Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Значение исследовательской деятельности в дошкольном возрасте..8
1.2. Развитие психических процессов дошкольников в исследовательской
деятельности 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1 Выбор методик и организация исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современном обществе назрел вопрос в формировании независимой личности, способной без помощи других разрешать возникающие трудности, готовой к самореализации и творчеству. Все эти особенности следует развивать у детей дошкольного возраста, который считается максимально благоприятным этапом с целью формирования всевозможных способностей [35]. В трудах многочисленных российских педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова и др.) рассказывается о потребности введения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы выявлять все новые и новые характеристики объектов, их подобия и отличия, о предоставлении им возможности получать познания собственными силами [40].
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Мир в глазах ребенка кажется безграничным и загадочным. Это вынуждает их нерешительно ступать по жизни и побуждает естественную жажду познания окружающего. Особенное значение в этом принадлежит исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В ходе данной деятельности ребята показывают любознательность, инициативу и самостоятельность, определяют причинно-следственные взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы старшим и ровесникам. Подготовка дошкольника к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска считаются главными задачами дошкольного образования. Успешность интеллектуального, физиологического, психологического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от степени сенсорного развития дошкольников, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Роль педагогов состоит в том, чтобы оказать содействие, сберечь первые, наиболее красочные детские впечатления и, основываясь на этом, обучить своих воспитанников видеть красоту и многообразие окружающего мира [45].
Вопросами детской исследовательской деятельности занимались многие исследователи, которые считали, что любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной. И что такая деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Так, например, в работах Л.С.Выготского [12], доказано влияние исследовательской деятельности на развитие психических процессов ребенка. В работах Н.А.Поддъякова и Н.Н.Поддъякова [37; 38], В.С. Мухиной [32] исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. А.И.Савенков [44; 45; 46] в своих работах доказывает, что стремление наблюдать, исследовать - важнейшие черты нормального детского поведения и что ребенок по своей природе, исследователь.
Однако утвердившееся в отечественной педагогике представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно не согласуется с исследованиями в психолого-педагогической литературе. В образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как правило, они строятся в форме рассказа педагога, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявлять собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
Но образовательная деятельность может быть другой. Актуальность возникновения исследовательской деятельности в детском саду продиктована тем, что многое из прошлого педагогического опыта устаревает, а это влечет за собой необходимость освоения новых идей, новых моделей воспитания, развивающих технологий обучения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину проявляется во всех сферах детской деятельности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у дошкольников. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Поэтому педагогам необходимо использовать исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного психического развития ребенка в сочетании с другими видами деятельности.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Цель исследования: выявить значение исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - исследовательская деятельность в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования - обучение умениям и навыкам исследовательской деятельности приводит к интеллектуально-творческому развитию детей.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме «Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте».
2. Выявить особенности исследовательской деятельности дошкольников.
3. Разработать программу, направленную на интеллектуально-творческое развитие детей с внедрением исследовательской деятельности.
4. Провести сравнительный анализ полученных результатов до и после внедрения программы по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Методологической основой явились работы Н.Н.Поддъякова [38], А.Н.Поддъякова [37], которые выделяют экспериментирование в качестве основного вида исследовательского поведения дошкольников; Н.А.Коротковой, выделяющую активность самого ребенка, направленную на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира; И.И.Левашевой [27;28], по мнению которой познавательно¬исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников. Методические рекомендации по организации опытно - исследовательской деятельности содержатся в работах Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса [8], А.И. Савенкова [46], Н.Н. Поддъякова [38]. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов .
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к исследовательской деятельности дошкольников как к одному из основных методов развития и воспитания ребенка, который с наибольшей полнотой соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий сформировать у них яркие, конкретные представления об окружающем мире.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные материалы могут быть использованы воспитателями и методистами в процессе разработки методического инструментария по повышению эффективности процесса развития и воспитания в целом и формирования у дошкольников естественного стремления к самостоятельному изучению окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50 «Ромашка»г.Нижнекамск.
Апробация результатов исследования:
1. Теоретические аспекты исследования были опубликованы в статье «Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте» в сборнике: Наука и молодежь: Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно- практической конференции. - Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. - 190 с.
2. Краткий теоретический анализ и результаты эмпирического исследования с детьми старшего дошкольного возраста, полученные в ходе проведения исследовательской работы по программе «Юный исследователь» были предоставлены на рассмотрение педагогического коллектива 13.03.2018г. (Справка прилагается, см. Приложение 1).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложение.
В современном мире назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы и эмпирические исследования позволяют констатировать, что каждый малыш от появления на свет наделен колоссальным потенциалом, который при благоприятных обстоятельствах отлично формируется и предоставляет возможность ребенку добиваться огромных высот в индивидуальном развитии. С самого рождения дитя является исследователем окружающего мира, его первооткрывателем. Ребенок все основательно и надолго усваивает, когда слышит, видит и делает все самостоятельно. Л.С. Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, с чем большим количеством элементов деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать, фантазировать, излагать собственные суждения, учиться выстраивать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться об остальных. Классический объяснительно¬иллюстративный метод, при котором ребята воспринимают знания в готовом виде, на сегодняшний день уже не достаточен. Наравне с ним необходимо применять технологии системно-деятельностного подхода, примером которых считается исследовательская деятельность, занимающая прочное место в работе с дошкольниками.
Проведенная работа показала на необходимость проведения с дошкольниками исследовательской деятельности, которая учит детей быть самостоятельными, ориентироваться в пространстве, применять знания о предметах и их свойствах, уметь правильно ими воспользоваться. Именно исследовательская деятельность выступает, как естественное состояние познания окружающего мира. В исследовательской деятельности дети знакомятся с переходом веществ из одного состояния в другое, свойствами воздуха. У ребенка формируется познавательная заинтересованность, активность, память и мышление. Они учатся сравнивать, делать заключения, высказывать предложения.
Экспериментирование учит детей вместе работать в коллективе, оказывать помощь друг другу, беседовать, без помощи других находить решение в проблемной ситуации. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей, ощущение важности исследования для самого ребенка создает эмоциональный настрой, позволяющий сохранять заинтересованность к исследовательской работе.
Однако проведение исследовательского поиска требует особых знаний, умений и навыков. И детей следует целенаправленно обучать, предоставлять им эти знания, совершенствовать и развивать требуемые в исследовательском поиске умения и навыки.
В ходе исследования была обоснована теоретически и подтверждена экспериментально необходимость проведения исследовательской деятельности, которая способствует развитию наблюдательности, самостоятельности, стремлению познать мир, желанию поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Это было доказано экспериментальными данными, полученными в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе после внедрения программы «Юный исследователь» мы наблюдали положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников. Благодаря педагогически грамотно, целенаправленно организованной исследовательской деятельности по составленной нами программе, увеличилось количество детей с высоким уровнем и снизилось количество детей с низким уровнем интеллектуально -творческого развития.
В контрольной группе работа шла по типовой программе и в данный период не проводилась исследовательская деятельность. Повторная диагностика детей контрольной группы показала, что уровень интеллектуально-творческого развития улучшился незначительно по сравнению с результатами детей экспериментальной группы.
Таким образом, проведенная работа показала, что обучение детей умениям и навыкам исследовательской деятельности приводит к интеллектуально-творческому развитию дошкольников. Это позволяет принять выдвинутую гипотезу. Тем самым достигнута цель нашего исследования. В результате исследования предложен обоснованный способ разрешения проблемы интеллектуально -творческого развития с помощью внедрения исследовательской деятельности. Следовательно, данное исследование можно считать завершенным. Мы можем сказать, что гипотеза наша подтвердилась, и мы выполнили все поставленные задачи.
Но работа по исследовательской деятельности с дошкольниками продолжается. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. И наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия - решена. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы и наших ребятишек - «любознаек» и «почемучек».
1. Андреева Н.И., Гринько М.Н., Мещерякова И.Н. Место исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников //Наука, образование, общество, 2015, № 4 (6). С. 58-62.
2. Андреева Т.Ф., Нугуманова А.М. Педагогические технологии познавательного развития - залог успешности воспитательно - образовательной работы //Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время», 2018, № 1 (8). С. 57-59.
3. Александрова Н.С., Хмелькова Е.В. Проблема социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста в современных исследованиях //Казанская наука, 2015, №12. С. 197-199.
4. Бабенкова Е.П., Чиркин С.В., Былкина Т.Н. Исследовательская деятельность как компонент формирования экологического сознания дошкольников //Вестник Саратовского областного института развития образования, 2017, № 4 (12). С. 77-83.
5. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых //Развитие личности. - 2000. - № 1.
6. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей /Д.Б.Богоявленская, Сборник статей. - М., 2010. С. 115-118.
7. Буравикова А.В. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования //Наука и образование: новое время, 2014, № 4. С. 687-693.
8. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 117 с.
9. Веракса Н.С. Познавательно-исследовательской деятельности дошкольников /Н.С.Веракса, О.Р. Галимов.-М.:Мозаика-Синтез,2012-80 с.
10. Воробьева Н.А., Зебзеева В.А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально -исследовательской деятельности //Общество и цивилизация в XXI веке: тенденции и перспективы развития.
- 2013, № 10. С. 304-306.
11. Воробьева Н.А. Метод экспериментирования в ДОУ //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. С. 156-160.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии //Вопросы психологии. - 1996, № 1.
13. Гурова Е.Д. Формирование естественнонаучных представлений младших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности //Проблемы современной науки и образования, 2017, № 22 (104). С. 77-79.
14. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду, 2003, № 3. С.34-36.
15. Дошкольная педагогика /Под ред. С.А.Козловой, Т.А.Куликовой
- М.: Академия, 2000. - 416 с.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: изд-во «Питер», 2000. - 368 с.
17. Емельяненко Ю.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников в детском саду //Приоритетные направления науки и образования, 2015, № 4 (7). С. 89-91
18. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 251 с.
19. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей / В. А. Зебзеева. М.: ТЦ Сфера, 2009.- 288 с.
20. Иванова А.И., Уманская Н.В., Карпухина Г.Ф. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников на экологических экскурсиях //Наука и образование: новое время, 2015, № 2 (7). С.325-332.
21. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ- Пресс, 2009. - 385с.
22. Ильюшина М.А., Борщева М.И., Фомичева Л.Н. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников //Традиции и новации в дошкольном образовании, 2017, № 1. С. 38-40.
23. Килибаева Н.Ж., Исмагулова М.М. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016, № 48. С. 213-218.
24. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5 -7 лет. /Под редакцией академика РАО М.М.Безруких. - М.: Академия, 2006. - 62 с.
25. Кринцылова И.Н. Развиваем способности ребенка //Дошкольное воспитание, 2007, №5. С. 54-58.
26. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
27. Левашева И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции //Вектор науки ТГУ, 2011, № 3(6). С. 74-75.
28. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2(5). С. 81-83.
29. Мацаева Г.И., Нечаева А.А. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников //Вестник научных конференций, 2017, № 6 (22). С. 73-74.
30. Мельникова Е.А. Использование методики «Путешествие по карте» в работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика, 2018, № 2. С. 40-43.
31. Микерина А.С., Кириенко С.Д. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста //Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016, №
10. С. 75-77.
32. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.112-114.
33. Николаева О.К., Ситникова Е.В. Познавательно -
исследовательская деятельность дошкольников //Вестник научных конференций, 2016, № 4-5 (8). С.151-156.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. - 640 с.
35. Организация опытно-экспериментальной работы в детском саду: методические рекомендации для специалистов. - Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 28 с.
36. Панеш Б.Х. Развитие познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования с природными объектами //Научно-методический журнал «Концент», 2015, спецвыпуск № 25.
37. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие. - ООО «ПЕР СЭ -Пресс», 2006- 22 с.
38. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 2005. - 157 с.
39. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника/Под редакцией проф. Л.А.Венгера.-М;ТЦ Сфера,2005.-128 с.
40. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2008. - 64 с.
41. Преснова О.С., Фадюхина О.В. Проектно-исследовательская деятельность в развитии дошкольников //Конференция АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно -практических конференций, 2016, № 4. С. 904-908.
42. Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 1998. - 309 с.
43. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002-109 с.
44. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012 - 659 с.
45. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики //Дошкольное воспитание, 2000, № 2. С. 24-26.
46. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание, 2006. № 1. С. 21-30.
47. Симонян А.А. Особенности формирования познавательных интересов старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности //Образование личности, 2015, № 3. С. 113-119.
48. Федорова О.В. Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников //Альманах мировой науки, 2016, № 1-3 (4). С. 60-62.
49. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности дошкольников //Вестник Марийского государственного университета, 2016, Т. 10, № 2 (22). С. 312-314.
50. Чиркин С.В., Бабенкова Е.П. Исследовательская деятельность как компонент формирования экологического сознания дошкольников //Вестник Саратовского областного института развития образования, 2017, № 4 (12). С. 40-42.