НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц 6
1.2. Особенности исчисления налога на доходы физических лиц и его
декларирования в Российской Федерации 16
1.3 Зарубежная практика налогообложения на доходы физических лиц и его декларирования 24
2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И
ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 36
2.1. Анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную
систему Российской Федерации 36
2.2. Анализ декларирования налога на доходы физических лиц 45
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И
ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 57
3.1. Зарубежный опыт налогообложения и декларирования доходов физических
лиц и возможности использования его в России 57
3.2. Перспективы развития налогообложения и декларирования налога на
доходы физических лиц в Российской Федерации 66
Заключение 76
Список использованных источников
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц 6
1.2. Особенности исчисления налога на доходы физических лиц и его
декларирования в Российской Федерации 16
1.3 Зарубежная практика налогообложения на доходы физических лиц и его декларирования 24
2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И
ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 36
2.1. Анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную
систему Российской Федерации 36
2.2. Анализ декларирования налога на доходы физических лиц 45
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И
ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 57
3.1. Зарубежный опыт налогообложения и декларирования доходов физических
лиц и возможности использования его в России 57
3.2. Перспективы развития налогообложения и декларирования налога на
доходы физических лиц в Российской Федерации 66
Заключение 76
Список использованных источников
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы физических лиц является одним из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Данный налог является важнейшим, поскольку затрагивает интересы всего населения страны. Налог на доходы физических лиц регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц является прямым регулирующим налогом, что указывает на его большое значение для регулирования экономики и формирования доходной части бюджетов разных уровней. Он занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц, а также является одним из основных источников поступления в региональный и местный бюджет.
Налог на доходы физических лиц затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Он носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. Особенный характер налога на доходы физических лиц выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.
В настоящее время в России налогоплательщики могут сами продекларировать доходы и исчислить налог на доходы физических лиц, а также такая обязанность возложена на налоговых агентов. Роль налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в пополнении доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации велика. Большую долю среди всех налоговых агентов занимают организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями. Исчисление сумм налога осуществляется налоговыми агентами исходя из всех подлежащих налогообложению доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Вместе с тем, остаются не решенными проблемы усиления фискальной роли налога на доходы физических лиц в России, рационального распределения налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков, повышения социальной направленности подоходного налогообложения. А также, несмотря на то, что налоговые агенты играют большую роль в механизме взимания налога на доходы физических лиц, проблемы, связанные с их правовым статусом, а следовательно, и с применением значительного числа юридических норм Налогового кодекса Российской Федерации, остаются все еще малоизученными. Все это требует проведения дополнительных исследований, направленных на совершенствование налогообложения доходов физических лиц и его декларирования в Российской Федерации.
Основной задачей исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение налогообложения налога на доход физических лиц и совершенствования порядка декларирования доходов граждан. Сложность этой задачи состоит в том, что на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации существует большое количество нормативных документов и подзаконных актов, инструкций, в процессе практического применения которых возникают частые несоответствия и разночтения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование вопросов теории и практики налогообложения доходов физических лиц и его декларирование в России и за рубежом, разработка предложений по развитию декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были определены при исследовании следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность налога на доходы физических лиц;
- изучить особенности исчисления налога на доходы физических лиц и его декларирование в Российской Федерации;
- проанализировать практику налогообложения доходов физических лиц и декларирования в Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и декларирования, определить возможности его применения в Российской Федерации;
- рассмотреть пути развития декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области финансов, налогов, социологии, социально-экономической стратификации общества.
Информационной базой исследования послужили нормативные акты Российской Федерации, материалы периодических изданий, а также официальные статистические данные из сайта Федеральной налоговой службы России.
Налог на доходы физических лиц затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Он носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. Особенный характер налога на доходы физических лиц выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.
В настоящее время в России налогоплательщики могут сами продекларировать доходы и исчислить налог на доходы физических лиц, а также такая обязанность возложена на налоговых агентов. Роль налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в пополнении доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации велика. Большую долю среди всех налоговых агентов занимают организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями. Исчисление сумм налога осуществляется налоговыми агентами исходя из всех подлежащих налогообложению доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Вместе с тем, остаются не решенными проблемы усиления фискальной роли налога на доходы физических лиц в России, рационального распределения налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков, повышения социальной направленности подоходного налогообложения. А также, несмотря на то, что налоговые агенты играют большую роль в механизме взимания налога на доходы физических лиц, проблемы, связанные с их правовым статусом, а следовательно, и с применением значительного числа юридических норм Налогового кодекса Российской Федерации, остаются все еще малоизученными. Все это требует проведения дополнительных исследований, направленных на совершенствование налогообложения доходов физических лиц и его декларирования в Российской Федерации.
Основной задачей исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение налогообложения налога на доход физических лиц и совершенствования порядка декларирования доходов граждан. Сложность этой задачи состоит в том, что на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации существует большое количество нормативных документов и подзаконных актов, инструкций, в процессе практического применения которых возникают частые несоответствия и разночтения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование вопросов теории и практики налогообложения доходов физических лиц и его декларирование в России и за рубежом, разработка предложений по развитию декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были определены при исследовании следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность налога на доходы физических лиц;
- изучить особенности исчисления налога на доходы физических лиц и его декларирование в Российской Федерации;
- проанализировать практику налогообложения доходов физических лиц и декларирования в Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и декларирования, определить возможности его применения в Российской Федерации;
- рассмотреть пути развития декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области финансов, налогов, социологии, социально-экономической стратификации общества.
Информационной базой исследования послужили нормативные акты Российской Федерации, материалы периодических изданий, а также официальные статистические данные из сайта Федеральной налоговой службы России.
Налог на доходы физических лиц носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. Также налог на доходы физических лиц может регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения, уровень налоговой нагрузки на малоимущее население.
Теории различных экономистов показали, что нельзя выделить универсальную систему налогообложения, которую можно применить в любом государстве. Однако практика показывает, что во многих странах применяется в качестве методологии налогообложения доходов физических лиц вариант взаимопроникновения всех трех основных концепций: классической теории, кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения.
Сущность налога, как и любой другой экономической категории, проявляется через его функции, которые не могут существовать независимо одна от другой и в своем проявлении представляют собой единое целое. В налогообложении доходов физических лиц ярко выражены фискальная, социальная и контрольная функции. Эффективность реализации функций будет проявляться только при их грамотном сочетании. Налог на доходы физических лиц выступает специфическим элементом экономических отношений (общественное содержание) и является частью валового внутреннего продукта (материальное содержание). Экономическое содержание налога на доходы физических лиц заключается в формировании бюджетных ресурсов государства, с одной стороны, и регулировании уровня реальных доходов физических лиц, - с другой.
В современной России декларирование доходов физических лиц введено с 1992 года. По мнению ряда современных отечественных и зарубежных специалистов, декларирование доходов есть наиболее демократичный метод их налогообложения. С одной стороны, существующая в современной российской практике форма налогового декларирования доходов физических лиц есть признак свободных, рыночных взаимоотношений, складывающихся в нашем обществе и государстве. С другой стороны, декларирование гражданами своих доходов, правильное исчисление налога и его своевременная уплата являются их конституционной обязанностью, долгом перед государством и всем обществом. Эти обязанности четко прописаны отечественным законодательством, а их невыполнение влечет санкции различного рода (штрафы и пр.).
Важная особенность отечественной практики налогового декларирования по налогу на доходы физических лиц заключается в том, что в большинстве случаев налогоплательщики - физические лица не занимаются исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц в бюджет, поскольку за них это делают налоговые агенты (те, кто являются источником дохода, чаще всего - это работодатели). Все прочие доходы, например, от продажи имущества, от выигрышей в лотереи и т.п., физические лица обязаны декларировать самостоятельно.
В рамках действующего налогового законодательства налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе налоговых доходов Российской Федерации. С 2014-2017 годы наблюдается прирост поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты. В Приволжском Федеральном округе главенствующую роль по поступлению налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации приходится на Республику Татарстан. Однако, потенциал налога на доходы физических лиц на сегодняшний день реализован не полностью. Исследованию налогообложения доходов физических лиц в России особую актуальность придает низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами.
Таким образом, физические лица — налогоплательщики, на которых Налоговый кодекс РФ возложил обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц, должны также составлять и представлять в налоговый орган декларацию по налогу. За налогоплательщиков также могут исчислить и удержать налог налоговые агенты. Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также декларация по налогу на доходы физических лиц составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой Федеральной налоговой службой России. Так, приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении нормы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3 -НДФЛ) и порядок ее заполнения» , подавать декларацию по форме 3-НДФЛ должны физические лица, которые самостоятельно рассчитывают и перечисляют налог на доходы физических лиц (например, предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой), а также физические лица, которые хотят получить налоговый вычет и возврат излишне уплаченного налога. В декларации физическое лицо должно указать все данные, необходимые для исчисления налога на полученные им за прошедший налоговый период доходы. К декларации должны быть приложены документы, подтверждающие право налогоплательщика на вычеты, а также справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
В рамках проведенного исследования нами были выявлены следующие проблемы налогообложения и декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации:
- отсутствие уплаты налога на доход физических лиц налоговыми агентами по месту регистрации физического лица;
- отсутствие необлагаемого минимума;
- отсутствие унифицированного учета и регистрации физических лиц;
- отсутствие семейного декларирования доходов.
На основе проведенного исследования в целях налогообложения и декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации необходимы следующие мероприятия:
1. необходим переход к уплате налога на доходы физических лиц налоговыми агентами по месту регистрации налогоплательщика путем ведения раздельного учета своих сотрудников, учитывая территориальный признак. Это поможет устранить дисбаланс в налоговых поступлениях в бюджет некоторых регионов;
2. в целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц необходимо введение необлагаемого минимума на уровне прожиточного минимума с ежегодной индексацией, учитывающего инфляционные процессы, что позволит обеспечить справедливое налогообложение доходов физических лиц;
3. опираясь на опыт Франции в России в дальнейшей перспективе целесообразно перейти на семейное декларирование, при котором в качестве налоговой базы должен признаваться совокупный годовой доход семьи;
4. опираясь на опыт Швеции необходимо введение в России унифицированного учета и регистрации физических лиц путем установления единого счета, который регистрировался бы в налоговых органах и заменял бы все виды государственного учета населения.
Теории различных экономистов показали, что нельзя выделить универсальную систему налогообложения, которую можно применить в любом государстве. Однако практика показывает, что во многих странах применяется в качестве методологии налогообложения доходов физических лиц вариант взаимопроникновения всех трех основных концепций: классической теории, кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения.
Сущность налога, как и любой другой экономической категории, проявляется через его функции, которые не могут существовать независимо одна от другой и в своем проявлении представляют собой единое целое. В налогообложении доходов физических лиц ярко выражены фискальная, социальная и контрольная функции. Эффективность реализации функций будет проявляться только при их грамотном сочетании. Налог на доходы физических лиц выступает специфическим элементом экономических отношений (общественное содержание) и является частью валового внутреннего продукта (материальное содержание). Экономическое содержание налога на доходы физических лиц заключается в формировании бюджетных ресурсов государства, с одной стороны, и регулировании уровня реальных доходов физических лиц, - с другой.
В современной России декларирование доходов физических лиц введено с 1992 года. По мнению ряда современных отечественных и зарубежных специалистов, декларирование доходов есть наиболее демократичный метод их налогообложения. С одной стороны, существующая в современной российской практике форма налогового декларирования доходов физических лиц есть признак свободных, рыночных взаимоотношений, складывающихся в нашем обществе и государстве. С другой стороны, декларирование гражданами своих доходов, правильное исчисление налога и его своевременная уплата являются их конституционной обязанностью, долгом перед государством и всем обществом. Эти обязанности четко прописаны отечественным законодательством, а их невыполнение влечет санкции различного рода (штрафы и пр.).
Важная особенность отечественной практики налогового декларирования по налогу на доходы физических лиц заключается в том, что в большинстве случаев налогоплательщики - физические лица не занимаются исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц в бюджет, поскольку за них это делают налоговые агенты (те, кто являются источником дохода, чаще всего - это работодатели). Все прочие доходы, например, от продажи имущества, от выигрышей в лотереи и т.п., физические лица обязаны декларировать самостоятельно.
В рамках действующего налогового законодательства налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе налоговых доходов Российской Федерации. С 2014-2017 годы наблюдается прирост поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты. В Приволжском Федеральном округе главенствующую роль по поступлению налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации приходится на Республику Татарстан. Однако, потенциал налога на доходы физических лиц на сегодняшний день реализован не полностью. Исследованию налогообложения доходов физических лиц в России особую актуальность придает низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами.
Таким образом, физические лица — налогоплательщики, на которых Налоговый кодекс РФ возложил обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц, должны также составлять и представлять в налоговый орган декларацию по налогу. За налогоплательщиков также могут исчислить и удержать налог налоговые агенты. Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также декларация по налогу на доходы физических лиц составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой Федеральной налоговой службой России. Так, приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении нормы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3 -НДФЛ) и порядок ее заполнения» , подавать декларацию по форме 3-НДФЛ должны физические лица, которые самостоятельно рассчитывают и перечисляют налог на доходы физических лиц (например, предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой), а также физические лица, которые хотят получить налоговый вычет и возврат излишне уплаченного налога. В декларации физическое лицо должно указать все данные, необходимые для исчисления налога на полученные им за прошедший налоговый период доходы. К декларации должны быть приложены документы, подтверждающие право налогоплательщика на вычеты, а также справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
В рамках проведенного исследования нами были выявлены следующие проблемы налогообложения и декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации:
- отсутствие уплаты налога на доход физических лиц налоговыми агентами по месту регистрации физического лица;
- отсутствие необлагаемого минимума;
- отсутствие унифицированного учета и регистрации физических лиц;
- отсутствие семейного декларирования доходов.
На основе проведенного исследования в целях налогообложения и декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации необходимы следующие мероприятия:
1. необходим переход к уплате налога на доходы физических лиц налоговыми агентами по месту регистрации налогоплательщика путем ведения раздельного учета своих сотрудников, учитывая территориальный признак. Это поможет устранить дисбаланс в налоговых поступлениях в бюджет некоторых регионов;
2. в целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц необходимо введение необлагаемого минимума на уровне прожиточного минимума с ежегодной индексацией, учитывающего инфляционные процессы, что позволит обеспечить справедливое налогообложение доходов физических лиц;
3. опираясь на опыт Франции в России в дальнейшей перспективе целесообразно перейти на семейное декларирование, при котором в качестве налоговой базы должен признаваться совокупный годовой доход семьи;
4. опираясь на опыт Швеции необходимо введение в России унифицированного учета и регистрации физических лиц путем установления единого счета, который регистрировался бы в налоговых органах и заменял бы все виды государственного учета населения.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Налог на доходы физических лиц в налоговой системе России (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



