положением северных вод и прилегающих к ним участков суши. Наличие в Арктике значительных природных ресурсов издавна вызывало в регионе конфликтные ситуации разной степени интенсивности стран мира.
Вместе с тем в Арктике накопилось немало проблем, связанных, прежде всего, с экологией, нерешенными территориальными спорами, подчас бедственным положением коренных народностей. Проблема освоения Арктики поставила под угрозу флоре и фауне северного региона, так как Арктика - единственный крупный источник нефти и газа, и их добыча приводит к угрозе исчезновения нескольких видов животных и растений, а также загрязнению Мирового океана и изменению природного ландшафта.
В связи с расширением южных границ вопрос об освоении Арктики был отодвинут на неопределенный срок. Возникла вероятность того, что в ближайшем будущем будут ограничены попытки открытия новых месторождений полезных ископаемых и изучение шельфов. Однако Арктика все еще остается загадочным и богатым регионом, с уникальными для исследований флорой и фауной, и новым специалистам важно знать особенности региона для его развития.
Школьная программа естественно сбалансирована и не рассчитана на дополнительные часы изучения отдельных тем. Элективные курсы эффективны, но занимают много времени на подготовку и проведение, что приравнивает элективные курсы как школьный урок. В связи с загруженностью часов проведения занятий, проведение большинства элективных курсов невозможно.
Поэтому нами предложен метод обучения с помощью
информационных технологий в виде интернет-ресурсов. Изменяющиеся технологии и распространение интернет-ресурсов помогают адаптироваться в современном потоке информации и усвоить во много раз больше знаний за короткий срок. Лишь как дополнительные занятия, в скором будущем интернет материалы могут быть внедрены в школьную программу и стать основным методом обучения.
Не только ученикам, но и гражданам нашей страны необходимо знать о таких далеких регионах, иметь представление о климате, финансовом положении, обеспечении ресурсами и политической обстановкой. Развитие такого региона всецело зависит от интереса нынешнего поколения, и от них зависит, появится ли первый город с миллионными жителями в Арктике после решений проблем.
1. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969) // Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Российская газета, N 284, 23.12.2004.
Книги, монографии
3. Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества / [А. В. Загорский и др. ; гл. ред. И. С. Иванов]. - М.: Спецкнига, 2012. - 40 с.
4. Арктическая флора СССР: Критич. обзор сосудистых растений, встречающихся в аркт. р-нах СССР / [АН СССР, Ботан. ин-т им. В. Л. Комарова] .— Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1966 . - ; 26 см. + (карт.) . - Загл. на доп.тит.л.: Flora arctica URSS. | . - 1980 . - 208 с.
5. Арктический шельф. Позднечетвертичная история как основа прогноза развития. / Павлидис Ю.А., Ионин А.С., Щербаков Ф.А. и др.; Отв. ред. Ю.А. Павлидис; Рос. АН, Ин-т океанологии им. П.П.Ширшова, Рос. фонд фундамент. исслед. - М.: ГЕОС, 1998 . - 187с. : табл., карт. - Содерж. парал.: рус., англ. - Библиогр.: с.179-184 .
6. Белая книга: Мировая энергетика - 2050 (под ред. Бушуева В.В., Каламанова В.А.). - М: ИЦ «Энергия», 2011.
7. Большая Советская энциклопедия (3-е издание). Арктика. - М.: Эксмо, 2008;
8. Бондаренко Л.А., Аполонский А.О., Цуневский А.Я. Арктическая зона России. Углеводородные ресурсы: проблемы и пути решения - М.: ИАЦ «Энергия», 2009. - 120 с.
9. Булатов, Владимир Николаевич. КПСС - организатор освоения Арктики и Северного морского пути (1917-1980) / В. Н. Булатов . - М. : Изд- во МГУ, 1989 . - 155,[1] с. ; 20 см . - (КПСС. История и современность) . - Библиогр. в примеч.: с. 138-153.
10. В стране снега и льда / ; Пер.с фр. А. И. Кима; Науч. консультант- ред. И. Р. Беме . - М. : РОСМЭН, 1997 . - 168с. : цв.фото . - (Мир дикой природы: Larousse).
11. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География 7 класс - География материков и океанов 2 изд - пересмотр. Изд. Дрофа вертикаль 2014 г.
12. В. П. Дронов, И.И Баринова, В.Я Ром, А.А Лобжанидзе. География учебник 8-9 класс . Изд. Дрофа.
13. В. П. Максаковский. География 10-11 кл. издательство базовый уровень 26-е изд.
14. Гилева, Д. В. Экономика и экология: опыт арктических стран / Д. В. Гилева, Д. Ю. Руденко // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам, Казань, 5-6 декабря 2017 г. = Intematuional symposium on management, economics and finance, Kazan, December 5-6, 2017 : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Казан. федер. ун-т" Ин-т упр., экономики и финансов, Науч.- образоват. центр "Знание" ; [редкол.: Н. Г. Багаутдинова и др.] .— Казань, 2017 . - С. 477-480.
15. Глазовская, Т.Г. География лавин. / Т. Г. Глазовская ; Под ред. С. М. Мягкова, Л. А. Канаева . - М. : Изд-во МГУ, 1992 . - 332с. : ил., карт. - Библиогр.: с.329-331.
16. Голдин В. И. Арктика в международных отношениях и геополитике в XX - начале XXI века: вехи истории и современность // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 22-34.
17. Двести лет арктической археологии / Отв. ред. И. Т. Кругликова .— М. : Наука, 1990 .— 108,[3] с. : ил. ; 24 см .— (Крат. сообщ. / АН СССР, Ин-т археологии ; 200, 0130-2620) .— Крат. сообщ. Ин-та археологии АН
СССР, вып. 191-199: Содерж.: с. 105-109.
18. Дятликович В., Гребцов И. Шельф цвета хаки // Русский репортер. 2 - 9.04.2009. С. 28.
19. Изучение и освоение арктической зоны России в XVIII — начале XXI вв. Сборник документов и материалов. Новосибирск, 2011. С. 291-299.
20. Карапетян, М. Ш. Трудовые ресурсы в Арктической зоне Российской Федерации: проблемы и перспективы / М. Ш. Карапетян, А. Р. Кутлубаева, Г. Ю. Обруч // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам, Казань, 5-6 декабря 2017 г. = Intematuional symposium on management, economics and finance, Kazan, December 5-6, 2017: сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Казан. федер. ун-т" Ин-т упр., экономики и финансов, Науч.- образоват. центр "Знание" ; [редкол.: Н. Г. Багаутдинова и др.] . - Казань, 2017 . - С. 488-492.
21. Клименко Б. М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.: Международные отношения, 1974. С.
36.
22. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктическое направление внешней политики России: проблемы и перспективы // Обозреватель. 2011. № 3. C. 13-20.
23. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2013. № 3. С. 27-36.
24. Кутинов, Ю.Г. Основные аспекты мониторинга геологической
среды Арктического сегмента земной коры / Ю.Г. Кутинов, З.Б. Чистова // Изменяющаяся геологическая среда: пространственно-временные
взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов: Международная геологическая конференция, г. Казань, 13-16 ноября 2007 г.: [сборник материалов / науч. ред.: д.г.-м.н., проф. Д. К. Нургалиев, д.г.-м.н., проф. Ю. К. Щукин ; сост. Н. Н. Равилова] . - Казань., 2007 . - Т. 2 . - С. 79-83.
25. Лебедева, Ю.А. Математическое моделирование климата и глобальное потепление Арктики / Ю.А. Лебедева, Е.Н. Яковлева // Молодежные научные чтения, посвященные 130-летию со дня основания первой метеорологической станции Симбирска : сб. материалов / Гос. ист.- мемор. музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" ; [редкол.: Р.Х. Салахова, И.М. Михайлова] . - Казань, 2006 . - С. 33-37.
26. Лукин Ю. Ф. Концептуальные подходы к определению внутренних границ и развитию Российской Арктики в изменяющемся мире // Арктика и Север. 2012. № 6. С. 95-109.
27. Лымарев, Василий Иосифович. Островная земля России: Кн.для учащихся / В.И.Лымарев . - М. : Просвещение, 1993 . - 160с. : ил.
28. Максимова Д. Д. О некоторых проблемах межгосударственных отношений Канады в Арктическом регионе // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2.
29. Мохов, И.И. Изменения климата и возможные последствия для арктических регионов / И.И. Мохов, В.Ч. Хонч // Окружающая среда и устойчивое развитие регионов: новые методы и технологии исследований : труды Всероссийской научной конференции с международным участием / Казан. гос. ун-т, Фак. географии и экологии ; [редкол.: Дьяконов К. Н. и др.] . - Казань . - 2009 . - Т. 2: Климат, макроциркуляционные процессы и экология атмосферы; Социально-экономические и природные условия конкурентоспособности и позиционирования региона / [отв. ред.: проф. Переведенцев Ю. П., проф. Рубцов В. А.] . - С. 5-8.
30. Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств // Арктика и Север. 2012. № 61.
31. Полярный круг, 1991 : [Сборник / Составители Л. А. Чешкова, В. И. Галенко] . - М. : Мысль, 1991 . - 492,[1] с. : ил. ; 22 см . - Библиогр.: Высокие широты: давняя история и современность: с. 489-493 (145 назв.).
32. Розенбаум, Г.Э. Позднекайнозойская история криолитозоны Арктики и тенденции ее будущего развития / Г.Э.Розенбаум, Н.А.Шполянская . - М. : Научный мир, 2000 . - 103с. : ил. Библиогр.: с.98-103.
33. Тимченко, Леонид Дмитриевич. Шлицберген:история и
современность:(Международно-правовой аспект) / Л.Д.Тимченко .— Харьков : Основа, 1992 .— 127с. - Библиогр.в примеч.:с.115-126 .
34. Тихонов, Александр Васильевич. Красная книга России:животные и растения : Науч.-попул.изд. / А.В. Тихонов ; А.В.Тихонов . - М. : РОСМЭН, 2002 . - 414с : ил .
35. Успенский, Савва Михайлович. Живущие во льдах / С. Успенский .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Мысль, 1983 .— 206 с. : ил., 8 л. ил. ; 20 см .— (Рассказы о природе) .
36. Харлампьева Н.К. Формирование транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В. 10 т. /под ред. А.Ю. Мельвиля Рос. ассоциация междунар. Исследований. - Т.6: Новые тенденции в мировой политике (под ред. В.С. Ягья, В.С. Денисенко). - М.: МГИМО-Универси-тет, 2007. - 153с.
37. Энергия Арктики/М.О. Моргунова, А.Я. Цуневский / под научн. ред. В.В. Бушуева - М.: ИЦ «Энергия», 2012. - 84 с.
38. Харлампьева Н.К. Арктика - новый регион мира // Известия Саратовского университета, 2011. Т. 11. вып. 1.
Диссертации
39. Чумаков Д,С. Энергоресурсы российской Арктики в мировом хозяйстве : диссертация ... кандидата экономических наук. - Москва, 2009. - 190 с.
40. Эверстова Алена, кандидата педагогических наук З-БА-ДО-15с ПИ СВФУ Конспект "Плюсы и минусы использования видеороликов youtube.com (туториалов) в образовании.
Электронные ресурсы
41. История освоения Арктики. [Электорный ресурс] М.А.Мурашко
// Риа-новости 15.04.2010 Режим доступа:
https://ria.ru/arctic_spravka/20100415/220156203.html