ТЕМА «СТРОЕНИЕ АТОМНОГО ЯДРА» И МЕТОДИКА ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Требования ФГОС СПО к изучение строения атомного ядра в учреждениях СПО энергетических профилей 6
1.1. Системно-деятельностный подход при подготовке будущих
мастеров производственного обучения по профилю «Энергетика» . . . 6
1.2. Особенности изучения физики в учреждениях СПО технических профилей в свете требований ФГОС СПО 9
1.3. Место изучения темы "Строение атомного ядра" в курсе физики будущими энергетиками 12
Глава 2. Методические аспекты изучения темы «Строение атомного ядра" в системе среднего профессионального образования 14
2.1. Особенности методики изучения темы «Строение атомного
ядра» в учреждениях СПО технического профиля 14
2.2. Дидактическое сопровождение изучения темы «Строение
атомного ядра 34
2.3. Урок по теме "Строение атомного ядра" в профильном
учреждении СПО 40
2.4. Внеклассное занятия "Ядерный мир" для учащихся СПО
энергетического профиля 45
Заключение 52
Библиографический список использованной литературы
Глава 1. Требования ФГОС СПО к изучение строения атомного ядра в учреждениях СПО энергетических профилей 6
1.1. Системно-деятельностный подход при подготовке будущих
мастеров производственного обучения по профилю «Энергетика» . . . 6
1.2. Особенности изучения физики в учреждениях СПО технических профилей в свете требований ФГОС СПО 9
1.3. Место изучения темы "Строение атомного ядра" в курсе физики будущими энергетиками 12
Глава 2. Методические аспекты изучения темы «Строение атомного ядра" в системе среднего профессионального образования 14
2.1. Особенности методики изучения темы «Строение атомного
ядра» в учреждениях СПО технического профиля 14
2.2. Дидактическое сопровождение изучения темы «Строение
атомного ядра 34
2.3. Урок по теме "Строение атомного ядра" в профильном
учреждении СПО 40
2.4. Внеклассное занятия "Ядерный мир" для учащихся СПО
энергетического профиля 45
Заключение 52
Библиографический список использованной литературы
Актуальность методических изысканий по изучению темы «Строение атомного ядра» в учреждениях СПО заключается в том, что данная тема является сквозной курсов физики и химии и обучающиеся получают более глубокие и прочные знания о строении веществ, изучая эту тему в систематической, конкретной связи обоих курсов.
Атомная физика считается наиболее сложной темой в образовательном процессе, при этом основной сложностью её преподавания считается отсутствие наглядности. Трудность преподавания связана с ограничением демонстрации реальных экспериментов по атомной физике, фактором чему является в таком случае то, что большая часть экспериментов могут осуществлять вредоносное воздействие на человеческий организм, также неспособностью образовательного процесса в полной мере осуществить все без исключения средства осторожности. Внешние размеры атома представляют размеры значительно менее плотного электронного облака, которое примерно в сто тысяч раз больше диаметра ядра. Помимо этого, протонов, в состав ядра большинства атомов входят нейтроны, которые не несут никакого заряда. Атомы не сразу вошли в научный обиход, при этом само слово «атом» возникло еще в сочинениях философов Древней Греции. В переводе с греческого языка - «неделимый». Философы объясняли окружающее пространство доступными средствами, среди которых не было современных приборов, но были такие качества как наблюдательность и логика. Логическим путем можно прийти к заключению, что деление элемента не может совершаться бесконечно. В результате должна остаться определенная мельчайшая и неделимая крупинка вещества или атом вещества. В случае если б подобных неделимых крупинок никак не осталось, то любую вещь можно было бы ликвидировать до конца. А раз так, то новые вещи и в том числе животные, растения формировались бы из ничего. Согласно взгляду древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита, это возрожало бы здравому смыслу. О том, как атомы соединяются в наиболее крупные физические тела, люди того времени не имели представления. Было множество и других неясностей, в связи с чем, учение об атомах почти не развивались долгие почти два тысячелетия. Но постепенно накапливалось все больше и больше фактов. Строение веществ начали описывать при помощи молекул, которые составлены из атомов одного или нескольких видов.
Знание внутреннего устройства атома дает возможность разъяснить и даже предсказать множество свойств окружающих веществ. При этом выяснить строение необычного и невидимого глазу объекта было достаточно сложно. При этом изобретательный человеческий ум справился и с этой сверхсложной задачей.
Цель данной работы: рассмотреть методические особенности изучения темы «Строение атомного ядра».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть особенности изучения физики в учреждениях СПО и определить место изучения темы «Строение атомного ядра» будущими энергетиками.
2. Разработать дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа).
3. Разработать урок и внеклассное занятие по теме «Строение атомного ядра».
4. Разработать внеклассное занятие «Ядерный мир» для расширения знаний в области строения атомного ядра.
Объект исследования: курс физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: особенности методики изучения темы «Строение атомного ядра».
Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение, разработка методического и учебного материала.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе описан системно-деятельностный подход при подготовке будущих мастеров производственного обучения по профилю «Энергетика», выявлены особенности изучения физики в учреждениях СПО технических профилей в свете требований ФГОС СПО.
Во второй главе дано понятие атомного ядра, представлена история открытий в области строения атомного ядра, представлена гипотеза Иваненко-Гейзенберга, описаны капельная (гидродинамическая) модель, уровневая (оболочечная) модель и коллективная модель, описано дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторные работы) и разработан пример урока на тему «Строение атомного ядра» в учреждениях СПО.
В работе использованы труды таких авторов как М. Айзенберга, В.П. Крайнова, В.В. Малярова, В.Г. Соловьева, Б.М.Яворского и др., а также источники периодической печати.
Атомная физика считается наиболее сложной темой в образовательном процессе, при этом основной сложностью её преподавания считается отсутствие наглядности. Трудность преподавания связана с ограничением демонстрации реальных экспериментов по атомной физике, фактором чему является в таком случае то, что большая часть экспериментов могут осуществлять вредоносное воздействие на человеческий организм, также неспособностью образовательного процесса в полной мере осуществить все без исключения средства осторожности. Внешние размеры атома представляют размеры значительно менее плотного электронного облака, которое примерно в сто тысяч раз больше диаметра ядра. Помимо этого, протонов, в состав ядра большинства атомов входят нейтроны, которые не несут никакого заряда. Атомы не сразу вошли в научный обиход, при этом само слово «атом» возникло еще в сочинениях философов Древней Греции. В переводе с греческого языка - «неделимый». Философы объясняли окружающее пространство доступными средствами, среди которых не было современных приборов, но были такие качества как наблюдательность и логика. Логическим путем можно прийти к заключению, что деление элемента не может совершаться бесконечно. В результате должна остаться определенная мельчайшая и неделимая крупинка вещества или атом вещества. В случае если б подобных неделимых крупинок никак не осталось, то любую вещь можно было бы ликвидировать до конца. А раз так, то новые вещи и в том числе животные, растения формировались бы из ничего. Согласно взгляду древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита, это возрожало бы здравому смыслу. О том, как атомы соединяются в наиболее крупные физические тела, люди того времени не имели представления. Было множество и других неясностей, в связи с чем, учение об атомах почти не развивались долгие почти два тысячелетия. Но постепенно накапливалось все больше и больше фактов. Строение веществ начали описывать при помощи молекул, которые составлены из атомов одного или нескольких видов.
Знание внутреннего устройства атома дает возможность разъяснить и даже предсказать множество свойств окружающих веществ. При этом выяснить строение необычного и невидимого глазу объекта было достаточно сложно. При этом изобретательный человеческий ум справился и с этой сверхсложной задачей.
Цель данной работы: рассмотреть методические особенности изучения темы «Строение атомного ядра».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть особенности изучения физики в учреждениях СПО и определить место изучения темы «Строение атомного ядра» будущими энергетиками.
2. Разработать дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа).
3. Разработать урок и внеклассное занятие по теме «Строение атомного ядра».
4. Разработать внеклассное занятие «Ядерный мир» для расширения знаний в области строения атомного ядра.
Объект исследования: курс физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: особенности методики изучения темы «Строение атомного ядра».
Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение, разработка методического и учебного материала.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе описан системно-деятельностный подход при подготовке будущих мастеров производственного обучения по профилю «Энергетика», выявлены особенности изучения физики в учреждениях СПО технических профилей в свете требований ФГОС СПО.
Во второй главе дано понятие атомного ядра, представлена история открытий в области строения атомного ядра, представлена гипотеза Иваненко-Гейзенберга, описаны капельная (гидродинамическая) модель, уровневая (оболочечная) модель и коллективная модель, описано дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторные работы) и разработан пример урока на тему «Строение атомного ядра» в учреждениях СПО.
В работе использованы труды таких авторов как М. Айзенберга, В.П. Крайнова, В.В. Малярова, В.Г. Соловьева, Б.М.Яворского и др., а также источники периодической печати.
В процессе работы была достигнута цель, то есть, рассмотрена методика изучения темы «Строение атомного ядра» в курсе физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности изучения физики в учреждениях СПО и определено место изучения темы «Строение атомного ядра» будущими энергетиками.
В учреждениях СПО изучение курса физики состоит из таких форм аудиторных занятий, как лекции, практические занятия, лабораторный практикум и все это представляет собой сложный процесс. Кроме того, немалая роль в соответствии с ФГОС СПО отводится самостоятельной работе. Атомная физика считается наиболее сложной темой в образовательном процессе, при этом основной сложностью её преподавания считается отсутствие наглядности, что связано с ограничением постановки и демонстрации реальных экспериментов по атомной физике. Причиной является не только сложность и дороговизна оборудования, но и то, что большинство экспериментов, например, с радиоактивными препаратами, могут оказывать вредное влияние на человеческий организм, а также сложность соблюдения всех мер предосторожности в процессе обучения. С другой стороны, лабораторные работы являются важнейшей частью изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе физики, поскольку в процессе изучения физики, её законов и закономерностей очень важна экспериментальная работа, экспериментальные исследования.
Федеральный государственный образовательный стандарт по профилю «Энергетика» так же предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих и профессиональных компетенций.
2. Разработаны дидактические сопровождения (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа).
Для закрепления знаний в области строения атомного ядра, мы разработали дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа). Предлагаемая нами лабораторная работа представляет собой обработку результатов опытов, сделанных в научно-исследовательских лабораториях и находящихся в открытом доступе. Такая работа безопасна и полезна для формирования навыков обработки результатов эксперимента.
3. Разработан урок и внеклассное занятие по теме «Строение атомного ядра».
Для рассмотрения методических особенностей изучения темы «Строение атомного ядра», мы разработали урок по одноименной теме в профильном учреждении СПО. В содержание урока включено изучение: состава радиоактивного излучения, основных свойств, составляющих реактивное излучение; состава атома и атомного ядра, массы и заряда основных частиц; понятия «изотоп»; правила смещения; модели строения атомного ядра; основных характеристик ядерных сил. Урок был составлен в соответствии с ФГОС СПО.
Групповая форма работы на уроках физики способна применяться с целью решения абсолютно всех основных дидактических задач. Групповая форма работы гарантирует учет личных отличительных черт учащихся, раскрывает большие возможности для кооперирования и появления общественной познавательной деятельности. При этом в значительной степени увеличивается персональная помощь любому нуждающемуся в ней ученику равно как со стороны учителя, так и собственных товарищей. При этом помогающий приобретает не меньшую помощь, нежели ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, обретают гибкость и фиксируются непосредственно при разъяснении собственному однокласснику.
В период коллективной деятельности педагог осуществляет различные функции: формирует деятельность обучающихся, осуществляет контроль над деятельностью работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
4. Разработано внеклассное занятие «Ядерный мир» для расширения знаний в области строения атомного ядра.
Для расширения знаний в области строения атомного ядра, было разработано внеклассное занятие «Ядерный мир». Его целью было: расширить знания обучающихся в области учения о строении атомного ядра. В рамках этого занятия студенты знакомятся с историей ядерного оружия, его распространением в мире; видами ядерных взрывов; характеристиками ядерных взрывов и их поражающими факторами.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что нами разработан методический комплекс по изучению темы «Строение атомного ядра» в курсе физики», предназначенный для студентов учреждений СПО технических профилей. Данное методическое сопровождение позволит, с одной стороны, сформировать познавательные интересы обучающихся, вывести их на новую ступень знаний, а с иной, сделать ясным, доступным использованный материал, который основывается на фундаментальные знания.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности изучения физики в учреждениях СПО и определено место изучения темы «Строение атомного ядра» будущими энергетиками.
В учреждениях СПО изучение курса физики состоит из таких форм аудиторных занятий, как лекции, практические занятия, лабораторный практикум и все это представляет собой сложный процесс. Кроме того, немалая роль в соответствии с ФГОС СПО отводится самостоятельной работе. Атомная физика считается наиболее сложной темой в образовательном процессе, при этом основной сложностью её преподавания считается отсутствие наглядности, что связано с ограничением постановки и демонстрации реальных экспериментов по атомной физике. Причиной является не только сложность и дороговизна оборудования, но и то, что большинство экспериментов, например, с радиоактивными препаратами, могут оказывать вредное влияние на человеческий организм, а также сложность соблюдения всех мер предосторожности в процессе обучения. С другой стороны, лабораторные работы являются важнейшей частью изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе физики, поскольку в процессе изучения физики, её законов и закономерностей очень важна экспериментальная работа, экспериментальные исследования.
Федеральный государственный образовательный стандарт по профилю «Энергетика» так же предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих и профессиональных компетенций.
2. Разработаны дидактические сопровождения (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа).
Для закрепления знаний в области строения атомного ядра, мы разработали дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы, лабораторная работа). Предлагаемая нами лабораторная работа представляет собой обработку результатов опытов, сделанных в научно-исследовательских лабораториях и находящихся в открытом доступе. Такая работа безопасна и полезна для формирования навыков обработки результатов эксперимента.
3. Разработан урок и внеклассное занятие по теме «Строение атомного ядра».
Для рассмотрения методических особенностей изучения темы «Строение атомного ядра», мы разработали урок по одноименной теме в профильном учреждении СПО. В содержание урока включено изучение: состава радиоактивного излучения, основных свойств, составляющих реактивное излучение; состава атома и атомного ядра, массы и заряда основных частиц; понятия «изотоп»; правила смещения; модели строения атомного ядра; основных характеристик ядерных сил. Урок был составлен в соответствии с ФГОС СПО.
Групповая форма работы на уроках физики способна применяться с целью решения абсолютно всех основных дидактических задач. Групповая форма работы гарантирует учет личных отличительных черт учащихся, раскрывает большие возможности для кооперирования и появления общественной познавательной деятельности. При этом в значительной степени увеличивается персональная помощь любому нуждающемуся в ней ученику равно как со стороны учителя, так и собственных товарищей. При этом помогающий приобретает не меньшую помощь, нежели ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, обретают гибкость и фиксируются непосредственно при разъяснении собственному однокласснику.
В период коллективной деятельности педагог осуществляет различные функции: формирует деятельность обучающихся, осуществляет контроль над деятельностью работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
4. Разработано внеклассное занятие «Ядерный мир» для расширения знаний в области строения атомного ядра.
Для расширения знаний в области строения атомного ядра, было разработано внеклассное занятие «Ядерный мир». Его целью было: расширить знания обучающихся в области учения о строении атомного ядра. В рамках этого занятия студенты знакомятся с историей ядерного оружия, его распространением в мире; видами ядерных взрывов; характеристиками ядерных взрывов и их поражающими факторами.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что нами разработан методический комплекс по изучению темы «Строение атомного ядра» в курсе физики», предназначенный для студентов учреждений СПО технических профилей. Данное методическое сопровождение позволит, с одной стороны, сформировать познавательные интересы обучающихся, вывести их на новую ступень знаний, а с иной, сделать ясным, доступным использованный материал, который основывается на фундаментальные знания.
Подобные работы
- ТЕМА «РАДИОАКТИВНОСТЬ» И МЕТОДИКА ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - «ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ» И МЕТОДИКА ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



