Одна из фундаментальных идей лингвистики второй половины XX в.- идея антропоцентричности языка - порождает интерес исследователей к языковой личности, ее «языковому существованию», моделированию языковой картины мира отдельной возрастной, этнической или социальной группы, что неизбежно приводит к актуализации такого понятия, как языковая компетенция индивида и общества в целом. Причем большое внимание уделяется так называемому «отрицательному материалу», в состав которого включена и детская речь со всеми ее несовершенствами, с иной, чем у взрослых, системой вербальных ценностей, с иным корпусом ассоциативных реакций и коммуникативных стратегий. Детская речь служит чрезвычайно удобным материалом для исследования речи и языка вообще. Ментальные ориентиры детского языкового сознания освещены в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича, С.Н. Цейтлин, И.Н. Горелова, Е.С. Кубряковой, В.К. Харченко.
Актуальность постановки проблемы. Внимание к формированию антропонимии в детском речевом сознании обусловлено особым положением имени собственного в языке. Личные имена, отчества, фамилии, прозвища людей, с одной стороны, являются частью лексической системы языка, функционируют в ее рамках, развиваются по языковым законам. С другой стороны, помимо лексического компонента, имена собственные людей в свое понятийное содержание включают также этнографическую, историческую, социальную, культурологическую информацию [Королева 2000:1]. Изучение особенностей освоения ребенком антропонимического фонда языка позволяет ответить на вопрос, «как именно приобщается ребенок к отработанному тысячелетиями опыту человечества, к процессу речевой деятельности и сложившейся организации отдельно взятого языка» [Кубрякова 1987:13], какие инновационные способы именования человека он предлагает, что, в
3
свою очередь, позволит смоделировать пути дальнейшего развития антропонимической системы языка в целом.
Антропонимы исследуются в самых различных аспектах: ономасиологическом, структурно-словообразовательном, историко-этимологическом, социолингвистическом, лингвокультурологическом, но материалом исследования многих работ становятся онимы, взятые сами по себе, вне их соотнесенности с языковым узусом носителя. Поэтому исследование тенденций формирования личностного антропонимикона и роли самого носителя языка в этих процессах является важным. Детская речь
- это относительно самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственными целями, мотивами, собственным иерархическим строением. Средства этой деятельности внешне те же, что и у взрослых, однако по существу они резко различаются, главным образом, за счет различного функционального использования языковых элементов. Выявление механизмов осмысления, особенностей употребления и производства онимов в детской речи, изучение комплекса имен собственных в речи ребенка, прежде всего его антропонимической сферы, так как усвоение специфики личного имени занимает особое место в становлении языковой личности [Доброва 1989:83], исследование модификации антропонимикона в речевом сознании ребенка представляется нам актуальным.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые осуществляется системный лингвистический анализ детского антропонимикона, всестороннему анализу подвергается система и структура детской антропонимии, в научный оборот вводится новый ономастический материал.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что комплексное описание антропонимического пространства осуществлено в общем контексте речевого и психического развития ребенка во взаимосвязи лингвистических единиц различных уровней. Введенный в научный оборот
4
фактический материал и теоретические выводы послужат дальнейшему развитию антропонимии и лингвистики детской речи.