ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Сущность патриотизма и факторы, влияющие на патриотическое
воспитание в современном мире 7
1.2. Особенности патриотического воспитания школьников в условиях
современной школы 14
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 30
2.1. Педагогические условия патриотического воспитания современных
школьников 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому
воспитанию школьников в условиях средней общеобразовательной школы № 5 г. Елабуги в 9 «А» классе 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение
Актуальность темы. Среди видов воспитания (нравственное, экологическое, физическое и т.д.) в условиях семьи, школы, среды особое место занимает патриотическое воспитание. Какую бы совершенную личность не хотело воспитать общество, сложно назвать достойными людьми родины людей не готовых использовать свои знания, личные успехи, способности для служения своей стране, способных сменить свою страну как только им предложат условия получше. А значит, в случае заказа общества на формирование компетентного, способного конкурировать человека, требуется уделить пристальное внимание на воспитание такого качества как патриотизм. Нужно отметить, проблема воспитания патриотизма как важного нравственного качества всегда находится в центре внимания образовательной политики государства. Значимость этой работы подчеркивается, в официальных документах как стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования в 2013 - 2020 годах». «Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине - безальтернативно - он растет патриотом» , - пишут и учёные. Россия переживает достаточно сложные для патриотического воспитания времена, так как «поколение российской молодежи в последнем десятилетии по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим, менее здорово физически, слабее развито умственно, более безнравственно и криминально, все более негативно относится к общественно полезной деятельности, в большей мере отчуждено от общества и государств» . Сегодня ведется достаточно активная, целенаправленная образовательная политика, одним из приоритетных направлений которой является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи. Следует сказать и о том, что в последние несколько лет патриотический пафос на страницах СМИ, в масс-медиа, просто в обществе несколько вырос, что отчасти объясняется такими значимыми для страны событиями как победа на Олимпийских играх в Сочи, Универсиада в Казани, вхождение Крыма в состав РФ и др. В то же время нужно отметить, что широко распространённые в обществе негативные явления затрудняют процесс воспитания патриота. Например, Г.С.Семёнов в рамках своей статьи пишет: «бытие по издревле принятым нормам (занятие благотворительных фондов оказанием помощи нуждающимся, а не обворовыванием фондов; не воссоздавать имитацию борьбы против коррупции, а на самом деле бороться с коррупцией и т.д.) в нашей стране воспринимается как героизм, как чрезвычайное событие» . Конечно, в таких условиях становится ясно что патриотическое воспитание должно реализовываться в государстве, и эта работа ведётся. В то же время, в патриотическом воспитании школа тоже должна активно участвовать. Как отмечает И.П.Подласый, «именно воспитание школьных лет оставляет глубокий след, именно в эти годы нервная система человека отличается пластичностью, гибкостью и быстро поддаётся воздействию» . Учитывая эти факты, в данной выпускной квалификационной работе наше внимание устремлено на проблему патриотического воспитания школьников в современной школе, так как именно школа имеет достаточно большие возможности для создания если не среды, то хотя бы патриотической микросреды. В процессе работы следует помнить: результат работы будет положительным только в том случае, если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Все вышеперечисленные факты и определяют актуальность выбранной нами темы.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды А.В.Мудрика, С.П. Куликова, В.Л.Дубровина, О.Е.Морозовой, Г.С.Семенова, И.Л.Нестеревич.
Цель данной выпускной квалификационной работы - определить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе.
Объект исследования определен как процесс патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования мы определяем как педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания в школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия патриотизм и выявить факторы, влияющие на формирование патриотических качеств у учащихся;
- выявить особенности патриотического воспитания школьников в условиях современной школы;
- выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 9-х классов.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов современной школы.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №5 г.Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается практическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава посвящена определению сущности понятия патриотизм и выявлению факторов, влияющих на формирование патриотических качеств у учащихся, а также выявлению особенностей патриотического воспитания школьников в условиях современной школы. Во второй главе выявляются, обосновываются и экспериментально проверяются педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 9-х классов.
В заключении подытоживаются итоги. В список литературы включены научные и методические труды, касающиеся обозначенной проблемы. В приложении представлен опросник для оценки ценностно-патриотических ориентаций учащихся 9 классов.
Патриотизм в культуре любого народа является наивысшей ценностью. Без патриотически настроенного народа невозможно ни создать сильное государство, ни сохранить его. В настоящее время воспитание патриотических качеств признается одной из актуальнейших проблем. Противоречие в том, что глубокий духовный кризис девяностых, практически отсутствие патриотического воспитания продолжает оказывает влияние на общество и на подрастающее поколение, в том числе. В настоящее время проблема признана серьезной, решается на государственном уровне. Государственные программы, признание патриотического воспитания как наиболее важного направления, наличие достаточно большого количества серьезных научных трудов по проблемам формирования патриотизма - показатель серьезного отношения к проблеме. Однако противоречия существуют и в обществе, и в трудах ученых. Некоторые ученые говорят о необходимости ущемлении прав и свободы граждан страны для создания мощной России, другие утверждают, что невозможно сформировать истинно патриотических качеств, пока государство будет не только требовать патриотизма, но и само покажет пример заботы о своих граждан. Истина, как нам представляется, находится посередине.
Изучение теоретической литературы показало, что воспитание патриотических качеств зависит от трех типов факторов: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Мы считаем, что макрофакторы, влияющие на патриотические чувства граждан РФ противоречивы, часто встречаются полярные мнения. Для одних Россия - это великая держава, для других - неспособное обеспечить достойное существование своих граждан богатое государство. Мезофакторы мы считаем достаточно благоприятными: Татарстан имеет благоприятные природные условия, имеет богатое культурное наследие, народ, проживающий здесь, издревле славился своим трудолюбием.
Школа является мощным микрофактором, оказывающим влияние на формирование патриотических качеств у учащихся. Не всё, но многое зависит от патриотически настроенных педагогов, готовых усердно трудиться на пути формирования патриотического поколения. С целью доказать потенциал общеобразовательной школы в формировании патриотизма нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Елабуга. Участниками опытно-экспериментальной работы стали учащиеся 9 класса «А» в количестве 26 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с их личного согласия, экскурсии, тематические классные часы и внеклассные мероприятия также организовывались на добровольной основе. Примечательно, что никто из них не отказался. Заранее было оговорено с классным руководителем, что несмотря на то, что патриотическое воспитание охватывает и духовно-нравственное становление школьников, мы будем больше ориентироваться на нравственность, а вот вопросы религии не будут затронуты вообще. Говоря об укладе жизни народа, этнографических характеристиках равно внимание будет уделяться как татарскому, так и русскому народу. В целом реализации программы может характеризоваться как успешная, так как контрольный этап подтвердил ее эффективность.
Проведенное экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающий анализ многозначной проблемы патриотического воспитания. Малочисленность выборки (всего 26 учащихся), короткие сроки реализации (два с половиной месяца) не всегда могут дать точные результаты. К тому же программа, реализуемая в короткие соки не может дать долгосрочный эффект. Однако определенно можно сказать, что положительная динамика прослеживается и дальнейшая целенаправленная, систематическая работа в данном направлении могла бы быть гарантом воспитания патриотов.
Перспективными направлениями изучения данной темы мы считаем исследование влияния социокультурных условий в формировании патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании патриотически устойчивой личности.
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
2. Беспалова Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: Дис. ... док. филос. наук. - Санкт-Петербург, 2011. - 318 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Норинт, 2000. - 1536 с.
4. Валитов И.О. Здоровье человека в экологической и демографической культуре: Дис. . док. филос. наук. - Уфа, 2010. - 363 с.
5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи. - Волгоград: Принтерра, 2007. - 40 с.
6. Герасимова А.А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества: Дис. ... канд. полит. наук. - Москва, 2007. - 225 с.
7. Дебердеева Т.Х. К проблеме духовно-нравственного образования
(аксиологические аспекты) // Россия в переломные периоды истории: научные проблемы и вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи: Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Иваново: ИРОИО, 2012. - С. 291 - 295.
8. Дубровин В.Л. Патриотизм как ресурс социального самоопределения в российском обществе: Дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2015. - 165 с.
9. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для
студ. заочной и дистанционной формы обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
10. Ешев М.А. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: Дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2010. - 164 с.
11. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России: Дис. ... док. филос. наук. - Ставрополь, 2004. - 403 с.
12. Ивашов Л.Г. Проблемы патриотизма и власть // Патриотизм народов России: традиции и современность: Материалы межрег. научн.- практ. конф. - М.: Триада-фарм, 2002. - С. 36 - 39.
13. Козлов A.A. Гражданственность и патриотизм современной молодежи как социально-нравственная проблема // Будущее России в молодежном сознании. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 110 - 118.
14. Колябина Т.С. Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности: Дис. ... канд. соц. наук. - Краснодар, 2006. - 138 с.
15. Коновалова Г.А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2003. - 173 с.
16. Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества: Дис. ... канд. полит. наук. - Саратов, 2005. - 184 с.
17. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образовании: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 134 с.
18. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2009. - 208 с.
19. Куликов С.П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации: Дис. ... канд. соц. наук.
- Майкоп, 2016. - 160 с.
20. Лахин Р.А. Народная игра как средство социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков (на материале традиционных игровых практик Кубани): Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2009. - 251 с.
21. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. - 2015.- № 7. - С. 3 - 11.
22. Левашов В.К. Патриотизм и глобализация // Государственная служба. - 2005. - №3. - С. 11 - 21.
23. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. - 2006. - №8. - С. 70 - 71.
24. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец.курс. - М.: Владос, 2010. - 197 с.
25. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: Социально-философский анализ: Дис. ... док. филос. наук. - Москва, 1998. - 488 с.
26. Лушников И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации. - Вологда, 2014. - 64 с.
27. Михайлова Р.С. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества: Дис. ... канд. филос. наук. - Тверь, 2002. - 181 с.
28. Морозова О.Е. Патриотизм как условие и условия для патриотизма // Россия в переломные периоды истории: научные проблемы и вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Иваново: ИРОИО, 2012. - С. 332 - 336.
29. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Ин-т практич. психологии, 1997. - 364 с.
30. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. - Белгород: ИД “Белгород” НИУ “БелГУ”, 2013. - 156 с.
31. Нестеревич И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. - 2013. - №6. - С. 65 - 68.
32. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 2004. - 124 с.
33. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток: ДВГУ, 2003. - 127 с.
34. Парашин А.Ю. Патриотизм: историко-социологический анализ: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 2006. - 171 с.
35. Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества: Социально-философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук. - Москва, 2004. - 157 с.
36. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 1999. - 256 с.
37. Салимов Х.К. Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций: дис. . канд. пед. наук. - Душанбе, 2015. - 174 б.
38. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Педагогика, 1972. - 144 с.
39. Семенов Г.С. О проблемах формирования нравственных
ориентиров школьников // Воспитание школьников. - 2014. - №1. - С. 3 - 8.
40. Семенов Г.С. О проблемах формирования нравственных
ориентиров школьников (продолжение) // Воспитание школьников. - 2014. - №2. - С. 67 - 72.
41. Тигунцова Г.Н., Федосова И.В. Формы воспитательной работы в начальной школе: учеб.-методич. пособие. - Иркутск: ИГПУ, 2005. - 123 с.
42. Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма: Дис. ... канд. филос. наук. - Чебоксары, 2008. - 153 с.
43. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 1999. - 520 с.
Интернет-ресурсы
44. Беляева Е.В. Факторы воспитания патриотизма в своеремннй России. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/article/vZfaktory-vospitaniya- patriotizma- v-sovremennoy-rossii; дата обращения: 12.02.2018.
45. Зайцева С.М. Народные подвижные игры как средство
патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/narodnye-podvizhnye-igry-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta; дата
обращения: 12.02.2018.
46. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность,
особенности, основные направления. - URL: http://st-
hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost- osobennosti-osnovnye-napravleniya. - дата обращения: 12.02.2018.
47. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. -
URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.; дата обращения: 12.02.2018.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. - URL: http://www.fgos-
kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc.- дата обращения: 12.02.2018.