ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Сущность патриотизма и факторы, влияющие на патриотическое
воспитание в современном мире 7
1.2. Особенности патриотического воспитания школьников в условиях
современной школы 14
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 30
2.1. Педагогические условия патриотического воспитания современных
школьников 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому
воспитанию школьников в условиях средней общеобразовательной школы № 5 г. Елабуги в 9 «А» классе 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Сущность патриотизма и факторы, влияющие на патриотическое
воспитание в современном мире 7
1.2. Особенности патриотического воспитания школьников в условиях
современной школы 14
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 30
2.1. Педагогические условия патриотического воспитания современных
школьников 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому
воспитанию школьников в условиях средней общеобразовательной школы № 5 г. Елабуги в 9 «А» классе 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение
Актуальность темы. Среди видов воспитания (нравственное, экологическое, физическое и т.д.) в условиях семьи, школы, среды особое место занимает патриотическое воспитание. Какую бы совершенную личность не хотело воспитать общество, сложно назвать достойными людьми родины людей не готовых использовать свои знания, личные успехи, способности для служения своей стране, способных сменить свою страну как только им предложат условия получше. А значит, в случае заказа общества на формирование компетентного, способного конкурировать человека, требуется уделить пристальное внимание на воспитание такого качества как патриотизм. Нужно отметить, проблема воспитания патриотизма как важного нравственного качества всегда находится в центре внимания образовательной политики государства. Значимость этой работы подчеркивается, в официальных документах как стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования в 2013 - 2020 годах». «Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине - безальтернативно - он растет патриотом» , - пишут и учёные. Россия переживает достаточно сложные для патриотического воспитания времена, так как «поколение российской молодежи в последнем десятилетии по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим, менее здорово физически, слабее развито умственно, более безнравственно и криминально, все более негативно относится к общественно полезной деятельности, в большей мере отчуждено от общества и государств» . Сегодня ведется достаточно активная, целенаправленная образовательная политика, одним из приоритетных направлений которой является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи. Следует сказать и о том, что в последние несколько лет патриотический пафос на страницах СМИ, в масс-медиа, просто в обществе несколько вырос, что отчасти объясняется такими значимыми для страны событиями как победа на Олимпийских играх в Сочи, Универсиада в Казани, вхождение Крыма в состав РФ и др. В то же время нужно отметить, что широко распространённые в обществе негативные явления затрудняют процесс воспитания патриота. Например, Г.С.Семёнов в рамках своей статьи пишет: «бытие по издревле принятым нормам (занятие благотворительных фондов оказанием помощи нуждающимся, а не обворовыванием фондов; не воссоздавать имитацию борьбы против коррупции, а на самом деле бороться с коррупцией и т.д.) в нашей стране воспринимается как героизм, как чрезвычайное событие» . Конечно, в таких условиях становится ясно что патриотическое воспитание должно реализовываться в государстве, и эта работа ведётся. В то же время, в патриотическом воспитании школа тоже должна активно участвовать. Как отмечает И.П.Подласый, «именно воспитание школьных лет оставляет глубокий след, именно в эти годы нервная система человека отличается пластичностью, гибкостью и быстро поддаётся воздействию» . Учитывая эти факты, в данной выпускной квалификационной работе наше внимание устремлено на проблему патриотического воспитания школьников в современной школе, так как именно школа имеет достаточно большие возможности для создания если не среды, то хотя бы патриотической микросреды. В процессе работы следует помнить: результат работы будет положительным только в том случае, если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Все вышеперечисленные факты и определяют актуальность выбранной нами темы.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды А.В.Мудрика, С.П. Куликова, В.Л.Дубровина, О.Е.Морозовой, Г.С.Семенова, И.Л.Нестеревич.
Цель данной выпускной квалификационной работы - определить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе.
Объект исследования определен как процесс патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования мы определяем как педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания в школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия патриотизм и выявить факторы, влияющие на формирование патриотических качеств у учащихся;
- выявить особенности патриотического воспитания школьников в условиях современной школы;
- выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 9-х классов.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов современной школы.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №5 г.Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается практическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава посвящена определению сущности понятия патриотизм и выявлению факторов, влияющих на формирование патриотических качеств у учащихся, а также выявлению особенностей патриотического воспитания школьников в условиях современной школы. Во второй главе выявляются, обосновываются и экспериментально проверяются педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 9-х классов.
В заключении подытоживаются итоги. В список литературы включены научные и методические труды, касающиеся обозначенной проблемы. В приложении представлен опросник для оценки ценностно-патриотических ориентаций учащихся 9 классов.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды А.В.Мудрика, С.П. Куликова, В.Л.Дубровина, О.Е.Морозовой, Г.С.Семенова, И.Л.Нестеревич.
Цель данной выпускной квалификационной работы - определить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе.
Объект исследования определен как процесс патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования мы определяем как педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания в школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия патриотизм и выявить факторы, влияющие на формирование патриотических качеств у учащихся;
- выявить особенности патриотического воспитания школьников в условиях современной школы;
- выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 9-х классов.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов современной школы.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №5 г.Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается практическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава посвящена определению сущности понятия патриотизм и выявлению факторов, влияющих на формирование патриотических качеств у учащихся, а также выявлению особенностей патриотического воспитания школьников в условиях современной школы. Во второй главе выявляются, обосновываются и экспериментально проверяются педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 9-х классов.
В заключении подытоживаются итоги. В список литературы включены научные и методические труды, касающиеся обозначенной проблемы. В приложении представлен опросник для оценки ценностно-патриотических ориентаций учащихся 9 классов.
Патриотизм в культуре любого народа является наивысшей ценностью. Без патриотически настроенного народа невозможно ни создать сильное государство, ни сохранить его. В настоящее время воспитание патриотических качеств признается одной из актуальнейших проблем. Противоречие в том, что глубокий духовный кризис девяностых, практически отсутствие патриотического воспитания продолжает оказывает влияние на общество и на подрастающее поколение, в том числе. В настоящее время проблема признана серьезной, решается на государственном уровне. Государственные программы, признание патриотического воспитания как наиболее важного направления, наличие достаточно большого количества серьезных научных трудов по проблемам формирования патриотизма - показатель серьезного отношения к проблеме. Однако противоречия существуют и в обществе, и в трудах ученых. Некоторые ученые говорят о необходимости ущемлении прав и свободы граждан страны для создания мощной России, другие утверждают, что невозможно сформировать истинно патриотических качеств, пока государство будет не только требовать патриотизма, но и само покажет пример заботы о своих граждан. Истина, как нам представляется, находится посередине.
Изучение теоретической литературы показало, что воспитание патриотических качеств зависит от трех типов факторов: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Мы считаем, что макрофакторы, влияющие на патриотические чувства граждан РФ противоречивы, часто встречаются полярные мнения. Для одних Россия - это великая держава, для других - неспособное обеспечить достойное существование своих граждан богатое государство. Мезофакторы мы считаем достаточно благоприятными: Татарстан имеет благоприятные природные условия, имеет богатое культурное наследие, народ, проживающий здесь, издревле славился своим трудолюбием.
Школа является мощным микрофактором, оказывающим влияние на формирование патриотических качеств у учащихся. Не всё, но многое зависит от патриотически настроенных педагогов, готовых усердно трудиться на пути формирования патриотического поколения. С целью доказать потенциал общеобразовательной школы в формировании патриотизма нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Елабуга. Участниками опытно-экспериментальной работы стали учащиеся 9 класса «А» в количестве 26 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с их личного согласия, экскурсии, тематические классные часы и внеклассные мероприятия также организовывались на добровольной основе. Примечательно, что никто из них не отказался. Заранее было оговорено с классным руководителем, что несмотря на то, что патриотическое воспитание охватывает и духовно-нравственное становление школьников, мы будем больше ориентироваться на нравственность, а вот вопросы религии не будут затронуты вообще. Говоря об укладе жизни народа, этнографических характеристиках равно внимание будет уделяться как татарскому, так и русскому народу. В целом реализации программы может характеризоваться как успешная, так как контрольный этап подтвердил ее эффективность.
Проведенное экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающий анализ многозначной проблемы патриотического воспитания. Малочисленность выборки (всего 26 учащихся), короткие сроки реализации (два с половиной месяца) не всегда могут дать точные результаты. К тому же программа, реализуемая в короткие соки не может дать долгосрочный эффект. Однако определенно можно сказать, что положительная динамика прослеживается и дальнейшая целенаправленная, систематическая работа в данном направлении могла бы быть гарантом воспитания патриотов.
Перспективными направлениями изучения данной темы мы считаем исследование влияния социокультурных условий в формировании патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании патриотически устойчивой личности.
Изучение теоретической литературы показало, что воспитание патриотических качеств зависит от трех типов факторов: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Мы считаем, что макрофакторы, влияющие на патриотические чувства граждан РФ противоречивы, часто встречаются полярные мнения. Для одних Россия - это великая держава, для других - неспособное обеспечить достойное существование своих граждан богатое государство. Мезофакторы мы считаем достаточно благоприятными: Татарстан имеет благоприятные природные условия, имеет богатое культурное наследие, народ, проживающий здесь, издревле славился своим трудолюбием.
Школа является мощным микрофактором, оказывающим влияние на формирование патриотических качеств у учащихся. Не всё, но многое зависит от патриотически настроенных педагогов, готовых усердно трудиться на пути формирования патриотического поколения. С целью доказать потенциал общеобразовательной школы в формировании патриотизма нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Елабуга. Участниками опытно-экспериментальной работы стали учащиеся 9 класса «А» в количестве 26 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с их личного согласия, экскурсии, тематические классные часы и внеклассные мероприятия также организовывались на добровольной основе. Примечательно, что никто из них не отказался. Заранее было оговорено с классным руководителем, что несмотря на то, что патриотическое воспитание охватывает и духовно-нравственное становление школьников, мы будем больше ориентироваться на нравственность, а вот вопросы религии не будут затронуты вообще. Говоря об укладе жизни народа, этнографических характеристиках равно внимание будет уделяться как татарскому, так и русскому народу. В целом реализации программы может характеризоваться как успешная, так как контрольный этап подтвердил ее эффективность.
Проведенное экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающий анализ многозначной проблемы патриотического воспитания. Малочисленность выборки (всего 26 учащихся), короткие сроки реализации (два с половиной месяца) не всегда могут дать точные результаты. К тому же программа, реализуемая в короткие соки не может дать долгосрочный эффект. Однако определенно можно сказать, что положительная динамика прослеживается и дальнейшая целенаправленная, систематическая работа в данном направлении могла бы быть гарантом воспитания патриотов.
Перспективными направлениями изучения данной темы мы считаем исследование влияния социокультурных условий в формировании патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании патриотически устойчивой личности.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2015 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ
ОБЖ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Образовательные события как ресурс патриотического воспитания школьника
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание школьников в деятельности детско-юношеского объединения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020



