Социально-экономические и политические преобразования, вызванные распадом СССР и современными потребностями российского общества, обусловили необходимость качественных изменений всей правовой системы и отдельных ее институтов.
В качественном изменении нуждается институт гражданства, в частности порядок приобретения и прекращения гражданства. Особую значимость он приобрел в связи с определением статуса, круга прав и обязанностей, законодательным их закреплением, оформлением гражданской принадлежности этнических россиян, оказавшихся в связи с распадом СССР за пределами территории Российской Федерации.
В связи с рассмотрением вопросов этнических россиян особую значимость приобретают вопросы двойного гражданства и его реализации в современных условиях. К постановке этих проблем побуждает жизненная значимость этих вопросов и практика реализации в зарубежных странах.
В 1991 году был принят Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», который отражал потребности переходного периода. Последующие изменения в государственно-правовой жизни российского общества, а также подписание Россией в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве потребовали принятие нового законодательства. Новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» был принят 31 мая 2002 года. Он существенно отличается от предыдущего по содержанию, характеру, структуре, вводит в оборот целый ряд юридических терминов. В нем нашло отражение развитие института российского гражданства.
Вместе с тем закрепленный в новом Законе порядок приема в российское гражданство содержит много пробелов. Поэтому происходит реальное ущемление прав личности при приобретении гражданства. Особенно остро несовершенство действующего законодательства отражается на русских и русскоязычных гражданах из бывших республик СССР. Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации не может обеспечить право на гражданство всех категорий бывших российских соотечественников. Для этих людей процесс получения российского гражданства сопряжен со многими трудностями.
В диссертации предлагается концептуальный подход к решению проблемы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, составной частью которого является, по мнению автора, проблема кумулятивного и «спящего» гражданства. Решение этой проблемы позволило бы значительно смягчить положение российских соотечественников в плане обеспечения их прав и свобод, обеспечить их интеграцию в российское сообщество.
Эффективное регулирование отношений приобретения и прекращения гражданства зависит от установленных юридических норм. Для достижения действенности данного механизма необходимо, чтобы законодательство в области гражданства имело в целом демократический характер.
Актуальность темы исследования объясняется необходимостью комплексного изучения относительно регулирования приобретения и прекращения
4
гражданства, основываясь на анализе конституционных норм и нового законодательства о гражданстве.
Таким образом, вопрос о реформировании нормативной базы в области приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации является злободневным и требует незамедлительной реакции со стороны федеральных законодательных органов власти.
Вот это определило выбор темы диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, и обоснование возможностей их разрешения.
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Осуществить историко-правовое исследование становления и развития отношений приобретения и прекращения гражданства, раскрыть их основные особенности на определенном этапе развития с учетом сложившегося государственного и общественного строя.
2. Представить многообразные теоретические взгляды о понятийном аппарате и структуре гражданства, раскрыть теоретические аспекты понятий о приобретении и прекращении гражданства.
3. Проанализировать конституционно-правовые принципы гражданства и обосновать их важное значение в раскрытии юридической природы и содержания гражданства.
4. Рассмотреть конституционно-правовые основы возникновения двойного гражданства и возможности его эффективной реализации на постсоветском пространстве.
5. Изучить механизм конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства и представить дальнейшие перспективы его усовершенствования.
Объектом исследования являются правовые отношения в области конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Предметом исследования являются проблемы, связанные с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили научные труды многих отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции. Среди отечественных правоведов особое место занимают С.А. Авакъян, М.В. Баглай, А.Я. Берченко, В.Я. Бойцов, Ю.Р. Боярс, Н.В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Д.А. Гайдуков, В.М. Гессен, А.А. Головко, В.Н. Дурденевский, Д.Л. Златопольский, С.С. Кишкин, Е.И. Козлова, С.К. Косаков, Н.М. Коркунов, Р.И. Кулик, Н.О. Куплеваский, О.Е. Кутафин, А.И. Лепешкин, Г.В. Мальцев, А.В. Мещеряков, Н.В. Миронов, О.О. Миронов, Ю.А. Петров, В.В. Полянский, В.А. Ржевский, А.А Рубанов, С.И. Русинова, В.М. Сафронов, Е.С. Смирнова, И.К. Трайнин, А. Турубинер, Г.И. Тункин, И.Е. Фарбер,
Н.П. Фарберов, С.В. Филиппов, С.В. Черниченко, В.М. Чхиквадзе, М.А. Шафир, B.C. Шевцов, Ю.Л. Шульженко, Б.В. Щетинин, Б.С. Эбзеев.