Практическая часть работы сделана на примере Омской области.
Введение 3
1 Теоретические основы приватизации в отрасли культура и искусство 5
1.1 Сущность приватизации муниципальной собственности 5
1.2 Роль приватизации в формировании муниципальной собственности 8
1.3 Особенности приватизации в отрасли культура и искусства 15
2 Приватизация в отрасли культура и искусства Омской области 22
2.1 Порядок процесса приватизации в Омской области 22
2.2 Реализация процесса приватизации в Омской области 25
2.3 Проблемы приватизации объектов культуры и искусства 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
В процессе формирования имущества муниципалитетов после распада Советского союза осуществлялись процессы приватизации и муниципализации. Массовая приватизация имущества привела к тому, что наиболее прибыльные предприятия перешли в частные руки, в результате муниципалитеты потеряли наиболее стабильные и долгосрочные источники дохода. Муниципализация, наоборот, привела к переходу убыточных организаций, в основном социального и культурного значения, в собственность местных властей, что еще более усугубило финансовое положение муниципалитетов. Данные объекты находились в плачевном состоянии и требовали значительных затрат на их восстановление, которых у местного бюджета не было.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время основным источником восстановления объектов культуры и искусства являются частные инвестиции, которые возможно привлечь посредством приватизации. Сложность приватизации таких объектов обусловлена законодательным закреплением обременения по восстановлению памятников культуры и их охране.
Цель курсовой работы заключается в исследовании специфики процессов приватизации в отрасли культура и искусство.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы приватизации в отрасли культуры и искусства;
2. рассмотреть организацию приватизации в Омской области;
3. рассмотреть организацию приватизации объектов культурного наследия в Омской области.
Объектом исследования курсовой работы выступает имущество Омской области.
Предметом исследования является процесс приватизации объектов культуры и искусства.
В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: методы анализа литературы, анализа нормативно - правовой документации по теме дипломной работы, сравнения, обобщения, и др.
Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных специалистов в области государственных и муниципальных финансов, справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Приватизацией является передача в частные руки государственной и муниципальной собственности. Имеет место возмездная и безвозмездная приватизация. Массовая приватизация муниципальной собственности началась в 1991 году, после распада СССР.
Начало формирование муниципального имущество связано с распадом Советского Союза, когда существовала только государственная собственность. С 1992 года начинается массовая приватизация государственного имущества, которое привело, что большая часть крупных, прибыльных государственных компаний было распродано по стоимости ниже их реальной цены, по причине этого местные бюджеты потеряли значительную долю долгосрочных источников дохода. Одновременно происходила муниципализация, сутью которой была передача местным органам власти убыточных объектов социально-культурного значения. Муниципализация привела к увеличению расходов местных бюджетов на их восстановление. Третий этап начался в 2003 году. Ему характерна муниципальная реформа, разделившая управление муниципальным имуществом на два уровня. Так же было закреплено целевое использование имущества муниципалитетов, сформирован состав муниципального имущества.
Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» устанавливается ограничение на приватизацию культурного наследия народов РФ. Приватизация других объектов культуры возможно при сохранении культурной деятельности, оказания услуг, обеспечения сложившегося числа рабочих мест и др. требований.
Нормативное регулирование процесса приватизации в Омской области осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», главой 8 Закона Омской области от 6 июля 2005 года № 652-ОЗ «Об управлении собственностью Омской области», постановлением Правительства Омской области от 24 ноября 2004 года № 82-п «Об отдельных вопросах приватизации имущества, находящегося в собственности Омской области».
Приватизация памятников культуры в Омской области осуществляется на двухэтапом конкурсе. Первый этап проводится в виде открытого конкурса. На второй этап переходят все участники первого конкурса, он проводится в виде закрытого аукциона. По результатам проведенного аукциона с победителем заключается контракт, существенным условием контракта является обременение в виде обязанности нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, утвержденного распоряжением Министерства культуры Омской области.
Основными направлениями совершенствования процесса приватизации объектов культуры и искусства является совершенствование правового регулирования процесса приватизации: установление требований к претендентам, усиление контроля выполнения охранных обязательств, установление критерия выбора порядка приватизации объекта.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // Сайт компании «Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
2. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ[Электронный ресурс] // Сайт компании «Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт компании «Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
4. Распоряжение Правительства Омской области от 19 сентября 2018 года № 117-рп «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации собственности Омской области на 2019 - 2021 годы» [Электронный ресурс] // Сайт компании «Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре[Электронный ресурс] // Сайт компании «Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
6. Бабун Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
7. Берлизов М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 200 c.
8. Бондарева Л.В. Государственное управление: Учебное пособие / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
9. Боговиз А.В., Чудинов С.А. Маркетинг в управлении муниципальной недвижимой собственностью/ А.В. Боговиз// Экономика устойчивого развития. - 2014. - № 2 (18). - С. 28-34.
10. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
11. Васильченко Д.Г. Роль местных органов власти в управлении объектами муниципальной собственности/ Д.Г. Васильченко// Регион: системы, экономика, управление. - 2016. - № 2 (33). - С. 124-126.
12. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
13. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
14. Воронцов Н. Д. Актуальные проблемы правового регулирования приватизации объектов культурного наследия // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 337-340.
15. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
16. Захаров Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
17. Звонников В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
18. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2018. - 222 c.
19. Кормишкина Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
20. Липски С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
21. Литвак Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 c.
22. Лифанова И.О. О необходимости использования компетентностного подхода к регламентации и оценке деятельности по управлению муниципальной собственностью/ И.О. Лифанова// МНСК-2017: Менеджмент Материалы 55-й Международной научной студенческой конференции. - 2017. - С. 65-66.
23. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
24. Миронов А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. - М.: Юнити, 2015. - 135 c.
25. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
26. Никонов В.А. Государственное управление имеет значение / В.А. Никонов. - М.: МГУ, 2013. - 88 c.
27. Неустроев А.Н. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью/ А.Н. Неустроев// International Scientific Conference of Young Researchers for Academic Disciplines materials of the I international research and practice conference. Scientific public organization «Professional science». - 2016. - С. 54-63.
28. Официальный сайт Министерство имущественных отношений Омской области [Электронный ресурс] / URL: http://mio.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MIO/opendata.html, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
29. Официальный сайт Инвестиционный интернет-портал Омской области [Электронный ресурс] / URL: http://investomsk.ru/ru/article/privatization-of-omsk-region-property-items, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
30. Омские объекты культурного наследия готовят к приватизации[Электронный ресурс]/ URL: http://omsk.bezformata.com/listnews/omskie-obekti-kulturnogo-naslediya/56274453/, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения 29.05.2019).
31. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. - 96 c.
32. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М, 2015. - 70 c.
33. Рукавишникова С.О. Организация мероприятий по управлению муниципальной собственностью в РФ// С.О. Рукавишникова// Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 154-156.
34. Сысуева А.Н., Шачнева О.С. Приватизация. Контрактизация - как одна из форм приватизации/ А.Н. Сысуева// сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 132-135.