Информационная среда как фактор повышения качества
успеваемости студентов профессиональной образовательной
организации (на примере Бюджетного профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики
нМожгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СРЕДЫ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО 7
1.1 Понятие и проблемы повышения качества успеваемости студентов 7
1.2 Факторы, влияющие на повышение качества успеваемости обучающихся 11
1.3 Преимущества и проблемы использования информационной среды как
фактора повышения качества успеваемости студентов 16
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК
ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМЕНИ Т.К.БОРИСОВА» 21
2.1 Краткая характеристика бюджетного профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» 21
2.2 Практика использования информационной среды как фактора повышения качества успеваемости студентов в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Удмуртской Республики «Можгинский
педагогический колледж имени Т.К.Борисова» 27
2.3 Оценка качества применения информационной среды как фактора повышения качества успеваемости студентов в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» 38
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Т.К.БОРИСОВА» 45
3.1 Проблемы использования информационной среды как фактора повышения
качества успеваемости студентов бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» 45
3.2 Предложения по совершенствованию использования информационной среды как фактора повышения качества успеваемости обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»... 47
3.3 Социально - образовательный эффект предложений по совершенствованию информационной среды как фактора повышения качества успеваемости студентов бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
На современном этапе развития общества перед российской системой образования появляются принципиально новые задачи, среди которых особое место предназначено повышению качества успеваемости студентов профессиональных образовательных организаций. Также следует отметить, что в условиях глобальной информатизации всех сфер общественной жизни информатизация образования по-прежнему остается главной стратегической задачей. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования.
Таким образом, все чаще начинают рассматривать информационную среду как один из факторов повышения качества успеваемости студентов профессионального образования. Информационная среда предполагает создание таких условий и возможностей реализации педагогической деятельности, которые будут способствовать обеспечению эффективной подготовке обучающихся.
Как показывают проведенные психолого-педагогические и дидактические исследования А.А. Андреев [9], Л.П. Вишневская [20], Т.Н. Леван [35], необходимым потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации. Таким образом, можно говорить о формировании во многом новой среды обучения.
Г оворя о повышении качества образования студентов профессиональной образовательной организации (ПОО), возникают некоторые противоречия. А
именно: необходимо обеспечить достаточный уровень образования, но
снижается интерес к обучению у студентов; есть определенные требования ФГОС, но сложно приспособиться к динамично меняющимся требованиям рынка.
И перед системой образования появляется следующая проблема: «как информационная среда может повлиять на качество повышения успеваемости студентов ПОО», которая требует полноценного решения.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является информационная среда БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова».
Цель выпускной квалификационной работы: анализ использования информационной среды и дальнейшая разработка рекомендаций по совершенствованию использования информационной среды, направленной на повышения качества успеваемости студентов ПОО (на примере БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»).
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы использования информационной среды как фактора повышения качества успеваемости студентов ПОО;
2. изучить преимущества и недостатки использования информационной среды;
3. проанализировать использование информационной среды в БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»;
4. разработать рекомендации по совершенствованию использования информационной среды в БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова».
Гипотеза исследования заключается в том, что использование информационной среды в профессиональной образовательной организации будет способствовать повышению качества успеваемости студентов и даст значительный социально - образовательный эффект.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования и анализа:
1. В первой главе использовались методы теоретического
исследования: сбор источников информации, обобщение полученной
информации, систематизация и анализ информации;
2. Во второй главе эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование;
3. В третьей статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные трактовка данных.
Результаты исследования второй главы и рекомендации по совершенствованию использования информационной среды можно использовать в БПОУ УР «Можгиснкий педагогический колледж имени Т.К.Борисава» с целью повышения качества успеваемости студентов.
Теоретической базой исследования дипломной работы послужили нормативные акты, научно - методические пособия и учебные издания по педагогике, материалы периодических изданий, посвященные вопросам повышения качества образования студентов, информационной среде, труды отечественных авторов таких как: Андреев А.А. [9], Вишневская Л.П. [20], Зайцева Ж.Н. [25], Зенкина С.В. [26], Коротков Э.М. [31], Красильникова В.А. [32], Носков М.В. [41], Соловьева М.Ф. [49], Якунин В.А. [53].
По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья «Приемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в средне - профессиональной организации» в научном журнале «Проблемы современного педагогического образования». Журнал входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ВАК (Письмо о перечне рецензируемых научных изданий от 07.12.2015 г. №13-6518).
Порядковый номер журнала в Перечне - 1453». Статья на тему
«Информационная среда как основа организации учебной деятельности студентов СПО» опубликована в II Всероссийской научно-практической конференции «Управление экономикой региона: история, современное
состояние, перспективы».
Логика изложения определила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы использования информационной среды как фактора повышения качества успеваемости студентов ПОО, а именно: понятия и проблемы повышения качества
успеваемости студентов; факторы, влияющие на повышение качества успеваемости обучающихся; преимущества и проблемы использования информационной среды. Во второй главе рассматривается анализ использования информационной среды как фактора повышения качества успеваемости студентов БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова». Третья глава посвящена рекомендациям по совершенствованию использования информационной среды как фактора повышения качества успеваемости студентов в той же образовательной организации. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе является процесс информатизации. Использование информационных технологий в образовательных организациях дает качественно новые возможности для преподавателей и обучающихся. Новые задачи, которые решает система образования: повышение качества
образования, его доступность и эффективность, требуют модернизации управления этой сферой, повышения уровня квалификации преподавателей, которые сегодня должны уметь анализировать деятельность образовательного процесса, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; планировать и организовывать контроль учебного процесса, осуществлять информационно-аналитическую деятельность с использованием современных технологий.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. В первой главе были рассмотрены теоретические основы,
преимущества и недостатки использования информационной среды, как фактора повышения качества успеваемости студентов среднего
профессионального образования.
2. На основании сравнительного анализа педагогического эксперимента, проведенного в контрольной и экспериментальной группе студентов Можгинского педагогического колледжа, можно сделать следующий вывод: чтобы повысить качество образования и, соответственно, качество успеваемости студентов БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова», необходимо: непрерывно модернизировать процессы обучения, использовать современные технологии и методики преподавания, находить индивидуальный подход к обучающимся.
3. По результатам проведенного анализа использования информационных средств обучения по дисциплине «Основы
предпринимательства» в БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» с целью обеспечения эффективности и целесообразности их применения в учебном процессе был разработан ряд предложений, который включает в себя следующие аспекты:
1) ввести обязательные регулярные курсы для преподавателей по использованию и применению ИКТ в учебном процессе;
2) повышать уровень информационной культуры;
3) привлекать молодых специалистов;
4) развивать творческие способности обучающихся;
5) использовать мобильные устройства в процессе обучения;
6) повысить уровень обеспеченности информационными и мультимедийными технологиями учебных аудиторий;
Если процесс обучения построить на основе использования современных информационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обучаемости по предметам. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету.
Полученная информация позволила сделать вывод, что в БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» есть некоторые проблемы с использованием новейших технологий в учебном процессе, но все они решаемые. И чтобы повысить уровень качества успеваемости студентов, нужно провести ряд определенных мероприятий.
Сегодня перед российской системой образования стоит задача исключительной важности — готовить не просто высокопрофессиональные кадры информационного общества, а научить и подготовить людей размышлять и действовать в этой среде, в полной мере использовать ее возможности и уметь защитить себя от негативных воздействий. Поэтому, для решения этой проблемы требуется информационная ориентация всей системы образования, чтобы повысит уровень качества образования. Научить жить и работать в изменяющейся среде обитания — важнейшая стратегическая цель образования. Это значит, что существующие методы и формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе составляющие нового содержания обучения.
Таким образом, гипотеза исследования (использование информационной среды в профессиональной образовательной организации будет способствовать повышению качества успеваемости студентов и даст значительный социально - образовательный эффект) подтвердилась.
1. Нормативно - правовые акты:
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)» // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015)
4. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от
28.06.2011 года № 375 «об утверждении устава бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»
5. Устав БПОУ УР «Можгинский колледж имени Т.К.Борисова», 2015г.
6. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11.08.2003
года № 636-р «О присвоении имени Трофима Кузьмича Борисова
государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Можгинский педагогический колледж».
7. Положение об отборе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций в БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» от 06.04.2018 № 42 - од.
2. Научная и учебная литература:
8. Аверьянов, Л. Я. Современные проблемы Интернет - обучения / Л. Я. Аверьянов, доктор соц. наук, проф., А. В. Рунов, канд. соц. наук, доц. // Информатика и образование. - 2013. - № 5.
9. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2014. №
6. С. 98 - 113.
10. Андреев А.А. Основы открытого образования // Отв. Ред. В.И.Солдаткин. - Т. 2. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2014. - С. 680.
11. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г.Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров / —М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — С. 84.
12. Аштаева О. А. Технология оценки уровня развития профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами / О. А. Аштаева // Среднее профессиональное образование . - 2014. - № 3. - С. 21-30.
13. Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. - № 3. - С. 186.
14. Бондаренко Е. А.,. Технические средства обучения в современной системе образования: Пособие для педагогов. / Под. ред. А.А. Журина. - М.: "ЮНВЕС": 2014
15. Бочкарева, Т.Н. Проблемы современного педагогического образования/ Т.Н. Бочкарева, А.М. Абдулгараева, А.В. Илларионова, В.Д. Калмацуй // Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 10. - С. 79 - 86.
16. Бочкарева, Т.Н. Управление экономикой региона: история,
современное состояние, перспективы/ Т.Н. Бочкарева, В.Д. Калмацуй// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга,
2017. - С. 229 - 232.
17. Булин - Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин - Соколова, канд. пед. наук // Учитель. - 2015. - № 3. - С. 32 - 42.
18. Вайсман, О. А. Создание службы информатизации в школе / О. А. Вайсман, Н. Л. Демкина // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2015. - № 9.
19. Вильямс Р., Макли К. Компьютер в СПО - M.: Просвещение, 2013.
20. Вишневская Л.П. Критерии педагогической эффективности личностно ориентированных образовательных технологий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2017. - №11. - С. 120-121.
21. Галлямова, С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий / С. Е. Галлямова // Информатика и образование. - 2013. - № 9.
22. Гуменный А. Д., Ягупов В. В. Развитие информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений как проблема педагогической науки // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - №3. - С. 72-77.
23. Гусева К. Ф. Профессиональный стандарт - ключевой элемент подготовки высококвалифицированных кадров / К. Ф. Гусева, М. Г. Путря, А. Н. Кононов, Г. И. Гумерова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 7. - С. 39-44.
24. Евстигнеев М. Н. Генезис и вариативность понятийного содержания терминов в области информатизации образования / М. Н. Евстигнеев // Язык и культура. - 2013. - № 1 (21). - С. 63-71.
25. Зайцева Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества / Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин // Информационные технологии, №3, 2016. С. 44-48.
26. Зенкина С.В. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда / С.В.Зенкина, А.А.Кузнецов /Основы общей теории и методики обучения информатике; под общей редакцией А.А.Кузнецова. - М.: Бином, 2013. - С. 154.
27. Ильиченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе // Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. - М., 2012.
28. Карасова М.И. Использование технических и аудиовизуальных средств обучения в преподавании // Материалы XX Международной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». - М.: ООО «Издательство «Спутник+», 2014. - С. 147-152.
29. Клейман Г.М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения // Современная школа - 2015. - № 4 - С. 75.
30. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 256.
31. Коротков Э. М. Управление качеством образования: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2017. — С. 79.
32. Красильникова В.А., Электронные компоненты информационнообразовательной среды / Красильникова В.А., Веденеев П.В., Заварихин А.С., Казарина Т.Н. // Открытое и дистанционное образование. Выпуск 4(8), 2014. С. 54 - 56.
33. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный
аппарат // Информатика и образования, № 4, 2013. С. 21 - 27.
34. Кузьмина И. Е. Качество постдипломного педагогического образования как показатель непрерывного образования педагогов в условиях информационного общества / И. Е. Кузьмина // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 11 -й междунар. конф.: в 2 ч. - Вып. 11. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. Ч. 2. -
С. 278-280.
35. Леван, Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: Учебно-методическое пособие/Леван Т.Н. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С. 224.
36. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973 — С. 263
37. Лызлов, А.В. Организация уроков с использованием ИКТ / А.В. Лызлов // Вопросы Интернет-образования. - 2016. - № 26.
38. Махотин Д. А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу / Д. А. Махотин // Вестник РМАТ . - 2012. - № 2-3 (5-6). - С. 89-100.
39. Мелехин В. А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников / В. А. Мелехин // ЧиО . - 2013. - № 3 (36). - С. 4348.
40. Невуева Л.Ю., Сергеева Т.А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств // Информатика и образование. 2013. №
3. - С. 201 - 235.
41. Носков М.В., Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды колледжа: монография / М.В. Носков, Р.А. Барышев, М.М. Манушкина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — С. 106.