Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I (07.00.02)

Работа №4406

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24 стр.
Год сдачи2005
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования определяется важностью изучения истории взаимоотношений Российского государства с Русской православной церковью и другими конфессиями. Данная тема также представляет интерес для исторических, историко¬юридических и историко-церковных исследований.
Рассмотрение религиозных взглядов Павла способствует более полному пониманию духовной жизни русского общества рубежа XVIII-XIX вв., так как религиозное мировоззрение императора формировалось в непосредственной связи с религиозно-философскими представлениями и исканиями того времени.
Личность и мировоззрение Павла I сформировались задолго до восшествия на престол. Без рассмотрения православных традиций воспитания Павла, являющихся основой его религиозных взглядов, которые формировались в этот период, без рассмотрения религиозно-философских установок личности императора, невозможно понять и оценить религиозную политику императора.
Обращение к павловской эпохе важно с точки зрения понимания современного места религии в обществе. Здесь несомненный интерес вызывает проект Павла I о соединении христианских церквей, который может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы многоконфессиональности, исторически сложившейся на территории Российской империи, а также как предтеча современных экуменистических идей.
Объектом исследования являются религиозные взгляды и религиозная политика Павла I, взятые во взаимосвязи.
Предмет исследования составляют конкретные мероприятия религиозной политики Павла, при этом система религиозных взглядов выступает как наиболее значимый фактор этих политических мер. К факторам, оказавшим влияние, как на формирование мировоззрения императора, так и на его политические приоритеты, а также на курс во внутренней и внешней политике, относятся: православие и положение православного духовенства при Павле, католицизм и течения внутри его.
Хронологические рамки определяются годами жизни императора Павла I (1754 - 1801 гг.), что обусловлено тем, что формирование религиозных взглядов императора началось задолго до его вступления на престол. Осуществление религиозной политики, естественно, пришлось на период недолгого правления Павла Петровича.
Историография. Религиозный аспект в большей, либо меньшей степени затрагивается во всех работах посвященных жизни и царствованию Павла I, а, следовательно, анализ степени изученности темы включает в себя рассмотрение основных проблем историографии царствования Павла I в целом. Приступая к характеристике работ, необходимо систематизировать их по хронологии и по степени охвата данной проблематики.
Вплоть до начала XX века историки касались событий конца столетия лишь «попутно», изучая финансовую политику самодержавия, военную историю России, сословную политику царизма, ряд других вопросов, а также в общих курсах истории страны. Также «попутно» рассматривались и вопросы религиозной политики Павла.
Увеличение количества работ, посвященных Павлу, происходит в конце 60-х - начале 80-х гг. XIX века, когда вводятся в научный оборот новые источники, опубликованные в историко-литературных журналах «Русский Архив», «Русская старина» и других изданиях. Центр внимания исследователей смещается с личности императора на оценку внешней и внутренней политики.
3

Отдельно заслуживают упоминания работы, написанные исследователями эпохи Павла XIX - начала XX вв., среди которых стоит назвать историка Н. К. Шильдера,1
2 3
немецких историков Т. Шимана и А. Брикнера , историка начала XX века А. А. Корнилова.4 Эти авторы в целом дали правлению и личности Павла негативную оценку, и, не занимаясь подробно вопросами религиозной политики императора, отдельные ее элементы оценивали отрицательно. Их оппонентами на тот период были, прежде всего, Е. С. Шумигорский5, М. В. Клочков6, генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин7, а также Д. Ф. Кобеко8.
В работах этих авторов отношение Павла I к религии и церкви рассматривается фрагментарно, попутно с характеристикой тех или иных событий внешней или внутренней политики периода.
В целом к XX веку у историков не сложилось сколько-нибудь целостной картины религиозной политики Павла. Более того, наличие у него концептуальной основы политических мер подавляющим большинством авторов вообще отрицалось. Это было связано с общей тенденцией противопоставления царствования Павла I времени Екатерины II. Дореволюционная историография упустила из внимания вопрос о закономерности, своевременности и значимости павловских преобразований для решения наиболее актуальных задач, вставших перед российской монархией в конце XVIII века.
Попытки объяснить повороты во внутренней политике только особенностью личности императора привели к преувеличению влияния характера Павла на деятельность его правительства, препятствовали раскрытию сложности и диалектичности преобразований.
Особое значение для серьезного переосмысления взглядов на политику Павла I имела точка зрения В. О. Ключевского, который, подчеркивает положительные стороны правления Павла. Характеризуя мотивы преобразований, Ключевский отмечает, что осуществлявшиеся на рубеже XVIII—XIX вв. планы возникали «из недобрых источников, либо из превратного политического понимания, либо из личных мотивов».9
В XIX - начале XX вв. вопросы религиозных взглядов и религиозной политики Павла рассматриваются в работах, посвященных истории религии в России. Выходят работы М. Морошкина10 и И. Знаменского11 о положении православного и католического духовенства во второй половине XVIII века и отношении к нему самодержавия, дается анализ религиозной политики Павла I.
Оба автора отмечают заботу императора, в противоположность его матери, об улучшении материального положения духовенства, которую объясняют глубокой религиозностью царя. Однако некритическое использование источников мемуарного характера в определенной мере снижает научную значимость этих работ, т. к. авторы
1 Шильдер Н. К. Император Павел Первый. Историко-библиографический очерк. - М., 1996.
2 Шиман Т. К истории царствования Павла I и Николая I. - Изд. 2-е. - Берлин, 1906.
3 Брикнер А. Г. Смерть Павла I. - СПб., 1907.
4 Корнилов А. А. Павел I: Курс истории России XIX в.: [прочит. в 1909-1910 гг.] // Родина. - 1990. - № 8. - С. 68-74.
5 Шумигорский Е. С. Император Павел I. Жизнь и царствование. - СПб., 1907.
6 Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времён Павла I. - Пг., 1916.
7 Милютин Д. А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. В
2 т. Т. 1. - Изд. 2ое. - СПб., 1857.
8 Кобеко Д. Ф. Цесаревич Павел Петрович (1754-1796). - СПб., 1882.
9 Там же - С. 539
10 Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до нашего времени. - СПб., 1867-1870. - Ч. 1-2.
11 Знаменский И. Положение духовенства при Екатерине II и Павле I. - СПб., 1880.
4



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ