ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ОРГАНИЗАЦИЮ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психолого¬
педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию 7
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной
образовательной организации 13
1.3. Организация работы педагогов по психолого -педагогическому сопровождению адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию 21
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 33
2.1. Изучение адаптации детей при поступлении в дошкольную
образовательную организацию 33
2.2. Реализация условий психолого-педагогического сопровождения
адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию 48
2.3. Анализ результатов исследования 53
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе социально - политические и социально - экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и младшие группы ДОО. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения. Это подтверждается принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается право каждого человека на образование,создание условий для развития и социальной адаптации.
Реализацией нового закона стала разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья ребенка. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе является актуальной.
Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.О Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, JI.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста кдошкольным учреждениям исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой - Ямпольской и другими. В социальной педагогике проблема адаптации рассматривается в работах Е.Н. Приступы, Г.Ф. Кумариной, Д.А. Обухова, А.В. Мудрика и др.
В психолого-педагогических исследованиях особо подчеркивается роль семьи в адаптации детей к условиям ДОО (А.Я. Варга, В.В. Столин,А.С. Спиваковская). Семья является главным инструментом социализации ребенка, поскольку именно родители - главные социальные партнеры ребенка, обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней. В связи с этим социально-педагогическая деятельность по адаптации детей к ДОО должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий,имеющихся во взаимодействии педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Это противоречия между:
- социальным заказом общества в социально активных детях и, в тоже время, ухудшением процесса адаптации детей раннего возраста;
- одним из базовых ценностей ФГОС ДО в поддержании и укреплении всех компонентов здоровья ребенка и осложнением адаптационного периода детей раннего возраста.
Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к взаимодействию педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы:
«Психолого - педагогическое сопровождение детей раннего возраста в Цель исследования теоретически обосновать и апробировать условия психолого- педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Предмет исследования:условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Гипотеза исследования психолого - педагогическое сопровождение адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию будет проходить эффективнее, если:
- использовать игровые технологии в работе с детьми
- формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить проблему психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию и обосновать условия развития;
2. Подобрать методики изучения уровня адаптации детей и исследовать уровни адаптации детей раннего возраста;
3. Разработать критерии оценки уровня адаптации детей к ДОО
4. Провести анализ результатов исследования.
Исследование предлагает комплексное использование таких методов, как: теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных: эксперимент, анкетирование.
Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных педагогические условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- концепции психолого-педагогического сопровождения (Т.И. Чиркова,Р.М. Битянова);
- изучение адаптации как процесса привыкания и приспособления человека к условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко и др.)
- исследование сущности и особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ (Р.В. Танкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров и др.)
- подходы к организации периода адаптации детей раннего возраста в ДОУ (Н.Д. Ватутина, Шмидт, Кольмер, Севостьянова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют определить педагогические условия психолого-педагогического сопровождения развития адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, эмпирически подтвердить их эффективность. Определены и охарактеризованы критерии и уровни адаптации детей раннего возраста. Разработан и апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей раннего возраста.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ «Лучовский детский сад» г. Чистополь. В эксперименте приняли участие дети раннего возраста, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы в количестве 44 ребенка (по 22 человека в каждой из групп) и 20 родителей.
Структура и объем работы: квалификационная работа состоит извведения, двух, глав, заключения, списка литературы.
Подводя итоги данной работы, отметим следующие выводы. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Стоит отметить, что под социальной адаптацией следует понимать процесс приспособления ребенка к конкретным условиям в образовательном учреждении и изменения им себя в соответствии с этими условиями и общепринятыми нормами.
Заметим, что адаптационный процесс детей к условиям ДОО включает три фазы: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе; подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка; фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. Под воздействием неблагоприятных факторов, при отсутствии внимания к проблемам ребенка может возникнуть дезадаптация, под которой понимается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Основной особенностью детей, которая обуславливает процесс адаптации к ДОО, является потребность и мотивы в общении. Именно от этого зависит длительность и степень тяжести адаптационного периода. Если ребенку не создавать соответствующим образом организованного общения и игровую деятельность ребенка, то процесс привыкания не только задержится, но и осложнится. Для этого педагогу необходимо знать характерные особенности и этапы протекания процесса привыкания.
Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к ДОО и включают в себя следующие положения:
1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной
и легкой адаптации у детей раннего возраста;
2. Формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами. Исследование проходило на базе МБДОУ «Лучовский детский сад» г. Чистополь в ранней возрастной группе. Нами были отобраны экспериментальная и контрольная группы. В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что у большей части детей (более 50%) тяжелый уровень адаптации.
В процессе формирующего этапа эксперимента мы апробировали педагогические условия гипотезы в условиях ДОО. В работе по повышению уровня адаптации мы использовали различные игровые технологии и активно взаимодействовали с родителями.
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей легкого и среднего уровней соответственно на 9,1 % и 18,2% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 27,3%.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду /В.Н. Аванесова. - М: Просвещение, 2015. - 176с.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2013. - 188 с.
3. Аксарина,Н.М.Воспитаниедетейраннеговозраста/Н.М. Аксарина. -
М.: Просвещение, 2011. - 228 с.
4. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /
B. Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2016. - 236 с.
5. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2014. - 295 с.
6. Васильева, Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду / Л.И. Васильева, И.О. Маховская, Е.Ю. Яковлева // Психолог в детском саду. - 2015. - №3. - С. 102-116.
7. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2013. - 240с.
8. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - С. 116-120.
9. Гризин, Т. Участники адаптационного периода: ребёнок - родители- педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. -
C. 57-61.
10. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 25 с.
11. Доронова,Т.Адаптация ребенка к ДОУ :новые подходы/Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2016. - № 5.- С. 32-34.
12. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 12-15
13. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.А. Евстратова. - СПб.: Союз, 2013. - 276с.
14. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2011. - 560 с.
15. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс,2017. - 192 с.
16. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2017. - 79 с.
17.Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 80с.
18.Зубова, О.Л. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С.66-77.
19. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.
20. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина //Дошкольное воспитание. -2013. - №4. - С. 2-9
21. Карнаухова, В.К. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома / В.К. Карнаухова, М.Д. Кушнарева // Научное обозрение. - 2017. - № 6. - С. 116-119.
22. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 112 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. - М.: Владос, 2014. - 416 с.
25. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.- М.: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
26. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С.34-37.
27. Кощеева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие / З.В. Кощеева. - Мн.: Зорныверасень, 2016. - 68с.
28. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2010. - 232 с.
endash Логаш, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста /Л. Логаш, Л. Опаловская // Дошкольное воспитание. -2016. - №9. - С. 42-44
30. Мингалева, Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада / Л.А. Мингалева// Дошкольная педагогика. - 2015. - № 10. - С. 56-60.
31. Мокрогузова, Т.В. Адаптация ребенка к ДОО / Т.В. Мокрогузова // Логопед. - 2013. - № 10. - С. 78-84.
32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
33. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2013. - 928 с.
34.Островская, Т.В. Игровая методика введения детей в условия детского сада / Т.В. Островская // Психологическая наука и образование. - 2012. - №3. - С. 99-106.
35.Остроухова, А.В. Успешная адаптация / А.В. Остроухова // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.Павлова, Л. Второй год жизни: Мамина школа / Л. Павлова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - С. 104-110
37. Павлова, Л. О современной проблеме раннего возраста / Л. Павлова Дошкольное воспитание. - 2013. - №8. - С. 9-12
38. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2017. - 352 с.
39. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.: Просвещение, 2012. - 214 с.
40. Прохорова, С.Ю. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду / С.Ю. Прохорова. - М.: Скрипторий,2015. - 104 с.
41. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов на/Д:Феникс, 2014. - 640 с.
42. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации/Пыжьянова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 14-16.
43. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2009.- 72с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
45. Рындак, В.Г. Педагогическое просвещение родителей:
Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2014 - 205 с.
46. Серова, И.Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада / И.Н. Серова // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 68-74.
47. Сиротюк, А. Плоды просвещения / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. - С. 70-78
48. Смирнова, Е.О Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2011. -№3. - С. 85¬
49. Смирнова,Е. О. Социализация детей раннего возраста/Е. О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада:сб. - СПб.: Речь, 2012. - 221с.
50. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения ссемьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2015. - 80 с.
51. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов на/Д: Юнити, 2013. - 382 с.
52. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития
детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. - М.:
Просвещение,2016. - 254 с.
53. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации / С. Теплюк// Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 46-51. № Тимофеева, Л.Л. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. - 2013. -7. - С. 6-10.
55. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 2014. - 291 с.
56. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович. - М.: 5 за знания, 2013. - 240 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.1155. [Электронный ресурс]й11р://’№№№.гд.ги/2013/11/25/йозЬк-standart-
dok.html
58. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]
59. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
вРоссийской Федерации»[Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/12/30/obr azovanie-dok.html
60. Шакина, Н.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды первой младшей группы детского сада / Н.В. Шакина, И.А. Степанова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 47-54.