Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА «СТРОЕНИЕ АТОМНОГО ЯДРА» И МЕТОДИКА ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №44053

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
381
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Требования ФГОС СПО к изучение строения атомного ядра в учреждениях СПО энергетических профилей 6
1.1. Системно-деятельностный подход при подготовке будущих
мастеров производственного обучения по профилю «Энергетика» . . . 6
1.2. Особенности изучения физики в учреждениях СПО технических профилей в свете требований ФГОС СПО 9
1.3. Место изучения темы "Строение атомного ядра" в курсе физики будущими энергетиками 12
Глава 2. Методические аспекты изучения темы «Строение атомного ядра" в системе среднего профессионального образования 14
2.1. Особенности методики изучения темы «Строение атомного
ядра» в учреждениях СПО технического профиля 14
2.2. Дидактическое сопровождение изучения темы «Строение
атомного ядра 34
2.3. Урок по теме "Строение атомного ядра" в профильном
учреждении СПО 40
2.4. Внеклассное занятия "Ядерный мир" для учащихся СПО
энергетического профиля 45
Заключение 52
Библиографический список использованной литературы

Актуальность методических изысканий по изучению темы «Строение атомного ядра» в учреждениях СПО заключается в том, что данная тема является сквозной курсов физики и химии и обучающиеся получают более глубокие и прочные знания о строении веществ, изучая эту тему в систематической, конкретной связи обоих курсов.
Атомная физика считается наиболее сложной темой в образовательном процессе, при этом основной сложностью её преподавания считается отсутствие наглядности. Трудность преподавания связана с ограничением демонстрации реальных экспериментов по атомной физике, фактором чему является в таком случае то, что большая часть экспериментов могут осуществлять вредоносное воздействие на человеческий организм, также неспособностью образовательного процесса в полной мере осуществить все без исключения средства осторожности. Внешние размеры атома представляют размеры значительно менее плотного электронного облака, которое примерно в сто тысяч раз больше диаметра ядра. Помимо этого, протонов, в состав ядра большинства атомов входят нейтроны, которые не несут никакого заряда. Атомы не сразу вошли в научный обиход, при этом само слово «атом» возникло еще в сочинениях философов Древней Греции. В переводе с греческого языка - «неделимый». Философы объясняли окружающее пространство доступными средствами, среди которых не было современных приборов, но были такие качества как наблюдательность и логика. Логическим путем можно прийти к заключению, что деление элемента не может совершаться бесконечно. В результате должна остаться определенная мельчайшая и неделимая крупинка вещества или атом вещества. В случае если б подобных неделимых крупинок никак не осталось, то любую вещь можно было бы ликвидировать до конца. А раз так, то новые вещи и в том числе животные, растения формировались бы из ничего. Согласно взгляду древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита, это возрожало бы здравому смыслу. О том, как атомы соединяются в наиболее крупные физические тела, люди того времени не имели представления. Было множество и других неясностей, в связи с чем, учение об атомах почти не развивались долгие почти два тысячелетия. Но постепенно накапливалось все больше и больше фактов. Строение веществ начали описывать при помощи молекул, которые составлены из атомов одного или нескольких видов.
Знание внутреннего устройства атома дает возможность разъяснить и даже предсказать множество свойств окружающих веществ. При этом выяснить строение необычного и невидимого глазу объекта было достаточно сложно. При этом изобретательный человеческий ум справился и с этой сверхсложной задачей.
Цель данной работы: рассмотреть методические особенности изучения темы «Строение атомного ядра».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть особенности изучения физики в учреждениях СПО и определить место изучения темы «Строение атомного ядра» будущими энергетиками.
2. Разработать дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа).
3. Разработать урок и внеклассное занятие по теме «Строение атомного ядра».
4. Разработать внеклассное занятие «Ядерный мир» для расширения знаний в области строения атомного ядра.
Объект исследования: курс физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: особенности методики изучения темы «Строение атомного ядра».
Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение, разработка методического и учебного материала.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе описан системно-деятельностный подход при подготовке будущих мастеров производственного обучения по профилю «Энергетика», выявлены особенности изучения физики в учреждениях СПО технических профилей в свете требований ФГОС СПО.
Во второй главе дано понятие атомного ядра, представлена история открытий в области строения атомного ядра, представлена гипотеза Иваненко-Гейзенберга, описаны капельная (гидродинамическая) модель, уровневая (оболочечная) модель и коллективная модель, описано дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторные работы) и разработан пример урока на тему «Строение атомного ядра» в учреждениях СПО.
В работе использованы труды таких авторов как М. Айзенберга, В.П. Крайнова, В.В. Малярова, В.Г. Соловьева, Б.М.Яворского и др., а также источники периодической печати.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы была достигнута цель, то есть, рассмотрена методика изучения темы «Строение атомного ядра» в курсе физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности изучения физики в учреждениях СПО и определено место изучения темы «Строение атомного ядра» будущими энергетиками.
В учреждениях СПО изучение курса физики состоит из таких форм аудиторных занятий, как лекции, практические занятия, лабораторный практикум и все это представляет собой сложный процесс. Кроме того, немалая роль в соответствии с ФГОС СПО отводится самостоятельной работе. Атомная физика считается наиболее сложной темой в образовательном процессе, при этом основной сложностью её преподавания считается отсутствие наглядности, что связано с ограничением постановки и демонстрации реальных экспериментов по атомной физике. Причиной является не только сложность и дороговизна оборудования, но и то, что большинство экспериментов, например, с радиоактивными препаратами, могут оказывать вредное влияние на человеческий организм, а также сложность соблюдения всех мер предосторожности в процессе обучения. С другой стороны, лабораторные работы являются важнейшей частью изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе физики, поскольку в процессе изучения физики, её законов и закономерностей очень важна экспериментальная работа, экспериментальные исследования.
Федеральный государственный образовательный стандарт по профилю «Энергетика» так же предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих и профессиональных компетенций.
2. Разработаны дидактические сопровождения (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа).
Для закрепления знаний в области строения атомного ядра, мы разработали дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа). Предлагаемая нами лабораторная работа представляет собой обработку результатов опытов, сделанных в научно-исследовательских лабораториях и находящихся в открытом доступе. Такая работа безопасна и полезна для формирования навыков обработки результатов эксперимента.
3. Разработан урок и внеклассное занятие по теме «Строение атомного ядра».
Для рассмотрения методических особенностей изучения темы «Строение атомного ядра», мы разработали урок по одноименной теме в профильном учреждении СПО. В содержание урока включено изучение: состава радиоактивного излучения, основных свойств, составляющих реактивное излучение; состава атома и атомного ядра, массы и заряда основных частиц; понятия «изотоп»; правила смещения; модели строения атомного ядра; основных характеристик ядерных сил. Урок был составлен в соответствии с ФГОС СПО.
Групповая форма работы на уроках физики способна применяться с целью решения абсолютно всех основных дидактических задач. Групповая форма работы гарантирует учет личных отличительных черт учащихся, раскрывает большие возможности для кооперирования и появления общественной познавательной деятельности. При этом в значительной степени увеличивается персональная помощь любому нуждающемуся в ней ученику равно как со стороны учителя, так и собственных товарищей. При этом помогающий приобретает не меньшую помощь, нежели ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, обретают гибкость и фиксируются непосредственно при разъяснении собственному однокласснику.
В период коллективной деятельности педагог осуществляет различные функции: формирует деятельность обучающихся, осуществляет контроль над деятельностью работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
4. Разработано внеклассное занятие «Ядерный мир» для расширения знаний в области строения атомного ядра.
Для расширения знаний в области строения атомного ядра, было разработано внеклассное занятие «Ядерный мир». Его целью было: расширить знания обучающихся в области учения о строении атомного ядра. В рамках этого занятия студенты знакомятся с историей ядерного оружия, его распространением в мире; видами ядерных взрывов; характеристиками ядерных взрывов и их поражающими факторами.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что нами разработан методический комплекс по изучению темы «Строение атомного ядра» в курсе физики», предназначенный для студентов учреждений СПО технических профилей. Данное методическое сопровождение позволит, с одной стороны, сформировать познавательные интересы обучающихся, вывести их на новую ступень знаний, а с иной, сделать ясным, доступным использованный материал, который основывается на фундаментальные знания.



1. Айзенберг М., Грайнер В. Модели ядер, коллективные и одночастичные явления. - М.: Атомиздат, 2005. - 454 с.
2. Бор О., Моттельсон Б.. Структура атомного ядра. - В 2-х т. - М.: Мир, 2001. -192 с.
3. Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе.
- М.: Наука, 2003. - 322 с.
4. Кабардин О.Ф. Азбука ядерной физики. - М.: Просвещение, 2007.- 204 с.
5. Камаева Г.Ф., Капизова Д.И. Особенности электродинамики как раздела курса физики//Инновационная наука, 2016, №3-2, с.141-143.
6. Крайнов В. П. Лекции по микроскопической теории атомного ядра. - М.: Атомиздат, 2003. - 224 с.
7. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.: Просвещение, 2002.- 180 с.
8. Маляров В. В. Основы теории атомного ядра. 2-ое изд. - М.: Наука, 2007. - 512 с.
9. Марков М. А. О природе материи. - М.: Приор, 2010. - 176 с.
10. Мухин К.Н. Экспериментальная ядерная физика. Т.1. Физика атомного ядра. - М.: Атомиздат, 2014. - 584 с.
11. Окунь Л.Б. Физика элементарных частиц. - М.: Наука, 2008. - 272 с.
12. Перышкин А.В. Программа по атомной энергетике. - М.: Дрофа, 2011. - 652 с.
13. Пинский А.А. Программа по физике. - В кн: Программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010. - 132 с.
14. Родина И.А. Программа по атомной энергетике. - В кн; Программы для общеобразовательных учреждений / под. Ред. В.А. Коровин.- М.: Дрофа, 2010. - 238 с.
15. Соловьев В. Г. Теория атомного ядра. Ядерные модели. - М.:
Энергоиздат, 2011. - 296 с.
16. Ситенко А. Г. Лекции по теории ядра. - М.: Проспект, 2012. - 228 с.
17. Ситенко А. Г. Теория ядерных реакций. - М.: Энергоатомиздат, 2013. - 352 с.
18. Физические величины. Справочник. / под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Михайлова. - М.: Энергоатомиздат, 2011. - 1232 с.
19. Физический энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1983. - 896 с.
20. Хабирова З.З. Методические аспекты изучения темы «Строение атомного ядра» в системе среднего профессионального образования // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 4: Набережночелнин-ский институт. Елабужский институт. С.214.
21. Хабирова З.З. «Методические аспекты изучения темы «Строение атомного ядра» в системе среднего профессионального образования» Курсовая работа, г. Елабуга, ЕИ К(П)ФУ, 2017.- 28с.
21. Широков Ю.М., Юдин Н.П. Ядерная физика. - М.: Наука, 2010. - 723 с.
22. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. - М.: Наука, 2010. - 290 с.
Интернет-ресурсы:
23. Атомное ядро. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/fil es/86/bestreferat- 59186.docx (дата обращения 23.04.2018 г.).
24. Атомное ядро. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://wiki2.org/ru/Атомное_ядро (дата обращения 26.04.2018 г.)
25. Аниконов А.С. О применении групповых технологий на уроках
физики в системе СПО [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //netnado .ru/o-primenenii-gruppovih-tehnologij -na-urokah-fiziki-v-sisteme-s/page-l.html(дата обращения 30.04.2018 г.)
26. Внеклассное занятие по физике "Ядерный мир" 9 класс.
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.metod-
kopilka.ru/vneklassnoe zanyatie po fizike yadernyy mir 9 klass-4306.htm(дата обращения 8.05.2018 г.)
27. Попова С.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках. [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://solncesvet.ru/формирование-ключевых-компетенций-о/(дата обращения 5.05.2018 г.)
28. Пузиков Д.Н. Лекция «Ядерный мир» [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://schools.uchfilm.com/article/422(дата обращения
10.05.2018 г.)
29. Районный семинар-практикум для учителей физики «Проектирование современного урока физики на основе системно-деятельностного подхода» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/190/56972.php. (дата обращения 16.05.2018 г.)
30. Строение атома и элементарные частицы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rucont.ru/efd/13956. (дата обращения 20.04.2018 г.)
31. Теория строения атомного ядра. [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://profbeckman.narod.ru/YadFiz.files/L5.pdf (дата обращения
25.04.2018 г.)
32. Урок физики в 11-м классе по теме "Строение атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные реакции" и самоанализ урока. [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/514654/ (дата обращения 20.05.2018 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ