Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА «РАДИОАКТИВНОСТЬ» И МЕТОДИКА ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №43987

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История открытия и исследования радиоактивности
1.1. Открытие естественной радиоактивности 6
1.2. История исследования состава радиоактивного излучения 15
1.3. Открытие искусственной радиоактивности 18
Глава 2. Теоретические аспекты содержания темы: «Радиоактивность»
2.1. Естественная и искусственная радиоактивность 23
2.2. Активность радионуклидов. Единицы измерения 26
2.3. Основные принципы регистрации ионизирующего излучения 29
2.4. Использование радиоактивных элементов 31
Глава 3. Методические аспекты изучения темы: «Радиоактивность» в системе СПО
3.1. Особенности изучения темы «Радиоактивность» в системе СПО
3.2. Дидактическое сопровождение изучения темы 40
«Радиоактивность в учреждениях СПО индустриально-технологического профиля
3.3. Конспект урока по теме «Радиоактивность» 48
3.4 Внеклассное занятие «Чернобыль. Это не должно повториться!» 58
Заключение 66
Библиографический список 69


Спонтанное и неожиданное преобразование неустойчивого изотопа химического элемента в иной изотоп, обычно в изотоп других элементов, все это представляет собой радиоактивность. Естественная радиоактивность существует уже миллиарды лет и присутствует в буквальном смысле повсюду. Ионизирующее излучение было на планете задолго до появления человеческой жизни и существовало в космосе еще до возникновения самой Земли. Радиоактивные элементы входили в состав Земного шара с начала существования и продолжают присутствовать до настоящего времени, при этом само явление радиоактивности открыто чуть более 100 лет назад. Радиоактивность рассматривают в качестве неотъемлемой области человеческой жизнедеятельности, но без знаний закономерностей нет возможности адекватно оценить данный вопрос.
Тема «Радиоактивность» является наиболее интересной для школьников и студентов, так как в ней больше вопросов, чем ответов и полностью изучить ее невозможно, так как с каждым годом данная тема пополняется новыми фактами и даже мифами. Человечество на протяжении всего исторического пути стремится покорить и подчинить себе природу, для этого оно научилось добывать, перерабатывать и применять природные ресурсы, но они иссекаемы, и проблема энергетики остается важным приоритетом развития человеческой цивилизации. Когда ведущие мировые державы в области экспорта газа и нефти признали, что ресурсов осталось недостаточно много, и на помощь им появилась «атомная энергетика».
Основа физического образования подразумевает, что в области образования знания, сформировавшиеся на занятиях по физике и в частности по теме «Радиоактивность» у обучающихся являются фундаментальным базисом для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новейшей техники и технологий. Содействовать развитию у обучающихся взглядов о нынешней физической картине мира будет содержание этого базиса. И этому, в настоящее время, очень помогает Интернет, который содержит не только огромный теоретический материал, богатый подробностями и дополнительными сведениями, но и имеет практическую направленность, которая помогает учащимся проверить и закрепить свои знания по теме «Радиоактивность».
Цель работы: рассмотреть особенности методики изучения темы «Радиоактивность» в курсе физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Для достижения установленной цели следует решить ряд следующих задачи:
1. Изучить историю открытия и исследования радиоактивности.
2. Рассмотреть теоретические аспекты содержания темы «Радиоактивность».
3. Проанализировать методические аспекты изучения темы: «Радиоактивность» в системе СПО.
Объект исследования: курс физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: особенности методики изучения темы «Радиоактивность».
Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение, разработка методического и учебного материала.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе описаны история открытия естественной радиоактивности, история исследования состава радиоактивного излучения и история открытия искусственной радиоактивности.
Во второй главе описаны естественная и искусственная радиоактивность, определена активность радионуклидов, рассмотрены единицы измерения, представлены основные принципы регистрации, ионизирующего излучения и особенности использования радиоактивных элементов.
В третьей главе выявлены особенности исследования темы «Радиоактивность» в системе среднего профессионального образования, описано дидактическое сопровождение (тесты, задачи, контрольные вопросы) и разработан пример урока по теме «Радиоактивность» в учреждениях СПО.
В работе использованы труды таких зарубежных и отечественных авторов, как В.С. Волькенштейн, И.В. Савельев, Х. Кухлинг, Т. И. Трофимова, С.М. Усманов, Дж. Х. Хемфри и др., а также источники периодической печати.
Результаты работы опубликованы в материалах конференции КФУ: Давлетшина Д.Ш. Методические особенности изучения темы «радиоактивность» в курсе физике в учреждениях СПО. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 4: Набережночелнинский институт. Елабужский институт. С.127.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы была достигнута цель, то есть, рассмотрена методика изучения темы «Радиоактивность» в курсе физики в учреждениях среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена история открытия и исследования радиоактивности.
Так, явление радиоактивности было открыто французским физиком А. Беккерелем, многолетний период времени, работающий над изучением разных флюоресцирующих веществ, которые под воздействием солнечных лучей излучают личный и характерный для данных веществ свет. Исследования М. Склодовской-Кюри по исследованию руд показали, что отдельные урановые и ториевые руды имеют «аномальную» радиоактивность: их радиоактивность оказалась довольно больше того, что возможно было ожидать от урана и тория. Резерфорд определил, то что, атом обладает ядром, расположенным по центру, который обладает размерами во много раз меньше размеров атома. Вокруг ядра по орбитам перемещаются электроны, почти весь вес атома сосредотачивается в ядре. Общий отрицательный заряд разных электронов приравнивается сумме суммарного положительного заряда ядра атома, компенсируя его. В 1899 году Э. Резерфорд открыл альфа- и бета-излучение, основал теорию распада радиоактивных веществ и внес предложение планетарную модель строения атома. Он определил, что при заряде, который равен 2 элементарным, альфа-частица имеет 4 атомные единицы массы. Так, альфа-излучение представляет поток ядер гелия. Обнаружение искусственной радиоактивности было отмечено как выдающиеся открытие века. До этого момента радиоактивность, присущая отдельным элементам, не могла вызываться, уничтожаться и изменяться человеческими усилиями. Супруги Жолио-Кюри были теми, кто впервые смогли искусственно вызвать радиоактивность. Они смогли предугадать огромную важность данного открытия и возможность практических приложений в сфере биологии и медицины.
2. Рассмотрены теоретические аспекты содержания темы «Радиоактивность».
Образующие в результате радиоактивного превращения атомного ядра становятся радиоактивными и распадаются со скоростью, которая характеризуется постоянной распада. Радиоактивный распад появляется на основании правилами смещения, которые дают возможность установить, какое ядро возникает в итоге распада материнского ядра. Место в электронной оболочке, которое освобождается захваченным электроном, в последующем заполняется электронами из вышележащих слоев, вследствие чего возникают рентгеновские лучи. Из-за сопутствующего рентгеновского излучения электронный захват легко обнаружить. Поглощающая способность объекта может меняться, это зависит от в от энергии излучения, вида и интенсивности излучения, а также от свойств самого поглощающего объекта. Такое понятие как поглощенная доза, вводят для характеристики поглощенной энергии, ионизирующего излучения. Данное понятие определяется в виде энергии поглощения к единице массы облучаемых веществ. Мощность дозы излучения представляет величину, которая равна отношению дозы излучения к времени облучения. Одна и та же доза, но которая получена за одну минуту или за целые десятилетия, может оказать разное воздействие на организм. Важной проблемой в регистрации определенной частицы в том, что ее влияние на вещество детектора достаточно мало и для его обнаружения необходимо резко усилить микроскопический эффект, превратив его в макроскопический сигнал. В виде первичного влияния в основном применяется ионизация вещества детектора регистрируемой заряженной частицей. Радиоактивные изотопы достаточно часто используются в биологии, медицине, промышленности, сельском хозяйстве и в археологии.
Обучение физике обязано взаимодействовать со специальными дисциплинами и основываться на изучение конкретных процессов и явлений, которые относятся к профессиональной деятельности будущих специалистов. В области обучающего процесса давно назрела необходимость ключевых перемен, которые связаны с коренной перестройкой системы данной ветви образования для роста ее качества и повышения эффективности. Специфика обучения в СПО заключается в том, что кроме общенаучных дисциплин в учебных планах данных учебных учреждений имеются циклы профессионально-технических дисциплин, в связи с чем процесс обучения обязан проводится на основании межпредметных связей общенаучных дисциплин с общетехническими и специальными дисциплинами, без чего невозможно успешное овладение профессиональными знаниями и умениями в области физики и в частности темы радиоактивности.
В структуре профильного обучения учитываются два уровня изучения физики. Но все же для полноценного изучения физики на разных профилях обучения такого уровня дифференциации не хватает. При отборе содержания обучения физике, в составе физико-математического профиля , рационально принимать во внимание повышенный уровень математической подготовки и интерес к проблемам, связанным одновременно с математикой и физикой. В составе физико-химического профиля, притом же количестве учебных часов, рационально принимать во внимание высокую необходимость в наиболее углубленном рассмотрении проблем атомно-молекулярного учения, молекулярно-кинетической теории, физики атома, элементов квантовой механики.
Для лучшего усвоения темы студентами СПО были разработаны урок по теме «Радиоактивность» в учреждениях СПО и внеклассное занятие по теме «Чернобыль. Это не должно повториться!».



1. Алексеев, С. В. Обучение физики / С. В. Алексеев. - М.: Самообуч, 2011. - 230 с.
2. Байтуллин А. Физические явления // Научный вестник. - 2011. - №2. - С.32 - 33.
3. Божинова, Ф.Я. Физика: учебник / Ф.Я. Божинова, Н.М. Кирюхин, Е.А. Кирюхина. - Х.: Ранок, 2012. - 197 с.
4. Бугаев, А.И. Методика преподавания физики. Теоретические основы / А.И. Бугаев. - М.: Просвещение, 2011. - 288 с.
5. Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики / В.С. Волькенштейн. - СПб.: Книжный мир, 2008. - 328 с.
6. Давлетшина Д.Ш. Методические особенности изучения темы «Радиоактивность» в курсе физики в учреждениях СПО. Курсовая работа. Елабуга. - 2017. ЕИКФУ. - 40 с
7. Дементьев Б. А. Ядерные энергетические реакторы/ Б.А.Дементьев. - М.: Приор, 2004. - 190 с.
8. Детлаф, А.А. Курс физики: учебное пособие для втузов. В 3-х тт. / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. - М.: Высшая школа, 2009. - 322 с.
9. Кабардин О.Ф. Азбука ядерной физики /О.Ф. Кабардин - М.:
Просвещение, 2007. - 204 с.
10. Кадуцкая Л.М. Разработка урока на тему «Радиоактивность»//
Образовательное учреждение МОУ «СОШ№20 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Белгород [Электронный ресурс]//иРЕ: http://do.gendocs.ru/docs/index-210668.html(дата
обращения 25.05.2018 г.)
11. Калашников, Н.П. Основы физики: учебник для вузов. В 2-х тт. - 2-е изд., перераб. / Н.П. Калашников, М.А. Смондырев. - М.: Дрофа, 2013. - 540 с.
12. Каменев А.С. Радиометрия и дозиметрия ионизирующих излучений. - М.:Изд. МСХА, 2014. - 344 с.
13. Каменецкий С.Е. Теория и методика обучения физики в школе. Частные вопросы. - М.: Просвещение, 2000. - 384 с.
14. Кухлинг, Х. Справочник по физике / Х. Кухлинг. - М.: Мир 2015. - 320 с.
15. Мякишев, Г.Я. 6-е изд. Открытие естественной радиоактивности. 6-е изд. / М.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - СПб.: Питер, 2010. - 228 с.
16. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности. - М.: Апрохим, 2010. - 228 с.
17. Пеннер А.В. Проблема модельности и наглядности в преподавании атомной физики // Физика в школе. -2010. -№ 2. - С.55-56.
18. Перышкин А.В. Программа по атомной энергетике. - М.: Дрофа, 2011. - 652 с.
19. Пивоваров, Ю.П. Радиационная экология: Учебное пособие / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
20. Пинский А.А. Программа по физике. - В кн: Программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010. - 132 с.
21. Радиация. Дозы, эффекты, риск: пер с англ. - М.: Мир, 2008. - 172 с.
22. Радиоактивность окружающей среды / Ю.А. Сапожников, Р.А. Алиев, С.Н. Калмыков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 132 с.
23. Родина И.А. Программа по атомной энергетике. - В кн; Программы для общеобразовательных учреждений / под. Ред. В.А. Коровин. - М.: Дрофа, 2010. - 238 с.
24. Савельев, И.В. Курс общей физики: учебное пособие. В 3-х тт./ И.В. Савельев. - СПб.: Лань, 2015. - 432 с.
25. Самойлов О. Б., Усынин Г. Б., Бахметьев А. М. Безопасность ядерных энергетических установок. - М.: Проспект, 2009. - 198 с.
26. Свитков, Л.П. Термодинамика и молекулярная / Л.П. Свитков. - М.: Просвещение, 2010. - 122 с.
27. Синев Н. М. Экономика ядерной энергетики: Основы технологии экономики ядерного топлива. - М.: Экономика АЭС, 2007. - 236 с.
28. Тепловые и атомные электрические станции. Справочник. - М.: Оптима, 2005. - 344 с.
29. Трофимова, Т. И. Курс физики / Т. И. Трофимова. - М.: Высшая школа, 2011. - 324 с.
30. Усманов, С.М. Радиация: Справочные материалы / С.М. Усманов. - М.: Владос, 2001. - 176 с.
31. Фурман В.И. Радиоактивность. - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2014. - 210 с.
32.Человек и среда обитания. Хрестоматия / под ред. Г.В. Лисичкина, Н.Н.Чернова. - М.: Мир, 2003. - 460 с.
33.Чертов, А.Г. Задачник по физике: учебное пособие для втузов / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. - М.: Издательство физико-математической литературы, 2005. - 640 с.
34.Чечев В.П. Радиоактивность. В кн.: Физическая энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 424 с.
35.Хемфри, Дж. Х. Радиоактивная опасность (опасность от
радиоактивных выпадений в результате ядерных взрывов) / Дж. Х. Хемфри. - М.: Атомиздат, 2015. - 183 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ