Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прием сравнения как средство математического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач (Общая и профессиональная педагогика, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №44038

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты математического развития детей дошкольного возраста 6
1.1 Прием сравнения как мыслительная операция 6
1.2 Понятие «математическое развитие» 9
1.3 Особенности математического развития детей дошкольного возраста 12
1.4 Приемы работы педагога дошкольного учреждения, направленные на математическое развитие детей дошкольного возраста 15
Глава 2 Теоретико-методологические основы математического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач 21
2.1 Понятие «арифметическая задача». Виды простых задач на сложение и вычитание 21
2.2 Использование приема сравнения в процессе ознакомления с задачами на сложение и вычитание 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

Актуальность исследования. В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Проблемой математического развития детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как М. Монтесори, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая, Л.С. Выготский, С.Д Луцковская и др.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Сравнение – первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира. В процессе установления различий выявляются свойства отдельных предметов или же их групп. От овладения приемами сравнения зависит успешность познания количества и количественных отношений групп предметов, что, в свою очередь, определяет успешность овладения математическими представлениями, а также эффективность освоения приемов решения арифметических задач. Все эти доводы обуславливают выбор данной темы и ее актуальность.
Проблема исследования заключается в поиске условий, при которых использование приема сравнения будет являться средством математического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач.
Объект исследования – процесс математического развития детей дошкольного возраста.
Предмет – математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач посредствам использования приема сравнения.
Цель исследования – определить условия, при которых прием сравнения является средством математического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач.
Гипотеза исследования: использование приема сравнения в процессе обучения решению арифметических задач будет являться средством математического развития детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- прием сравнения будет формироваться целенаправленно;
- в ходе обучения решению задач будет использоваться разнообразная система вариативных заданий.

Задачи исследования:
1. Обобщить психолого-педагогические аспекты математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с предметом исследования.
2. Обобщить теоретико-методические основы математического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач.
3. Составить серию заданий по теме «Арифметические задачи», выполнение которых основано на использовании приема сравнения. Изготовить соответствующую наглядность.
4. Описать приемы работы над арифметическими задачами с использованием приема сравнения.
Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, моделирование.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как А.В. Белошистая, М.А. Габова, О.В. Игракова, Н.В. Микляева, Н.Е. Вераксы и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мыслительные операции – это один из инструментов мыслительной деятельности, направленной на решение задач. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение - первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, то есть происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос.
Понятие «математическое развитие детей дошкольного возраста» является сложным, комплексным и многоаспектным. Существуют разные подходы в определении данного понятия. Одни исследователи отождествляют его с математическим образованием, другие - с развитием математических способностей, третьи - с умственным развитием, четвертые - с развитием познавательных психических процессов. Все они сходятся во мнении, что математическое развитие – это качественные изменения в познавательных психических процессах, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и понятий.
Важнейшим итогом предматематической подготовки дошкольника является не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического содержания. В этот период должно произойти становление и развитие основных логических приемов умственной деятельности, развитие конструктивного мышления, а это, в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики, обеспечит ребенку оптимальный стартовый уровень для оперирования математическим материалом.
В процессе математического развития дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. На их основе созданы приемы, которые применяются в тесном единстве друг с другом. Сюда можно отнести демонстрацию, инструкцию, пояснения, вопросы, контроль и оценку, моделирование, экспериментирование, тренинг, а также анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Арифметическая задача - это текст, содержащий численные компоненты. Существуют простые и составные задачи. Детям дошкольного возраста для ознакомления даются только простые задачи. Они могут быть на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка, неизвестных компонентов, разностных отношений. Кроме того, они подразделяются на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. Каждая разновидность этих задач обладает своими особенностями и раскрывает перед детьми те или иные стороны, а также способствует развитию умения отбирать необходимый материал, учит логически мыслить.
Успешность познания количества и количественных отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения. Вначале дети учатся сравнивать предметы «на глаз», затем - использовать приемы наложения и приложения, после этого осваивают счет и измерение условной меркой. Затем конкретные предметы заменяются символами, а впоследствии — понятиями. Подобные упражнения служат необходимой основой для усвоения арифметических действий сложения и вычитания.
Таким образом, выдвинутая в настоящем исследовании гипотеза о том, что использование приема сравнения в процессе обучения решению арифметических задач будет являться средством математического развития детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: прием сравнения будет формироваться целенаправленно; в ходе обучения решению задач будет использоваться разнообразная система вариативных заданий, полностью доказана. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Алиева, Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников / Т.И. Алиева, Т.В. Тарунтаева. - М.: Сфера, 2015. - 224 с.
2. Банщикова, Г.Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий // Современные дети – какие они?: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. – Мурманск : МГГУ, 2012 – Т. 1. – С. 14-18.
3. Белкина, В.Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник. - 2014. – №4. - С. 65-69.
4. Белошистая, А.В. Математика до школы. Для занятий с детьми 5-7 лет / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2013. - 80 с.
5. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии / М.А. Габова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 534 с.
6. Гаврина, С.Е. Математика. Вся дошкольная программа / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. - М.: Росмэн, 2015. - 72 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб: Питер, 2015.- 464 с.
8. Игракова, О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях / О.В. Игракова // Инновационная наука. - 2017. - №1. - С. 176-179.
9. Казинцева, Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе / Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак. - М.: Учитель, 2018. - 190 с.
10. Лаврова Л.Н. Развитие математического мышления в дошкольном детстве / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева // Региональное образование: современн тенденции. – 2016. – № 2 (29). – С. 54–61.
11. Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 274 с.
12. Микляева, Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2015. - 352 с.
13. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
14. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
15. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / В.Ф. Петрова. - Казань: Каз. федер. ун-т., 2013. - 203 с.
16. Пономарева, И.А. Формирование элементарных математических представлений / И.А. Пономарева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 176 с.
17. Рыжов, В.Н. Математическое развитие дошкольников / В.Н. Рыжов. - Саратов, 2014. - 59 с.
18. Сычева, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 6-7 лет / Г.Е. Сычева. - М.: Гном, 2017. - 200 с.
19. Турова, И.В. Современные подходы к определению понятия «математическое развитие детей дошкольного возраста» / И.В. Турова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. – №1. - С. 154-157.
20. Фрейлах Н. И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015.- 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ