Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Устойчивое развитие сельских территорий (Алтайский Государственный Университет)

Работа №43975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
574
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа .
Работа сделана на примере Алтайского края.
В работе проведен анализ социальных показателей Алтайского края за 2013-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 9
1.1 Экономическая сущность и содержание устойчивого развития территориальных систем 9
1.2 Механизм управления устойчивым развитием сельских территорий 15
1.3 Сельские территории как экономическая подсистема региона 19
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 24
2.1 Характеристика сельской территории Алтайского края (на примере Алтайского района) 24
2.2 Социальное управление устойчивым развитием сельских территорий 28
2.3 Экономическое управление устойчивым развитием сельских территорий 35
2.4 Экологическое управление устойчивым развитием сельских территорий 43
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года неоднократно упомянуты вопросы развития сельских территорий. В частности, Глава государства уже в начале своего выступления обратил внимание на необходимость особого внимания к социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий, далее отметив, что рост доходов жителей сельских территорий посредством поддержки семейных предприятий, фермерства, сельскохозяйственной кооперации – важнейшая задача органов государственной власти.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01 января 2018 года из 146 млн. 838 тыс. 993 чел. населения России в сельской местности проживает 37 млн. 786 тыс. 663 чел, т.е. 25, 73 % от общей численности населения нашего государства. Безусловно, за счет того, что только в Москве и Санкт-Петербурге проживает почти 18 миллионов человек городского населения, в регионах доля сельского населения еще выше. В частности, по Сибирскому федеральному округу в целом доля сельского населения уже 27,3 %. И здесь так же необходимо учитывать наличие крупных городов – миллионников или приближающихся к таковым (Новосибирск, Омск, Красноярск, Томская агломерация и др.). В Алтайском же крае доля сельского населения одна из самых высоких по России – при населении края в 2 млн. 366 тыс. 492 чел. в сельской местности проживает 1 млн. 034 тыс. 814 чел, т.е. 43,73 %, что почти в два раза выше среднероссийского уровня.
При этом, если в последние годы в целом наблюдается незначительный прирост населения Российской Федерации (население на 01 января 2017 года – 146 млн. 691 тыс. 852 чел, население на 01 января 2018 года – 146 млн. 838 тыс. 993 чел, т.е. прирост на 0,1 %, то сельское население за аналогичный период сократилось на 0,13 %. В Алтайском крае сельское население за год сократилось на 0,32 %, т.е. темпы сокращения сельского населения в крае почти в три раза превышают общероссийские.
При этом действительная ситуация, скрывающаяся за сухими цифрами, безусловно, еще тревожнее. Например, в соответствии с данными Росстата, в Москве проживает около 12, 5 миллионов человек. Вместе с тем, различные исследователи указывают фактическую численность населения столицы от 15 до 20 миллионов человек. Иными словами, в Москве фактически проживает до полутора раз больше человек, чем зарегистрировано по месту жительства. Можно с уверенностью заявить, что в сельской местности наблюдается обратная ситуация – значительное число граждан, зарегистрированных в сельской местности, фактически проживает в городах (например, в арендуемом жилье). Соответственно, такие граждане полностью вырваны из экономической жизни сельских территорий. Иными словами, неучтенная официально, но фактически имеющая место внутренняя миграция «село-город» еще больше усугубляет проблемы депопуляции сельских территорий.
Кроме того, в рамках настоящей работы сделаны крайне неутешительные выводы относительно возрастной структуры жителей сельских территорий – такие территории «стареют», их в первую очередь покидает молодежь, т.е. лица в возрасте до 30 лет, представляющие собой одну из наиболее социально-экономически активных прослоек населения.
Так же можно отметить, что по мере удаленности сельских территорий от крупных городов и городских агломераций стремительно возрастают темпы депопуляции таких поселений. Проще говоря, чем дальше от крупных городов расположена сельская территория, тем большее число жителей стремится покинуть эту территорию.
Очевидно, что отток населения из сельских территорий формирует серьезные проблемы социально-экономического развития таких территорий. Безусловно, вопросы устойчивого развития сельских территорий нельзя отождествлять исключительно с решением проблем депопуляции. Однако, отток населения из сельских территорий является своего рода катализатором плачевной социально-экономической ситуации в таких территориях. При этом сельские территории играют важнейшую роль в экономической системе государства, обеспечивая сельскохозяйственное производство, что особенно актуально в свете провозглашенной политики «импортозамещения», которая соотнесена и сельскохозяйственной продукцией.
Проблематика развития сельских территорий, а так же необходимость отыскания новых методов и механизмов обеспечения их устойчивого развития, и обуславливают актуальность настоящего исследования.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере обеспечения устойчивого развития сельских поселений.
Предмет работы – доктрина науки государственного и муниципального управления, практика развития сельских территорий Алтайского края.
Цель исследования – определить основные методы и механизмы обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Задачи работы:
 Исследовать экономическую сущность и содержание устойчивого развития территориальных систем
 Охарактеризовать механизм управления устойчивым развитием сельских территорий
 рассмотреть сельские территории как экономическую подсистема региона
 Провести характеристику сельской местности Алтайского края
 Проанализировать социальное управление устойчивого развития сельских территорий
 Изучить экономическое управление устойчивого развития сельских территорий
 Охарактеризовать экологическое управление устойчивого развития сельских территорий
 Рассмотреть вопросы формирования эффективного механизма управления устойчивым развитием сельских территорий.
Методологию настоящей работы составляют как общенаучные методы (анализ литературы, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (социологический метод, контент-анализ и т.д.).
Теоретическая значимость исследования связана с обобщением представлений о сущности развития сельских территорий.
Практическая значимость работы связана тем, что ее результаты могут быть использованы в целях оптимизации управления сельскими территориями.
Вопросы развития сельских территорий достаточно глубоко изучены наукой государственного и муниципального управления, в частности, можно отметить работы таких авторов, как Д. Баландин, Д. Клейменов, Д. Галданова и др. Так же при написании работы использованы коллективные монографии, например, «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты» (науч. ред. А. Я. Троцковский) и др. Вместе с тем, проблематика и значимость данных вопросов обуславливают необходимость новых исследований в данном направлении.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав и заключения.
В конце приведен список использованной литературы и нормативных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Устойчивость территориальной системы представляет собой качество, характеризующее ее способность противостоять негативным внешним факторам посредством укрепленного нынешнего и будущего потенциала.
2) Механизм управления устойчивым развитием сельских территорий представляет собой сложносоставную систему, включающую в себя административно-правовые, экономические, социальные и др. методы и инструменты.
При этом лишь совокупное использование данных методов и инструментов позволяет говорить о действенном механизме управления устойчивым развитием сельских территорий.
3) Сельские территории как экономическая подсистема региона играют важную роль в экономике региона в целом.
При этом лишь устойчиво развивающиеся сельские территории влияют на экономику региона положительно, посредством производства сельскохозяйственной продукции, создания рабочих мест и т.д.
Неустойчивые сельские территории, будучи убыточными, наоборот, тянут экономику региона вниз.
4) Алтайский район, развитие которого выбрано в качестве предмета исследования, с одной характеризуется такими позитивными факторами, как удобное географическое (транспортное) расположение, наличие значительных рекреационных ресурсов и т.д.
С другой стороны, район испытывает такие проблемы, как депопуляция населения, снижение предпринимательской активности населения и др.
5) Развитие жилищной сферы является важным залогом стабильного и устойчивого развития сельской территории.
Государственное и муниципальное управление жилищной сферой сельских территорий направлено на решение таких задач, как увеличение обеспеченности жителей жильем (что в первую очередь достигается увеличением жилищного строительства), а так же повышением доступности жилья.
Данная задача реализуется посредством увеличения доли жилья экономического класса (т.е. жилья, приобретение которого доступно значительной части населения сельской территории) в общем жилищном фонде района, неукоснительным исполнением государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, развитием института ипотеки и т.д.
Кроме того, Алтайский район характеризуется ростом официально зарегистрированной безработицы (очевидно, что и неофициальной так же), относительно невысоким уровнем средней заработной платы, низкой обеспеченностью населения медицинскими и педагогическими работниками. Особенно тревожной является ситуация именно в сфере образования.
6) Стабильное социально-экономическое развитие сельского муниципалитета, даже при наличии множества негативных факторов, может быть обеспечено посредством «точечного» воздействия на определенные сферы, в частности, привлечение инвесторов.
7) Природные ресурсы сельской территории выступают важнейшим средством обеспечения его социально-экономического развития.
Вместе с тем, управление такими ресурсами и извлечение из их использования доходов осложняется как объективными факторами, связанными с необходимостью соблюдения природоохранных требований, так и субъективными факторами, обусловленными отсутствием внятного подхода к сущности такого управления.
Особую роль играют вопросы охраны окружающей среды. Экологическое благополучие сельской территории напрямую влияет на развитие сельскохозяйственного производства, а так же на эффективность использования рекреационных ресурсов.
8) «Базисом», призванным реализовать задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий должно выступать наличие отлаженной системы муниципального управления.
Именно такая система, состоящая из квалифицированных и опытных муниципальных служащих должна решать конкретные проблемы, присущие тому или иному сельскому муниципалитету – нехватка педагогических, медицинских и т.д. кадров, низкая инвестиционная привлекательность, отток молодежи, слабое развитие предпринимательской инициативы и т.д.



1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.04.2018).
2. Баландин Д.А. Совершенствование управления устойчивым развитием сельских территорий / Д.А. Баландин. – Екатеринбург, изд-во ИЭ УО РАН, 2014. – 199 с.
3. Галданова Д.Д. Устойчивое развитие экономических систем: потенциал, сущность, факторы (региональный аспект) / Д.Д. Галданова. Дисс. канд. экон. наук. СПб, 2003. – 182 с.
4. Клейменов Д.С. Совершенствование управления развитием сельских территорий / Д.С. Клейменов. – Дисс. канд. экон. наук. – Воронеж, 2016. – 166 с.
5. Круш З.А. Антикризисное управление финансами / З.А. Круш. – Воронеж, изд-во ВГАУ, 2013. – 216 с.
6. Меняйкин Д.В. Понятие и сущность сельских территорий / Д.В. Меняйкин // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. - № 4. – С. 113-116.
7. Оптимизация стратегических параметров устойчивого развития пред- приятия аграрной сферы / Коллектив авторов. Под ред. А.К. Камаляна.// Воронеж: ВГАУ, 2013. – 358 с.
8. Попов Р.А. Антикризисное управление / Р.А. Попов. – М.: Высшая школа, 2005. – 342 с.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года. - http://www.kremlin.ru – (Дата обращения 16.04.2018).
10. Прохорова Л. В. Устойчивое социально-экономическое развитие села в условиях вступления России в ВТО. Л. В. Прохорова. - Челябинск : ЧГАА, 2013. – 88 с.
11. Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты / Коллективная монография. Науч. Ред. А. Я. Троцковский. Барнаул. Изд-во Алт. Ун-та, 2013. – 330 с.
12. Экономическая безопасность России / под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Городец, 2014. – 922 с.
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru. – (Дата обращения 16.04.2018).
14. Бородин А.И., Киселева Н.Н. Региональные экономические системы и их устойчивость / А.И. Бородин, Н.Н. Киселева // Вестник Удмуртского университета. – 2013. - № 2. – С. 42-47.
15. Казаченко Л.Д. Регион как социально-экономическая система / Л.Д. Казаченко // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. - № 3. – С. 85-91.
16. Газизов Р.М. Сельские территории: понятие, типология, функции / Р.М. Газизов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2013. - № 2. – С. 74-80.
17. Тихий В.И. Малые города в современной стратегии пространственного развития региона / В.И. Тихий // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 16-19.
18. Филиппова Е.Н. К вопросу о современных проблемах сельских территорий / Е.Н. Филиппова // Вестник АГАУ. - 2012. - № 3. - С. 119-123.
19. Протокол заседания Общественного совета при Министерстве строительства, транспорта и ЖКХ Алтайского края от 30 марта 2018 года // Официальный Интернет-сайт Правительства Алтайского края. URl: http://www.altairegion22.ru. – (дата обращения - 01.06.2018).
20. Кочеваткина Э.Ф. Инвестиционный климат муниципального образования в системе факторов, формирующих новое качество трудовых ресурсов / Э.Ф. Кочеваткина // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. - № 4. – С. 73-90.
21. Синицкая Н.Я. Государственное и муниципальное управление природными ресурсами / Н..Я. Синицкая. – Архангельск: изд-во САФУ, 2013. – 240 с.
22. Шувалова Е.Н. Особенности управления муниципальными земельными ресурсами / Е.Н, Шувалова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2014.- № 4 (139). - С. 34.
23. Официальный Интернет-сайт Администрации Алтайского района Алтайского края URl: http://altadm.ru. – (дата обращения - 01.06.2018)
24. Официальный Интернет-сайт Министерства сельского хозяйства Алтайского края: URl: http://www.altagro22.ru – (дата обращения - 01.06.2018)
25. Официальный Интернет-сайт Минтрудсоцзащиты Алтайского края URl: http://www.aksp.ru – (дата обращения - 01.06.2018)
26. Официальный Интернет-сайт Минтрудсоцзащиты Российской Федерации https://rosmintrud.ru – (дата обращения - 01.06.2018)
27. Официальный Интернет-сайт Министерства строительства, транспорта и ЖКХ Алтайского края. URl: http://sgd22.ru (дата обращения - 01.06.2018)
28. Официальный сайт Министерства экономического развития Алтайского края. URl: http://www.econom22.ru/(дата обращения - 01.06.2018)
29. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. . URl: http://www.gks.ru (дата обращения - 01.06.2018)
30. Байнова М.С. Управление земельными отношениями на муниципальном уровне / М.С. Байнова // Государственный советник. - 201. - № 3. – 199 с.
31. Инвестиционный паспорт Алтайского района Алтайского края Официальный Интернет-сайт Администрации Алтайского района Алтайского края URl: http://altadm.ru. – (дата обращения - 01.06.2018)
32. Скульская Л.В. Современные условия развития сельских территория России / Л.В. Скульская // Научные труды Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2015. - № 4. – С. 201-212.
33. Скульская Л.В.. Сельский туризм и народные промыслы как дополнительный источник дохода сельского населения. – М.: Макс-Пресс, 2014. – 144 с.
34. Ушачев И.Н. Основные направления социально-экономических исследований в аграрном секторе России / И.Н. Ушачев //АПК: экономика, управление. - 2014. - № 4. – С. 73-79.
35. Адулов Р.Н. Формирование личностно ориентированной модели управления сельскими территориями / Р.Н. Адулов //АПК: экономика, управление. - 2014. - № 8. – С. 37-42.
36. Денисов В.И. Приоритеты совершенствования аграрной политики в России / В.И. Денисов// Экономическая наука современной России. - 2016. - . № 2. – С. 55-59.
37. Иванова В.В.Реструктуризация продовольственного комплекса / В.В. Иванова // Экономист. – 2016. - № 3. – С. 33-41.
38. Репина А.А. Проблемы развития сельских территорий и пути их решения / А.А. Репина // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. – 2014. - № 2. – С. 22-28.
39. Гогмачадзе Г.Д. О некоторых проблемах экологии сельского хозяйства / Г.Д. Гомчадзе // АгроЭкоИнфо. - 2015. - № 1. - С. 2-7.
40. Хагуров А.А. Современное российское село: проблемы и перспективы развития / А.А. Хагуров. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 673 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ