ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психол
ого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности проявления психологического стресса и стрессоустойчивости у подростков 17
1.3 Гендерные особенности проявления стрессоустойчивости у подростков 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психол
ого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности проявления психологического стресса и стрессоустойчивости у подростков 17
1.3 Гендерные особенности проявления стрессоустойчивости у подростков 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подростковый возраст отличается большой длительностью и латентностью значительного числа протекающих психических процессов. На фоне эволюционных процессов формирования социальных новообразований происходит революционная гормональная и психофизиологическая перестройка организма, половое созревание, переводящее ребенка во взрослого. Этим достигается динамическое равновесие изменений, происходящих с подростком и рациональный расход ресурсной базы, обеспечивающих его становление на этой стадии развития [4, c. 18].
Ведущей стратегией совладания со стрессом для подростка является конструктивизм. Подросток стремится трансформировать социальное пространство, доминирующие в нем цели и ценности под свои идеальные представления. Сопровождение и поддерживающая стратегия взрослых (родителей, учителей) тактически может быть реализована в комплексе взаимодействий, повышающих самооценку подростка и приводящих к равновесию внутренних и внешних паритетов.
Стрессоустойчивость связана с уверенностью в собственных силах и возможности выбора новой среды и, соответственно, людей, ее задающих, если прежняя его разочарует. Неудача, волнение и тревога, которые могут возникнуть в коммуникативных процессах определенной среды, не будут для него маркерами собственной непригодности. Адаптационный механизм этого периода, как правило, связан с расширением ролей, социального сектора, видов деятельности, с поиском новых усилий, в которых он сможет преодолеть стресс, гармонизировать отношения со средой и продолжить развитие. Для этого процесса необходимо время и возможности, как внешние, так и собственные. Объективные (обязательное школьное образование, материальная зависимость от родителей, отсутствие ресурса и т.д.) и субъективные (сильная самокритичность, неверие в собственные силы, зависимость от мнения окружающих и др.) факторы, на фоне которых происходит его становление, являются ограничителями немедленного, ускоренного превращения подростка во взрослого.
Целый комплекс факторов помогает подростку справиться с тревогами и стрессами. Отметим, что уровень жизнестойкости ребенка часто зависит от поддержки и заботы семьи и его окружения (одноклассники, друзья, учителя, соседи, знакомые). Крайне важны отношения, в которых ребенок чувствует любовь и высокий уровень доверия. Это помогает развить веру в то, что можно справиться со многими жизненными трудностями.
Вера в себя и свои силы сказывается на жизни подростка, его мировоззрении и общения с окружающими людьми. Формированию культуры межличностного общения способствует включение подростков в коллективную деятельность, в ходе которой ими усваиваются общечеловеческие ценности, нравственные нормы, правила поведения в обществе, вырабатываются умения межличностного взаимодействия. Но это будет невозможным, если ребенок не научится контролировать себя в стрессовых ситуациях.
На наш взгляд развитие стрессоустойчивости зависит не только от социальных факторов, но и от гендерной принадлежности подростка. Связано это не только с биологическими признаками человека, но и с различными стереотипами о мужественности и женственности, которые накладывают значимый отпечаток на нормы социального поведения и характер взаимоотношений подростков с окружающими людьми. Таким образом, мы можем говорить о том, что стрессоустойчивость подростков- мальчиков и подростков-девочек проявляется по-разному.
Данные предположения обусловили актуальность темы данного дипломного исследования:
1) во-первых, необходимость изучения проблемы стрессоустойчиво сти отражается на реалиях современного общества, в котором наблюдается тенденция накапливать психологическое напряжение и с небольшой способностью от него избавляется;
2) во-вторых, стрессоустойчивость подростков является основой психического здоровья человека, а также условием его социальной стабильности;
3) в-третьих, планируемые исследования могут помочь понимаю механизма формирования социальных различий.
Объект исследования: обучающиеся подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте.
Целью нашего исследования является выявления гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях проявления стрессоустойчивости у юношей и девушек.
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость»;
3. Рассмотреть гендерные особенности проявления стрессоустойчивос ти у подростков;
4. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков;
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д); изучение научной литературы по проблеме ; специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, беседы, анкетирование, тестовые опросы (тест жизнестойкости С.Мадди; тест на стрессоустойчивость, разработанный учёными-психологами Медицинского центра Университета Бостона; личностный опросник С.Хобфолл).
Базой исследования послужила: МБОУ «Средняя общеобразователь ная школа №1 г. Мамады » Мамадышского муниципального района РТ
Эмпирическую выборку исследования составили обучающихся подросткового возраста 15-17 лет в количестве 50 человек.
Практическое значение исследования заключается в том, что результат исследования имеет два основных направления. Во-первых, они важны в плане разработки форм и методов организации учебной и воспитательной работы с учащимися 10-11 класса, с учётом их личностных особенностей. Во-вторых, они представляют интерес для практических психологов, занимающихся консультированием подростков.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 62 страницы без Приложения. В тексте работы 7 таблиц и 3 рисунка.
Ведущей стратегией совладания со стрессом для подростка является конструктивизм. Подросток стремится трансформировать социальное пространство, доминирующие в нем цели и ценности под свои идеальные представления. Сопровождение и поддерживающая стратегия взрослых (родителей, учителей) тактически может быть реализована в комплексе взаимодействий, повышающих самооценку подростка и приводящих к равновесию внутренних и внешних паритетов.
Стрессоустойчивость связана с уверенностью в собственных силах и возможности выбора новой среды и, соответственно, людей, ее задающих, если прежняя его разочарует. Неудача, волнение и тревога, которые могут возникнуть в коммуникативных процессах определенной среды, не будут для него маркерами собственной непригодности. Адаптационный механизм этого периода, как правило, связан с расширением ролей, социального сектора, видов деятельности, с поиском новых усилий, в которых он сможет преодолеть стресс, гармонизировать отношения со средой и продолжить развитие. Для этого процесса необходимо время и возможности, как внешние, так и собственные. Объективные (обязательное школьное образование, материальная зависимость от родителей, отсутствие ресурса и т.д.) и субъективные (сильная самокритичность, неверие в собственные силы, зависимость от мнения окружающих и др.) факторы, на фоне которых происходит его становление, являются ограничителями немедленного, ускоренного превращения подростка во взрослого.
Целый комплекс факторов помогает подростку справиться с тревогами и стрессами. Отметим, что уровень жизнестойкости ребенка часто зависит от поддержки и заботы семьи и его окружения (одноклассники, друзья, учителя, соседи, знакомые). Крайне важны отношения, в которых ребенок чувствует любовь и высокий уровень доверия. Это помогает развить веру в то, что можно справиться со многими жизненными трудностями.
Вера в себя и свои силы сказывается на жизни подростка, его мировоззрении и общения с окружающими людьми. Формированию культуры межличностного общения способствует включение подростков в коллективную деятельность, в ходе которой ими усваиваются общечеловеческие ценности, нравственные нормы, правила поведения в обществе, вырабатываются умения межличностного взаимодействия. Но это будет невозможным, если ребенок не научится контролировать себя в стрессовых ситуациях.
На наш взгляд развитие стрессоустойчивости зависит не только от социальных факторов, но и от гендерной принадлежности подростка. Связано это не только с биологическими признаками человека, но и с различными стереотипами о мужественности и женственности, которые накладывают значимый отпечаток на нормы социального поведения и характер взаимоотношений подростков с окружающими людьми. Таким образом, мы можем говорить о том, что стрессоустойчивость подростков- мальчиков и подростков-девочек проявляется по-разному.
Данные предположения обусловили актуальность темы данного дипломного исследования:
1) во-первых, необходимость изучения проблемы стрессоустойчиво сти отражается на реалиях современного общества, в котором наблюдается тенденция накапливать психологическое напряжение и с небольшой способностью от него избавляется;
2) во-вторых, стрессоустойчивость подростков является основой психического здоровья человека, а также условием его социальной стабильности;
3) в-третьих, планируемые исследования могут помочь понимаю механизма формирования социальных различий.
Объект исследования: обучающиеся подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте.
Целью нашего исследования является выявления гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях проявления стрессоустойчивости у юношей и девушек.
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость»;
3. Рассмотреть гендерные особенности проявления стрессоустойчивос ти у подростков;
4. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков;
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д); изучение научной литературы по проблеме ; специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, беседы, анкетирование, тестовые опросы (тест жизнестойкости С.Мадди; тест на стрессоустойчивость, разработанный учёными-психологами Медицинского центра Университета Бостона; личностный опросник С.Хобфолл).
Базой исследования послужила: МБОУ «Средняя общеобразователь ная школа №1 г. Мамады » Мамадышского муниципального района РТ
Эмпирическую выборку исследования составили обучающихся подросткового возраста 15-17 лет в количестве 50 человек.
Практическое значение исследования заключается в том, что результат исследования имеет два основных направления. Во-первых, они важны в плане разработки форм и методов организации учебной и воспитательной работы с учащимися 10-11 класса, с учётом их личностных особенностей. Во-вторых, они представляют интерес для практических психологов, занимающихся консультированием подростков.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 62 страницы без Приложения. В тексте работы 7 таблиц и 3 рисунка.
Для человека крайне важно уметь преодолевать жизненные трудности, подавлять при необходимости эмоции, проявлять выдержку и такт. Только обладая данным набором качеств, личность может переносить эмоциональные, интеллектуальные и волевые нагрузки без отрицательных последствий для себя и окружающих.
Стрессоустойчивость не является исключительно мужским или женским качеством личности, но при этом мы предполагаем, что человек реагирует на стрессовые факторы именно в зависимости от гендерной принадлежности.
Особенно подвержены стрессорам школьники подросткового возраста. Ведь они переживают любое событие в своей жизни совсем не так, как взрослые люди. Они более эмоциональны и несдержанны. Более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные чувства и состояния.
Анализируя основные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, мы выявили, что это поведение, которое человек использует на разных этапах своей жизнедеятельности, иногда даже совмещая их. Это делается для того, чтобы:
1. сохранить психологическую устойчивость;
2. устранить или уменьшить вред от неблагоприятной жизненной ситуации;
3. абстрагироваться от трудностей повседневного существования или жизненных событий, проблем, вызывающих стресс.
Человек может направлять данные стратегии на изменение ситуации, создавшей проблему. В качестве решения проблемы порой предусматриваются такие действия, как: увеличение социальной поддержки; развитие индивидуальных навыков повышения самостоятельности и автономии; снижение чувства беспомощности, а также участие в изменении окружающей среды, влияющее на те ресурсы, которые имеются у личности для совладания. Такое свойство человека, как индивидуальность делает неоднозначным влияние на него стрессоров, но изучение типологических особенностей личности обеспечит вероятность создания условий для предугадывания тревожных состояний и поведения в ситуации преодоления.
Возбуждение является характерным двигателем для активного преодоления, так как личность начинает стремиться к контролю над ситуацией. Пассивное поведение же характеризуется деактивацией, переживанием собственной беспомощности и у потери контроля над действительностью.
Мы считаем, что оборонительное поведение (особенно пассивное) является наименее эффективной тактикой преодоления не только в плане успешности деятельности, но и в плане различных социальных и психологических последствий, а также сбережения нервно психологическо го и соматического состояния здоровья.
Стоит отметить, что если возникающие на пути человека трудности не преобладают над потенциалом его психологической стойкости, то преодоление этих трудностей ускоряет процесс адаптации к трудностям, у человека появляется целый спектр путей выхода из стрессовых ситуаций, дополняется опыт действий в разрешении трудностей. Это ведет к повышению уровня стрессоустойчивости.
Трудные ситуации помогают человеку пережить различные чувства. Довольно часто при высоком напряжении наблюдаются увеличение производительности труда, активизация творческого потенциала, повышен ие результатов научной деятельности.
Чувства по-разному влияют на деятельность человека. Огромно значение эмоций и чувств в школьной учебной деятельности. Если ребёнок испытывает на уроке приятные чувства - ему интересно, не страшно, он увлечен темой урока, его успеваемость будет в пределах нормы; если у ребенка на уроках возникает чувство страха из-за потенциальной ошибки, он не уверен в себе, проблем в его учебной деятельности будет много.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
Анализ и оценка направлений и трудов по изучению стрессоустойчивости дает возможность получить представление о проблемах, стимулирующих возникновение данных исследований, помогает найти пути их разрешения. Изучение индивидуальных различий в способах преодоления стрессовых ситуаций позволяет обнаружить и сформировать личные качества, способствующие ослаблению чувствительности подростка к психологическим нагрузкам: душевное равновесие, оптимизм, вера в себя, чувство самоценности, способность уменьшать значимость стрессоров или, наоборот, обращать на них внимание (если существует риск психологической перегрузки).
Целью данного исследования явилось выявление стрессовых состояний подростков и изучение гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Для достижения данной цели нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, были рассмотрены гендерные особенности проявления стресса у подростков. После проведения эксперимента по выявлению уровня стрессоустойчивост и, в практической части работы были проанализированы результаты проведенного исследования.
Анализ и интерпретация результатов исследования позволили нам выявить, что чем больше уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков, тем больше они склонны к таким стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, как ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, агрессивные действия. Чем меньше уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков, тем больше они склонный к следующим стратегиям преодоления: импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия.
Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась, так как в ходе исследования нами было выявлено, что девушки-подростки имеют более высокий уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости. Кроме этого, мы выявили, что подростки, не использующие такие стратегии поведения, как ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки и осторожные действия, склонны к агрессивным стратегиям преодоления стрессовых ситуаций.
Стрессоустойчивость не является исключительно мужским или женским качеством личности, но при этом мы предполагаем, что человек реагирует на стрессовые факторы именно в зависимости от гендерной принадлежности.
Особенно подвержены стрессорам школьники подросткового возраста. Ведь они переживают любое событие в своей жизни совсем не так, как взрослые люди. Они более эмоциональны и несдержанны. Более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные чувства и состояния.
Анализируя основные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, мы выявили, что это поведение, которое человек использует на разных этапах своей жизнедеятельности, иногда даже совмещая их. Это делается для того, чтобы:
1. сохранить психологическую устойчивость;
2. устранить или уменьшить вред от неблагоприятной жизненной ситуации;
3. абстрагироваться от трудностей повседневного существования или жизненных событий, проблем, вызывающих стресс.
Человек может направлять данные стратегии на изменение ситуации, создавшей проблему. В качестве решения проблемы порой предусматриваются такие действия, как: увеличение социальной поддержки; развитие индивидуальных навыков повышения самостоятельности и автономии; снижение чувства беспомощности, а также участие в изменении окружающей среды, влияющее на те ресурсы, которые имеются у личности для совладания. Такое свойство человека, как индивидуальность делает неоднозначным влияние на него стрессоров, но изучение типологических особенностей личности обеспечит вероятность создания условий для предугадывания тревожных состояний и поведения в ситуации преодоления.
Возбуждение является характерным двигателем для активного преодоления, так как личность начинает стремиться к контролю над ситуацией. Пассивное поведение же характеризуется деактивацией, переживанием собственной беспомощности и у потери контроля над действительностью.
Мы считаем, что оборонительное поведение (особенно пассивное) является наименее эффективной тактикой преодоления не только в плане успешности деятельности, но и в плане различных социальных и психологических последствий, а также сбережения нервно психологическо го и соматического состояния здоровья.
Стоит отметить, что если возникающие на пути человека трудности не преобладают над потенциалом его психологической стойкости, то преодоление этих трудностей ускоряет процесс адаптации к трудностям, у человека появляется целый спектр путей выхода из стрессовых ситуаций, дополняется опыт действий в разрешении трудностей. Это ведет к повышению уровня стрессоустойчивости.
Трудные ситуации помогают человеку пережить различные чувства. Довольно часто при высоком напряжении наблюдаются увеличение производительности труда, активизация творческого потенциала, повышен ие результатов научной деятельности.
Чувства по-разному влияют на деятельность человека. Огромно значение эмоций и чувств в школьной учебной деятельности. Если ребёнок испытывает на уроке приятные чувства - ему интересно, не страшно, он увлечен темой урока, его успеваемость будет в пределах нормы; если у ребенка на уроках возникает чувство страха из-за потенциальной ошибки, он не уверен в себе, проблем в его учебной деятельности будет много.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
Анализ и оценка направлений и трудов по изучению стрессоустойчивости дает возможность получить представление о проблемах, стимулирующих возникновение данных исследований, помогает найти пути их разрешения. Изучение индивидуальных различий в способах преодоления стрессовых ситуаций позволяет обнаружить и сформировать личные качества, способствующие ослаблению чувствительности подростка к психологическим нагрузкам: душевное равновесие, оптимизм, вера в себя, чувство самоценности, способность уменьшать значимость стрессоров или, наоборот, обращать на них внимание (если существует риск психологической перегрузки).
Целью данного исследования явилось выявление стрессовых состояний подростков и изучение гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Для достижения данной цели нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, были рассмотрены гендерные особенности проявления стресса у подростков. После проведения эксперимента по выявлению уровня стрессоустойчивост и, в практической части работы были проанализированы результаты проведенного исследования.
Анализ и интерпретация результатов исследования позволили нам выявить, что чем больше уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков, тем больше они склонны к таким стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, как ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, агрессивные действия. Чем меньше уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков, тем больше они склонный к следующим стратегиям преодоления: импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия.
Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась, так как в ходе исследования нами было выявлено, что девушки-подростки имеют более высокий уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости. Кроме этого, мы выявили, что подростки, не использующие такие стратегии поведения, как ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки и осторожные действия, склонны к агрессивным стратегиям преодоления стрессовых ситуаций.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2850 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа формирования умений эмоциональной регуляции поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебного стресса у студентов на различных этапах обучения в период сессии с учетом гендерной принадлежности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016



