Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №44018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психол
ого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности проявления психологического стресса и стрессоустойчивости у подростков 17
1.3 Гендерные особенности проявления стрессоустойчивости у подростков 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Подростковый возраст отличается большой длительностью и латентностью значительного числа протекающих психических процессов. На фоне эволюционных процессов формирования социальных новообразований происходит революционная гормональная и психофизиологическая перестройка организма, половое созревание, переводящее ребенка во взрослого. Этим достигается динамическое равновесие изменений, происходящих с подростком и рациональный расход ресурсной базы, обеспечивающих его становление на этой стадии развития [4, c. 18].
Ведущей стратегией совладания со стрессом для подростка является конструктивизм. Подросток стремится трансформировать социальное пространство, доминирующие в нем цели и ценности под свои идеальные представления. Сопровождение и поддерживающая стратегия взрослых (родителей, учителей) тактически может быть реализована в комплексе взаимодействий, повышающих самооценку подростка и приводящих к равновесию внутренних и внешних паритетов.
Стрессоустойчивость связана с уверенностью в собственных силах и возможности выбора новой среды и, соответственно, людей, ее задающих, если прежняя его разочарует. Неудача, волнение и тревога, которые могут возникнуть в коммуникативных процессах определенной среды, не будут для него маркерами собственной непригодности. Адаптационный механизм этого периода, как правило, связан с расширением ролей, социального сектора, видов деятельности, с поиском новых усилий, в которых он сможет преодолеть стресс, гармонизировать отношения со средой и продолжить развитие. Для этого процесса необходимо время и возможности, как внешние, так и собственные. Объективные (обязательное школьное образование, материальная зависимость от родителей, отсутствие ресурса и т.д.) и субъективные (сильная самокритичность, неверие в собственные силы, зависимость от мнения окружающих и др.) факторы, на фоне которых происходит его становление, являются ограничителями немедленного, ускоренного превращения подростка во взрослого.
Целый комплекс факторов помогает подростку справиться с тревогами и стрессами. Отметим, что уровень жизнестойкости ребенка часто зависит от поддержки и заботы семьи и его окружения (одноклассники, друзья, учителя, соседи, знакомые). Крайне важны отношения, в которых ребенок чувствует любовь и высокий уровень доверия. Это помогает развить веру в то, что можно справиться со многими жизненными трудностями.
Вера в себя и свои силы сказывается на жизни подростка, его мировоззрении и общения с окружающими людьми. Формированию культуры межличностного общения способствует включение подростков в коллективную деятельность, в ходе которой ими усваиваются общечеловеческие ценности, нравственные нормы, правила поведения в обществе, вырабатываются умения межличностного взаимодействия. Но это будет невозможным, если ребенок не научится контролировать себя в стрессовых ситуациях.
На наш взгляд развитие стрессоустойчивости зависит не только от социальных факторов, но и от гендерной принадлежности подростка. Связано это не только с биологическими признаками человека, но и с различными стереотипами о мужественности и женственности, которые накладывают значимый отпечаток на нормы социального поведения и характер взаимоотношений подростков с окружающими людьми. Таким образом, мы можем говорить о том, что стрессоустойчивость подростков- мальчиков и подростков-девочек проявляется по-разному.
Данные предположения обусловили актуальность темы данного дипломного исследования:
1) во-первых, необходимость изучения проблемы стрессоустойчиво сти отражается на реалиях современного общества, в котором наблюдается тенденция накапливать психологическое напряжение и с небольшой способностью от него избавляется;
2) во-вторых, стрессоустойчивость подростков является основой психического здоровья человека, а также условием его социальной стабильности;
3) в-третьих, планируемые исследования могут помочь понимаю механизма формирования социальных различий.
Объект исследования: обучающиеся подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте.
Целью нашего исследования является выявления гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях проявления стрессоустойчивости у юношей и девушек.
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость»;
3. Рассмотреть гендерные особенности проявления стрессоустойчивос ти у подростков;
4. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков;
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д); изучение научной литературы по проблеме ; специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, беседы, анкетирование, тестовые опросы (тест жизнестойкости С.Мадди; тест на стрессоустойчивость, разработанный учёными-психологами Медицинского центра Университета Бостона; личностный опросник С.Хобфолл).
Базой исследования послужила: МБОУ «Средняя общеобразователь ная школа №1 г. Мамады » Мамадышского муниципального района РТ
Эмпирическую выборку исследования составили обучающихся подросткового возраста 15-17 лет в количестве 50 человек.
Практическое значение исследования заключается в том, что результат исследования имеет два основных направления. Во-первых, они важны в плане разработки форм и методов организации учебной и воспитательной работы с учащимися 10-11 класса, с учётом их личностных особенностей. Во-вторых, они представляют интерес для практических психологов, занимающихся консультированием подростков.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 62 страницы без Приложения. В тексте работы 7 таблиц и 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для человека крайне важно уметь преодолевать жизненные трудности, подавлять при необходимости эмоции, проявлять выдержку и такт. Только обладая данным набором качеств, личность может переносить эмоциональные, интеллектуальные и волевые нагрузки без отрицательных последствий для себя и окружающих.
Стрессоустойчивость не является исключительно мужским или женским качеством личности, но при этом мы предполагаем, что человек реагирует на стрессовые факторы именно в зависимости от гендерной принадлежности.
Особенно подвержены стрессорам школьники подросткового возраста. Ведь они переживают любое событие в своей жизни совсем не так, как взрослые люди. Они более эмоциональны и несдержанны. Более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные чувства и состояния.
Анализируя основные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, мы выявили, что это поведение, которое человек использует на разных этапах своей жизнедеятельности, иногда даже совмещая их. Это делается для того, чтобы:
1. сохранить психологическую устойчивость;
2. устранить или уменьшить вред от неблагоприятной жизненной ситуации;
3. абстрагироваться от трудностей повседневного существования или жизненных событий, проблем, вызывающих стресс.
Человек может направлять данные стратегии на изменение ситуации, создавшей проблему. В качестве решения проблемы порой предусматриваются такие действия, как: увеличение социальной поддержки; развитие индивидуальных навыков повышения самостоятельности и автономии; снижение чувства беспомощности, а также участие в изменении окружающей среды, влияющее на те ресурсы, которые имеются у личности для совладания. Такое свойство человека, как индивидуальность делает неоднозначным влияние на него стрессоров, но изучение типологических особенностей личности обеспечит вероятность создания условий для предугадывания тревожных состояний и поведения в ситуации преодоления.
Возбуждение является характерным двигателем для активного преодоления, так как личность начинает стремиться к контролю над ситуацией. Пассивное поведение же характеризуется деактивацией, переживанием собственной беспомощности и у потери контроля над действительностью.
Мы считаем, что оборонительное поведение (особенно пассивное) является наименее эффективной тактикой преодоления не только в плане успешности деятельности, но и в плане различных социальных и психологических последствий, а также сбережения нервно психологическо го и соматического состояния здоровья.
Стоит отметить, что если возникающие на пути человека трудности не преобладают над потенциалом его психологической стойкости, то преодоление этих трудностей ускоряет процесс адаптации к трудностям, у человека появляется целый спектр путей выхода из стрессовых ситуаций, дополняется опыт действий в разрешении трудностей. Это ведет к повышению уровня стрессоустойчивости.
Трудные ситуации помогают человеку пережить различные чувства. Довольно часто при высоком напряжении наблюдаются увеличение производительности труда, активизация творческого потенциала, повышен ие результатов научной деятельности.
Чувства по-разному влияют на деятельность человека. Огромно значение эмоций и чувств в школьной учебной деятельности. Если ребёнок испытывает на уроке приятные чувства - ему интересно, не страшно, он увлечен темой урока, его успеваемость будет в пределах нормы; если у ребенка на уроках возникает чувство страха из-за потенциальной ошибки, он не уверен в себе, проблем в его учебной деятельности будет много.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
Анализ и оценка направлений и трудов по изучению стрессоустойчивости дает возможность получить представление о проблемах, стимулирующих возникновение данных исследований, помогает найти пути их разрешения. Изучение индивидуальных различий в способах преодоления стрессовых ситуаций позволяет обнаружить и сформировать личные качества, способствующие ослаблению чувствительности подростка к психологическим нагрузкам: душевное равновесие, оптимизм, вера в себя, чувство самоценности, способность уменьшать значимость стрессоров или, наоборот, обращать на них внимание (если существует риск психологической перегрузки).
Целью данного исследования явилось выявление стрессовых состояний подростков и изучение гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Для достижения данной цели нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, были рассмотрены гендерные особенности проявления стресса у подростков. После проведения эксперимента по выявлению уровня стрессоустойчивост и, в практической части работы были проанализированы результаты проведенного исследования.
Анализ и интерпретация результатов исследования позволили нам выявить, что чем больше уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков, тем больше они склонны к таким стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, как ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, агрессивные действия. Чем меньше уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости у подростков, тем больше они склонный к следующим стратегиям преодоления: импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия.
Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась, так как в ходе исследования нами было выявлено, что девушки-подростки имеют более высокий уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости. Кроме этого, мы выявили, что подростки, не использующие такие стратегии поведения, как ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки и осторожные действия, склонны к агрессивным стратегиям преодоления стрессовых ситуаций.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург.: «Деловая книга», 2008. - 368 с.
2. Абабков В.А. Адаптация к стрессу // Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2014. - 230 с.
3. Аверченко Л.К. Психология управления: курс лекций. - Москва - Новосибирск, 2007. - 90 с.
4. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Речь, 2006. - 100 с.
5. Андреев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Смысл, 2009. - 126 с.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. - М.: Речь, 2014. - 86 с.
7. Амбрумова А.Г Диагностика суицидального поведения. - М.: Смысл, Московский НИИ психиатрии, 2008. - 122 с.
8. Бем С.Л. Линзы гендера // Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов. - М.: «РОССПЭН», 2014. - 336 с.
9. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы
психологии. - 2011. - №1. - С. 95.
10. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
11. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. - М.: Смысл, 2008. - 75 с.
12. Бурлачук Л.Ф. психологической теории ситуации // Психологический журнал. - № 1. 2012. - С. 47.
13. Бодалев В.В. Общая психодиагностика // Основы психодиагностики,
немецкой психотерапии и психологического консультирования. - М.:Смысл, 2007. - 245 с.
14. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: Смысл, 1995. - 267 с.
15. Василюк, Ф. Е. Психология переживания // Анализ переживания
критических ситуаций. - М.: изд. МГУ, 2016. - 220 с.
16. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах // Человек в системе наук.- М.: Наука, 2009. - 289 с.
17. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
18. Губачев Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - СПб.: Питер, 2016. - 213 с.
19. Дэвид Майерс. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2017. - 688 с.
20. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.:
Просвещение, 2017. - 303 с.
21. Жеребкова Ю.В Особенности поведения подростков в фрустрирующих ситуациях. - М.: Речь, 2010. - 115 с.
22. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. - М.: Речь,
2010. - 100 с.
23. Зильберман П.Б. Определение понятия «стрессоустойчивость». - М.: Речь, 2015. - 157 с.
24. Здравомыслова Е.А. Социологические подходы. - СПб.: изд ЕУСПб, 2009. - 256 с.
25. Иванова Е.Г Гендерная проблематика в психологии. - М.: Речь, 2010. - 313 с.
26. Клецина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. - №4. - 2011. - С. 205.
27. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Речь,
Политиздат. - 2015. - 186 с.
28. Красникова Е.А. Социальная психология: учебник. - М.: Форум, ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 615 с.
29. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
30. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 438 с.
31. Макнемар К. Каталог статей. - М.: Речь, 2011. - 115 с.
32. Нартова - Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - № 5. - 2017. - С. 20 с.
33. Подольский А. Диагностика подростковой депрессивности. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
34. Павлов И.П. Типы нервной системы. - М.: «Юрайт», 2016. - 394c.
35. Райгородский, Д.Я. Психология самосознания. - Самара.: БАХРАМ, 2013. - 655 с.
36. Ребезов М.К. Основные категории педагогики // Педагогика высшей школы. - 2017. - С. 39-41.
37. Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 2007. - 273с.
38. Столлер Р Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2009.- 383 с.
39. Скотт Дж. Гендер - полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования. - № 2(5). - 2000. - С. 350.
40. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол. Наук: 19. 00. 07 // С. В. Субботин. - Пермь.: 1992. - 152 с.
41. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Речь, 2009. - 87 с.
42. Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия.
- М.: Наука и Техника, 2009. - 462 с.
43. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости у подростков. - М.: СИП РИА, 2013. - 88 с.
44. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. - М.: Иститут практической психологии, 2016. - 304 с.
45. Фейнгерберг, И.М. Видеть-предвидеть-действовать //
Психологические этюды. - М.: Речь, 2016. - 160 с.
46. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М.: Смысл,
2011. - 95 с.
47. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
48. Гурина А.О. Гендерные особенности психофизиологического
состояния подростков при эмоциональном стрессе. [Электронный ресурс] URL:https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/05/30/gendernye-osobennosti-psihofiziologicheskogo-sostoyaniya-podrostkov-pri (дата обращения:
18.10.2017).
49. Ожигова Л.Н. Электронная библиотека диссертаций: «Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации» [Электронный ресурс]. URL:http://www.dissercat.com/content/gendernaya-identichnost-lichnosti-i-smyslovye-mekhanizmy-ee-realizatsii(дата обращения: 24.10.2017).
50. Щерба Л.В. Роль Эксперимента в психолингвистике. [Электронный
ресурс]. URL: https://studopedia.su/13 3851 rol-eksperimenta-v-
psiholingvistike.html(дата обращения: 23.10.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ