Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУТАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ» И МЕТОДИКА ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ В КУРСЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №43943

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. КОММУТАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ 10
1.1. Сущность, история создания и практика применения 10
коммутационных устройств в работе электрических цепей 10
1.2. Специфика коммутационных устройств в работе электрических цепей
радиоэлектронной аппаратуры и основные принципы их работы 25
Выводы по первой главе 33
Глава 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОММУТАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ ПО КУРСУ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО 35
2.1 Особенности преподавания электротехнических дисциплин 35
с применением современных коммутационных устройств электрических сетей 35
2.2. Технология организации занятий в СПО по преподаванию курса
электротехники при изучении коммутационных устройств электрических цепей 39
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список используемой литературы 63
Приложение №1 65
Приложение №2


Актуальность. Как свидетельствует практика работы учреждений средне - специального и высшего образования интерес к использованию коммутационных устройств в электрических цепях, за последние годы существенно возрастает. Особенно заметны эти тенденции при организации учебного процесса в системе школьного, средне - специального (СПО) и высшего образования в период изучения курса физики, электротехники и смежных с нею образовательных дисциплин.
При этом опыт организации такой работы существенно обогащается, когда помимо собственно коммутационных устройств используются коммутационные аппараты, сочетающих в себе комплекс разнообразных технических устройств, механизмов и измерительных приборов, что улучшает проведение и организацию различных видов деятельности достаточно большой группы населения нашей страны. На наш взгляд, это вызвано рядом причин.
Во-первых, использование коммутационных устройств электрических цепей с применением электродинамических, электромагнитных и цифровых измерительных приборов способствует совершенствованию всех видов занятий, на которых изучаются основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по естественно - научным и физико-математическим дисциплинам.
К тому же реализация федеральных стандартов, существенно улучшается содержание рабочих учебных программ по физике (комплект которых насчитывает 10 наименований по каждому классу (курсу)), на базе которых исследуется работа с постоянным и переменным электрическим током, организуются занятия по электротехнике, радиотехнике, компьютерным и цифровым технологиям и ряда других энергетических отраслей [17].
Во - вторых, широким внедрением в учебно-образовательный процесс физико-технического, электротехнического эксперимента. Здесь использование коммутационных устройств электрических цепей, позволяет модернизировать организацию всех видов учебных занятий, сформировать у школьников, учащихся СПО, студентов вуза, творческое отношение, интерес к получаемым знаниям, организации научно-исследовательской работы, проведению лабораторных, практических занятий, а также к организации разнообразных видов работ по техническому творчеству.
В качестве таких видов работ выступают, например, занятия в центрах технического творчества (кванториумах), кружках физико-технического моделирования, Летней физико-математической школе и т.п.
Важно учитывать и такой факт, что современная система образования, в том числе учреждений СПО и высшая школа, все чаще опирается на фундамент таких технологий, когда включение новейших разработок, методик преподавания (например, цифровых), должно опираться на современные высокотехнологические (конечно, с позиции сегодняшнего дня) и классические, достаточно несложные электротехнические эксперименты.
Здесь коммутационные устройства играют свою связующую роль, так как объединяют в себе все электротехнические узлы и механизмы как бы в одно целое, одновременно выступая своеобразными центрами управления, контроля и качества работы всей высокотехнологической конструкции - будь то современный персональный компьютер или атомная электростанция.
К тому же главная ценность классических экспериментов, где как раз и реализуется начальные представления о сущности коммутационных устройств электрических цепей, заключается в том, что они проверенны многочисленным отечественным, зарубежным опытом, повседневной практикой работы школьных педагогов и вузовских преподавателей. Именно опыт старших наставников, под руководством которых учащиеся различных возрастных групп могут проверить на своем личном опыте, справедливость действия законов физики, работу коммутационных устройств и электротехнических механизмов приобретает особую ценность для изучения физики и электротехники в учреждениях СПО.
Очевидно, что использование коммутационных устройств электрических цепей, применение электродинамических, электромагнитных и цифровых измерительных приборов в процессе преподавания электротехнических дисциплин играет свою важнейшую, решающую роль еще и потому, что закладывает фундамент прочных знаний, умений и навыков учащихся разных возрастных групп. В будущем,- это гарантия высокого качества профессиональных компетенций не только учителей физики, информатики, преподавателей инженерных, но и массовых рабочих профессий.
Особенно необходимо это делать при подготовке бакалавров- энергетиков, так как сфера электроэнергетики является центральным звеном всей многогранной работы учащихся, студентов, ученых, технических специалистов, работников коммунального, сельского хозяйства, промышленности, оборонных областей, в основе которых лежат фундаментальные знания по физике, электротехнике и компьютерным (цифровым) технологиям.
Более того, как доказывает многочисленная практика, применение ком-мутационных устройств электрических цепей, с использованием электродинамических, электромагнитных, цифровых измерительных приборов в курсе физики и электротехники является важнейшим звеном по подготовке педагогических работников системы дошкольного, школьного, среднего, высшего, дополнительного образования, независимо от сферы их предстоящей деятельности.
Учителям гуманитарного цикла, как и физикам - информатикам, математикам, важно понимать, что такое коммутационные устройства электрических цепей, выявить все их многообразие, определить принципы работы.
Исходя из этого, разобраться в основных видах коммутационных устройств, а позднее и приборов, их назначении, особенностях работы, способов взаимодействия между собой, возможностей по реализации разнообразных функций, например, регулирования, управления, устранения неисправностей. Размышляя далее, становится более понятным, в чем сущность электронного документооборота, способов правильного взаимодействия, с современной электронной техникой, необходимость соблюдения правил техники безопасности и т.д.
Естественно, в таком случае, коммутационные устройства электрических цепей - выступают важнейшим звеном целостного освоения физики, радио, микроэлектроники, всей электротехники. Такой подход дает возможность правильно использовать современную компьютерную, проекционную технику на учебных занятиях, активнее принимать участие в проектировании, использовании робототехники, создания беспилотных аппаратов или массового внедрения в современную жизнь общества, цифрового и научно-технического образования.
Очевидно, что все эти, далеко и не полностью перечисленные факторы, свидетельствует о высокой значимости исследования по вопросу «Коммутационные устройства электрических цепей и методика их изучения по курсу электротехника в учреждения СПО» в рамках, как теоретического, так практического описания нашей выпускной квалификационной работы.
Цель работы - анализ современных образовательных технологий реализации курса электротехники с использованием коммутационных устройств электрических цепей в учреждениях образования различного профиля (школа - СПО - вуз).
Задачи:
1. Изучение истории создания, практики применения коммутационных устройств электрических цепей в курсе физики и электротехнических дисциплин, принципов их работы.
2. Определение сущности коммутационных устройств электрических цепей, их описание, возможностей объединения в демонстрационный комплекс, с использованием электродинамических, электромагнитных, цифровых измерительных приборов при организации электротехнических работ и процесса их изучения в СПО и вузе.
3. Анализ особенностей преподавания применения коммутационных устройств электрических цепей, с использованием электродинамических, электромагнитных, цифровых измерительных приборов, курса электротехники в средней и высшей школе.
4. Разработка основных подходов, организации лекционных, лабораторно-практических и других видов занятий в СПО по изучению коммутационных устройств и аппаратов.
В качестве объекта исследования выступают коммутационные устройства электрических цепей, специфика и особенности их работы, возможность комплексного изучения с использованием электродинамических, электро-магнитные, цифровых измерительных приборов, проверка на соответствие их техническому описанию, сферы применения и другие характеристики.
Предметом исследования, в рамках ВКР, выступают образовательные технологии курса электротехники по использованию коммутационных устройств электрических цепей, изучение их устройств, назначения, области применения на учебных, самостоятельных видах занятиях, проведения лабораторных работ в СПО, организации исследовательских видов деятельности с помощью электродинамических, электромагнитных, цифровых измерительных приборов и лабораторного оборудования.
Здесь важно определить контуры, алгоритм, методику организации работы с молодежью, по изучению коммутационных устройств, выявить наиболее прогрессивные (инновационные) из них, которые можно оформить в виде студенческого образовательного проекта (или системы научно - творческих заданий), вынести на обсуждение профессиональной общественности.
Ввиду того, что составными элементами коммутационных устройств, процесс их изучения, часто объединяет в себе использование разнообразных измерительных приборов, то их можно объединить в образовательных целях в единое целое (в виде учебного, демонстрационного, лабораторного комплекса). Это позволяет коммутационные устройства широко использовать при организации учебных занятий в различных видах учебных заведений, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, а их изучение сделать более эффективным.
Данное явление хорошо зарекомендовало себя в опыте кафедры физики ЕИ КФУ, а многолетний опыт их использования, часто выступает, а зачастую и становится центром всей многогранной опытно - исследовательской работы студенческой молодежи.
Важнейшими методами исследования по теме выпускной квалификационной работы (ВКР) выступают анализ, изучение коммутационных устройств, принципов их работы, возможностей применения их в электрических цепях, на основе использования измерительных приборов, стендового лабораторного оборудования, а также области их практического применения при организации учебно-воспитательного процесса учреждений СПО и вуза в процессе изучения курса по электротехнике.
Основные способы и средства исследования, включают в себя: - поиск ответов по изучаемой нами проблеме, в качестве которых выступает анализ научной, технической, учебно-методической, дидактической литературы, материалов научно-практических конференций, интернет ресурсов, технической документации, учебных планов, программ, проведение экспериментов, решение практических задач и оформление всех его результатов в виде студенческого образовательного проекта - ВКР.
Структура ВКР - традиционная. Она включает в себя: введение, две главы по два параграфа, выводов по ним, заключения, списка использован¬ной литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследования по теме «Коммутационные устройства электрических цепей и методика их изучения по курсу электротехники в учреждениях СПО» в рамках требований ВКР, её цель, за-дачи, объект и предмет исследования, а также основные методы и способы исследовательской работы. В качестве основных технических средств изучения коммутационных устройств, предложено использовать традиционную и современную измерительную аппаратуру, возможности Интернет-ресурсов, научно-исследовательских лабораторий и учебных кабинетов.
Содержание первой главы отражает в себе материалы исторического, научно-технического и технологического процессов, связанного с изучением коммутационных устройств, аппаратов, возможностей использования разно-образных измерительных приборов и стендового оборудования (традиционного и инновационного) лабораторий кафедры физики ЕИ КФУ.
Вторая глава дает краткое описание отдельных образовательных технологий и методических приемов (подходов), по организации учебных занятий с учащимися СПО, студентами вуза в изучении коммутационных устройств (аппаратов) курса электротехники и смежных с нею учебных дисциплин, а также решение некоторых (частных) научно-исследовательских, практико-ориентированных задач, по указанным выше проблемам.
В приложении представлены материалы, послужившей основой для проведения лабораторного занятия на тему: - «Исследование возможностей регулируемого стабилизатора питания с цифровым индикатором LM-2596», с использованием традиционной и современной (аналого-цифровой) измерительной аппаратуры», а также материалы (дополнительная информация) Интернет - ресурсов о различных видах коммутационных устройств, аппаратах, применение которых может существенно обогатить методику и технологию проведения учебных занятий в СПО по их изучению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ материалов по изучению коммутационных устройств в деятельности СПО по курсу электротехники показывает, что в современных условиях развития Интернет - технологий изучать коммуникационные устройства и аппараты в учебных заведения СПО можно разными способами.
Например, это может быть такой вариант, когда содержание учебного материала, тематических вопросов распределяется среди всех участников класса (студенческого коллектива). Затем предлагается выбрать способы, формы, методы изучения, характер изложения перед своими товарищами, использования технических средств обучения, содержания индивидуальных, групповых и коллективных видов работы с учащимися...
На педагога, деятельность работников, учащихся профессионально-технических колледжей, лицеев, в данном случае, лежит разработка новой технологии образовательного процесса в СПО.
Она включает в себя выбор новых средств, видов оценки качества знаний, умений, навыков учащихся СПО, переход, например, на накопительную систему баллов, внедрение накопительной балльной или рейтинговой системы оценки результатов обучения и т.п.
Среди множества инновационных элементов такой методики можно назвать, в частности, - разработку нового типа рабочей программы, учебника в книжном варианте, электронной формы учебника, рабочей тетради, дидактических материалов, методических пособий для учителей (мастеров производственного обучения), а также тестов, сборников вопросов и задач, дидактических карточек заданий, WWW - сайтов [9, 17].
Другая технология основана на предположении, что содержание занятий по изучению коммутационных устройств, практики их применения в СПО существенно улучшится, если на уроках широко применять разнообразные измерительные приборы, рассматривая их в качестве составных элементов коммутационных устройств, аппаратов, стендового оборудования, организации научной, опытно-исследовательской работы.
Данный подход мы мотивируем следующими фактами:
1. Анализируя опыт школы, вуза, производственной практики в СПО, мы пришли к выводу, что тема, посвященная изучению коммутационных устройств электрических цепей - есть не что иное как самостоятельная (модульная) единица учебной и рабочих программ в деятельности преподавателя.
2. Одновременно с этим мы предполагаем, что все учащиеся, учителя физики, преподаватели (мастера производственного обучения), студенты- практиканты (будущие выпускники вузов - бакалавры-энергетики) и сотрудники учреждений СПО представляют собой сплоченный, настроенный на решение общих задач, творческий коллектив единомышленников.
3. Естественно, что технология организации занятий в СПО по преподаванию курса электротехники изучения коммутационных устройств электрических цепей в каждом из учебных заведений также будет иметь свою специфику, отражающих опыт, традиции, реализации педагогических инноваций.
Она включает в себя несколько вариантов:
1 вариант - классический. Он представляет собой самостоятельное (возможно, автономное) изучение каждого из видов коммутационных устройств, а позднее и коммуникационных аппаратов, истории их создания, практики применения, эксплуатации, ремонта, других технологических процессов по важнейшему дидактическому принципу, «от простого устройства к сложному аппарату».
Само же понятие «коммуникационные устройства», желательно дать на занятиях по физике в разделе электродинамика, в частности по темам радио, электротехнические устройства, современная микроэлектроника и т.п., что дает возможность приступить к их фундаментальному изучению в курсе электротехника и других, смежных с нею учебных дисциплин.
При желании это можно реализовать, например, на факультативных занятиях или на базе научно-исследовательских кружков технического профи¬ля, детско-юношеского технопарка (детских кванториумов).
Здесь же можно подробно изучать устройство коммутационной аппаратуры, например, промышленных предохранителей, электромагнитных реле, дросселей или полупроводниковых приборов, аппаратов, а также другой техники, разбирая их (буквально), на детали.
Чтобы заинтересовать учащихся, особенно старшего школьного возраста и студентов СПО, на базе образовательных и внешкольных учебных заведений желательно, например, организовать научно-техническую лабораторию по мелкому ремонту бытовой электротехники. В таком случае ребят- активистов и технически одаренных студентов, желательно, привлекать в качестве технических консультантов (помощников) учителя-предметника по физике и мастеров производственного обучения в деятельности СПО [14-15].
2 вариант, - системно-преобразующий. Он заключается в том, что глубокое изучение коммуникационных устройств, а позднее и коммуникационных сложных аппаратов на занятиях по электротехнике, рассматривается комплексно, а в качестве научно-исследовательской задачи, решения технической, педагогической, дидактической проблемы общества, необходимо широко использовать современную измерительную аппаратуру, учебное или промышленное стендовое оборудование.
Возможен и смешанный вариант решения данной дидактической задачи. Здесь мы исходим из того факта, что преподаватель СПО принимает во внимание такой факт, что изучение коммутационных устройств (аппаратов) за ограниченный промежуток учебного времени становится достаточно проблематичным. Поэтому важно использовать на занятиях весь тот передовой опыт, накопленный в изучении коммутационных устройств и аппаратов кур¬са электротехники, а также применения электродинамических, электромагнитных, цифровых измерительных приборов, современного стендового учебного оборудование, накопленного в высшей и средней профильной школе.
Далее дается подробное описание некоторых видов коммутационных устройств, применяемых до 1 кВ, выше 1 кВ и общего назначения, а также разработка методики проведения лабораторного занятия на тему: - «Исследование возможностей регулируемого стабилизатора питания с цифровым индикатором LM-2596», на основе использования традиционной, современной измерительной аппаратуры и лабораторного оборудования [27].
Все это является, на наш взгляд, важнейшими элементами реализации педагогического, научно-технического решения проблемы изучения коммутационных устройств электрических сетей в учреждениях СПО, а также позитивного решения цели и задач, заявленных в ВКР.



1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344с.
2. Волович Г.И. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств. 2-е изд., испр. - М.: Издательский дом «Додэка - XXI», 2007.- 528с., ил.
3. Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. Учеб. пособие для неэлектротехн. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1987.- 319с.
4. Кабардин О. Ф. Физика: Справочные материалы. М. Просвещение, 1991.- 367с.
5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Шефер Н.И. Факультативный курс физики, 9 кл. М.: «Просвещение», 1978.- 207с.
6. Лачин В.И. Савелов Н.С. Электроника: Учеб пособие. - Ростов н/Д: из-во «Феникс», 2000.- 448с.
7. Опадчий Ю.Ф., Глудкин О.П., Гуров А.И. Аналоговая и цифровая электроника (Полный курс): Учебник для вузов. Под ред. О.П. Глудкина. - М.: Горячая линия-Телеком, 2005.- 768с.: ил.
8. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика : Учеб. для 8 кл. сред.шк. - 11-е изд.- М.: Просвещение, 1991. - 191с.
9. Перышкин А.В. Физика 8 кл.: Учебник /А.В.Перышкин, 5-е изд. М.: Дрофа, 2017.- 238с.
10. Поляков В.Т. Посвящение в радиоэлектронику. М.: Изд. «Радио и связь», 1988.- 352с.
11. Резник З.М. Прикладная физика. Учеб. пособие для учащихся по факультатив. курсу: 10 кл. - М.: Просвещение, 1989.- 239 с.
12. Щука А.А. Электроника. Учебное пособие. /Под ред. проф. А.С. Сигова. - СПб.: БХВ - Петербург, 2005.- 800с.: с ил.
13. Энциклопедический словарь юного техника. / Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков.- 2-е изд. - М.: Педагогика, 1987.- 464с.
14. Samedov M.N.O, Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sa- habiev I.A. A study of socialization of children and student - age youth by the ex-press diagnostics methods //Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. -
V. 12, №3. - P. 2711-2722 (дата обращения 23.04.2018).
15. Самедов М.Н. Коммутационные устройства в электрических цепях и специфика их изучения при подготовке бакалавров-энергетиков. //Вопросы педагогики [Текст]: журнал научных публикаций.- №01(январь) / Науч.-инф. изд. центр «Институт стратегических исследований»; гл. ред. А. Н. Зотин. - Москва, 2018.- 138с.
16. Электрический водонагреватель: Руководство по эксплуатации модели «IF», «ID», «IB» //Thermex® (www.thermex.ru).
17. Образовательный стандарт ОУ СПО по электроэнергетике http: //www. school. edu.ru?dok_edu. asp?ob_no=14402
Интернет - ресурсы:
1. Энергетика «История настоящее и будущее»
http;//energetika.in.ua/book-3/part-2/section-5/5-2(Дата обращения 12.04.2018)
2. интернет-магазин «Легор» электротехническая продукция https://www.avtomats.com.ua/1734-kontaktor.html. (Дата обращения 16.04.2018)
3. Мега Обучалка. Гидроэнергетические ресурсы
http://megaobuchalka.ru/6/13743.html(Дата обращения 20.04.2018)
4. Студопедия II Энергетические ресурсы http://studopedia.org/8- 198331.html(Дата обращения 30.04.2018)
5. Учебные материалы Энергетические ресурсы
http://works.doklad.ru/view/8LNrAxVDV6o/all.html (Дата обращения
03.05.2018)
6. StudFiles Электрические аппараты. Коммутационные аппараты до 1 кВ https://studfiles.net/preview/5734027/page:16/(Дата обращения 10.05.2018)
7. Блок электромеханики Коммутационно-защитная аппаратура http://www.electroengineer.ru/2011/06/blog-post_6783.html(Дата обращения 14.05.2018)
8. Пятифан коммутационные устройства
http://5fan.ru/downloadjob.php(Дата обращения 21.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ