Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гибридной идентичности личности в межэтнической семье: кросскультурная перспектива.

Работа №44059

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ГИБРИДНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Мультикультурализм как социокультурная среда формирования гибридной идентичности
1.2 Этнос и этничность в контексте формирования гибридной идентичности личности
1.3 Полиэтническая семья как агент социализации личности с гибридной идентичностью
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Динамика развития смешанных этничностей (на примере Республики Башкортостан)
2.2 Гибридная идентичность в условиях городского полиэтнического пространства (на материале г. Казань)
2.3 Особенности социализации личности с гибридной идентичностью
Заключение
Библиографический список
Приложения


Актуальность темы исследования. Современное общество поглощено процессом глобализации. Глобализация, в свою очередь, породила мультикультурализм. Мультикультурализм, как и глобализация, затронул едва ли не каждую сферу современного общества. Институт семьи и брака не является исключением. Статистика по количеству межэтнических браков растет, в том числе и в России. Количество детей, рожденных в межэтнических браках, растет соответственно. В связи с этим появился такой термин как гибридная идентичность.
Как отмечает Л.Р. Низамова, «Проблематика смешанных этнических идентичностей в условиях национальных государств конца XX - начала XXI
в. изучена слабо, хотя формирование гибридных этнических идентичностей в обществе высокого (позднего) модерна и глобализации становится все более заметным явлением» . Заметим, что несмотря на огромное количество исследований межэтнических браков, исследований гибридной идентичности на их фоне ничтожно, несмотря на то, что сегодня явление смешанной этничности не является новым и малочисленным. При этом нельзя не согласиться, что «новые социальные условия, задаваемые растущей мобильностью населения, поликультурностью позднесовременных обществ, разнонаправленностью векторов локализации и глобализации, а также научный контекст начала XXI столетия заметно актуализируют эту тему» . Данный социальный феномен все чаще встречается в современном обществе и этот факт невозможно игнорировать.
В данной работе будет предпринята попытка ответить на следующий исследовательский вопрос: Является ли фактор межэтничности семьи основополагающим в процессе социализации гибридной идентичности?
Степень разработанности темы исследования.
Разработка проблем социализации индивидов смешанного происхождения не имеет богатой истории. Такие термины, как «гибридная идентичность», «смешанная этничность» берет свое начало в западноевропейской социологии и встречаются в относительно недавних работах следующих социологов: Э. Гидденса, П. Бурдьё, Г. Беккера, «мягкого» мультикультурализма Ч. Кукатаса, «либерального» мультикультурализма У. Климки, О.Холла, Э. Хирша. Нами были проанализированы работы П.В. Трешковича, Д. Рисмэна, Л.Н. Гумилева, Д. Тернера. Теоретической базой так же послужили труды В.П. Бондерева, Т.Г. Стефанко, В.С. Мухиной, Ю.В. Ставропольского.
Гораздо больше исследований существует в области рассмотрения межэтнических браков. Например, исследования на конкретно взятую нами тему в России носят региональный характер. Это проявляется в исследованиях билингвизма конкретных республик, последствий мультикультурализма, ценностей языка и, конечно, смешения этничностей.
Объект исследования - гибридная идентичность как результат процесса социализации личности в условиях межэтнической семьи.
Предмет исследования - механизмы формирования гибридной идентичности личности в межэтнической семье.
Цель исследования - выявить специфику влияния различных факторов на социализацию личности с гибридной идентичностью в рамках межэтнической семьи.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
-проанализировать теоретические основы изучения проявления смешанной этничности в обществе;
-обобщить современные теории;
-определить имеющиеся социологические исследования по данной тематике;
- опираясь на теоретическую базу, определить сущность смешанной этничности как объекта социологического анализа;
- выявить факторы, влияющие на социализацию смешанной этничности;
- выявить основные индикаторы проявления гибридности;
-рассмотреть характерные особенности социализации.
Эмпирической базой послужили:
- вторичный анализ материалов исследований Л.Р. Низамовой, Ф. Файзуллина и А. Зарипова, Л.Дробижевой и Ю. Арутюнян, В.Триценко, М.Херсковиц, Дугина, Р.Тухватуллина и Н. Скворцова, В. Геннинга.
- анализ статистических данных республик Башкортостан и Татарстан;
- данные глубинных интервью, проведенных автором работы лично в странах: Германия (2 информанта), Швейцария (3 информанта), Россия (респ. Татарстан и респ. Башкортостан 3 и 3 информанта соответственно), а также дистанционно, при помощи системы «Skype», с жителями Болгарии (2 респ), Украины (1 респ) и США (1 респ). Тип выборки «снежный ком» (n =15).
Научно-теоретическая и практическая значимость работы.
Результаты исследования могут использоваться при проведении социологических исследований, направленных на изучение гибридных идентичностей, этнической социализации, межэтнических браков, проявлений мультикультурализма, смешения этносов. Выводы нашей работы могут найти применение при разработке и чтении общих и специальных курсов по этнической социологии, общей социологии и социологии семьи.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках теоретического и эмпирического анализа, осуществленного в рамках данной работы, нами были получены следующие выводы.
Индивид, прежде всего сам относит себя к тому или иному этносу. В случае же с гибридной идентичностью личность, чаще всего не может отнести себя только к одному определенному этносу. А если и делает выбор в пользу одного из этносов, то обязательно отмечает смешанность своего происхождения.
Самоидентификация личности с гибридной идентичностью происходит под влиянием следующих основных ориентационных индикаторов: это, прежде всего самоопределение, семья, язык, культура, религия, идентификация с этнической группой.
Степень воздействия каждого из этих индикаторов исторически меняется, но количественно данный набор остается тем же.
Эти индикаторы показывают широту, или объем, этнической идентичности этнической самоидентификации, то есть те элементы национального бытия, которые сближают одного этнофора с другими этнофорами своей национальности. Индикаторы этнической самоидентификации часто называют этно-консолидирующими факторами этнической идентичности. Они оказывают значительное влияние на формирование границ этнической идентичности, определяют их подвижность.
Язык - один из самых индикаторов проявления гибридности. Что касается языка, то личность с гибридной идентичностью является как минимум билигнвом. Их лингвистическое мышление очень гибкое. Особого труда не доставляет преход от одного языка к другому. Так же у них наблюдается способность к довольно быстрому усвоению новых языков.
На социализацию индивида с гибридной идентичностью влияют как минимум сразу две культуры, а э это культуры родителей (так же возможно воздействие третей, внешней культуры), в следствии чего личности со смешанной этничностью относятся позитивно к традициям и культурам окружающих их этносов. Они открыты каждой из окружающих их этнических культур, уважительно относятся к традициям, обычаям, языку, религии каждого из этносов. Одним из следствий постоянного влияния нескольких культур является так же отсутствие расистских настроений среди информантов к представителям других этнических групп.
Основополагающим фактором формирования гибридной идентичности является межэтническая семья, межэтнический брак, поскольку с самого рождения индивид находится под воздействием сразу двух культур. Но нами было доказано, что данный фактор не является единственным.
Окружающая социальная среда, сам производственный процесс в многонациональном трудовом коллективе диктуют не только к какому языку прибегать человеку, но и к какой культуре. Сами же родственники, друзья, окружение личностей со смешанной этничностью порой подталкивают к выбору в пользу конкретного этноса. Но данное замечание уместно лишь относительно информантов, являющихся россиянами. Что же касается заграничных представителей, то была выявлена тенденция некого «отхода» значимости этничности на второй план. Для информантов -жителей европейских стран данное высказывание особенно справедливо. В ходе проведения эмпирического исследования, во время интервью, многие информанты не понимали разницы между понятиями этнос и нация.
Был замечен интересный факт о том, что индивид со смешанной этничностью склонен быть гибким к выбору этничности в зависимости от ситуации. Например: при общении с друзьями он идентифицирует себя как представитель одного этноса, а при общении, например, с бабушкой или дедушкой со стороны одного из родителей -идентифицирует себя уже с другой этнической группой.
Отождествление с той или иной этничностью происходит в целях преследования личных целей, амбиций. Поскольку социализация личностей (информантов) происходила под воздействием как минимум двух культур, они обладают способностью отождествлять себя и с «этносом матери», и с «этносом отца». Поскольку для них не возможна идентификация лишь с одним только этносом, то для них характерным является некоторое «перескакивание от этноса к этносу». Постоянно находясь на перепутье двух культур они привыкли к этому состоянию, и переход от одной культуры к другой, от одного языка к другому является для них обыденным и постоянным.
Что же касается религии, то среди респондентов нашлись единицы, которые смогли сделать выбор в пользу конкретной религии (имеются в виду информанты, религии родителей которых являются разными): Следовательно, религия не является основополагающим индикатором при самоидентификации гибридной идентичности.
Хочется отметить, что в условиях межэтничности и мультикультурализма, личности, с гибридной идентичностью не торопятся отождествлять себя с каким либо конкретным этносом, религией, культурой. Лишь пытаясь ответить на вопрос о своей этнической принадлежности во время проведения интервью, они начинают задумываться и пытаться ответить на него, возможно даже впервые, ведь это не является для них чем- то особенно важным. Проходя социализацию как минимум в рамках межэтнической семьи, они воспринимают разнообразие культур и народов в своем окружении как должное, принимая от каждого этноса, по их мнению, лучшее.
Отметим так же, что исследуемый объект нельзя назвать однородной общностью или социальной группой. Скорее они предстают как результат пересечения этнических групп.
Личности с гибридной идентичностью не торопятся отождествлять себя с каким-либо конкретным этносом, религией, культурой. Лишь пытаясь ответить на вопрос о своей этнической принадлежности во время проведения интервью, они начинают задумываться и пытаться ответить на него, возможно даже впервые, ведь это не является для них чем-то особенно важным. Проходя социализацию как минимум в рамках межэтнической семьи, они воспринимают разнообразие культур и народов в своем окружении как должное, принимая от каждого этноса, по их мнению, лучшее. Так нужно ли делать этот выбор? На этот вопрос носители гибридной идентичности почти единогласно отвечают: « не думаю», отмечая что осуществление данного выбора охарактеризовало бы их как ограниченных личностей.
Главным фактором этнической самоидентификации на эмпирическом уровне является набор тех признаков, которые воспринимаются этнографами как главные при определении национальности человека.


1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология М.: Аспект-Пресс, 1999. C 171
2. Бондырева С.К., Сайко Э.В. Этносфера как составляющая Социума // Мир психологии №3 (59) 2009 С. 3
3. Гидденс Э. Последствия модернизации/ Нашре Марказ. 1998.С. 48.
4. Гриценко В., Сусоколов А.А Факторы устойчивости однонациональных и национально-смешанных браков. Полевые исследования ИЭ АН СССР. М., 1987 С 187-189
5. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли /Л. Н. Гумилев. Л.,1990. С.85 .
6. Гуриев С.М. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n5-19/548- buchek19.html (Дата обращения 12.02 2018)
7. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности. URL:
https://istina.msu.ru/publications/article/2700679/ (дата обращения
15.02.2018)
8. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности. URL:
https://istina.msu.ru/publications/article/2700679/ (дата обращения
15.02.2018)
9. Ешич, М. Б. Этничность и этнос как феномены различия и феномены развития / М. Б. Ешич // Мир психологии. - 2004. - № 3 (39). - С. 24
37.
10. Козлов В.И. Национальности СССР. Этнографический обзор. М.: Финансы и статистика. 1982. C. 215-216
11. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма. URL:http:// www.cato.ru/pages/69?idcat.(Дата обращения 22.04.18)
12. Лебедева Н. М., Этническая и кросс-культурная психология 2004.
13. Леггеви К. Транснациональные движения и вопрос демократии. URL: izdat.ru/article/92/#
14. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее / B.C. Мухина // Психологический журнал. 1994.Т. 15. № 3. С. 42-48.
15. Низамова Л.Р, Этничность в мультикультурном мегаполисе: этнокультурные татарские практики В США. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnichnost-v-multikulturnom-megapolise- etnokulturnye-tatarskie-praktiki-v-ssha (дата обращения: 3.03.18)
16. Низамова Л.Р. Смешанные этнические идентичности в мультикультурном обществе.// Ученые записки Казанского университета.2011. Том 153. Кн. 5 С.167
17. Павлов С., Мухина В. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / С. Павлов, В. Мухина // Развитие личности. 2001. № 3-4. С. 55-75.
18. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Шайгерова Л.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии//Национальный психологический журнал 2011. №2(6) С.60-79.
19. Ставропольский, Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской социологии. 2003. С. 34.
20. Терешкович, П. В. Нация / Сост. А. А. Грицанов // Новейший философский словарь: Энциклопедия. - Минск: В. М. Скакун, 1998. - С. 896.
21. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по республике Татарстан URL:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/sphere/ (Дата обращения: 22.04.2018)
22. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997 С 29
23. Тухватулин Р.М. Язык как национальная ценность 1997.
24. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани Этнической идентификации 1997
г. С.9
25. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани Этнической идентификации 1997 г. С.5
26. Шапинская Е.Н. Кризис эстетических ценностей в «Постукультурном» обществе: концепция культурного капитала Пьера Бурдье URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-esteticheskih-tsennostey-v- postkultumom-obschestve-kontseptsiya-kultumogo-kapitala-piera-burdie
27. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006. С. 189.
28.150 лет Национальной библиотеке Республики Татарстан
Информационно аналитический журнал Университетская книга URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/biblworld/4186- 150-let-biblioteke- respubliki-tatarstan.html (Дата обращения: 22.04.2018)
29. Hutnyk J, Celebrating Transgression: Method and Politics in Anthropological Studies of Cultures 2005 C.219
30. Kymlicka W. Immigration, Multiculturalism, and the Welfare State // Ethics and International Affairs. V. 20.3. Fall., 2006.
31. URL: http://www.nationsencyclopedia.com/Europe/Switzerland-ETHNIC- GROUPS.html#ixzz5GRCLJOxH (Дата обращения: 20.05.18)
32. URL: https://www.labirint.ru/authors/121878/ (дата обращения 12.02.18)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ