ВВЕДЕНИЕ 3
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Сущность и методы государственного регулирования экономики 5
1.2 Функции государственного сектора в экономике 8
2 ОЦЕНКА РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Государственный сектор экономики представлен совокупностью всех организаций и предприятий, а также экономических ресурсов, и организаций, которые ими управляют. Все это является собственностью государства, финансируются из его бюджета и управляют государственными органами, либо специально назначенными людьми. Это один из важнейших элементов структуры современного общества. Государственный и частный сектор экономики тесно взаимосвязаны, однако отличаются принадлежностью средств и результатов производства.
В большинстве работ, посвященных сравнению государственного и частного предпринимательства, обычно обсуждается следующая альтернатива: «государство или частный предприниматель».
Однако подобная постановка вопроса представляется, по меньшей мере, сильно упрощенной. Ведь на нынешнем этапе развития экономики трудно представить какие-либо общественные структуры, в которых государство просто «изгонялось» бы из сферы хозяйственных отношений.
Все вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы «Государственный сектор и его роль в национальной экономике».
Цель работы – рассмотрение государственного сектора и его роли в национальной экономике. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
рассмотреть сущность и методы государственного регулирования экономики;
рассмотреть функции государственного сектора в экономике;
оценить роль государственного сектора в национальной экономике;
рассмотреть эффективность функционирования государственного сектора современной России.
Объектом исследования курсовой работы является государственный сектор. Предметом – роль государственного сектора в национальной экономике.
В процессе написания данной курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Теоретической основой исследования выступила современная научная и периодическая литература.
Постановка и последовательное решение перечисленных задач определяет структуру работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В заключение всего вышесказанного сделаем выводы, что размеры государственного сектора в экономике РФ остаются по-прежнему относительно высокими, а издержки достаточно очевидны.
Во-первых, это приводит к снижению эффективности функционирования рыночных механизмов - нарушению принципа равенства компаний во взаимоотношениях с государством (конфликт интересов собственника и блюстителя равных правил игры), замещению конкурентных механизмов (конкуренция через повышение эффективности или улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции) административным ресурсом и лоббистскими возможностями. Как следствие, экономика начинает «пробуксовывать», что выражается в снижении темпов роста и в усиливающемся технологическом отставании от более успешных стран.
Во-вторых, государство - как абстрактное и неперсонифицированное понятие - является менее эффективным собственником, чем частные структуры, прежде всего в конкурентных отраслях. Возможности менее эффективного хозяйствования определяются особенностями государственной собственности, воспринимаемой обычно в качестве некой коллективной (общей). Механизмы мониторинга за результатами деятельности государственных предприятий, разумеется, не могут предполагать контроля со стороны каждого гражданина. Обычно указанная обязанность возлагается на некоторые ведомства исполнительной власти, тем самым складывается система отношений «принципал - агент», в рамках которой еще больше вопросов возникает при рассмотрении механизмов мониторинга за результатами того контроля, который должны осуществлять указанные ведомства. «Мониторинг мониторов», по существу, вырождается в неэффективную бюрократическую пирамиду многоступенчатого административного контроля и формальной отчетности.
Нельзя однозначно утверждать, что государственные компании априори менее эффективны в сравнении с частными. Однако при прочих равных условиях государству сложнее быть эффективным собственником, чем частному юридическому лицу. Масштабы государственной собственности обостряют управленческие проблемы.
В-третьих, одним из значимых следствий указанных процессов становится неформальное огосударствление частного сектора экономики и появление «частных государственных компаний». Одновременно происходит сужение пространства для частной инициативы, эрозия цивилизованных имущественных отношений, возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто.
1. Федерального закона от 26.12.1995 № 208–ФЗ «Об акционерных обществах», предложения акционера в повестку общего собрания акционеров не принимаются) // [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.03.2017).
2. Постановление Правительства РФ от 04.01.1999 N 1 (ред. от 30.12.2002) «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» // [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.03.2017).
3. Абрамов А., Радыгин А., Чернова М. Компании с государственным участием на российском рынке: структура собственности и роль в экономике // Вопросы экономики, 2016. – № 12. – с. 61–87.
4. Абрамов А., Радыгин А., Чернова М., Энтов Р. Государственная собственность и характеристики эффективности // Вопросы экономики, 2017. – № 4. – с. 5–37.
5. Агирджанов Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики // Молодой ученый. – 2017. – №49. – С. 221–223.
6. Аналитический доклад «Эффективное управление государственной собственностью в 2018 – 2024 гг. и до 2035. – 2018. –53 с.
7. Бабашкин A.M. Государственное регулирование национальной экономики.– М.: Финансы и статистика, 2016. – гл. 3.
8. Балацкий Е.В. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2016. – № 11. – С. 60–65.
9. Бусоедов И. А., Гребенюк Т. А. Эволюция развития госсектора, определение его сущности. Экономические функции государства // Молодой ученый. – 2016. – №25. – С. 255–257.
10. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебное пособие / В.В. Мищенко, И.К. Мищенко. – Барнаул: Изд–во Алт. ун–та, 2013. – 350 с.
11. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / сост. Кислинских Юлия Валерьевна. – Комсомольск–на–Амуре: 120 с.Изд–во АмГПГУ, 2016.
12. Зеленина Н.Л. Трансформация государственной собственности в экономике России // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук МГЭИ, Москва, 2016 – 19 с.
13. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. – М.: Логос, 2016. – 353 с.
14. Карпенко Г. Г. Государственное регулирование экономики: эволюционный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. – 2013.
15. Клейнер Г.Б., Петросян Д.С., Беченов А.Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики 2014. – № 4 – С. 36.
16. Максимова В.Ф., Горяинова Л.В., Куваева М.В., Лигай Г.А., Пашковская М.В., Помаскина О.В. Макроэкономика / Моск. гос. ун–т экономики, статистики и информатики. – М., – 2015. – 75 с.
17. Серстобитова О.В. Проблема экономической эффективности государственного сектора экономики// Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.–практ. конф. № 11. URL: http://sibac.info/archive/economy/9(12).pdf (дата обращения: 14.03.2018).
18. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд–во Московского ун–та, ИНФРА–М, 2015. – С. 128–142.
19. Сухова О.А., Хисамова Э.Д. Государственное регулирование экономики: проблемы и перспективы развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.–практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/economy/9(12).pdf (дата обращения: 14.03.2018).
20. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6 е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2016. – 654 с.
21. ФАС. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 год. М.: Федеральная антимонопольная служба, 2016.
22. Хубиев К.А. Государственная собственность и условия её эффективности (методологический аспект) // Экономист. – 2016. – №1. – С.46
23. Шлафман А.И. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях //Экономические науки. – 2017. – № – 105.– С. 26–28.