Устойчивое развитие сельских территорий (Алтайский Государственный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа .
Работа сделана на примере Алтайского края.
В работе проведен анализ социальных показателей Алтайского края за 2013-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 9
1.1 Экономическая сущность и содержание устойчивого развития территориальных систем 9
1.2 Механизм управления устойчивым развитием сельских территорий 15
1.3 Сельские территории как экономическая подсистема региона 19
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 24
2.1 Характеристика сельской территории Алтайского края (на примере Алтайского района) 24
2.2 Социальное управление устойчивым развитием сельских территорий 28
2.3 Экономическое управление устойчивым развитием сельских территорий 35
2.4 Экологическое управление устойчивым развитием сельских территорий 43
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Работа сделана на примере Алтайского края.
В работе проведен анализ социальных показателей Алтайского края за 2013-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 9
1.1 Экономическая сущность и содержание устойчивого развития территориальных систем 9
1.2 Механизм управления устойчивым развитием сельских территорий 15
1.3 Сельские территории как экономическая подсистема региона 19
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 24
2.1 Характеристика сельской территории Алтайского края (на примере Алтайского района) 24
2.2 Социальное управление устойчивым развитием сельских территорий 28
2.3 Экономическое управление устойчивым развитием сельских территорий 35
2.4 Экологическое управление устойчивым развитием сельских территорий 43
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года неоднократно упомянуты вопросы развития сельских территорий. В частности, Глава государства уже в начале своего выступления обратил внимание на необходимость особого внимания к социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий, далее отметив, что рост доходов жителей сельских территорий посредством поддержки семейных предприятий, фермерства, сельскохозяйственной кооперации – важнейшая задача органов государственной власти.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01 января 2018 года из 146 млн. 838 тыс. 993 чел. населения России в сельской местности проживает 37 млн. 786 тыс. 663 чел, т.е. 25, 73 % от общей численности населения нашего государства. Безусловно, за счет того, что только в Москве и Санкт-Петербурге проживает почти 18 миллионов человек городского населения, в регионах доля сельского населения еще выше. В частности, по Сибирскому федеральному округу в целом доля сельского населения уже 27,3 %. И здесь так же необходимо учитывать наличие крупных городов – миллионников или приближающихся к таковым (Новосибирск, Омск, Красноярск, Томская агломерация и др.). В Алтайском же крае доля сельского населения одна из самых высоких по России – при населении края в 2 млн. 366 тыс. 492 чел. в сельской местности проживает 1 млн. 034 тыс. 814 чел, т.е. 43,73 %, что почти в два раза выше среднероссийского уровня.
При этом, если в последние годы в целом наблюдается незначительный прирост населения Российской Федерации (население на 01 января 2017 года – 146 млн. 691 тыс. 852 чел, население на 01 января 2018 года – 146 млн. 838 тыс. 993 чел, т.е. прирост на 0,1 %, то сельское население за аналогичный период сократилось на 0,13 %. В Алтайском крае сельское население за год сократилось на 0,32 %, т.е. темпы сокращения сельского населения в крае почти в три раза превышают общероссийские.
При этом действительная ситуация, скрывающаяся за сухими цифрами, безусловно, еще тревожнее. Например, в соответствии с данными Росстата, в Москве проживает около 12, 5 миллионов человек. Вместе с тем, различные исследователи указывают фактическую численность населения столицы от 15 до 20 миллионов человек. Иными словами, в Москве фактически проживает до полутора раз больше человек, чем зарегистрировано по месту жительства. Можно с уверенностью заявить, что в сельской местности наблюдается обратная ситуация – значительное число граждан, зарегистрированных в сельской местности, фактически проживает в городах (например, в арендуемом жилье). Соответственно, такие граждане полностью вырваны из экономической жизни сельских территорий. Иными словами, неучтенная официально, но фактически имеющая место внутренняя миграция «село-город» еще больше усугубляет проблемы депопуляции сельских территорий.
Кроме того, в рамках настоящей работы сделаны крайне неутешительные выводы относительно возрастной структуры жителей сельских территорий – такие территории «стареют», их в первую очередь покидает молодежь, т.е. лица в возрасте до 30 лет, представляющие собой одну из наиболее социально-экономически активных прослоек населения.
Так же можно отметить, что по мере удаленности сельских территорий от крупных городов и городских агломераций стремительно возрастают темпы депопуляции таких поселений. Проще говоря, чем дальше от крупных городов расположена сельская территория, тем большее число жителей стремится покинуть эту территорию.
Очевидно, что отток населения из сельских территорий формирует серьезные проблемы социально-экономического развития таких территорий. Безусловно, вопросы устойчивого развития сельских территорий нельзя отождествлять исключительно с решением проблем депопуляции. Однако, отток населения из сельских территорий является своего рода катализатором плачевной социально-экономической ситуации в таких территориях. При этом сельские территории играют важнейшую роль в экономической системе государства, обеспечивая сельскохозяйственное производство, что особенно актуально в свете провозглашенной политики «импортозамещения», которая соотнесена и сельскохозяйственной продукцией.
Проблематика развития сельских территорий, а так же необходимость отыскания новых методов и механизмов обеспечения их устойчивого развития, и обуславливают актуальность настоящего исследования.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере обеспечения устойчивого развития сельских поселений.
Предмет работы – доктрина науки государственного и муниципального управления, практика развития сельских территорий Алтайского края.
Цель исследования – определить основные методы и механизмы обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Задачи работы:
Исследовать экономическую сущность и содержание устойчивого развития территориальных систем
Охарактеризовать механизм управления устойчивым развитием сельских территорий
рассмотреть сельские территории как экономическую подсистема региона
Провести характеристику сельской местности Алтайского края
Проанализировать социальное управление устойчивого развития сельских территорий
Изучить экономическое управление устойчивого развития сельских территорий
Охарактеризовать экологическое управление устойчивого развития сельских территорий
Рассмотреть вопросы формирования эффективного механизма управления устойчивым развитием сельских территорий.
Методологию настоящей работы составляют как общенаучные методы (анализ литературы, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (социологический метод, контент-анализ и т.д.).
Теоретическая значимость исследования связана с обобщением представлений о сущности развития сельских территорий.
Практическая значимость работы связана тем, что ее результаты могут быть использованы в целях оптимизации управления сельскими территориями.
Вопросы развития сельских территорий достаточно глубоко изучены наукой государственного и муниципального управления, в частности, можно отметить работы таких авторов, как Д. Баландин, Д. Клейменов, Д. Галданова и др. Так же при написании работы использованы коллективные монографии, например, «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты» (науч. ред. А. Я. Троцковский) и др. Вместе с тем, проблематика и значимость данных вопросов обуславливают необходимость новых исследований в данном направлении.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав и заключения.
В конце приведен список использованной литературы и нормативных источников.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01 января 2018 года из 146 млн. 838 тыс. 993 чел. населения России в сельской местности проживает 37 млн. 786 тыс. 663 чел, т.е. 25, 73 % от общей численности населения нашего государства. Безусловно, за счет того, что только в Москве и Санкт-Петербурге проживает почти 18 миллионов человек городского населения, в регионах доля сельского населения еще выше. В частности, по Сибирскому федеральному округу в целом доля сельского населения уже 27,3 %. И здесь так же необходимо учитывать наличие крупных городов – миллионников или приближающихся к таковым (Новосибирск, Омск, Красноярск, Томская агломерация и др.). В Алтайском же крае доля сельского населения одна из самых высоких по России – при населении края в 2 млн. 366 тыс. 492 чел. в сельской местности проживает 1 млн. 034 тыс. 814 чел, т.е. 43,73 %, что почти в два раза выше среднероссийского уровня.
При этом, если в последние годы в целом наблюдается незначительный прирост населения Российской Федерации (население на 01 января 2017 года – 146 млн. 691 тыс. 852 чел, население на 01 января 2018 года – 146 млн. 838 тыс. 993 чел, т.е. прирост на 0,1 %, то сельское население за аналогичный период сократилось на 0,13 %. В Алтайском крае сельское население за год сократилось на 0,32 %, т.е. темпы сокращения сельского населения в крае почти в три раза превышают общероссийские.
При этом действительная ситуация, скрывающаяся за сухими цифрами, безусловно, еще тревожнее. Например, в соответствии с данными Росстата, в Москве проживает около 12, 5 миллионов человек. Вместе с тем, различные исследователи указывают фактическую численность населения столицы от 15 до 20 миллионов человек. Иными словами, в Москве фактически проживает до полутора раз больше человек, чем зарегистрировано по месту жительства. Можно с уверенностью заявить, что в сельской местности наблюдается обратная ситуация – значительное число граждан, зарегистрированных в сельской местности, фактически проживает в городах (например, в арендуемом жилье). Соответственно, такие граждане полностью вырваны из экономической жизни сельских территорий. Иными словами, неучтенная официально, но фактически имеющая место внутренняя миграция «село-город» еще больше усугубляет проблемы депопуляции сельских территорий.
Кроме того, в рамках настоящей работы сделаны крайне неутешительные выводы относительно возрастной структуры жителей сельских территорий – такие территории «стареют», их в первую очередь покидает молодежь, т.е. лица в возрасте до 30 лет, представляющие собой одну из наиболее социально-экономически активных прослоек населения.
Так же можно отметить, что по мере удаленности сельских территорий от крупных городов и городских агломераций стремительно возрастают темпы депопуляции таких поселений. Проще говоря, чем дальше от крупных городов расположена сельская территория, тем большее число жителей стремится покинуть эту территорию.
Очевидно, что отток населения из сельских территорий формирует серьезные проблемы социально-экономического развития таких территорий. Безусловно, вопросы устойчивого развития сельских территорий нельзя отождествлять исключительно с решением проблем депопуляции. Однако, отток населения из сельских территорий является своего рода катализатором плачевной социально-экономической ситуации в таких территориях. При этом сельские территории играют важнейшую роль в экономической системе государства, обеспечивая сельскохозяйственное производство, что особенно актуально в свете провозглашенной политики «импортозамещения», которая соотнесена и сельскохозяйственной продукцией.
Проблематика развития сельских территорий, а так же необходимость отыскания новых методов и механизмов обеспечения их устойчивого развития, и обуславливают актуальность настоящего исследования.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере обеспечения устойчивого развития сельских поселений.
Предмет работы – доктрина науки государственного и муниципального управления, практика развития сельских территорий Алтайского края.
Цель исследования – определить основные методы и механизмы обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Задачи работы:
Исследовать экономическую сущность и содержание устойчивого развития территориальных систем
Охарактеризовать механизм управления устойчивым развитием сельских территорий
рассмотреть сельские территории как экономическую подсистема региона
Провести характеристику сельской местности Алтайского края
Проанализировать социальное управление устойчивого развития сельских территорий
Изучить экономическое управление устойчивого развития сельских территорий
Охарактеризовать экологическое управление устойчивого развития сельских территорий
Рассмотреть вопросы формирования эффективного механизма управления устойчивым развитием сельских территорий.
Методологию настоящей работы составляют как общенаучные методы (анализ литературы, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (социологический метод, контент-анализ и т.д.).
Теоретическая значимость исследования связана с обобщением представлений о сущности развития сельских территорий.
Практическая значимость работы связана тем, что ее результаты могут быть использованы в целях оптимизации управления сельскими территориями.
Вопросы развития сельских территорий достаточно глубоко изучены наукой государственного и муниципального управления, в частности, можно отметить работы таких авторов, как Д. Баландин, Д. Клейменов, Д. Галданова и др. Так же при написании работы использованы коллективные монографии, например, «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты» (науч. ред. А. Я. Троцковский) и др. Вместе с тем, проблематика и значимость данных вопросов обуславливают необходимость новых исследований в данном направлении.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав и заключения.
В конце приведен список использованной литературы и нормативных источников.
1) Устойчивость территориальной системы представляет собой качество, характеризующее ее способность противостоять негативным внешним факторам посредством укрепленного нынешнего и будущего потенциала.
2) Механизм управления устойчивым развитием сельских территорий представляет собой сложносоставную систему, включающую в себя административно-правовые, экономические, социальные и др. методы и инструменты.
При этом лишь совокупное использование данных методов и инструментов позволяет говорить о действенном механизме управления устойчивым развитием сельских территорий.
3) Сельские территории как экономическая подсистема региона играют важную роль в экономике региона в целом.
При этом лишь устойчиво развивающиеся сельские территории влияют на экономику региона положительно, посредством производства сельскохозяйственной продукции, создания рабочих мест и т.д.
Неустойчивые сельские территории, будучи убыточными, наоборот, тянут экономику региона вниз.
4) Алтайский район, развитие которого выбрано в качестве предмета исследования, с одной характеризуется такими позитивными факторами, как удобное географическое (транспортное) расположение, наличие значительных рекреационных ресурсов и т.д.
С другой стороны, район испытывает такие проблемы, как депопуляция населения, снижение предпринимательской активности населения и др.
5) Развитие жилищной сферы является важным залогом стабильного и устойчивого развития сельской территории.
Государственное и муниципальное управление жилищной сферой сельских территорий направлено на решение таких задач, как увеличение обеспеченности жителей жильем (что в первую очередь достигается увеличением жилищного строительства), а так же повышением доступности жилья.
Данная задача реализуется посредством увеличения доли жилья экономического класса (т.е. жилья, приобретение которого доступно значительной части населения сельской территории) в общем жилищном фонде района, неукоснительным исполнением государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, развитием института ипотеки и т.д.
Кроме того, Алтайский район характеризуется ростом официально зарегистрированной безработицы (очевидно, что и неофициальной так же), относительно невысоким уровнем средней заработной платы, низкой обеспеченностью населения медицинскими и педагогическими работниками. Особенно тревожной является ситуация именно в сфере образования.
6) Стабильное социально-экономическое развитие сельского муниципалитета, даже при наличии множества негативных факторов, может быть обеспечено посредством «точечного» воздействия на определенные сферы, в частности, привлечение инвесторов.
7) Природные ресурсы сельской территории выступают важнейшим средством обеспечения его социально-экономического развития.
Вместе с тем, управление такими ресурсами и извлечение из их использования доходов осложняется как объективными факторами, связанными с необходимостью соблюдения природоохранных требований, так и субъективными факторами, обусловленными отсутствием внятного подхода к сущности такого управления.
Особую роль играют вопросы охраны окружающей среды. Экологическое благополучие сельской территории напрямую влияет на развитие сельскохозяйственного производства, а так же на эффективность использования рекреационных ресурсов.
8) «Базисом», призванным реализовать задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий должно выступать наличие отлаженной системы муниципального управления.
Именно такая система, состоящая из квалифицированных и опытных муниципальных служащих должна решать конкретные проблемы, присущие тому или иному сельскому муниципалитету – нехватка педагогических, медицинских и т.д. кадров, низкая инвестиционная привлекательность, отток молодежи, слабое развитие предпринимательской инициативы и т.д.
2) Механизм управления устойчивым развитием сельских территорий представляет собой сложносоставную систему, включающую в себя административно-правовые, экономические, социальные и др. методы и инструменты.
При этом лишь совокупное использование данных методов и инструментов позволяет говорить о действенном механизме управления устойчивым развитием сельских территорий.
3) Сельские территории как экономическая подсистема региона играют важную роль в экономике региона в целом.
При этом лишь устойчиво развивающиеся сельские территории влияют на экономику региона положительно, посредством производства сельскохозяйственной продукции, создания рабочих мест и т.д.
Неустойчивые сельские территории, будучи убыточными, наоборот, тянут экономику региона вниз.
4) Алтайский район, развитие которого выбрано в качестве предмета исследования, с одной характеризуется такими позитивными факторами, как удобное географическое (транспортное) расположение, наличие значительных рекреационных ресурсов и т.д.
С другой стороны, район испытывает такие проблемы, как депопуляция населения, снижение предпринимательской активности населения и др.
5) Развитие жилищной сферы является важным залогом стабильного и устойчивого развития сельской территории.
Государственное и муниципальное управление жилищной сферой сельских территорий направлено на решение таких задач, как увеличение обеспеченности жителей жильем (что в первую очередь достигается увеличением жилищного строительства), а так же повышением доступности жилья.
Данная задача реализуется посредством увеличения доли жилья экономического класса (т.е. жилья, приобретение которого доступно значительной части населения сельской территории) в общем жилищном фонде района, неукоснительным исполнением государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, развитием института ипотеки и т.д.
Кроме того, Алтайский район характеризуется ростом официально зарегистрированной безработицы (очевидно, что и неофициальной так же), относительно невысоким уровнем средней заработной платы, низкой обеспеченностью населения медицинскими и педагогическими работниками. Особенно тревожной является ситуация именно в сфере образования.
6) Стабильное социально-экономическое развитие сельского муниципалитета, даже при наличии множества негативных факторов, может быть обеспечено посредством «точечного» воздействия на определенные сферы, в частности, привлечение инвесторов.
7) Природные ресурсы сельской территории выступают важнейшим средством обеспечения его социально-экономического развития.
Вместе с тем, управление такими ресурсами и извлечение из их использования доходов осложняется как объективными факторами, связанными с необходимостью соблюдения природоохранных требований, так и субъективными факторами, обусловленными отсутствием внятного подхода к сущности такого управления.
Особую роль играют вопросы охраны окружающей среды. Экологическое благополучие сельской территории напрямую влияет на развитие сельскохозяйственного производства, а так же на эффективность использования рекреационных ресурсов.
8) «Базисом», призванным реализовать задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий должно выступать наличие отлаженной системы муниципального управления.
Именно такая система, состоящая из квалифицированных и опытных муниципальных служащих должна решать конкретные проблемы, присущие тому или иному сельскому муниципалитету – нехватка педагогических, медицинских и т.д. кадров, низкая инвестиционная привлекательность, отток молодежи, слабое развитие предпринимательской инициативы и т.д.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ НИКОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОГОРЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ
ПОГОРЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Региональные социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРУЖСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Управление социально-экономическим развитием сельского поселения (на примере Тирлянского сельсовета Белорецкого муниципального района Республики Башкортостан)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОКОЛОДЕЗСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы развития экономики Алтайского края в условиях открытого общества (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности территориального планирования сельских районов Алтайского края и их влияние на развитие сельского хозяйства
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



