Исследовательская деятельность в дошкольного возрасте
|
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Значение исследовательской деятельности в дошкольном возрасте..8
1.2. Развитие психических процессов дошкольников в исследовательской
деятельности 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1 Выбор методик и организация исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Значение исследовательской деятельности в дошкольном возрасте..8
1.2. Развитие психических процессов дошкольников в исследовательской
деятельности 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1 Выбор методик и организация исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современном обществе назрел вопрос в формировании независимой личности, способной без помощи других разрешать возникающие трудности, готовой к самореализации и творчеству. Все эти особенности следует развивать у детей дошкольного возраста, который считается максимально благоприятным этапом с целью формирования всевозможных способностей [35]. В трудах многочисленных российских педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова и др.) рассказывается о потребности введения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы выявлять все новые и новые характеристики объектов, их подобия и отличия, о предоставлении им возможности получать познания собственными силами [40].
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Мир в глазах ребенка кажется безграничным и загадочным. Это вынуждает их нерешительно ступать по жизни и побуждает естественную жажду познания окружающего. Особенное значение в этом принадлежит исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В ходе данной деятельности ребята показывают любознательность, инициативу и самостоятельность, определяют причинно-следственные взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы старшим и ровесникам. Подготовка дошкольника к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска считаются главными задачами дошкольного образования. Успешность интеллектуального, физиологического, психологического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от степени сенсорного развития дошкольников, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Роль педагогов состоит в том, чтобы оказать содействие, сберечь первые, наиболее красочные детские впечатления и, основываясь на этом, обучить своих воспитанников видеть красоту и многообразие окружающего мира [45].
Вопросами детской исследовательской деятельности занимались многие исследователи, которые считали, что любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной. И что такая деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Так, например, в работах Л.С.Выготского [12], доказано влияние исследовательской деятельности на развитие психических процессов ребенка. В работах Н.А.Поддъякова и Н.Н.Поддъякова [37; 38], В.С. Мухиной [32] исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. А.И.Савенков [44; 45; 46] в своих работах доказывает, что стремление наблюдать, исследовать - важнейшие черты нормального детского поведения и что ребенок по своей природе, исследователь.
Однако утвердившееся в отечественной педагогике представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно не согласуется с исследованиями в психолого-педагогической литературе. В образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как правило, они строятся в форме рассказа педагога, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявлять собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
Но образовательная деятельность может быть другой. Актуальность возникновения исследовательской деятельности в детском саду продиктована тем, что многое из прошлого педагогического опыта устаревает, а это влечет за собой необходимость освоения новых идей, новых моделей воспитания, развивающих технологий обучения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину проявляется во всех сферах детской деятельности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у дошкольников. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Поэтому педагогам необходимо использовать исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного психического развития ребенка в сочетании с другими видами деятельности.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Цель исследования: выявить значение исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - исследовательская деятельность в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования - обучение умениям и навыкам исследовательской деятельности приводит к интеллектуально-творческому развитию детей.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме «Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте».
2. Выявить особенности исследовательской деятельности дошкольников.
3. Разработать программу, направленную на интеллектуально-творческое развитие детей с внедрением исследовательской деятельности.
4. Провести сравнительный анализ полученных результатов до и после внедрения программы по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Методологической основой явились работы Н.Н.Поддъякова [38], А.Н.Поддъякова [37], которые выделяют экспериментирование в качестве основного вида исследовательского поведения дошкольников; Н.А.Коротковой, выделяющую активность самого ребенка, направленную на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира; И.И.Левашевой [27;28], по мнению которой познавательно¬исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников. Методические рекомендации по организации опытно - исследовательской деятельности содержатся в работах Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса [8], А.И. Савенкова [46], Н.Н. Поддъякова [38]. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов .
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к исследовательской деятельности дошкольников как к одному из основных методов развития и воспитания ребенка, который с наибольшей полнотой соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий сформировать у них яркие, конкретные представления об окружающем мире.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные материалы могут быть использованы воспитателями и методистами в процессе разработки методического инструментария по повышению эффективности процесса развития и воспитания в целом и формирования у дошкольников естественного стремления к самостоятельному изучению окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50 «Ромашка»г.Нижнекамск.
Апробация результатов исследования:
1. Теоретические аспекты исследования были опубликованы в статье «Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте» в сборнике: Наука и молодежь: Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно- практической конференции. - Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. - 190 с.
2. Краткий теоретический анализ и результаты эмпирического исследования с детьми старшего дошкольного возраста, полученные в ходе проведения исследовательской работы по программе «Юный исследователь» были предоставлены на рассмотрение педагогического коллектива 13.03.2018г. (Справка прилагается, см. Приложение 1).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложение.
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Мир в глазах ребенка кажется безграничным и загадочным. Это вынуждает их нерешительно ступать по жизни и побуждает естественную жажду познания окружающего. Особенное значение в этом принадлежит исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В ходе данной деятельности ребята показывают любознательность, инициативу и самостоятельность, определяют причинно-следственные взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы старшим и ровесникам. Подготовка дошкольника к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска считаются главными задачами дошкольного образования. Успешность интеллектуального, физиологического, психологического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от степени сенсорного развития дошкольников, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Роль педагогов состоит в том, чтобы оказать содействие, сберечь первые, наиболее красочные детские впечатления и, основываясь на этом, обучить своих воспитанников видеть красоту и многообразие окружающего мира [45].
Вопросами детской исследовательской деятельности занимались многие исследователи, которые считали, что любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной. И что такая деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Так, например, в работах Л.С.Выготского [12], доказано влияние исследовательской деятельности на развитие психических процессов ребенка. В работах Н.А.Поддъякова и Н.Н.Поддъякова [37; 38], В.С. Мухиной [32] исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. А.И.Савенков [44; 45; 46] в своих работах доказывает, что стремление наблюдать, исследовать - важнейшие черты нормального детского поведения и что ребенок по своей природе, исследователь.
Однако утвердившееся в отечественной педагогике представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно не согласуется с исследованиями в психолого-педагогической литературе. В образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как правило, они строятся в форме рассказа педагога, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявлять собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
Но образовательная деятельность может быть другой. Актуальность возникновения исследовательской деятельности в детском саду продиктована тем, что многое из прошлого педагогического опыта устаревает, а это влечет за собой необходимость освоения новых идей, новых моделей воспитания, развивающих технологий обучения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину проявляется во всех сферах детской деятельности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у дошкольников. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Поэтому педагогам необходимо использовать исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного психического развития ребенка в сочетании с другими видами деятельности.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Цель исследования: выявить значение исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - исследовательская деятельность в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования - обучение умениям и навыкам исследовательской деятельности приводит к интеллектуально-творческому развитию детей.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме «Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте».
2. Выявить особенности исследовательской деятельности дошкольников.
3. Разработать программу, направленную на интеллектуально-творческое развитие детей с внедрением исследовательской деятельности.
4. Провести сравнительный анализ полученных результатов до и после внедрения программы по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Методологической основой явились работы Н.Н.Поддъякова [38], А.Н.Поддъякова [37], которые выделяют экспериментирование в качестве основного вида исследовательского поведения дошкольников; Н.А.Коротковой, выделяющую активность самого ребенка, направленную на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира; И.И.Левашевой [27;28], по мнению которой познавательно¬исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников. Методические рекомендации по организации опытно - исследовательской деятельности содержатся в работах Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса [8], А.И. Савенкова [46], Н.Н. Поддъякова [38]. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов .
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к исследовательской деятельности дошкольников как к одному из основных методов развития и воспитания ребенка, который с наибольшей полнотой соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий сформировать у них яркие, конкретные представления об окружающем мире.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные материалы могут быть использованы воспитателями и методистами в процессе разработки методического инструментария по повышению эффективности процесса развития и воспитания в целом и формирования у дошкольников естественного стремления к самостоятельному изучению окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50 «Ромашка»г.Нижнекамск.
Апробация результатов исследования:
1. Теоретические аспекты исследования были опубликованы в статье «Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте» в сборнике: Наука и молодежь: Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно- практической конференции. - Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. - 190 с.
2. Краткий теоретический анализ и результаты эмпирического исследования с детьми старшего дошкольного возраста, полученные в ходе проведения исследовательской работы по программе «Юный исследователь» были предоставлены на рассмотрение педагогического коллектива 13.03.2018г. (Справка прилагается, см. Приложение 1).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложение.
В современном мире назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы и эмпирические исследования позволяют констатировать, что каждый малыш от появления на свет наделен колоссальным потенциалом, который при благоприятных обстоятельствах отлично формируется и предоставляет возможность ребенку добиваться огромных высот в индивидуальном развитии. С самого рождения дитя является исследователем окружающего мира, его первооткрывателем. Ребенок все основательно и надолго усваивает, когда слышит, видит и делает все самостоятельно. Л.С. Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, с чем большим количеством элементов деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать, фантазировать, излагать собственные суждения, учиться выстраивать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться об остальных. Классический объяснительно¬иллюстративный метод, при котором ребята воспринимают знания в готовом виде, на сегодняшний день уже не достаточен. Наравне с ним необходимо применять технологии системно-деятельностного подхода, примером которых считается исследовательская деятельность, занимающая прочное место в работе с дошкольниками.
Проведенная работа показала на необходимость проведения с дошкольниками исследовательской деятельности, которая учит детей быть самостоятельными, ориентироваться в пространстве, применять знания о предметах и их свойствах, уметь правильно ими воспользоваться. Именно исследовательская деятельность выступает, как естественное состояние познания окружающего мира. В исследовательской деятельности дети знакомятся с переходом веществ из одного состояния в другое, свойствами воздуха. У ребенка формируется познавательная заинтересованность, активность, память и мышление. Они учатся сравнивать, делать заключения, высказывать предложения.
Экспериментирование учит детей вместе работать в коллективе, оказывать помощь друг другу, беседовать, без помощи других находить решение в проблемной ситуации. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей, ощущение важности исследования для самого ребенка создает эмоциональный настрой, позволяющий сохранять заинтересованность к исследовательской работе.
Однако проведение исследовательского поиска требует особых знаний, умений и навыков. И детей следует целенаправленно обучать, предоставлять им эти знания, совершенствовать и развивать требуемые в исследовательском поиске умения и навыки.
В ходе исследования была обоснована теоретически и подтверждена экспериментально необходимость проведения исследовательской деятельности, которая способствует развитию наблюдательности, самостоятельности, стремлению познать мир, желанию поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Это было доказано экспериментальными данными, полученными в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе после внедрения программы «Юный исследователь» мы наблюдали положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников. Благодаря педагогически грамотно, целенаправленно организованной исследовательской деятельности по составленной нами программе, увеличилось количество детей с высоким уровнем и снизилось количество детей с низким уровнем интеллектуально -творческого развития.
В контрольной группе работа шла по типовой программе и в данный период не проводилась исследовательская деятельность. Повторная диагностика детей контрольной группы показала, что уровень интеллектуально-творческого развития улучшился незначительно по сравнению с результатами детей экспериментальной группы.
Таким образом, проведенная работа показала, что обучение детей умениям и навыкам исследовательской деятельности приводит к интеллектуально-творческому развитию дошкольников. Это позволяет принять выдвинутую гипотезу. Тем самым достигнута цель нашего исследования. В результате исследования предложен обоснованный способ разрешения проблемы интеллектуально -творческого развития с помощью внедрения исследовательской деятельности. Следовательно, данное исследование можно считать завершенным. Мы можем сказать, что гипотеза наша подтвердилась, и мы выполнили все поставленные задачи.
Но работа по исследовательской деятельности с дошкольниками продолжается. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. И наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия - решена. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы и наших ребятишек - «любознаек» и «почемучек».
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы и эмпирические исследования позволяют констатировать, что каждый малыш от появления на свет наделен колоссальным потенциалом, который при благоприятных обстоятельствах отлично формируется и предоставляет возможность ребенку добиваться огромных высот в индивидуальном развитии. С самого рождения дитя является исследователем окружающего мира, его первооткрывателем. Ребенок все основательно и надолго усваивает, когда слышит, видит и делает все самостоятельно. Л.С. Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, с чем большим количеством элементов деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать, фантазировать, излагать собственные суждения, учиться выстраивать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться об остальных. Классический объяснительно¬иллюстративный метод, при котором ребята воспринимают знания в готовом виде, на сегодняшний день уже не достаточен. Наравне с ним необходимо применять технологии системно-деятельностного подхода, примером которых считается исследовательская деятельность, занимающая прочное место в работе с дошкольниками.
Проведенная работа показала на необходимость проведения с дошкольниками исследовательской деятельности, которая учит детей быть самостоятельными, ориентироваться в пространстве, применять знания о предметах и их свойствах, уметь правильно ими воспользоваться. Именно исследовательская деятельность выступает, как естественное состояние познания окружающего мира. В исследовательской деятельности дети знакомятся с переходом веществ из одного состояния в другое, свойствами воздуха. У ребенка формируется познавательная заинтересованность, активность, память и мышление. Они учатся сравнивать, делать заключения, высказывать предложения.
Экспериментирование учит детей вместе работать в коллективе, оказывать помощь друг другу, беседовать, без помощи других находить решение в проблемной ситуации. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей, ощущение важности исследования для самого ребенка создает эмоциональный настрой, позволяющий сохранять заинтересованность к исследовательской работе.
Однако проведение исследовательского поиска требует особых знаний, умений и навыков. И детей следует целенаправленно обучать, предоставлять им эти знания, совершенствовать и развивать требуемые в исследовательском поиске умения и навыки.
В ходе исследования была обоснована теоретически и подтверждена экспериментально необходимость проведения исследовательской деятельности, которая способствует развитию наблюдательности, самостоятельности, стремлению познать мир, желанию поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Это было доказано экспериментальными данными, полученными в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе после внедрения программы «Юный исследователь» мы наблюдали положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников. Благодаря педагогически грамотно, целенаправленно организованной исследовательской деятельности по составленной нами программе, увеличилось количество детей с высоким уровнем и снизилось количество детей с низким уровнем интеллектуально -творческого развития.
В контрольной группе работа шла по типовой программе и в данный период не проводилась исследовательская деятельность. Повторная диагностика детей контрольной группы показала, что уровень интеллектуально-творческого развития улучшился незначительно по сравнению с результатами детей экспериментальной группы.
Таким образом, проведенная работа показала, что обучение детей умениям и навыкам исследовательской деятельности приводит к интеллектуально-творческому развитию дошкольников. Это позволяет принять выдвинутую гипотезу. Тем самым достигнута цель нашего исследования. В результате исследования предложен обоснованный способ разрешения проблемы интеллектуально -творческого развития с помощью внедрения исследовательской деятельности. Следовательно, данное исследование можно считать завершенным. Мы можем сказать, что гипотеза наша подтвердилась, и мы выполнили все поставленные задачи.
Но работа по исследовательской деятельности с дошкольниками продолжается. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. И наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия - решена. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы и наших ребятишек - «любознаек» и «почемучек».
Подобные работы
- Исследование проблемы развития интереса к культуре разных народов в познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и оценивание исследовательских умений детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития познавательного интереса дошкольников к культуре разных народов в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



